… и молят Небо о Любви


«Вдовы твои пусть надеются на Меня».
(Книга пророка Иеремии 49:11)


Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда трагично и всегда потрясающе входит Господь в человеческую судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием преображая мир…


В Иерусалимском храме встречали Младенца Христа Семен-Богоприимец и благочестивая вдова – праведная пророчица Анна,  дочь Фануилова, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». (Лк. 2, 36-38). Сретение Иисуса Христа состоялось…И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога священники и вдовы. Священников на службу призывает Господь, вдов –  Он же – через ушедших к Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле женам надеждой и опорой. Потому и ЖИВУТ вдовы при храмах, и каждой из них Бог назначает свое служение.  


Вдовицы церковные
Так в первые века христианства называли особый род церковнослужителей из вдов –  низшую ступень в иерархии. Они, по словам Иоанна Златоуста,  украшали храмы и воспевали в них псалмы, посещали больных, утешали страждущих, по преимуществу, женщин-христианок.   Подчинялись вдовицы церковные диакониссам, которые так же избирались из вдов, но поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении литургии примерно в той же роли, в какой сейчас служат иподиаконы. Диакониссы занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным и заключенным. С развитием института монашества церковные вдовицы, как и диакониссы, постепенно исчезли из церковной иерархии. Заботу о немощных, странниках и заключенных взяли на себя монашествующие женщины.


Сердобольные вдовы
Именно вдовы стали родоначальницами российской системы благотворительности и милосердия. Институт сердобольных вдов, идея организации которого принадлежала вдовствующей императрице Марии Федоровне, был предшественником российских общин сестер милосердия. В 1804 году мечта императрицы об «организованном»  привлечении вдов к служению немощным и обездоленным была воплощена в Москве, а в 1813 году – в Санкт-Петербурге. С 1815 года после годового испытательного срока в церкви Петербургского вдовьего дома женщин впервые привели к присяге, вместе со свидетельством вручив знаки отличия – золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой – «Сердоболие». Клятва вдов включала такие слова: «Желая… подражать сердоболию… Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь… клянусь… что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим…» Это была частная, а не церковная, как теперь бы сказали,  инициатива особы царского дома. За «инициативой» стояла встреча со Христом во вдовьем сердце и невозможность  отказать Ему в любви ко всем людям.

Попытку возродить чин диаконисс как служительниц Православной Церкви предприняла вдова Вел. кн. Сергея Александровича – св. вел. княгиня Елизавета Феодоровна Романова, создавая в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Николаю II она писала: «Мы просили о присвоении имени «диаконисс», что по-гречески означает «служительницы», то есть служительницы Церкви, чтобы сделать наше положение в стране более ясным: мы – организация Православной Церкви». Вопрос введения чина диаконисс был утвердительно решен Отделом церковной дисциплины в марте 1918 года на Поместной Соборе Православной Российской Церкви, однако соборного решения принять не успели…
Вел. княгиня Елизавета Федоровна в 1918 году претерпела мученическую кончину и  была причислена  к лику святых, став небесной покровительницей всех сострадательных сердец.  «Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его – вот основание, на котором она хотела утвердить свою обитель». – Вспоминал о ней митрополит Анастасий (Грибановский). 
Проповедь делами любви по-прежнему преображает мир – в современных сестричествах милосердия, которых в России насчитывается уже более семидесяти, более половины – вдовы.  Не будь их при больных и умирающих, многие ли исцелятся или оставят землю с Богом-Любовью?


Вдовьи кирпичики
Вдовы не любят откровенничать, как они пришли к Богу, говорят «муж привел» и никогда не говорят о нем, как о мертвом. О своем же, для мира удивительном самоотречении говорят простенько и скупо. «Приросла я к хоспису, теперь и жизни без него не мыслю – приезжаю каждую субботу – помогаю…У вдов одна стезя – отдавать то, что нажито в страданиях: сердечное тепло, опыт, понимание. Мы же знаем, как это – терять любимых… Пятнадцать лет назад здесь умер мой 42-летний муж, его смерть меня к Богу привела». – Матушка Наталья, пока волонтер в  Лахтинском хосписе №1, но в сестричество вступит обязательно.
Матушка София, скрипачка, семь лет плакала на плече приходского священника – по покойному супругу тосковала «до ужаса», священник даже упрекал ее, что собственное горе «культивирует» – вера была еще слаба. А однажды она увидела сон, в котором покойный муж сказал ей всего четыре слова: «Моли Небо о Любви».  И стала молиться… Теперь она умеет улыбаться без слез. Работает в приходской лавке.
Матушка Надежда, бывший PR-менеджер, самая активистка прихода, говорит, к Богу ее привели покойный муж и Серафим Саровский. Готовит к изданию первый номер газеты благочиния и регистрирует приходское сестричество, которое будет «особенным» - его деятельность будет связана с патриотическими начинаниями,  увековечиванием памяти защитников Отечества.

Много их, и не перечесть всех, и каждая таскает по «кирпичику» на строительство своего храма, как когда-то покровительница всех верных вдов, матерей и сестер – невест Христовых – блаженная Ксения Петербургская на строительство храма Смоленской Божией Матери. Вот и получается, да простят меня батюшки, что главные миссионеры в миру – «негромкие» Божьи соработницы – с делами Любви. 
В России, по результатам Переписи-2010, 11 миллионов 800 тысяч вдов! Сколько из них православных, никто не считал… Но пока на Смоленском кладбище Петербурга прижимается щекой к стене часовенки Ксении Петербургской неизвестная заплаканная женщина, пока славится делами милосердия Марфо-Мариинская обитель, пока в роддоме принимает на руки младенца верующая акушерка «баба Анна» и «пашет» на трех работах безвестная София, растя трех дочек – Веру, Надежду и Любовь, будет жить в миру Бог. 

Стат. данные с сайта www.rg.ru/2011/12/16/stat.html

Марина Удалова
27.02.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru