Страсти-мордасти, или Скабрезный анекдот от Безрукова.


В Самарской филармонии прошел спектакль «Страсти по Емельяну», где в главной роли играл известный актер Сергей Безруков.

Несмотря на Великий пост, на спектакле был аншлаг. Как просто нас, зрителей, поймать хорошей рецензией на спектакль. Вот написали на сайте Сергея Безрукова и на афише, что антреприза режиссера Безрукова-старшего и актера  Безрукова-младшего «Страсти по Емельяну» поставлена по ранним рассказам Антона Павловича Чехова. Что в спектакле поднимается вопрос прощения, а главный герой не кто-нибудь, а пусть низший, но духовный чин Православной Церкви - дьячок, по-современному псаломщик. И вот он мучается и находит в себе силы простить свою неверную жену. Говорится о всепрощающей любви… При этом в спектакле еще исполняются духовные песнопения. Ну как пропустить такое действие, наполненное большим и чистым искусством? Пусть даже и приехал к нам спектакль в Великий пост… Правда, два слова не давали мне покоя - это «хохмодрама» и «зонги»…            
И не зря! Слово зонги как-то внутри меня само по себе переделывалось в зомби: вот зомби - и все тут. С первых же реплик актеров, неестественных и фальшивых, хотелось покинуть зрительный зал. Но фальшь в игре - это было только начало, так сказать, цветочки. После этого уже легко было буффонадно изобразить таинство венчания, затем просто ухихикиваться над написанием записочек о здравии и о упокоении… Так «смешно» же, так «забавно» путать имена мертвых и живых, и cмеяться, смеяться долго, чтобы публика тоже поддержала. А публика сначала недоумевала, потом поняла, что думать и недоумевать на этом спектакле не надо, а следует просто ржать. Вот, оказывается, что такое хохмодрама, не зря же в рецензии предупреждали!
Актеры сыплют шутками из анекдотов типа - «сиди, я сам открою», или «не ого-го - а ключ от собора…» Такого переплета пошлости с религией я еще не видела! На сцене декорации с изображениями церкви, образов - и на их фоне происходит гнусность за гнусностью... Даже доходит до превращения одного из героев в «голубого», что вызывает восторг у публики и смех. Ну как так можно, только что шутить «ниже пояса» - и тут же начинать картинно молиться, креститься и еще петь скорбные песни о Руси? Кстати, эти песни в афише и названы «зонгами» по брехтовской теории театра, а на самом деле это были духовные песнопения. Тексты песен написаны членом Союза писателей России, известным автором духовных стихов и песен иеромонахом Романом (Матюшиным), который сейчас не поддерживает никакой связи  с миром, молится Господу в монастырской обители и сделал исключение только для группы Сергея Безрукова, общался с ними записочками. Знал бы иеромонах Роман, среди какого срама будут звучать его песни, не общался бы с миром даже записочками…
А бедный Антон Павлович Чехов, ведь он так ненавидел пошлость, в каждом своем произведении боролся с нею. А вот, поди же, приписан к такой скабрезной постановке, хотя от Чехова в этом спектакле ничего не осталось. Антон Павлович очень бы удивился, если бы узнал, что вся эта сборная солянка - по его произведениям. Я не ханжа, но порой на сцене был просто шабаш…
В антракте я спустилась в гардероб и увидела, что массового ухода публики со спектакля нет, только три-четыре человека спешили уйти.  Все они были едины во мнении, что игра актеров неестественна, что на тему религии нельзя говорить так вульгарно, как позволили себе режиссер и актеры. Один из зрителей сказал, что от этого «спектакля о вере и прощении» хочется убежать быстрее из театра на свежий воздух!
Кстати, о прощении жены-изменщицы действительно пойдет речь в самом конце действия, но до этого «дьячок»-Безруков измучает свою жену укорами в изменах, будет обзывать ее мерзавкой, стервой, чертихой, будет бить… Странная какая-то «всепрощающая любовь», которую нам обещали в анонсе и которой так хотелось поучиться!
Большинство зрителей, понятно, пришли не на спектакль, а на любимого актера Сергея Безрукова… Но то, что на этот раз делал на сцене Народный артист, даже игрой-то нельзя назвать, так - говорил свои реплики, а потом пел в микрофон под фонограмму песни, которые среди всего этого канкана были неуместны и выбивались из контекста. Может, такого эффекта, вроде как «жизнь многолика», и пытались достичь создатели постановки, ну и передавали бы себе через какие-то другие образы. Зачем обязательно брать церковного человека? Ну взяли бы какого-нибудь «чеховского интеллигента» или простого мужика Емелю. Нет - надо посмеяться над церковнослужителем, втоптать его в грязь и вынести на сцену кощунство… Мне было грустно смотреть, как насмехаются над крестным знамением, которое защищает и оберегает верующих Православных людей, и делают из этого балаган...
Зрителям все это очень нравилось, будто им вбили в голову, что пошлость - это норма жизни, и они уже не хотят с этим спорить, а все дружно в конце спектакля кричат «браво!» и «талант!». А некоторые чувствительные дамочки даже вытирали слезы от избытка чувств и неслись с букетами цветов на сцену…
На поклоне было видно, что все-таки Сергею Безрукову было несколько не по себе, он морщился от криков «браво!», было видно, совесть ему все-таки не давала покоя, потому что он понимал: цветы-то получать не за что… А вот взял бы да упал на колени и крикнул бы:
- Любезная публика, я тебя так надул, подсунул тебе тусклое стеклышко вместо брильянта, а ты мне еще «браво» кричишь! Прости меня!
И это была бы, наверно, его самая лучшая роль. Если, конечно, сыграл бы ее без фальши…

Ольга Круглова
Фото автора.
25.03.2010

    Жаль,что актёры приезжают «на халтурку», с «чёсом».

    Да, добрались до настоящей литературы и перекраивают её на современный лад! Посмотрела сериал «Сибирочка» по одноименной повести русской замечательной детской писательницы Лидии Чарской. Так как с ее творчеством я уже была знакома, меня насторожили пошлые сцены в фильме…Взяла с полки повесть «Сибирочка» и прочла ее…Как я и предчувствовала — там нет и намека на пошлость ни детскую, ни взрослую… ни единого гнусного слова! А просто зритель уже приучен к пошлости, и по мнению современных создателей фильмов, без этого фона их «творения» не будут интересны! Вот и рушат всё чистое, назидательное…и довольны все, за исключением немногих (всего четырех, ушедших со спектакля).

    Зачем приходить в театр во время Поста? Это и есть ханжество, от которого открещивается автор статьи. Сюжеты спектакля действительно взяты из Чехова, и эти рассказы далеко не однозначны. Автор пишет, что от Чехова ничего не осталось, и приводит однозначно чеховские сюжеты. Создается ощущение, что она Чехова не читала. Из-за таких статей православных считают невежами.

    Зачем приходить в театр во время Поста? Затем, что театр приехал во время Поста — другого времени не нашел, и журналисты часто ходят в театр не по своей прихоти, а по работе. Рассказы Чехова действительно неоднозначны, но они тонки. То, что у классика передается на полутонах, в спектакле было грубо и вульгарно. Чехова я люблю, и мне горько и обидно, что его рассказы были так представлены.

    Мир всем!
    Во 1-х, всепрощающей любви, как бы не хотелось, в театре можно не искать. Не православное это искусство по сути своей, изначально.
    Во 2-х, мне очень интересно, сколько стоил самый дешовый билет? Предположу, что не менее 500 руб. А многие из нас способны зайти в храм и положить в церковную кружку 500 руб и больше? Ведь нет же, жмемся! На церковь жалко, а для любимого актера ничего не жаль! Бабушки с подносами ходят, а там все десятки, да мелочь, видели? А в сельских приходах, которые просто вопиют о помощи со страниц «Благовеста», как были бы рады, если бы раз в месяц получали денежный перевод от парочки театралов, согласившихся отказаться от похода в театр в пользу храма.
    Не стоило вам, Ольга, ходить в театр в пост. Сами искусились и других в искушение ввели. Кто на спектакле не был, тот вашими глазами его посмотрел, да еще и осудил за компанию.

    Маргарита, а также все, кто рад осудить Ольгу Круглову за «хождение в театр в пост».
    Ну почему театр — искусство не Православное??? Его вполне можно наполнить Православным сожержанием и сыграть пьесу, в которой действительно будет Любовь, чистота, а актеры могут использовать свой талант для того, чтобы заставить душу человека плакать чистыми слезами и захотеть измениться, быть ближе к Богу…
    Второе. Есть явление — и журналист его анализирует. Не осуждает, вовсе нет, — а пытается осмыслить с Православных позиций, предостеречь от пошлости — только и всего.
    Маргарита, журналисты не выбирают, когда и куда им идти — у них есть задание, и они идут его выполнять. Ну вот иногда их подстерегают такие искушения. И деньги тоже за просмотр спектакля не платят, прессу пропускают по пригласительным.

    Грустно что такой спектакаль вообще был…А тем-более в Великий Пост..

    Очень больно было читать о том, в чём принимал участие такой актёр как Сергей Безруков. Мне он очень нравился, я считала его порядочным человеком. Но, видимо, в наше время у всякой порядочности есть свои рамки.

    На спектакле была вчера. Удивительно, что мое мнение полностью созвучно с Ольгой. Спектакль не понравился, мягко говоря. Решила почитать мнение поклонников. Получается, что не показалось.

    29 октября 2010 года.
    Гостья Санкт-Петербурга

    Краснодар. Сегодня купила билеты решила почитать и что… после всего прочитанного сдавать билеты обратно? Неужели все настолько плохо?!

    Смотрел Емельяна сегодня в Новосибирске. Ушел после первого акта. Может и зря. В этом спектакле все органично: глупый спектакль, глупый персонаж и глупый актер.

    Согласна с Викторией и линой!

    Прочитала статью, отзывы, и на душе стало легче от того, что я не одна. Подписываюсь под каждым словом. В течение всего спектакля ощущала дискомфорт и раздражение, хотелось уйти, но все ждала: вот сейчас что-то произойдет, изменится. Занавес закрылся и … о… ужас! Еще большая глупость и кощунство — тень «распятого» Емельяна. После этого спектакля отношение к «творчеству» Безруковых — глупость и бездарность!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru