Апокалипсис гл.5 гл.6


Глава 5


Ст. 1. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

Ст. 2. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?

Ст. 3. И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.


Под книгой разумеют Божие всеведение и бездну судеб Божьих. Некогда Господь обличил человека за неразумные речи о Его Промысле (см.Иов. гл.38-41), а "был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла" (Иов.1.1). Поэтому никакое тварное естество не может даже посмотреть в такую книгу.


Ст. 4. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

Ст. 5. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Один из старцев напомнил Иоанну о пророчествах Моисея и Исайи, что Иуда есть лев непобедимый и что изыдет жезл из корня Иессея (отца Давида) и процветет (см.Быт.49.9;Ис.11.1).

Ст. 6. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
Вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; те семь - это очи Господни, которые объемлют взором всю землю (Зах.3.9;4.10).


Под именем рога обычно понимается сила и власть. Однако лев от колена Иудина сражается не убийством, а кротостью и смирением; враги Его падают в ямы, изрытые ими самими для невинных страстотерпцев.


Ст. 7. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Ст. 8. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

Ст. 9. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени.

Ст. 10. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Вся тварь, порабощенная человеком суете, воздыхает и жаждет своего освобождения (см.Рим. 8.19-22); при открытии этой таинственной книги она надеется получить известие о побеждении всеобщего врага - тления и смерти.


Гусли есть звучное песнопение их душ. Чаши, полные фимиама, означают их святое житие.
Души, освободившиеся от пристрастия к земному и прилепившиеся к небесному, сделаются царями, ибо они царствуют истинно над собою и всеми существами. Они сделаются священниками, которые непрестанно приносят жертвы хваления. Они царствуют не только на небе - их царство начинается еще в жизни на земле.


Ст. 11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч.

Ст. 12. которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
И воссел Ветхий днями... престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан.7. 9-10).
Беспорочный Агнец, закланный, принесший себя в жертву по Своей любви к людям, достоин Един получить могущество владычное, ибо оно подобает Ему, как Богу, по своему предвечному рождению; и по человечеству, как второму Адаму, Верному Отцу до смерти и получившему венец жизни (см.Откр.2.10).

Ст. 13. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

Ст. 14. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Все творение, имеющее представителей в четырех животных, приносит и благодарение четвероякое: подобный льву приносит державу; подобный тельцу - честь; подобный человеку воздает славу и подобный орлу парящему - благословение. Они начинают и оканчивают песнословие потому, что они представляют собою все, что есть вне Бога. К Серафимам присоединяются двадцать четыре старца, потом Ангелы, и составляется едино стадо, воздающее хваление Единому Пастырю. С таким торжеством Агнец принимает книгу для разрешения печатей и открытия тайн.


Глава 6


Ст. 1. И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Ст. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.


Белый цвет означает победу, поэтому и сидящий на белом коне изображает победителя: и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня (Ис.49.2). В другом месте (41.2) пр. Исаия говорит: Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром.
Этот всадник употребляет стрелы свои на обращение язычников. История первых веков христианства повествует, как рассыпал сей Победитель стрелы из лука Своего и чем побеждали язычников гонимые христиане: стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем (Песн.8.6-7).


Ст. 3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Ст. 4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам (Ин.14. 27). Имеющие любовь к Богу и ближнему имеют мир Христов, а имеющим такой мир не страшны ни гонения, ни пытки, а смерть - приобретение (см.Флп. 1.21).

Ст. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

Ст. 6. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Вороной конь, как понимают некоторые, значит учителей заблуждений, от толкований которых производятся различные помрачения. Мера в руке всадника означает, что оскудело человечество сосудами благодати Святого Духа по сравнению с первыми веками христианства.
Елея же и вина не повреждай. И это значит, что до второго Пришествия Христова не отнимется от болезнующего грехами человечества вино утешения, смешанное с елеем сострадания, возливаемое Милосердным Самарянином на открытые покаянием раны страдающей человеческой души.


Ст. 7. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

Ст. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
Убить духовно - значит разрушить жизнь души человека ложным учением, худыми примерами жизни, любовью к самому себе и похотями, этими свирепыми зверями для души.


Ст. 9. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Ст. 10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Ст. 11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
Понимание этих стихов Откровения связано со стихами 4-5 главы 3-й и со стихами 13-17 главы 7-й. Во все времена стремящиеся к Свету (см.1Ин.1.5) тем самым свидетельствуют о стремлении образа к своему Первообразу. И если земная жизнь Первообраза была сопряжена с трудом проповеди, гонениями, потом, кровью и Крестом, то богоуподобление на земле и есть неропотное несение своего креста до крови и смерти. А белые одежды - это одеяние будущего века для свидетельствовавших о Боге в этой жизни.


Ст. 12. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Ст. 13. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Ст. 14. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

Ст. 15. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор.

Ст. 16. и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца.

Ст. 17. ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Не от этих ли искушений обещал Господь уберечь Филадельфийскую Церковь, шестую по счету посланий Его Церквам?
Под образным пророческим языком скрывается не менее таинственный смысл. Под землетрясением обычно понимается изменение существующего порядка вещей; солнце означает жизнь; луна - отражение этой жизни в чем-либо; звезды - ярких личностей, властителей умов и сердец; небо - завесу над тайной, преграду; горы и острова означают некие незыблемые основания.


Не иначе как безумным можно назвать стремление отгородиться бренным веществом от обоюдоострого духовного меча. Однако описываемые здесь события - прямое следствие неизбывного желания людей вложить свои души в ускользающее тление.
Замечательно выражение от гнева Агнца. Кто же боится гнева кроткого Агнца? Семь рогов Его никого не поражают. Если бы сказали: от ярости льва Иудина, то это было бы, понятно, страшным. Но сказано: от гнева Агнца. Так кротость и истина становятся ужасной казнью для нераскаянных: нераскаянные дела их предшествуют им, пылая деревом, сеном и соломою (см.1Кор.3.12) от кроткого взгляда Христа. Этот гнев ужасен! Грешник страшится и бежит, никем не гонимый. Душевные мучения гораздо страшнее мучений телесных - это червь, никогда не усыпающий.


Итак, взыщите Господа... может быть, вы укроетесь в день гнева Господня (Соф.2.3), пока не пришел день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью... когда потрясется небо и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его (Ис.13.9-13).

01.11.2011

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru