«Волга - русская река…» (из народной песни)








Теплоход «Алексей Толстой» принял на борт более шестидесяти паломников из Самары.
Записки паломника.

В середине мая по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия более шестидесяти Православных самарцев отправились в паломничество на четырехпалубном теплоходе «Алексей Толстой». Замечательную возможность помолиться у великих святынь Средней Волги Православным верующим предоставила туристическая фирма «Самарские путешествия». Паломническую миссию возглавил клирик Свято-Троице-Сергиева прихода г. Самары иерей Олег Фокин.
«О храме сем Господу помолимся!» - как только мы тронулись в плавание, с едва заметной запинкой возгласил на молебне о путешествующих иерей Олег Фокин на Солнечной палубе нашего теплохода. На время паломнического рейса место это было оборудовано под часовню. Но батюшку что-то не устроило в этом возгласе. И во второй раз он поправился, и  уже произнес иначе: «О теплоходе сем Господу помолимся…» Голос его зазвучал увереннее. Наше паломничество началось…
…А за бортом от нас все дальше уплывала Самара. Как красива она с Волги! Потом вдали показались богатырские шлемы Жигулевских гор, уже темнеющие в вечерних сумерках. А потом и Волжская ГЭС открыла для нас свои каменные ворота…


Под Российским крестовым флагом…

Как только взошел я на теплоход, так сразу почувствовал: что-то незримо переменилось в нем со времени предыдущего, двухлетней давности, моего паломничества по Волге. Благодатнее стало! Неужто успели и теплоход намолить Православные? Хотя почему бы и нет? Во всяком случае, светлее и доброжелательнее улыбаются нам работники ресторана. Радостнее идет навстречу пожеланиям паломников директор круиза Лилия Майорова. Музыка из радиорубки несется другая, возвышенная и умиротворенная, и совсем нет надоевшей привязчивой «попсы»… Что же случилось с «Алексеем Толстым»? Вроде бы и тогда мы ехали с самыми чистыми намерениями: так же молились утром и вечером на Солнечной палубе. Так же старались держать пост в среду и пятницу в ресторане, так же крестились с палубы теплохода в сторону проплывающих по обоим берегам белых храмов…
Только спустя два дня, уже в Нижнем Новгороде, я наконец-то понял, в чем дело. На самом носу теплохода, спереди, появился наш российский герб - Двуглавый Орел и Святой Георгий, поражающий змея. Вот эта-то наша государственная эмблема теперь рассекала воздух над волжской водой. И все вдруг на теплоходе стало совсем другим. 
Мимо нас проплыл тоже когда-то очень любимый и не чужой для меня теплоход «Валерий Чкалов» (в разные годы я трижды плавал на нем по Волге), но у него на носу вырисовывалась советская пятиконечная звезда…


Картина Репина «Не ждали»

В Казани на теплоход наш села девушка лет едва ли за двадцать. Современная, даже с модной татуировкой на руке, но с хорошим каким-то, серьезным и даже несколько строгим взглядом. И все же трудно было узреть в ней паломницу! Вскоре все прояснилось. Она долго копила деньги на поездку по Волге. Хотела найти здесь веселье, радость, молодежную тусовку с танцами до самого утра… Ей сказали, что все это ждет ее на замечательном теплоходе «Алексей Толстой». То ли ошиблись, то ли… Она не пожалела денег ради такого рейса. И… обомлела, увидев на борту теплохода множество бабушек в смиренных платочках! Паломники! И ни тебе гремящих дискотек, ни ночных посиделок в диско-баре…
А деньги уже отданы, и Казань все дальше уносится прочь…
По бортовому радио всех паломников пригласили на вечернее молитвенное правило. Ей окончательно стало ясно, куда ее угораздило попасть.
Требовать деньги обратно? Объявить голодовку протеста?
Ни один рецепт не подходил. И вместо будоражащего веселья, вместо встреч и песен под гитару ее ждали молебны, святыни, монастыри…
Она закрылась в своей каюте и стала плакать навзрыд. Кто-то услышал ее безутешные рыдания и сообщил об этом директору тура Лилии Майоровой.
Она вежливо постучалась к ней в каюту и увидела там заплаканную девушку. «Паломница» еле выдавила из себя слова о том, что так надеялась здесь познакомиться с каким-нибудь хорошим парнем, своим ровесником. Для этого и копила целый год средства… А тут… а тут… И она опять заплакала горькими слезами (а какими же еще слезами плакать ей, когда пароход на всех парах несся к городу, долгое время звавшемуся Горьким?).
Лилия растрогалась и стала думать, чем ей помочь. Вскоре девушке передали из тихого бара (такое название!) бутылку шампанского - подарок от экипажа нашего теплохода. Сквозь слезы девушка поблагодарила Лилию за внимание.
Потом по местному радио специально для этой девушки прозвучала какая-то веселая песня. Диктор пожелала юной паломнице счастливого плавания и хорошего настроения. Думаю, кто-то из наших паломников стал сугубо молиться о ней. Потом девушка, стерев слезы, поднялась в ресторан на ужин. Все ей улыбались и говорили слова утешения. Утром она отправилась с нами в паломничество в Дивеево. Я увидел ее в автобусе, в так к лицу ей пришедшемся платочке. Потом встретил в храме. Ей так шла длинная юбка!
Мне показалось, она сердечно молится у икон.
И я уже не удивился, когда через два дня встретил ее на вечернем молитвенном правиле.
Кто-то из наших сказал ей: «Молись, и тогда быстрее, чем на дискотеке, встретишь суженого». И она решила не терять времени зря. Смирилась с обстоятельствами.
Вскоре она до неразличимости слилась с остальными паломниками (на снимке - справа). Ездила к чудотворным иконам, брала утром из рук батюшки просфорку и запивала ее крещенской водой. А когда еще через несколько дней мы вновь причалили к пристани в Казани, она покидала теплоход уже немного другой. Похорошевшей, одухотворенной. Думаю, не прошли для нее даром эти дни! Бог и такими вот способами порой борется за души людей.
…Пусть следующий фужер шампанского она выпьет уже со своим женихом!








Колокольня Раифского монастыря.
Раифа. Рассказ паломника

Подъезжали к Раифскому Богородицкому монастырю Казанской епархии с каким-то особенным трепетом. Здесь хранится чудотворная Грузинская икона Божией Матери, у которой давно потерян счет больших и малых чудес. Один из величественных храмов обители посвящен именно Грузинской иконе, в нем и хранится эта святыня. Когда-то на глазах у моего доброго знакомого и молитвенника за нашу редакцию протоиерея Иоанна Державина (+ 1998 г.) здесь произошло уже и не чудо даже, а скорее знамение. Сюда в 1995 году одновременно с отцом Иоанном приехал известный в перестроечные годы телеэкстрасенс Аллан Чумак. Приехать-то приехал - а в храм войти так и не сумел. Остановила его Божия Матерь - благодатью от Своей чудотворной иконы. Как только Чумак подходил к порогу храма в честь Грузинской иконы Божией Матери, ему вдруг становилось «плохо с сердцем», и он отступал назад. А когда, отдышавшись, снова лез на приступ - сердце его опять сжималось болью, и он не мог перейти незримый предел, не мог даже приблизиться к иконе. Так и уехал ни с чем!
Среди жертвователей обители много громких имен. Отметились здесь и Владимир Вольфович, и Починок, и Чубайс, и даже Пугачева… Раифский монастырь вполне может называться своего рода «vip-обителью». Но говорю это без всякого отрицательного подтекста. Где-то же ведь должны окормляться и известные люди. У них тоже души вечные, как и у нас с вами! И если им почему-то понравился Раифский монастырь, пусть едут сюда…
А простые люди, самые обычные, часто едут в Раифу к местному «старцу» иеромонаху Марку (Гоголашвили). И это неудивительно. Имя отца Марка сейчас на слуху…
Вспоминая наше паломничество, понимаю, что встреча с иеромонахом Марком стоит неприятным особняком. Застряла как кость в горле. И чтобы вынуть ее, эту «кость», придется рассказать о том, что было во время этого паломничества с моим давним и добрым знакомым. Может, это поможет кому-то избежать серьезного искушения. Тем более что два года назад мы уже писали об отце Марке, и нам бы теперь не хотелось нести духовную ответственность перед читателями за ту статью. Ибо ситуация оказалась сложнее, чем это виделось нам в 2008 году. 
Вот что рассказал мне этот средних лет мужчина, отправившийся в наше паломничество с супругой. Зовут их… Но нет, лучше обойдемся без имен, слишком неприятно и неприглядно то, что с ними случилось в благолепной Раифе. Но если кто-то захочет «уточнить детали», что же, тогда представим и фамилии, и доказательства.
Я не собираюсь «вершить суд» над этим ярким человеком - наверное, у отца Марка немало заслуг перед Церковью и прославленной обителью. А в монастырь его привело желание всем сердцем послужить Богу. И немало добра он сделал людям. Только вот «бремя старчества» ему вряд ли по силам…
Впрочем, судите сами.
Мой знакомый - человек давно воцерковленный, не раз бывавший в паломничествах. Но для него то, с чем пришлось ему столкнуться на этот раз, было «из ряда вон выходящим». Итак, вот его рассказ…
…Мы приехали с паломниками в монастырь и сразу пошли к чудотворной иконе. Как раз в храме, где хранится Икона, началась Литургия. Кроме паломников, народа почти и не было. К нашей экскурсионной группе вышел иеромонах Марк. Видимо, не случайно вышел - а на послушание окормлять приезжих. Перед ним на аналое лежали крест и Евангелие. К нему подходили кто-то на исповедь, а большинство просто на духовную беседу. Я уже слышал об этом священнике, без устали принимающем людей в обители и по интернету окормляющем уже очень многих. В прошлом он журналист, и потому, наверное, такое использование средств связи его не пугает. Было, не скрою, интересно посмотреть на «штатного прозорливца». Им оказался невысокого роста монах с подвижным лицом, лет шестидесяти, во внешности его почти не было видно ничего грузинского. Моя супруга долго молилась у чудотворной иконы, а он как раз подошел туда с бутылочкой со святой водой, чтобы капнуть в бутылку капельку масла из лампадки у иконы. И когда моя жена молилась, он терпеливо ждал, пока она отойдет в сторону, и ни одним жестом при этом не выказал нетерпения. Мне это очень понравилось.
- Наш отец Марк! - уважительно, с каким-то придыханием отозвалась о нем пожилая женщина, стоящая тут же рядом «на свечах».
Потом мы вышли из храма, так как возле «старца» толпился народ и не хотелось ему докучать еще и своими вопросами.
Но через какое-то время мы вновь оказались у этого храма. Оттуда как раз вышла знакомая нам паломница, Наталья Г., которая на теплоходе пела написанные ею духовные песни, - и широко расставив поднятые руки, вытаращив глаза, повторяла не то с ужасом,  не то с восторгом: «Он мне сейчас такое сказал! Такое сказал!» Слова ее относились к отцу Марку. Она была очень сильно потрясена услышанным (о чем именно он сказал ей, прояснилось позднее). Она стала уговаривать нас не терять такой редкий шанс и немедленно идти в храм, к старцу, который «все вам скажет…»
Был момент выбора! И я не устоял… Мы вошли в храм, хотя сердце подсказывало, что лучше бы нам не приближаться к необычному иеромонаху. Когда мы подошли, народа возле него стало значительно меньше. Но все же толпилось несколько бабушек и немолодых женщин-паломниц. Мы потоптались немного рядом с ними. Отец Марк как раз назидал кого-то из нашей группы, и мы решили воспользоваться этим и тихо удалиться. Уже повернулись и сделали шаги к выходу, как вдруг он громко окликнул нас: «Эй, стойте! Не уходите! Я вас сейчас приму!»
Все… Отступать уже было неловко. Мы остались возле него, хотя перспектива выслушивать его пророчества как-то не очень почему-то радовала. Дальше события развивались как будто в ускоренном темпе, словно в старом кино. Когда от него отошла паломница, он, минуя очередь, подозвал меня.
Я сразу сказал, что к исповеди не готов. Но ответ его меня удивил и озадачил:
- Зачем исповедь? Почему исповедь? Я сейчас буду твои проблемы решать. У тебя что, нет проблем? - быстро заговорил он.
Проблемы у меня, естественно, имеются. Но вот чтобы так их все быстро решить…
- Ты давай говори проблемы, а я тебе их буду решать, - скороговоркой, с легким восточным акцентом проговорил «старец». Такую же вот скороговорку иногда приходится слышать от бойких торговцев на рынке: - Ну, какие у тебя проблемы?
Я замешкался… Стал растерянно лепетать, что, мол, здоровье не очень…
- Ерунда это! - решительно сказал он. - Ты вбил себе в голову, что нездоров, вот и болеешь. А ты вбей, что здоров. И не будешь болеть...
Все оказалось так просто!
- Но не это твоя проблема. Давай другую. Быстрее. Жду.
Я уже окончательно растерялся и не знал, что ответить. Тогда он пришел ко мне на помощь. Взглянул на мою супругу, стоявшую в нескольких метрах от нас, и спросил меня:
- Ты давно женат?
- Давно, пятнадцать лет уже.
- А секс? С сексом у вас все в порядке? - решительно спросил иеромонах Марк, как заправский психотерапевт. И добавил: - Давай поговорим о сексе… в вашей семье.
Но я не готов был говорить с посторонним человеком, с монахом о сексе… Не готов, и все тут!
А он стал меня расспрашивать, пока не убедился, что из меня на эту тему и слова не вытянешь. Кроме того, что живем мы с женой в любви, хотя, конечно, бывают и ссоры… Но ведь у кого же ссор не бывает?
- Ты вот что, слушай! - оборвал он мое растерянное мямленье. - У вас все вот как, слушай, - компетентно продолжил отец Марк: - Она только и думает, как бы ей тебя удовлетворить. А ты думаешь, как бы тебе её удовлетворить… А надо думать совсем о другом. О себе надо думать - и тебе, и ей. Тогда все у обоих будет в порядке…
Но я его не стал дослушивать. Все вдруг стало до отвращения понятно. И на смену растерянности пришла решимость.
- Вот что, отец Марк, давайте на этом мы с вами и закончим беседу, - твердо оборвал его я. - Благословите меня на дорогу…
И в знак окончания разговора сложил руки под благословение.
Отец Марк стал чернее тучи.
- Эх ты, дур-р-ак! - воскликнул он в сердцах. - Иди отсюда прочь! Иди… Не захотел меня слушать!..
И с этими словами стукнул меня по лбу. Не то в знак «благословения», не то просто отталкивая меня от себя. Но я отходил от него с облегчением - этот фрейдистский бред наконец прекратился. Еще лежа на кушетке перед искушенным психотерапевтом кто-то бы, может, и согласился поговорить «об этом» (но не я!), а уж с монахом… Нет, увольте.
Потом он посмотрел в сторону моей жены и закричал на нее:
- Ты его жена? Иди отсюда прочь…
И мы пошли прочь из Раифской обители. А ведь так хорошо, так трепетно перед этим помолились перед иконой Богородицы!
Жена меня поняла с первых слов. Лицо ее запылало стыдом из-за этого «копания» в наших отношениях. Но скоро мы оказались на чудном озере, что плещется возле обители, и на удивление быстро успокоились.
Потом за нами приехал автобус.


…Пусть те, кто так хочет попасть к «старцу», вспомнят об этом рассказе и еще крепко подумают, стоит ли им пускаться в этот долгий и, как случается, небезопасный путь. Самый лучший старец - приходской священник в вашем храме. К нему и идите с проблемами, не ошибетесь! У него нет времени на всякий там «психоанализ»…
А Наталье Г., как я узнал чуть позже, «старец» действительно наговорил много поразительного. У нее в семье случилась беда: в 15 лет заболел гепатитом «Б» ее сын - после сделанной ему прививки от этого заболевания. «Когда мы с ним пришли на прививку к врачу, в душе мне хотелось кричать: сын, не делай этого! - но я молчала, доверившись чужому мнению…» - вспоминала она.  Сейчас её сыну 21 год, и по нескольку месяцев в году он проводит на больничной койке. Парень верующий, и даже в больнице, лежа среди наркоманов, он сподобился постоять за свою веру. Однажды он сказал маме, чтобы она не приносила ему больше пищу. Ведь все равно все отнимут наркоманы. А еще сосед-наркоман грозится его избить, если не уберет он с тумбочки небольшую иконку Божией Матери… «Пусть бьют, - сказал он, - но икону я все равно не уберу. Ни за что». И не убрал!
Мать все силы тратит, чтобы вернуть сына к нормальной жизни. Вот ей-то отец Марк и сказал в тот день, что сын ее не исцелится и будет ему становиться только хуже и хуже. Он никогда не женится, не сможет работать. Но зато станет молитвенником за семью. Никогда уже не станет здоровым. Все попытки его излечить напрасны! Вот что довелось ей услышать в тот день от раифского насельника… Есть от чего, закатив глаза, всплеснуть руками!
Так это будет или не так, знает только Бог. Но материнское сердце с этим «пророчеством» не согласилось:
- В прошлом году мой сын провел в больнице четыре месяца. А в этом всего лишь два… - сказала она. - Я верю, что он будет здоров! Верю в милосердие Божие.








Преображенский собор Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря.
«Что в имени тебе моем?»

В ночь перед отплытием я увидел во сне Дивеево. И конечно же, встретил в нем Наталью Огудину, давнюю знакомую. Она ушла в монастырь семь лет назад и шесть из них подвизается в Дивеево. А когда-то писала она статьи для нашего «Благовеста». Возила паломников из Самары в этот прославленный монастырь. И просто была нам добрым товарищем в лучшие, наверное, наши годы. Когда молодость еще не ушла до конца, но уже начала уступать место зрелости.
И вот я вижу ее во сне. Она в мирском одеянии, но лицо ее светится радостью, красотой и спокойствием. «Меня тут повысили в звании, - радостно сообщила Наталья. - Если мое теперешнее «звание» перевести на мирской язык, то я уже… полковник!»
Я порадовался за нее и - проснулся.
Значит, паломничество состоится,  решил я, раз мы еще не отплыли даже, а мне уже снится Дивеево.


…И вот Свято-Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь - уже наяву! Огромные литые купола, колокольня, уносящаяся в самое небо. Нищие, блаженные и блажащие… Кого только не встретишь тут! Священники, монахини, люди всех возрастов и сословий. Дивеево, Дивеево, сказочная земля! Сколько уже раз я оказывался здесь, и всегда как-то по-особому билось сердце. Менялся я, взрослел и мужал, теперь начал стареть - и словно бы вместе со мной от приезда к приезду росло и менялось Дивеево. С августа 1991 года, когда я первый раз побывал здесь, сколько уже воды утекло в нашей Волге! А здесь из руин воссоздалась во всей красоте будущая Лавра, как пророчествовал Батюшка Серафим. И всякий раз здесь сосала меня завистливая мысль, что вот кто-то остается же на этой чудо-земле навсегда! И живет себе под покровом Божией Матери и под защитой Батюшки Серафима… Эх, вот бы и мне, вдруг пронзает шальная мысль, остаться здесь - купить дом, начать жить только Небом… Но тут же уходит это праздное мечтание. Куда уж мне до Дивеево… Лучше на дачу, к своим помидорам.
Вырвался сюда на денек, и тому радуйся! Дыши полной грудью…
Только мы пересекли границу монастыря, как сразу оказались возле Натальи Огудиной. Кто-то из паломников уже успел позвонить ей, и она встречала самарскую группу на площади у храма.
Мы не виделись два года.






Инокиня Макария встречает в Дивеево самарских паломников (справа - редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев).
- Здравствуй, Наташа! - воскликнул я.
- Теперь я Макария. Инокиня, - сообщила она с приветливой, такой знакомой улыбкой.
- Когда успела?
- Постригли меня в феврале. Тут все по-настоящему. И потому послушницы долго ждут пострига.
Она дождалась! Как рад за нее! Наша ведь она, «благовестовская»!
Имя ей дали в честь преподобного Макария Оптинского. Мудрого духоносного старца! Не красивого лицом, но духовно такого красивого!
- С этим именем можно расти до неба! - воскликнул я. Но тут же торопливо добавил: - Хотя, конечно, не в имени дело…
- И в имени тоже, - деликатно подправила меня Наталь… нет, уже Макария. Да, и в имени тоже.
Потом мы говорим о том, что случилось за то время, которое не виделись. Об общем нашем друге - поэте Владимире Осипове, в тот же самый февраль перешедшем в вечность. О статьях в газете, о новых сотрудниках…
То и дело сбиваюсь, называя ее по-прежнему Натальей. Радуюсь тому, что она и здесь, в монастыре, не рассталась с нашей заполошной профессией: за послушание приходится ей сотрудничать с Нижегородским епархиальным радио…
Можно говорить долго - но зовет, уже зовет меня незримая сила! На Канавку тянет меня Дивеево! На Святую Канавку… Может, хоть там, на Канавке, помолюсь наконец-то так, что станет потом чуть-чуть полегче жить у нас в миру. Среди автомобильных пробок, безденежья, нервотрепок…
Раздаю Людмиле и Анне заранее припасенные четки. Даю наставление: прочитать на Канавке «Богородицу» 150 раз…
- Читайте сколько получится. Сколько сможете! - с мягкой улыбкой говорит нам уже не Наталия, а инокиня Макария. Потом она надела каждому из нас на голову чугунок Батюшки Серафима. Это как броня, как шлем, который когда и снимешь, еще долго будет тебя защищать.
А ее и правда «повысили в звании», вдруг не столько вспомнил, сколько почувствовал я. Ведь быть инокиней в Дивеево, в этой непобедимой дивизии Батюшки Серафима, все равно что быть полковником на поле мирской брани.
Дай тебе Бог сил, матушка Макария!
Не забывай молиться о нас…
…И почему-то вспомнились безсмертные строки Пушкина:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом…
Монах расстается с именем - и все прежнее: мирские привычки, слабости, даже просто знакомства и приязни - остаются в прошлом, с тем, прежним именем. А у монаха начинается совсем другая, уже новая жизнь во Христе.


О Канавке Пресвятой Богородицы говорить можно только молитвенно. И лучше стихами. Наверное, нет более святого места в России, чем эти короткие и безконечно длинные 777 метров пути. Кто начал этот путь, закончит его уже немного другим. Вдруг как раз рядом с ним часть пути прошла Пресвятая Богородица?
Но и на Канавке случаются небольшие курьезы…
Рядом со мной деловой походкой в окружении двух солидных мужчин, похожих на спонсоров, прошел молодой священник, сразу видно, что «богословствующий». Из их научной беседы донеслась только одна его витиеватая фраза:
- Человек как телесная субстанция сильно отличается от человека как субстанции духовной…
С этим они и зашагали дальше по Святой Канавке. Канавке, откуда молитвы словно на крыльях возносятся в Небо. Я улыбнулся немного этой невинной философской «учености» и продолжил «тянуть свою четку». Оставалось произнести еще более ста молитв Богородице…


…После Канавки вышло маленькое искушение. Решил я помолиться один. Отстать решил от жены и дочери. Ведь они всегда со мной, но вот пусть уж в Дивеево походят хотя бы час одни. А я в это время помолюсь «в полный рост». Они неохотно, но согласились меня отпустить, как раньше крепостных «на оброк» отпускали. И я чуть ли не вприпрыжку побежал к Казанскому храму, первому дивеевскому храму, выстроенному по прямым указаниям Батюшки Серафима. Там-то, думал я, и помолюсь возле мощей преподобной Александры и других дивеевских угодниц Божиих. Но мощей в храме не оказалось - их  перенесли в Преображенский собор. И к тому же в Казанском храме шел ремонт.
Надо идти скорее в Преображенский храм. Но я замешкался, и пока разглядывал выглядывающую из ствола дерева «морду медведя», пока ходил возле могилы «служки Божией Матери и Серафима» Николая Мотовилова, время было упущено и в тот большой Преображенский собор я так и не попал. К мощам Дивеевских угодниц Божиих меня не пропустили. Закрыли дверь у меня перед самым носом. Вскоре я встретил своих - они только что вышли из… Преображенского храма! Их туда впустили уже последними. И они там приложились ко всем мощам.
Мне стало горько. Вот так вразумил Батюшка Серафим. Нечего от своих бегать! Вместе приехали - вместе и молитесь. Больше я от них не отходил ни на шаг.


В Свято-Троицком храме увидел на службе полуобморочную девицу. Ее поддерживал мужчина значительно старше ее. Был важный момент вечернего Богослужения, и никого на это время не выпускали из храма. Здесь ведь строго! А девушка стояла сама не своя, поддерживаемая мужчиной, и казалось - еще немного, и она совсем потеряет сознание… Стало жалко ее. А потом, когда всех желающих выпустили из храма (а кого-то впустили), тот мужчина провел девушку мимо меня, совсем потерянную, мало что понимавшую. И мне вдруг стала очевидна причина ее неожиданного недуга. Нет, она была вовсе не в брюках. На ней была юбка в длину трусов, заканчивающаяся чуть ниже ягодиц, и даже их не до конца прикрывала. Не все и на пляж пошли бы в таком виде… Одно слово срам сразу все объяснило. А я проводил ее взглядом и вдруг осознал, что когда священники столь тщетно «упираются» насчет неподобающей одежды в






Святой источник Батюшки Серафима.
храме (очень короткое, очень открытое или брюки вместо юбки) - делают они это как раз по любви. Чтобы не приключилось с людьми, по неведению нарушающими духовные законы, какой-то беды - как это случилось с обморочной девушкой в Дивеево. А вовсе не из-за каких-то там «фарисейских капризов». В Дивеево все обостреннее, и потому просто лучше заметно. Но закон этот действует в каждом храме.


Про святые источники, которыми славно Дивеево, можно многое написать. Но я скажу одной фразой: они действуют! Знаю это не с чужих слов. Довелось мне в этот раз искупаться в Казанском источнике, самом древнем в Дивеево, и в источнике Батюшки Серафима, открытом сравнительно недавно, в шестидесятые годы прошлого века. Не знаю уж, в каком из них произошло чудо - но только наутро я не увидел в зеркале на своем лице псориастических бляшек (а ведь они уже было добрались и туда!). И пока они в наказание за неблагодарность не вернулись ко мне обратно, спешу с благодарностью написать: исцелила меня дивеевская благодать!

Окончание см.

Антон Жоголев
Фото А. Жоголева и В. Лаврентьева
28.05.2010

    Уважаемый Антон Евгеньевич!
    Благодарим сердечно за интерсные записки паломника. Как будто вместе с Вами побывали в этом духовном путешествии по святым местам. Спаси Вас Господи!

    Мирские люди не должны судить о священников. У каждого могут быть искушения и каждый может пасть.

    Антон Евгеньевич,спаси Бог!
    Очень интересные «записки паломника».
    Спасибо,что не постеснялись рассказать о беседе со «старцем»,
    замечательно Вы закончили беседу,очень поучительно для меня!Наталию Огудину помню по публикациям в «Благовесте».Будем молиться о здравии инокини Макарии

    Спасибо, Антон! Очень понравились паломнические записки и особенно — строки о Дивеево. Вспомнилось свое паломничество в Дивеево в 1997 году, вспомнилась и Наталья Огудина — добрый и веселый, неунывающий человек, с которой мне довелось работать в начале 90-х в «Самарских известиях». Как я рада за нее! Спаси ее, Господи, и помоги ей в ее новом «полковничьем» звании.

    я хотел бы расказат об иеромонахе Марке,он у меня духовний отец ужа 3 года,я думаю Вы закомпликсований человек,и незахотели решыт вашу семеиную проблему.

    Очень прискорбно было читать об о.Марке такие нелепости. Я знаю его более 8 лет, он мой духовник, причем я не идеальная духовная дочь, на всё имею ещё и своё мнение, свою гордыню и желание сделать по-своему. Батюшке нелегко со мной, ну а мне так повезло, что у меня такой духовник!!!!!!! Рядом с ним спокойно, тепло,душа отдыхает от одного нахождения рядом с ним.А Вам, Антон Евгеньевич, хотелось бы пожелать последовательности в своих суждениях и публикациях.Я много лет покупала Вашу газету, сейчас отказалась от этой затеи только потому, что у Вас на многие вопросы двоякое мнение.

    Татьяна, не надо ругаться. Ваши отзывы убираю я, администратор сайта. Если Вам что-то не прислали, пишите на электронный адрес редакции, укажите Ваш адрес. Возможно, у этого была причина (кончились книги). Если же в наличии они есть — мы Вам всё пришлем. В редакции работают разные авторы, и иногда их мнение может не совпадать. В этом нет ничего страшного. Ваши отзывы — это тоже повод Вам задуматься о Вашем Православии. Еще раз прошу: не ругайтесь понапрасну. Мира душевного Вам!

    Раифская обитель — место удивительное! Там как-то само собо все встает на свое место. Объехав очень-очень многие места, могу с уверенностью сказать, что второго такого места лично для меня больше нет. Очень уважаю Антона Евгеньевича и его творчество, многое читала, но мне кажется (извините, это мое субъективное мнение), все же не стоит давать оценку действий священника. Люди сами искушают о. Марка, идут к нему как к гадалке. Лично меня он года четыре так «повернул» к вере, что сейчас странно, как я жила до этого. Его наставления помогают мне жить, не знаю, но мне удается извлекать из них «соль». Он, конечно, стал моим духовником. Знаю, что отношение к нему неоднозначное. Да, он любит обсуждать, особенно с молодыми, тему взаимоотношений мужчины и женщины. Может быть потому, что большинтство идут к нему именно с этим? Несмотря на свою такую кажущуюся «либеральность» о. Марк никогда не позволит того, что нельзя. И мне случалось даже получать от него епитимию.

    Вах! если позволите, небольшая ремарка: я не та Татьяна,которую упоминает следом за моим сообщением Ирина Кузнецова))). Спаси Господи!

    Я хочу обратиться к Ирине, администратору сайта и на коленях просить прощения, что я с пеной у рта в своё время спорила с ней и защищала о.Марка.Если бы Вы только знали, Ирина, как я была не права!!!!!За это Господь мне открыл глаза на этого иеромонаха.Он прошёлся такими кирзовыми сапогами по моей семье, что весь мир вокруг рушиться, я в растерянности, замешательстве, у меня крайне негативное отношение к батюшкам, я понимаю, что есть Господь, я его люблю, но не хочу ходить в церковь, я поняла, что кругом одна ложь. Простите меня, Христа ради! Р.Б. Татиана.

    Татьяна, Ваше сообщение меня очень расстроило: те слова, в которых Вы пишете, что больше не хотите ходить в церковь… Ну разве Церковь виновата в этой ситуации? Видимо, Вы ходили в храм ради священника, а не ради Христа — вот и получился такой результат. На самом деле в нашей Церкви очень много умных, замечательных священников, искренних и достойных служителей Божиих. Но в храмах надо искать прежде всего Христа, а не батюшку. Батюшка не должен заслонять собой Господа. Вне Церкви нет спасения. Вне Церкви Вы не сможете получить от Бога помощь через спасительные Таинства. Поэтому — не оставляйте Церкви, не отпадайте от Нее. Не зря в народе говорят: кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.

    Татьяне (продолжение). Молитесь — с Божией помощью ситуация в Вашей семье выправится. Обратитесь за советом к другому священнику — не известному старцу, а обыкновенному священнику в храме возле дома. В Церкви нет лжи, ложь могут нести в себе отдельные ее члены, потому что принадлежность к Церкви автоматически никого из нас святыми не делает… Поймите это и не отчаивайтесь, будьте в Церкви, и Бог Вам поможет. Храни Господь Вас и Ваших близких!

    И еще одно уточнение. По-моему, Татьяна, я не спорила с Вами, а просто убирала Ваши сообщения, которые казались… слишком агрессивными, что ли, по отношению к редакции… Я лично не знакома с о. Марком, в Раифской обители не была никогда, и поэтому никакого мнения о нем иметь не могу и спорить по этому поводу тоже.

    Ирина, огромное спасибо за Ваше участие.В храме я далеко не новичок, много лет связано с храмом и ходила я туда не из-за батюшек-это однозначно.Причем знаю их очень много замечательных. Я просто просила у Вас прощения, что когда-то рискнула защитить того, кого не следовало бы защищать, а следовало бы людей от него защищать, я этого не сделала, а обязана была, вот Господь и допустил в моей семье раздор по вине этого человека. Сейчас в душе пустота, уныние,непонимание и нежелание идти в храм.Замечу,что ропота на Бога нет, я его люблю. Только возникает резонный вопрос: как могут так вести себя батюшки, причем ещё монашествующие?!

    Татьяна, говорят, что батюшки терпят искушения, в разы более сильные, чем миряне. И, видимо, некоторые из них не всегда могут с ними справляться. Монашество не делает автоматически человека святым. Принявшему монашество надо очень и очень серьезно духовно работать над собой… Поэтому не смущайтесь и продолжайте доверять батюшкам. Еще ведь бывает так, что человек принял монашество, не будучи к этому духовно готов… Бывает, что люди сами губят священника, возводя его на «пьедестал» старца, тогда как он еще не так давно принял монашество и не достиг еще необходимого духовного уровня. Да много причин может быть. Это всегда трагедия конкретного человека. Поэтому — простите его и не смущайтесь более. Все-таки подобное в Церкви бывает редко… Не унывайте и не смущайтесь! Переживите этот тяжелый момент Вашей жизни с мудростью.

    Спаси,Господи, Ирина!Всё_же мне в первую очередь важно было попросить у Вас прощения.Я могла бы с Вами ещё поговорить, но не на этих страницах, многого я просто не могу сказать на такую большую аудиторию, не имею права. Ещё раз простите и спаси, Господи, Вас за участие!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

«Волга - русская река…» (из народной песни). Окончание.


Записки паломника.






Строгановский храм в Нижнем Новгороде.


Окончание. Начало см.


Строгановский храм

Нижний Новгород. Едем в старинный Строгановский храм. Самый красивый в Поволжье! Именно про этот храм сложена широко известная (благодаря фильму Тарковского «Андрей Рублев») легенда. Когда по заказу известных солепромышленников и, как бы сейчас сказали, «олигархов» Строгановых был возведен красивейший храм в честь Собора Пресвятой Богородицы на берегу Волги, Строгановы спросили мастеров:
- А можете сделать еще где-нибудь такой же красоты храм?
- Еще краше сделаем! - был их хвастливый ответ.
Их за это, говорят, ослепили - чтобы не было храма краше…
Но это легенда, пусть и жестокая.
А в Самаре (я уже как-то писал об этом) был случай, в чем-то перекликающийся с древнерусским преданием. Один наш самарский молодой художник вернулся из-за границы с престижного международного конкурса - с победой. Но местные «сальери» не дремали, и радоваться ему пришлось недолго! Его подкараулили возле подъезда и жестоко избили. Теряя сознание, он услышал крик одного из нападавших: «Руки топчите! Бейте по рукам! Чтобы кисточку не мог держать…»
Вот так-то… Если что и вечно на этом свете, так это зависть.
Кстати, о зависти. Где только не обнаружишь порой настоящий духовный мед! Иногда в самых неожиданных местах можно найти что-то полезное! Недавно читал книгу английского бизнесмена Ричарда Темплара «Правила менеджмента», 2008 г.
(приходится читать ведь и такие книги…) - и не мог удержаться, чтобы не сделать из нее выписку. Наверное, «гуру менеджмента» очень бы удивился, узнав, что отрывок из его сугубо деловой книги мог бы украсить какой-нибудь Патерик. Вот, читайте:
«Как-то у меня был мотоцикл - довольно дорогой, и мне он очень нравился. Однажды, остановившись на светофоре, я оказался рядом с другим мотоциклистом. Взглянув на его машину, я невольно воскликнул: «Хочу такую же!» Он не мог меня слышать: в каске отличная звукоизоляция. Но он смотрел на мой мотоцикл, и в голове его, по всей видимости, проносились те же мысли. Когда загорелся зеленый, моторы дружно взревели, мы понеслись дальше бок о бок, и вдруг до меня дошло, что мотоциклы у нас одинаковые!»


Но вернемся к Строгановскому храму.
Строгановы построили пять церквей (одна из них - в Троице-Сергиевой Лавре), но только за этим, красивейшим храмом, закрепилось их имя. Строгановская церковь! А еще за художественным училищем в столице, которое до сих пор так и называют Строгановским.
За особые заслуги перед страной (стоит лишь вспомнить, что именно Строгановы финансировали поход Ермака в Сибирь!) Царь Василий Иванович Шуйский даровал Строгановым, выходцам из крестьян, право писать свое имя с «вичем», то есть, по-нашему, с отчеством (Михайлович, Петрович, и т.д.). Тогда только лишь несколько самых известных родов на Руси имели право к своему имени добавлять имя отца («вич» в окончании). А вот сейчас, спустя столетия, мы сами же, добровольно лишаем себя этого права. Великой чести - писать свое имя полностью, то есть с отчеством. Ибо имя отца входит и в наше имя! А наши имена войдут в имена наших детей! И нельзя этим пренебрегать. А мы на американский манер хотим от этого отказаться. Все реже встречаются в газетах полные имена. Почти не осталось «отчеств» на телевидении… «Министр образования Фурсенко заявил…» (даже без имени!),  «режиссер Никита Михалков сказал…» А ведь насколько весомее имя, даже очень известное, - когда оно полное! 
Надо вспомнить Строгановых и держаться за жалованное им Царем (а потом и всем нам!) право. И не отдавать никому этого права!
Сколько славных имен отметилось в этой церкви! Ваня Кулибин, будущий изобретатель, четырнадцатилетним подростком «правил» часовой механизм на храмовой колокольне. Петр Первый выбежал из Строгановского храма, позавидовав красоте его иконостаса: «Лучше, чем в Петропавловском храме моей столицы!» - прошептал он изломанными гневом губами… И не без основания заподозрил, что подлинники некоторых икон от известных мастеров отправились сюда. А в Северную столицу, в дар самому Царю, повезли лишь копии…
Мудрая Екатерина Великая, даровавшая Строгановым графский титул, сказала про них: «Это единственные из моих приближенных, которые делают все для того, чтобы разориться, и у них это не получается».
Может быть, в этом как раз и кроется рецепт земного благополучия: раздавать как можно больше, чтобы Сам Бог восполнял утраченное!


И вот мы заходим в Строгановскую церковь. В иконной лавке всего две-три книги, в основном лишь церковная утварь. Почти на всех иконах под киотами чьей-то умелой рукой подвешены крестики (как бы переданные «в дар за исцеления» или за какую-то другую духовную помощь). Но уж слишком что-то правильный и однообразный порядок подношений, и присутствие «подарков» почти на каждой иконе наводит невольно на мысль, что это не столько живое движение души, исполненной благодарностью, сколько расчетливый маркетинговый ход, уловка для паломников. Ведь вера себя проявляет стихийно - и я видел в другом храме (в Чебоксарском Свято-Троицком монастыре -чудотворная Иверская икона Божией Матери) икону, всю сплошь завешенную самыми разными, порой очень дорогими дарами - кольцами, браслетами, крестами… Но там не было этой правильности в подборе украшений. Там видно было, что дарителями движет любовь. Не было аккуратности и симметрии в подвеске украшений, в их выборе не было единообразия… Уж не знаю, прав ли я, но если кто-то делает это с расчетом на наши чувства... Впрочем, надеюсь на лучшее.
Один наш паломник мне рассказал, что еще мальчишкой, когда с родителями плавал на теплоходе по Волге, однажды оказался в Строгановском храме. Тогда храм не действовал и экскурсию вели атеисты. Но как только вошел он в этот храм, в его душе произошел какой-то переворот. От такой красоты, от иконостаса, от древних икон повеяло благодатью. Он перекрестился впервые в жизни! И до сих пор уверен, что в ту минуту его сердца коснулся Бог.


Прозревшая ханша

В Благовещенском мужском монастыре Нижнего Новгорода недавно восстановлен семинарский храм во имя Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца. Наши города - Самару и Нижний - роднит не только Волга, но и этот святой. В Нижнем Новгороде он основал этот монастырь в благодарность Богу за исцеление ханши Тайдулы. А в Самаре он основал… Самару.






Фреска «Святитель Алексий исцеляет Тайдулу».
В Свято-Алексиевском храме нижегородского монастыря недавно восстановили фрески конца XIX века, на которых есть редкие сюжеты, посвященные этому святому. Особенно впечатляет фреска, на которой изображена встреча Тайдулы со Святителем Алексием. По преданию, ослепшая ханша с волнением ждала приезда Святителя из Москвы, верила в исцеление по его молитвам. И когда посланники Московского князя приближались к ордынской столице, она назвала приближенным точное количество людей из свиты Святителя Алексия и приказала всем им в подарок сшить дорогие одежды. Когда посланники Москвы прибыли в орду, их число оказалось ровно таким, как и предсказала Тайдула.
Каждому самарцу, я считаю, должно быть известно это неславянское имя - Тайдула. Благодаря ей, можно сказать, и была основана славная «крепостца» Самара. Если бы не ее просьба к Святителю приехать и исцелить ее, может быть, и нашего города не было бы. И потому с таким интересом я впервые разглядывал ее лицо на не слишком старинной фреске.
Вглядитесь и вы в это лицо! Прочтите в нем упование, веру, доверие русскому святому.
По преданию, Тайдула крестилась в Православие и закончила дни свои в подвиге поста и молитвы. Наверное, с небольшой натяжкой ее можно назвать первой самарской красавицей. И когда кто-то с эстрады в очередной раз произносит с усмешечкой излюбленную фразу о том, что «в Самаре самые красивые девушки», давайте вспомним с благодарностью о Тайдуле. Ослепшей для того, чтобы на ней, как в на Евангельском слепце, «явились дела Божии» (Ин. 9, 3).


Чебоксары

Уже в Самаре, после прибытия, когда паломничество наше уже начал окутывать легкий флер воспоминаний, а житейские искушения встали вокруг нас стеной (так и должно быть после удавшегося паломничества!), я спросил Людмилу:






Свято-Введенский кафедральный собор в Чебоксарах.
- А какая святыня, какое место в нашем паломничестве по Волге тебе запомнилось и поразило больше всего?
И уже готов был выслушать ее восторженные слова про Дивеево. Но ответ ее был не совсем такой.
- Мне больше всего понравилось на источнике Батюшки Серафима, - сказала она. - Там так чудно пели соловьи. И все было таким… сказочно-волшебным. Словно вот сейчас из-за вековой сосны Саровского леса выглянет Батюшка Серафим! А еще…
Она запнулась, будто бы не решаясь признаться…
- А еще... И даже в первую очередь… меня поразил Свято-Введенский кафедральный собор в Чебоксарах. Ничего более величественного я до сих пор не видела. И как же мне стыдно было потом, что побыла в нем всего с полчаса и ушла, сама не знаю зачем, съесть в соседнем кафе невкусное мороженое… До сих пор вспоминаю старинные почерневшие от столетий иконы в иконостасе. Они даже полопались местами от времени… Шестнадцатый век… Как там хорошо молиться!
Да, этот собор, помнящий нашего подвижника - Митрополита Мануила (Лемешевского), несколько лет возглавлявшего Чувашско-Чебоксарскую епархию, стоит назвать одним из «чудес света» на нашей Волге-Матушке. Это памятник, который живет. И молится в нем сейчас уже другой, современный нам подвижник - Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Одного взгляда на этого умудренного годами Владыку достаточно, чтобы невольно застыть в благоговении.
А в тот день, на вечерней службе, посвященной празднику Святителя и Чудотворца Николая, нам довелось молиться вместе со старцем-Митрополитом.
В этом храме хранится старинная Владимирская икона Божией Матери, которую подарил только что заложенному городу на Волге Царь Иван Васильевич Грозный. С этой иконы и начались Чебоксары.
К моей дочери Анне в этом храме подошла незнакомая женщина и, показав на меня, тихо спросила:
- Это Жоголев из Самары?
Дочь, почти не смутившись, ответила:
- Да, Жоголев из Самары.
- Передай ему от читательницы «Благовеста» пожелание творческих удач, - сказала ей незнакомая женщина. И добавила: - Мы молимся за него.
Дочь с удовольствием передала мне эти теплые слова. И наверное, каждый отец без лишних слов поймет мои чувства.








«У чувашей чуть ли не по сей день еще сохранился обычай - в случае споров, тяжб, каких-то тягучих разбирательств идти не в суды, а сюда, к восседающему на троне Святителю Николаю. Здесь, в его присутствии, бьют по рукам, заключая сделки. Здесь дают обещания, здесь приходят к соглашению».
Но самое главное чувашское удивление ждало нас в Свято-Троицком мужском монастыре Чебоксар. И дело не только в том, что наместником там поставлен игумен Василий (Пьер Паскье), француз по национальности. («Как вы попали к нам из Франции, отец Василий?» - не удержался, спросил его кто-то из наших паломников. - «Да вот пролетал на самолете над Чувашией, и меня сюда скинули...» - отшутился он. А потом уже серьезно добавил: «Наш Митрополит Варнава - большой молитвенник!»).
…Дело в особенностях «чувашской веры».
Когда зашли мы в монастырский храм, то увидели нечто до того неожиданное… В центре храма на троне сидел… сам Святитель и Чудотворец Николай. Да еще в полном архиерейском облачении, с крестом и панагией. Это было 21 мая, и завтра наступал праздник в честь этого великого Святого. Но все равно мы не ожидали увидеть его не на иконе, а почти «вживую» - восседающим в центре храма. Многие паломники сначала растерялись, потом нервно защелкали фотоаппаратами, а потом… сначала одна, потом другой, третья - стали подходить к Николаю Угоднику под благословение. Целовали ему руку и панагию.
Подошел и я. Мы ведь в Чувашии, где вера очень крепка. Где еще не забыли о том завете Христа, которому все реже учат в духовных семинариях: «Будьте как дети». Чувашский народ остался ребенком в вере. И до сих пор сохранил любовь к… куклам.
Кто-то с богословским образованием поморщится и с гневом отойдет прочь. Кто-то из светской публики назовет увиденное «идолопоклонством». Пусть их!
А у чувашей нам нужно учиться конкретности в вере. Я не призываю копировать их местные обычая, но уважать их – стоит.
У них чуть ли не по сей день еще сохранился обычай - в случае споров, тяжб, каких-то тягучих разбирательств идти не в суды, а сюда, к восседающему на троне Святителю Николаю. Здесь, в его присутствии, бьют по рукам, заключая сделки. Здесь дают обещания, здесь приходят к соглашению. Словно перед очами самого Святителя бьются об заклад, и потом уже не могут «взять назад» раз данного слова. За это ведь строго взыщет Николай Мирликийский! В его присутствии нельзя кривить душой.
Мне нравится чувашская вера.


Паломники из Приморья

Еще в Дивеево я познакомился с двумя немолодыми паломниками - Ольгой и Анатолием Нахратовыми из села Покровки Октябрьского района Приморского края. Это давние и преданные читатели «Благовеста», по газете и заказали они путевку на паломнический рейс.
- У нас в Приморье есть свой «Приморский благовест». И мне все говорят: почему ты читаешь не наш, а самарский «Благовест»? - рассказывает Ольга. - А я им говорю: «В Самаре Православие очень крепкое». И рекомендую им нашу самарскую газету…
Я поблагодарил Ольгу за такие слова и порадовался тому, какие у нас есть замечательные читатели. Живут на другом краю континента, а выписывают наш отнюдь не морской, а волжский «Благовест». Читают про наши святыни и даже паломничать предпочитают по Волге. Молодцы!
Утром мы уже были в Печерском монастыре Нижнего Новгорода. Когда осматривали его святыни, вдруг к нашей группе обратился один из насельников монастыря, служивший в тот день священник. 
- Есть тут кто-нибудь из Приморского края?
Паломники ответили, мол, таких у нас нет, все мы из Самары. А я вспомнил про моих вчерашних знакомцев и сказал: «Есть люди из Приморья». И еще одна женщина, знакомая Ольги, меня поддержала.
Тогда иеромонах отвел нас в музей Нижегородской епархии, взял красивую, богато иллюстрированную книгу про нижегородские храмы и попросил передать ее им, своим землякам. Оказалось, он тоже родом из Приморья. И никогда не отпускает своих земляков из монастыря без подарка.
Вскоре мы им книгу передали. Ольга и Анатолий сокрушались, что им не удалось переговорить с батюшкой, познакомиться, поблагодарить его за подарок. Но он как раз для этого оставил им свой телефон…
Причаститься Святых Христовых Таин во время паломничества весьма непросто. Во-первых, как выдержать пост с ресторанным меню? Во-вторых, график экскурсионных маршрутов не всегда совпадает со временем Богослужений. Но были два или три паломника, которые дерзнули… И им удалось! Среди этих «двоих-троих» была Ольга из Приморья. Вечером 21 мая она вместе с нами молилась в Свято-Введенском храме в Чебоксарах. Потом, уже на борту теплохода, исповедалась нашему «бортовому» священнику Олегу Фокину. А утром, 22 мая, в день Святителя Николая, мы оказались на Богослужении в самом древнем в Поволжье каменном храме - церкви Святителя Николая середины XVI века в Свияжском Свято-Успенском монастыре (этот храм возводили те же самые Постник и Ширяй, которые отстроили в Москве великолепный Собор Василия Блаженного)… И там на Литургии Ольга причастилась Святых Таин. Все двери ко Христу оказались для нее настежь распахнутыми в этом рейсе…
На следующий день моя жена Людмила узнала от них, что помимо своих детей растят Ольга и Анатолий еще и приемного ребенка. Увидели они ее, тогда совсем крохотную двухмесячную малютку, в больнице. И пожалели сиротку - папа был у нее в тюрьме, а  мать спилась и была лишена родительских прав. Новые родители были в ту пору немолодые уже, своих детей только-только на ноги поставили. Тут бы и отдохнуть… А все-таки решили взять девочку в свою дружную семью. Захотели воспитать ее Христианкой. Дочери их сейчас 17 лет. Она очень любит папу и маму.
- Вот только переходный возраст у нее что-то уж слишком затянулся, - ворчит на нее строгий отец.
- Но это ведь поправимо, - смягчает его ласковая мама.
Когда я узнал об этом, мне вдруг стало понятно, почему священник именно им передал свой неожиданный подарок. Почему именно Ольга сподобилась во время рейса приобщиться Святых Таин.
Сделай что-то для Бога и ближнего - только не скупясь, всерьез сделай, а потом уж проси. А можешь и не просить даже - так все дадут… Возьми на себя хоть какой-нибудь подвиг и соверши его до конца. И тогда всю жизнь будут словно ангелы носить тебя на руках. Найдутся деньги на поездку по Волге. Будет лад и мир в семье. Будут незнакомые священники одаривать тебя с удивительной щедростью…
Бог в долгу не останется, а воздаст сторицей!


 +++
Волга, Волга, мать родная,
Волга русская река…

Кто из нас с самого детства не помнит эти слова старинной песни?
А живут ведь на Волге в ладу со всеми и чуваши, и мордва, и татары. И все равно это русская река. И ни чуваши, ни татары, ни мордва, конечно же, с этим спорить не будут. Потому что по берегам этой великой реки стоят наши храмы. Потому что в храмах этих совершается тихая молитва к Богу. Потому что Пречистая Матерь Богородица украсила Своими чудотворными иконами храмы по берегам этой великой реки. Потому что на Волге совершается история России. В Ипатьевом монастыре на Волге началась Династия Романовых. А в 43-м, под Сталинградом, на Волге начала выковываться наша Великая Победа.
Можно с пользой объехать весь мир, поваляться на самых дорогих пляжах, пожить в самых дорогих отелях. Увидеть старинные заморские города и великие крепости. Но если ты не побываешь на Волге, ты до конца не поймешь России. Ее смиренного величия,  силы, спокойствия и тишины. 

Антон Жоголев
Фото А. Жоголева и В. Лаврентьева
28.05.2010

    Да, интересно и познавательно читать Вашу статью…

    Замечательные записки! Ничего лишнего.

    В Бари, в базилике, где хранятся мощи Святителя Николая, тоже есть его статуя. Огромная, из серебра. Это большая святыня. Самые уважаемые люди города несут эту статую на руках в дни празднования Святителя через весь город.

    Спаси, Господи!
    Антон Евгеньевич, замечательная статья.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru