Апокалипсис гл. 11-12


Глава 11
Ст. 1. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.
Ст. 2. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.
Измерение поклоняющихся в храме выражает должно быть, обозначение числа верующих или испытание степени преуспеяния их на пути освящения. Под именем внешнего двора храма разумеется народ неверующий, нравственно испорченный, а также и те, которые, хотя приняли Святое Крещение и по-видимому принадлежат к Церкви и любят называть себя христианами, но не живут и не мыслят по-христиански, привержены к земному или еретичествуют.
По пришествии антихриста страшное преследование христиан будет продолжаться три с половиною года, или 1260 дней, как сказано в следующем стихе. Это согласно с пророчеством Даниила, в котором годы именуются временами: И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (7.25). Хотя здесь Даниил говорит об Антиохе Епифане, который три с половиною года жестоко преследовал верных израильтян, но этот Антиох прообразовывал в Ветхом Завете будущего антихриста в Новом.

Ст. 3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
Ст. 4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
Ст. 5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Во всей книге Откровения нигде не упоминается об именах этих двух свидетелей, но древнейшее мнение, всеобщее, как святых отцов, так и ученых толкователей более позднего времени, принимает их за Еноха и Илию. О первом из них Писание говорит так: ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Быт.5.24). Другой же - Илия фесвитянин, знаменитейший пророк во Израиле во времена царя Ахава. Об Илие в Библии написано так: явилась колесница огненная и кони огненные... и понесся Илия в вихре на небо (4Цар. 2.11).
В Библии говорится также: Вот Я пошлю к вам Илью пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного (Мал.4.5); Енох угодил Господу и был взят на небо, - образ покаяния для всех родов (Сир.44.15).
Енох и Илия, которые почитаются живущими и сохранившими свои тела, явятся на землю верными свидетелями Христа. Они, говорит Ефрем Сирин, возвестят человеческому роду благочестие, дерзновенно будут проповедовать всем боговедение, научат не верить мучителю из страха, вопия и говоря: "Это лесть, о человеки, никто да не верит нисколько, никто да не повинуется богоборцу, да не приходит в страх, ибо скоро будет приведен в бездействие. Вот Святой Господь грядет с неба судить всех поверивших знамениям его".
Если эти свидетели будут обыкновенные люди, то и число 1260 дней, считая месяц в 30 дней, составят обыкновенные три с половиной года.
Облечены во вретище - в одежды покаяния и плача, печали о неправдах и грехах людских.
Они суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Масло служит к питанию огня, а также к уврачеванию ран; эти два свидетеля должны будут своей проповедью и делами прояснить сгустившуюся тьму многоразличных заблуждений и уврачевать раны душевные, ибо время будет самое тяжкое и мрачное, какого не бывало доселе, и только избранных ради сократятся эти дни (см.Мф.24.21-22).

Ст. 6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
Некоторые толкователи думают, что здесь говорится о духовном затворении неба. Так как озлобленные противники веры, антихрист, служители и последователи его, богохульствуя по произвольному упорству своему против Духа Святого, чистейшее учение святых пророков будут стремиться обратить во зло, будут называть истину - ложью, подтверждая это мнимыми сатанинскими чудесами, то пророки Божии заключат небо, да не падет на противников роса благодати и не коснется их спасительное покаяние, как недостойных, совершенно развратившихся и удалившихся от Бога, упорно восстающих против святой истины Христовой, да предадутся превратному уму своему делать непотребства (см.Рим.1.28).

Ст. 7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
Ст. 8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.
Ст. 9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы.
Ст. 10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
Если истина и кажется иногда побежденною на время, если свидетели ее являются поруганными и истребленными, то это только для того, чтобы дать возможность восторжествовать истине, явиться ей с новою силою, как и Господь воскрес, будучи умерщвлен на Кресте.

Ст. 11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
Ст. 12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их.
Всемогущий Бог, во время совсем неожиданное, возвратит жизнь убиенным свидетелям Своим: перед изумленными взорами своих врагов они взойдут на небо. Победа возвещаемой ими истины будет для всех настолько очевидна, что -
Ст. 13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному.
Ст. 14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
Горе не есть уже горе, когда оно прошло. И то, что, как весьма часто кажется, нас низвергает, то самое нас и восставляет. Несчастье тяжким кажется нам только тогда, когда оно продолжается, но если время его может быть тягостным, то последствия перенесенных испытаний бывают спасительны для души.
Ст. 15. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
Ст. 16. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
Ст. 17. говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился.
Победив ад и смерть, Господь наш Иисус Христос положил прочное основание Своему царству на земле. Но подданные Небесного Царя встретили исступленных противников в лице возбуждаемых сатаной иудеев и язычников, которые вооружились против них, как злейшие враги. Брань воинов Христовых со своими противниками продолжается и доныне. В течение многих веков враги Божии проливают невинную христианскую кровь.
Святые мученики, переходя от земли на небо вопияли к Богу: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6.10)?
Поэтому небеса исполнены ожидания. Но вот, когда прогремела труба седьмого Ангела, возвещавшая конец вражескому владычеству, на небе раздались громкие голоса небожителей. И небесные старцы поверглись пред Богом с благодарением за то, что Он воцарился.

Ст. 18. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
Люди соглашаются всегда в одном - гнать свидетельствующих об истине. Но недалек от таких Страшный Божий Суд.
Ст. 19. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град.
Отверзанием неба и явлением кивота указывается на откровение благ, уготованных святым, и все они сокрыты во Христе, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (см.Кол. 2.3,9). Землетрясение означает перемену настоящего порядка вещей.

Глава 12
Ст. 1. И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Под этою величественной женою, по мнению большей части благочестивых истолкователей Откровения, должно разуметь Церковь - общество верующих во Христа, Который есть Солнце Правды. Под луною разумеется земной мир со всеми его видимыми красотами, приятными для чувств, но, подобно лучам луны, не согревающими души и не дающими ей жизни; они временны и скоропреходящи, оттого и находятся под ногами Церкви Христовой.
Под луною можно также понимать мудрость человеческую, которая подобна луне, отражает свет от солнца, освещая мрак человеческих заблуждений только тогда, когда заимствует свой свет от мудрости и истины Божией. Св. Григорий Богослов говорит: "Ничего не может быть справедливее, как то, чтобы премудрость Святого Духа, низливающаяся свыше от Бога, господствовала над мудростью земной". Венец из двенадцати звезд означает, что Церковь украшается двенадцатью апостолами.

Ст. 2. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.
Церковь христианская всем нам, христианам, как мать, и мы по отношению к ней - ее дети (см.Гал.4.26). Мы ее дети не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек (1Пер.1.23). Церковь Христова во все времена рождала и рождает своих детей не без страданий. Труды, лишения, гонения от язычников - вот те страдания, которые Церковь терпела и терпит при рождении своих духовных чад.
Ст. 3. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Ст. 4. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
Под драконом должно разуметь диавола. Диавол, как дух бесплотный, не имеет чувственных форм и поэтому наделяется такими признаками, которые выражают наиболее характерные его черты. Здесь он изображен драконом, и это показывает, что он, подобно змию, обладает хитростью, коварством и ядовитостью. Он велик, потому что был до своего падения одним из могущественных Ангелов. Св. Андрей Кесарийский пишет: "Красен же он по причине любви к убийству и радования о крови, или по причине огневидности существа ангельского, если он ниспал из числа Ангелов".
Семь голов змия - это семь лукавейших сил диавола, о которых говорил в Евангелии Христос, что они вселяются в человека, имеющего сердце выметенным, убранным и незанятым. Св. Андрей говорит: "Десять же рогов показывают или грехи, противоположные десяти заповедям закона, или разделения царства, которые для него, как утешающегося неустройствами, доставляют утешение".
Хвост его увлек третью часть звезд означает, что диавол коварными внушениями и обольщениями некогда отторг от неба и сделал подобно себе мрачными многих светлых, как звезды небесные, Ангелов.
Св. Андрей говорит: "Всегда отступник вооружается против церкви, желая возрождаемых ею сделать своею пищею".

Ст. 5. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
Здесь разумеются новорожденные чада Церкви Христовой, которые через проповедь апостольскую обратились к вере во Христа. Во время своего земного служения чада эти постоянно стремились душами своими к Богу и по совершении оного были восхищаемы к Нему и Его престолу.
Ст. 6. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
Св. Андрей Кесарийский пишет: "Когда действующий в антихристе диавол вооружится через него против Церкви, тогда избранные и верховнейшие в ней, презревши гражданские волнения и мирские удовольствия, убегут из городов в пустыню, бесплодную для всякой злобы, плодоносную же для всякой добродетели, и там избегнут брани воюющих демонов и лукавых людей. Время, обозначаемое 1260 днями есть то, в которое будет владычествовать отступление".
Ст. 7. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,
Ст. 8. но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
Ст. 9. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Спаситель от смерти и явился в мир, чтобы вступить в брань с врагом жизни и разрушить его дела. Всей Своею жизнью, проповедью покаяния и самоотвержением до смерти Христос разрушал козни диавола. Когда на земле происходила брань Спасителя с духом злобы, тогда и в духовном мире должна была происходить брань между светлыми Ангелами и духами тьмы и поражение последних первыми. Мысль эту подтверждают слова Самого Христа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк.10.18).
Ст. 10. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
Ст. 11. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
Ст. 12. Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
Человечество до пришествия в мир Спасителя находилось под тягостным игом диавола. Страданиями же и Воскресением Христа это иго было свергнуто. Люди стали бороться со своим врагом и побеждать его силою Божией. С этих пор наступило на земле благословенное Царство Христа. Как же не радоваться блаженным небожителям о таком земном торжестве?
"Горе же тем, коих жительство не на небе, но на земле. Ибо из живущих на земле многие побеждают и победят врага, хотя и весьма ярящегося теперь на подвизающихся, по причине близости его мучения. Почему и необходимо оплакивать мудрствующих земное и колеблемых в море жизни", - говорит св. Андрей Кесарийский.

Ст. 13. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
Когда диавол, боровшийся со Христом, был побежден и, вооружившись на апостолов, был постыжен, видя, что они смертью приобретали вечную жизнь, - то воздвиг гонение на Церковь Христову, на верных ее чад, чтобы отторгнуть их от Христа. Но рождаемые Церковью чада были мужского пола, т. е. крепки верою в брани с диаволом. Они не поддавались ни обольщениям, ни угрозам врага и оставались верными Христу.
Ст. 14. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
По мнению некоторых толкователей, это означает поддержку Церкви государством (Римской, а затем Российской империей, на гербе которых был изображен орел). Однако Церковь не должна искать этой поддержки, потому что подлинная пища и питие для нее есть Слово Божие.
По мнению св. Андрея Кесарийского, два орлиных крыла означают два Завета - Ветхий и Новый. Церковь, при их помощи "возлетевши на высоту, питается и будет питаться в жительстве свободном (пустынном) от всякого изнеживающего удовольствия. Так всегда, особенно же в пришествие антихриста, который владычествовать будет три с половиной года. В это время и скрывающиеся в чувственной пустыне - в горах и пещерах - могут избегнуть его".

Ст. 15. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.
Ст. 16. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
"Земля же, - говорит св. Андрей, - помогла ей, задерживая устремление лукавых или дальностью пути, или безводием и сухостью мест и таким образом поглощая реку искушений смиренномудрием святых, от сердца говорящих: я прах и пепел (Быт.18.27), расторгая этим все сети мстительного диавола".
Ст. 17. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
"Когда лучшие учители Церкви, - пишет св. Андрей Кесарийский, - переместятся на время бедствий в пустыню, то антихрист поднимет брань против воинствующих за Христа в мире, чтобы восторжествовать над ними, найдя их увлеченными в житейские дела. Но и из них многие победят его искреннею любовью ко Христу".
01.02.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru