Вера «без фанатизма»


Сегодня неоднократно приходится слышать формулировку «верующий православный христианин, без фанатизма» и прочие реплики, содержащие это загадочное словосочетание.

Что же понимают авторы под этими словами? И возможны ли подобные заявления?

В последнее время, когда наша страна возвращается на исторический путь, а православие начинает играть важную роль в государствообразующей доктрине, необычайно сильно проявилось явление неофитства, когда заново обратились к вере или впервые вошли в лоно церкви сотни тысяч людей. Все они, долгие годы воспитывавшиеся в рамках советского атеизма понятия не имели о церковных богослужениях, постах и таинствах. Для многих из них представление о вере и церкви по большей части сложилось из иностранного кинематографа, в котором, как правило, фигурирует западная католическая или протестантская церковь. Образ же Русской православной церкви, загнанной в жесткие рамки, отрезанной от мирян в годы гонений, но сохранившей истинность служения заветам Спасителя, был сформирован пропагандистской деятельностью советского государства. Таким образом, новообратившиеся прихожане, надежда и возрождение церкви, воспитанные на католических представлениях о вере и служению Богу, были удивлены той строгостью и аскетизмом, в котором прибывали немногочисленные прихожане православных соборов.
Тот факт, что все богослужения необходимо стоять на ногах, коленопреклоненно молиться, соблюдать многодневные (даже многомесячные) посты, исповедоваться и причащаться, совершать домашнее молитвенное правило, подавать милостыню, хранить целомудрие и девство и другие неотъемлемые черты православной веры, вызывали у людей сначала страх, а затем и отрицание. Люди, понятия не имевшие о церковной жизни, привыкшие к так называемому светскому гуманизму видели во всем этом нечто архаичное, жестокое по отношению к человеку и подавляющее его личную свободу, и естественным образом считали людей являвшихся истинно верующими «фанатиками». В далекие 90-е моя знакомая, увидев в соседнем окне человека совершающего молитвенное правило, который при этом крестился и совершал поясные поклоны, можно сказать, была поражена до глубины души, не понимая, что вообще он делает, однако видя крестное знамение произнесла «ну и фанатик».

По причине жесточайшего государственного регулирования в сфере идеологии, во времена Советского Союза, всевозможные течения и секты христианского или иного толка не сразу проникли в информационное пространство страны после ее распада. В этот период в лоно церкви начали вливаться неокрепшие элементы, легко поддававшиеся влиянию иных сил. Через некоторое время свое распространение начали порожденные годами государственного атеизма секты «Ивановцев», иностранные «Аум синрекё», «Кришнаиты» или «Свидетели Иеговы», использующие в своих целях некоторые положения христианства для привлечения новых адептов.
Не многие вступившие на путь вооцерковления дошли до его конца, многие перестали посещать храм или делали это крайне редко, другие же вступив на церковный путь, начинали сворачивать с него, но пока еще на дорогу, не ведущую достаточно далеко, чтобы оттуда невозможно было вернуться.

Эти люди начали позиционировать себя как «верующие, но не соблюдающие» – еще одна формулировка, заслуживающая особого внимания. Эти люди, говоря о себе, заявляли, что верят в Бога, ходят в церковь, но при этом открыты для других религий и учений, верят в единство всего и вся, соблюдают посты когда захотят, и так далее, оправдываясь тем, что они верят в Бога. Посещение церкви, да и вообще веру в Бога, могут сопрягать с занятиями восточными практиками, даже участия в буддийских обрядах и прочих действиях ставящих под сомнение их принадлежность к Христианству. Именно в этой среде и зародилось выражение «верующий без фанатизма», именно подобное отношение к вере и соблюдению Заповедей эти люди называют «истинной верой».
В этой же среде начали действовать «ловцы душ» – секты и организации, стремившиеся к порабощению как можно большего числа адептов. Попавшие под их влияние люди рано или поздно теряли все свое имущество, а главное свободу, они больше не могли жить без общины, многие из них так и не оправились от столь губительного влияния.

В настоящее время схожие тенденции сохраняются в молодежной среде, становящейся все более индифферентной по отношению к религии, как в прочем и к другим формам проявления душевных устремлений. Все новые веяния захватывают неокрепшие умы, последователей так называемых учений «нью эйдж» или «саентологов» становится все больше, тем более когда знаменитые актеры и деятели культуры открыто пропагандируют их учения. Переполненными оказываются семинары, в названиях которых присутствуют слова «добейся успеха». При этом люди, попадающие под влияния этих сил, упорно продолжают называть себя православными, стремясь к «успеху» не желая прикладывать к его достижению ни малейших усилий.

Как не прискорбно, подобная ситуация вполне вписывается в общий мировой тренд постмодернизма. Культурный и нравственный упадок вызвал упадок духовный, приведший в смятение многих людей. Не разграничивающие божественное и мирское, проводя прямую ассоциацию между миром людей и Богом, они начали находить следы упадка и тлена даже в стенах церкви. Подобное же положение вещей неминуемо вело их к осознанному искажению своих представлений о Вере, Боге и мире вообще – своеобразное бегство от религии. Но при этом страх остаться один на один с беспощадным миром, заставил человека сохранить незначительную, можно сказать, формальную связь с Церковью, называя себя при этом «верующими без фанатизма».

В среде неофитов, не поддающихся влиянию темных сил, имеет место явление прелести, когда человек вдруг начинает считать себя более верующим, чем все остальные люди, когда перестает исповедовать грехи, считая, что с него достаточно веры, дерзает толковать Святое писание, считая себя духовно прозревшим. Такие люди начинает активно привлекать к вере неверующих или только готовящихся к вступлению в православие людей, нанося там самым непоправимый вред, отталкивая от церкви желающих приобщиться к вере. Таких людей, как правило, тоже называют «фанатично настроенными», но называют их так уже сами верующие, ведь для людей не церковных все они одинаковы.

Может ли быть подобное отношение правомерным, возможно ли называть человека «фанатично настроенным», если тот впал в прелесть? Ответ на этот вопрос в состоянии дать лишь опытный священнослужитель, мирянам же, необходимо различать таких людей и стараться не вступать с ними в полемику или споры, это не только бесполезно, но и опасно для душевного состояния.

Еще одним аспектом проявления чрезмерности в вере, является аскетизм, который принимает форму самобичевания. Подобное проявление веры для мирян, как говорят священнослужители, не допустимо. Однако практикующие подобное люди говорят о том, что прочитали это в многочисленных книгах таких прославленных и авторитетнейших подвижников христианства как Авва Дорофей, Иоанн Лествичник и другие. Все те же священнослужители говорят о том, что все книги и труды этих, безусловно великих авторов, написаны для соблюдения в монастырях и для монахов, живущих не в миру, а по монастырским уставам. Чтение подобных книг, безусловно, душеполезное и душеспасительное занятие, способное показать ту глубину и силу монашеского подвига и сподвигнуть мирян жить по Заповедям и правилам отведенных именно для них, показав насколько сложна жизнь монаха, но не более. Способна научить истинному смирению, сокрушению о своих грехах, страху Божьему. Вероятно, прочтение подобных трудов способно и сподвигнуть человека к уходу в монастырь и дай Бог, чтобы это было осмысленное и своевременное решение.

Как бы там ни было, не бывает облегченного православия, не бывает религии «как мне заблагорассудится», есть свод законов и правил, установленных две тысячи лет назад Иисусом Христом, на них и должна строится истинная вера. Вступающим на путь веры необходимо больше знать о церковной жизни, больше узнавать о жизни простых верующих, чтобы встреча с сокровенным не превратилась во встречу с неизведанным, пугающим и непонятным.

Мир православия, сокрытый от глаз не верующих людей очень глубок и многогранен. Человеку, решившему вести праведный христианский образ жизни придется пережить множество испытаний, в том числе и испытание осуждением и непониманием окружающих – как можно быть «фанатиком». Но всегда необходимо помнить вера – это испытания на каждом шагу и ни в коем случае нельзя поддаваться общему мнению, что верить можно наполовину.

Верить можно только всей душой.

Николай Майоров
01.02.2012

    Спаси Господи! Очень и очень нужная,своевременная статья! Читаем с коллегами по работе!Храни Вас Господь!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru