Апокалипсис гл. 19-20


Глава 19
Ст. 1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему!


Ст. 2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.


Ст. 3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков.


Ст. 4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!


Слово аллилуия означает хвала Богу и употребляется при Его прославлении. Словом аминь, которое означает истинно так, подтверждается сказанное.


Аллилуия воссылается Богу троекратно, потому что Бог имеет три Лица, равные между собою по Божественной природе, - Отец, Сын и Святой Дух.


Ст. 5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.


Ст. 6. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель.


Ст. 7. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.


По мнению св. Андрея, браком Агнца называется соединение всех верных со Христом, начало которому было положено в Сионской горнице. Апостолам, а через них всей основанной ими Церкви дан был залог Духа Святого, как имеющим некогда соединиться со Христом в Царстве Небесном.


И действительно, такая Церковь приготовила себя к соединению со Своим Основателем бесчисленными жертвами. При своей бедности эта Церковь последним делилась с не имеющими вовсе ничего. На пренебрежения и презрения к ней она отвечала кротостью и доброжелательством, на различные клеветы, возводимые на нее, отвечала непоказным исполнением заповедей Божиих и соблюдением своих уставов. При гонениях и хулениях на нее она терпела и благословляла врагов своих и молилась за них. Это и сделало такую Церковь славною, святою, непорочною, достойной невестою Христа, как об этом говорится у апостола Павла (см.Еф.5.25-27).


Ст. 8. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых.


Чистота и белизна виссона есть символ непорочности и святости. Ангелы Божии имели подобную одежду, как непорочные и святые духи, когда являлись людям в образе человеческом. Поэтому ангельская одежда Церкви Божией означает ее святость.


Ст. 9. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии.


Каждый человек призван к уподоблению своему Первообразу. И если Бог, в Которого верует человек, - Свят, то, чтобы войти на брачную вечерю, необходимо облечься в одежды богоподобия, иначе придется разделить участь всех тех, которые в кромешной тьме понапрасну скрежещут зубами (см.Мф.22. 11-13).


Ст. 10. Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества.


Отсюда видно, что Ангелы являются смиренными служителями, воздавая славу лишь Владыке своему - Богу, в противоположность гордым и самолюбивым демонам.


Ст. 11. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.


Ст. 12. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.


Ст. 13. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".


Иоанн видит Господа в образе воинственном, как победителя диавола и Царя царей, так как конь есть символ войны, белый же конь означает войну победоносную. Он праведно судит мир о грехе, воинствует против него и побеждает его как Бог.


Слово Божие стало плотью Сына человеческого и кровью Его омыты от греха все уверовавшие в Него и покаявшиеся, а кровью не уверовавших обагрены Его одежды.


Ст. 14. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.


Под воинствами небесными разумеются Ангелы Божии, сопровождающие Его и служащие Ему, блистающие тонкостью своего естества, высотою помыслов и светлостью добродетелей. Можно еще, по мнению некоторых толкователей, разуметь здесь под воинствами небесными мучеников Христовых, предстоявших пред Престолом Божиим в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках (см.Откр.7.9,14), сопровождающих небесного своего Вождя в победе над нечестием греха, против которого они сражались при жизни своей.


Ст. 15. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.


Ст. 16. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".


Под мечом некоторые толкователи разумеют слово Божие, осуждающее грешных, которое, по апостолу (см.Евр. 4.12), острее всякого меча. Другие же разумеют под мечом наказание нечестивых и грешников, имеющее совершиться над ними по праведному Суду Божию. Жезл железный означает бич бесконечных мук, которые назначаются грешникам.


Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя - потому что Отец никого не судит, но предоставил Ему, как Сыну Человеческому, суд, который Он имел от начала, как Сын Божий (см.Ин.5.22-29), т.е. как Богочеловек Он есть полный Царь и Владыка над всем небом и землею и над всеми господствующими над страстями и грехами людьми, которые будут царствовать вместе с Ним в Будущем Веке.


Ст. 17. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию,


Ст. 18. чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих.


Ангел предсказывает поражение врагов Божиих настолько полное, что трупы их некому будет предать погребению и они достанутся птицам.


Ст. 19. И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.


Зверь, как выше замечено, есть антихрист. Все те, которые сражаются вместе с ним против Христа, называются воинствами - во множественном числе, потому что проявление греха в сообщниках антихриста, действующего властью диавола, многообразно.


Последователи же Господа Иисуса Христа называются воинством - в единственном числе, потому что все они имеют одно общее и единственное желание - быть с Богом.


Ст. 20. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;


Ст. 21. а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.


По мнению св. Андрея, существует два рода смерти: один состоит в отделении души от тела, и это общая для всех смерть, другой - в отослании в геенну на вечное мучение, что ожидает только нераскаянных грешников. Поэтому полагают, что антихрист и лжепророк не умрут общею смертью, а будут осуждены сразу на вторую смерть в озере огненном.


Остальные же противники Христа, сообщники антихриста, будут умерщвлены повелением Божиим и умрут общею смертью плотскою, после чего уже будут осуждены на вторую смерть - озеро огненное.


Глава 20
Ст. 1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.


Ст. 2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,


Ст. 3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.


Под связанием диавола и заключением его в бездну разумеется здесь низложение его власти, совершившееся через пришествие Иисуса Христа на землю и Его спасительные страдания за род человеческий. Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус Христос явился в мир разрушить дела диавола (см.1Ин.3.5). И Сам Господь говорил об этом: Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин.12.31).


И действительно, связание и обессиление диавола во время земной жизни Христа Спасителя было очевидно. Нечистые духи трепетали перед одним словом Христа, повиновались и ученикам о Имени Его (см.Лк.10.17) и вообще всем христианам по их вере в Сына Божия.


Исторически это выразилось в падении язычества и распространении христианства. Тысяча лет есть время от вочеловечения Господа до пришествия антихриста.


Ст. 4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.


Такое Царство Христово началось на земле Его проповедью, ознаменовалось благодеяниями, которых можно только было ожидать от Царя царей, совершенно утвердилось и запечатлелось крестными страданиями Господа и Его славным Воскресением. Это Царство Господа на земле называется Церковью, что означает общество людей, в которых пребывает Святой Дух. Глава этого общества Сам Господь, Который и по Вознесении Своем на небо пребывает в Церкви, в силу Своих собственных слов, сказанных в лице апостолов всем: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18.20).


Царство Христово на земле первоначально заключалось в небольшом круге Его учеников, а потом постепенно расширилось и распространилось по всей земле, и для всех, ищущих своего Царя Христа, Он доступен во всякое время, как Сам сказал об этом: Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28.28). Такое Царство Христа на земле продолжится до появления антихриста, которое произойдет перед кончиною мира.


Неопровержимым доказательством того, что Христос царствует на земле, служит непоколебимость Церкви Христовой, испытавшей много гонений, начиная со своего основания и до настоящего времени. Прежде всех восставали с ожесточением против Церкви иудеи, но они потеряли свою родную землю, свой город и храм, а Церковь Христова распространялась и росла, покрывая своей благодатной сенью многие народы.


После этого языческий Рим, а с ним и все язычество три века вели кровавую войну с Церковью, но она не исчезла и в это время, а прославилась множеством мучеников. Язычество пало, а Церковь продолжала распространяться и крепнуть.


Явились в Церкви ереси и расколы, но и они не сильны были поколебать и затмить истину Христова учения; на защиту его встали христианские философы и ораторы, которые опровергали языческое мудрование и силой слова Божия утверждали догматы христианского вероисповедания.


Итак, никакие нападки на Церковь, никакие страсти и лжеумствования людей не в силах были поколебать Царство Христово на земле - Церковь, которая постепенно расширялась и расширяется, поддерживаемая и защищаемая Главой своей Иисусом Христом, сказавшим о Церкви, что и врата адовы не одолеют ее (см.Мф.16.18).


Господство на земле множества пороков, неправд и беззаконий, а также небольшое число праведников в сравнении с грешниками - все это нисколько не противоречит царствованию Господа на земле - потому что много званых, а мало избранных (Мф.22.14).


Ст. 5. Прочие же из умерших не ожили, доколе же окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.


Ст. 6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.


По мнению св. Андрея, как есть два рода смерти, о чем сказано было выше, так точно есть и две жизни. Первая жизнь - временная, телесная; другая - за исполнение заповедей Христовых - жизнь вечная, блаженная, обещанная святым. Есть и два воскресения.


Первое воскресение - оживотворение от мертвых дел верою в Сына Божия - еще в этой жизни; второе воскресение - претворение тела от тления в нетление, имеющее быть при конце мира. Отсюда являются и два рода мертвецов.


Одни - умирающие нераскаянными грешниками, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в Крещении. Такие мертвецы не оживут до Второго славного пришествия Христова, когда должен произойти суд и они получат то "благо", к которому подлинно стремились всю свою жизнь, - тление.


Другие мертвецы - претерпевшие ради Христа борьбу со своими собственными страстями и умершие для этого скоропреходящего мира. Такие мертвецы блаженны, так как они избавлены от вечного мучения - от второй смерти. Почитание святых, отшедших в Царство Христово, земными жителями ясно указывает на тесную связь неба и земли, на связь Церкви небесной и земной, на действительное царствование Господа и Его святых как на небе, так и на земле.


Ст. 7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.


Ст. 8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.


Ст. 9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;


Ст. 10. а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.


По истечении определенного Богом срока для царствования диавола на земле, пред концом видимого мира сатана будет освобожден из своих уз и восстанет на последнюю решительную брань со Христом и Его Церковью. Хотя эта последняя брань и описывается здесь кратко, но в пророчествах время употребляется в основном в неопределенном смысле, поэтому можно предположить, что брань эта будет обнимать собою значительный промежуток времени.


Кроме этого, очевидно, что в пророчестве говорится о последних временах мира, а из Евангелия известно, что перед концом мира будут происходить войны, междоусобия, грозные изменения в природе, явятся лжеучителя, обольщающие людей и, наконец, явится антихрист, который тоже при помощи ложных знамений и мнимых чудес будет обольщать народы.


Слово Гог - в переводе с еврейского языка означает собирающего или собрание, а слово Магог - возвышенного. На этом основании толкователи думают, что этими именами означается или собрание народа, или их возвышение. Некоторые же толкователи, основываясь на том, что у пророка Иезекииля появление Гога и Магога относится к последним временам мира, разумеют под ними антихриста и его многочисленное войско, которое будет проповедовать отступление от веры во Христа как Бога.


И вышли на широту земли; этим указывается на всеобщее отступление от истинной веры.


Под станом святых св. Андрей разумеет Церковь Христову, утвержденную на четырех концах вселенной, а под возлюбленным городом - Иерусалим, откуда учение Христово распространилось по всей вселенной. Вероятно, в это время, когда будет поругано много храмов Христовых, сядет в храме Божием и антихрист, выдавая себя за Бога, как говорит об этом ап. Павел (см.2Фес.2.4).


Под огнем, который пожрет нечестивцев, можно разуметь и действительный огонь, спадший с неба, как это было, например, при уничтожении Содома и Гоморры, а может быть, здесь под огнем подразумевается сила и быстрота казни Божией, на которую осуждены все гонители Церкви Христовой.


Ст. 11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.


По мнению св. Андрея, под великим белым престолом разумеются здесь прославившиеся добродетелями святые Божии. Отбежание неба и земли от лица Божия означает, по его мнению, только изменение их в лучший вид и обновление, а не совершенное исчезновение и уничтожение. Тварь подчинена тлению, но она будет обновлена, как говорит об этом апостол: тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим.8.21).


Ст. 12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.


Ст. 13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.


Ст. 14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.


Ст. 15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.


В этом пророческом видении Иоанна толкователи Откровения видят Страшный Суд Божий. Тогда умершие оживут (см.Ин.5.25), души их соединятся со своими телами, только измененными в лучший вид и нетленными (см.1Кор.15.35-44), и явятся, чтобы дать отчет в своих делах земных и получить должное возмездие (см.2Кор.5.10).


"Каждое тело, в чем разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю" - говорит св. Андрей.


И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это означает, по мнению св. Андрея, что лукавые бесы, виновные в источнике смерти - грехе, имеющие своим убежищем ад, куда они препровождают и повинующихся им, будут ввержены в огонь. Таким образом, здесь смертью и адом называются виновники их, подобно тому, как городом называются живущие в нем

09.07.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru