Апокалипсис гл. 21-22


Глава 21
Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
Ст. 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
Прежние небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2Пет.3.10).
На основании этих слов апостола некоторые древние толкователи думали, что настоящий мир будет совершенно уничтожен и что Бог создаст новый. Но из слов ап. Павла (Рим.8.21) видно, что мир не будет совершенно уничтожен, а лишь обновлен и перерожден посредством огня к лучшему. От настоящего видимого мира отнимется все греховное, а потому подверженное тлению и непостоянное.
Об этом именно изменении и говорит ап. Петр, сравнивая очищение мира огнем в последнее время его существования с прежним очищением его через всемирный потоп.
И волнующегося житейского моря уже нет.
Этот новый Иерусалим и есть, по мнению толкователей, Царство Небесное, сияющее красотой и великолепием и имеющее снизойти на обновленную землю от Бога с небес.
Ст. 3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
Ст. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
Небесный голос объясняет значение нового Иерусалима, что он есть истинная скиния, истинная Церковь Христова, образ которой был показан Моисею. Здесь будет пребывать Сам Бог с благоугодившими Ему людьми, как некогда пребывал с древними израильтянами в скинии свидения. Но настоящее пребывание Бога с людьми будет не похоже на прежнее Его общение с ними. Прежде достойные и святые люди беседовали с Богом под различными образами или же чувствовали Его близость к себе верою и сердцем. Здесь, в Царстве Небесном, нет никаких покровов, никакого образа, скрывающего Божество; здесь присносущный свет Божий прямо освятит душу человека. Все страдания святых, достойных Христа, оканчиваются в здешней жизни, и все труждающиеся и обремененные упокоятся в Нем (см.Мф. 11.28).
Ст. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
Эти слова означают совершенное изменение и перерождение видимого мира при конце его существования в лучший вид, как сказано об этом выше.
Ст. 6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
Жаждущими называются люди, которые с верою ищут благодати Святаго Духа.
Ст. 7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Ст. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Св. Андрей объясняет это так, что побеждающий в войне против невидимых демонов, побеждающий все страсти и козни диавольские получит все эти блага, соделавшись духовным сыном Божиим. А все боязливые и не имеющие мужества в борьбе против диавола будут повержены в озеро огненное на вторую смерть.
Таким образом, продолжает кесарийский святитель, "желающий спасения нашего Бог всех обращает нас к наследию благ Своих - и приятным, и скорбным, предлагая нам светлость Вышнего Иерусалима и мрачную и скорбную тесноту огня геенского, дабы делали мы добро, пока есть время, или по желанию вечной славы, или по страху бесконечного стыда".
Под лжецами толкователи разумеют людей, которые исходя из своих чисто земных интересов сознательно выдают ложь за истину.
Ст. 9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
Церковь Христова, или Небесный Иерусалим, называется здесь женою и невестою потому, что она приобретена драгоценною кровью Христа как непорочного и чистого Агнца (см.1Пет. 1.19) и этим самым обручена Христу и соединена с Ним.
Ст. 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.
Ст. 11. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Ст. 12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов;
на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
По мнению некоторых толкователей, под стеной, окружавшей святой город, разумеется не осязаемый нашими чувствами предел, устроенный могуществом и мудростью Бога, или сами могущество и мудрость Божии, недоступные никаким другим силам, ограждающие селения Его славы.
Предел этот, или стена, по мнению таких толкователей, невидим для глаз грешников и потому не препятствует им видеть блаженное жилище праведников, как говорится об этом в притче о богаче и Лазаре (см.Лк.16.23), но в то же время предел непреодолим для всякого покушения перейти за его черту.
Ст. 13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
Ворота, обращенные ко всем странам света, означают, что вход в Царство Небесное открыт для всех верующих людей, живущих во всех странах света. Трое же ворот на каждой стороне показывают проповедание и познание Всесвятой Троицы во всех концах вселенной.
Ст. 14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
Двенадцать оснований стены города с именами апостолов, которые, будучи основаниями Церкви земной, служат в то же время основаниями Церкви Небесной, Небесного Иерусалима, по слову Господа, сказавшего первоверховному из них: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф.16.18), что относится и ко всем апостолам, как получившим от Бога одинаковую власть вязать и решать дела людей (см.Мф. 18.18).
Ст. 15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.
"Не людьми, а Ангелом измеряется город, ибо по чистоте и мудрости их им известны величие и благолепие вышнего города", - говорит св. Андрей Кесарийский.
Ст. 16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.
Ст. 17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.
Этим измерением показывается, что пространственные координаты в преображенном мире останутся теми же, какими их сотворил Бог в начале творения.
Ст. 18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Ст. 19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями:
основание первое - яспис, второе - сапфир, третье - халкидон, четвертое - смарагд,
Ст. 20. пятое - сардоникс, шестое - сердолик, седьмое - хризолит, восьмое - вирилл, девятое - топаз, десятое - хризопрас, одиннадцатое - гиацинт, двенадцатое - аметист.
Двенадцать драгоценных камней, украшающих основания города, как и самые эти основания, означая двенадцать апостолов, указывают в то же время на отличительное свойство или достоинство каждого из них.
Ст. 21. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
"Двенадцать ворот - двенадцать учеников Христовых, через которых мы познали дверь и путь жизни; они же и двенадцать жемчугов, получающие блеск от единого многоценного жемчуга - Христа", - учит св. Андрей.
Ст. 22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
Души праведных, облеченные прославленными телами, будут воспринимать непосредственное впечатление величия Божия. Как говорит апостол Павел, святые узрят Бога лицом к лицу (1Кор.13.12).
Ст. 23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец.
Ст. 24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
Некоторые толкователи под спасаемыми народами разумеют всех вообще людей, достойных спасения, а под царями земными - людей, которые воцаряются на земле над страстями и заблуждениями и, победив их с Божией помощью, со славою и честью являются в святилище вечного света.
Ст. 25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.
Потому что наступивший восьмой день творения есть вечность.
Ст. 26. И принесут в него славу и честь народов.
Ст. 27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.
Ворота Царства Небесного, однажды отверстые Христом, навсегда останутся отворенными для всех спасающихся народов. И все благоугодившие Христу, все написанные в книге жизни войдут в Царство Небесное. Но для всего нечистого и оскверненного, для людей порочных и развратных, пренебрегающих верой, истиной, святостью законов Божиих, воздающих твари честь, принадлежащую Одному только Богу, и исповедающих и проповедающих ложные учения и заблуждения, - врата Царства Небесного закрыты.
Св. Андрей о постоянном отверстии врат и отсутствии ночи в святом городе говорит так: "День будет там, а не ночь, ибо ночь отделится для грешников".

Глава 22
Ст. 1. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
По Евангелию, река воды жизни означает дары Духа Святого (см.Ин.7.37-39). И здесь также под рекою воды жизни, изливающейся от престола Господа Вседержителя и Сына Божия Иисуса Христа, разумеется неисчерпаемый источник благодатных даров Духа Святого. Если же благодатные дары Святого Духа таковы, что апостолы, получившие их, еще будучи во плоти и в мире, сделались выше плоти и мира, и если по действию Святого Духа, омываемые рекой Крещения в настоящей жизни делаются чище снега, то несравненно высшими совершенствами озарятся души праведников, удостоившихся прямого излияния на них благодати Духа Святого в Царстве Небесном.
Ст. 2. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.
Под древом жизни, приносящим плоды ежемесячно, подразумевается Сам Христос на том основании, что плоды этого дерева дают и поддерживают жизнь непрерывно, как и сами они непрерывны, а непрерывная жизнь есть пребывание в Господе, т.е. бессмертие, которое может дать лишь Один Господь, назвавший Себя таким хлебом, питаясь которым, человек будет бессмертным (см.Ин.6.48-51).
Целительные листья дерева, по мнению таких толкователей, означают не врачество от болезней, которых не может быть в Царстве Божием, а вечное охранение от всех нечистых помыслов и побуждений, которые погубили падших ангелов и праотцев.
Ст. 3. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
Ст. 4. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
Ст. 5. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
Обитателями его будут все небесные силы и святые, сделавшиеся престолом Божиим по упокоении на них Владыки, которые и будут видеть Бога лицом к лицу, по апостолу (1Кор.13.12). Увидеть же Бога - значит иметь в сердце не страсти, а любовь, и печать этой любви будет на их челах. Для них не нужен будет ни свет светильника, ни солнечный свет, так как они сами, по слову Христа, просветятся царем Славы.
Ст. 6. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Единый Бог, Духом Святым говоривший через пророков Ветхому Израилю об имеющем прийти Христе Спасителе, устами апостолов после Пятидесятницы говорит всем желающим иметь право на древо жизни, что необходимо делать, чтобы законно войти в Новый Иерусалим жемчужными вратами. И как жемчуг образуется неприметным образом из ничтожной песчинки, так и прах земной делается Царем и Священником Богу благодатью Святого Духа. И только такими вратами, вратами преображения, входят в Царство Небесное. И посему говорит далее -
Ст. 7. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Для каждого человека концом служит преставление его отсюда. Поэтому необходимо не только слушание, но и делание, которое возможно только в этой жизни.
Ст. 8. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
Ст. 9. но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Достоверность пророчества подтверждает и сам писатель его Иоанн. Подобное свидетельство истинности написанного находится и в Евангелии (см.Ин.19.35). Такое свидетельство ближайшего ученика и друга Господа внушает особенное доверие ко всему написанному им. Иоанн, восхищенный увиденным, как и прежде (см.Откр.19.10), в благодарность Ангелу хотел поклониться ему, но тот, как истинный служитель Божий, мудро отнес это поклонение Богу.
Ст. 10. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.
Суд Божий близок для всех, по слову Христа, сказавшего: бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время... А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Мк.13.33,37).
Ст. 11. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый путь еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
Ст. 12. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Слова Господа, в которых говорится, чтобы неправедный продолжал делать неправду, нечистый же еще сквернился, не означают, что Он одобряет неправду, обиды и осквернения, а указывают лишь на данную Богом человеку свободную волю, нисколько Им не стесняемую. Божественные законы нужны не Богу, а людям, чтобы, сообразовываясь с ними, люди могли достичь богоподобия, которое является подлинным благом для каждого человека.
Желая праведникам преуспевать и возвышаться в праведности, Бог в то же время долготерпит и грешников, ожидая их покаяния и обращения к Нему ввиду воспоминания о близком Его пришествии и о воздаянии каждому по его делам.
Ст. 13. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Говорящий это есть Безначальный, Бесконечный и Вечный Бог.
Ст. 14. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
Если на воротах написаны имена апостолов Христа, специально избранных Им для проповеди и свидетельства об истине, то без апостольского преемства, через которое нас могут достичь дуновение и слова Христа: Примите Духа Святаго (Ин.20.22), войти в город без брачной одежды будет, наверное, трудно.
Ст. 15. А вне - псы, и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
Все исполняющие заповеди Божии, войдя в Небесный Иерусалим учением апостолов, упокоются во Христе, и никакая лукавая сила не сможет уже попрепятствовать таковому соединению. И наоборот, все злые делатели вообще лишены будут святого града.
Ст. 16. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
Господь здесь говорит о том, что именно Он есть ожидаемый всеми Мессия, Воскресением Своим освятивший утро Нового, невечернего Дня.
Ст. 17. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
Церковь и живущий в ней Дух Святой призывают пришествие Сына Божия. И всякий верующий Его словам должен призывать Его пришествие, говоря: да приидет Царствие Твое. А все жаждущие всеобъемлющей благодати Его и достойные ее пусть идут к Нему - ее Источнику, который ни для кого не закрыт в этой жизни.
Ст. 18. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
Ст. 19. и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Св. Андрей говорит об этом просто: "Страшна клятва на извращающих Божественные писания, потому что дерзко их безрассудство, способное отлучить дерзновенных от благ будущего века".
Ст. 20. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Ст. 21. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Заключение
Из предложенного нами толкования Откровения, основанного на учении святых богомудрых отцов и учителей Церкви, с ясностью открывается, что Откровение, при правильном понимании его, сообщает нам много новых характеристик, касающихся последних судеб мира, сравнительно с тем, что открыто об этом в других книгах Священного Писания. Здесь устанавливается связь последних судеб мира со всей историей Новозаветной Церкви; здесь подробно говорится о физических бедствиях и язвах, которые Бог в последние времена попустит для вразумления, и если возможно, исцеления грешного человечества; много сообщается об антихристе и его лжепророке, о некоторых из их чудес, особенно о жестоких гонениях антихриста и борьбе его с Илией и Енохом, которые явятся с проповедью перед вторым пришествием; наконец, много говорится о самом пришествии Христовом, об участи антихриста и всех поверивших ему и о вечном блаженстве праведников в Царствии Небесном.
Из Откровения мы узнаем о последнем времени достаточно для того, чтобы это могло удовлетворить христианскую любознательность и навести мысль верующего на благочестивые размышления, не путая при этом средства с целью. Познавая свою ограниченность деланием заповедей, мы должны довольствоваться только тем, что открывает нам о будущем Священное Писание, понимая при этом свидетельства Писания не своевольно, а согласно разумению святых и богомудрых отцов, твердо помня, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою (2Пет.1.20).
Далее сего устремлять свое любопытство - значит идти путем могущего стать погибельным заблуждения. Но и ограничиваясь тем, что открывает о последних судьбах мира Священное Писание, мы должны интересоваться этим не из пустого и праздного любопытства, а исключительно с тою целью и настолько, насколько это нам нужно для того, чтобы страшный и славный день Второго пришествия Христова не застал нас совсем неподготовленными, по слову Спасителя: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24.42).
21.08.2012
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru