«В Италии мы свидетельствуем о Православной вере…»


Уже пятую Пасху протоиерей Борис Развеев встречает в должности настоятеля Свято-Никольского храма г. Вероны, в Италии, городе, воспетом Шекспиром в «Ромео и Джульетте».


«Это был святой человек!»
Недавно протоиерей Борис Развеев вновь посетил нашу редакцию. Первое, что мы от него услышали, когда он только вошел в кабинет, это был радостный возглас «Христос Воскресе!» - и тут же слова удивления: «Как, мой батюшка и здесь меня встречает!» С иконы на него смотрел недавно прославленный в лике святых преподобный Моисей Уфимский
- Когда обрели мощи отца Моисея и положили их в кафедральном соборе, - рассказывает протоиерей Борис Развеев, - вскоре он явился одной чистой сердцем прихожанке и сказал: «Ох, как я хорошо лежал! Что же меня потревожили…» Он при жизни был скромный и кроткий человек, - его, было и такое, даже один клирик избил в алтаре (а потом в наказание за это был парализован) - так и в вечной жизни остался он скромным. Те добродетели, которые святые имели здесь, на земле, там расцветают еще ярче и развиваются удивительно…
Когда я в Москве принял крещение, приехал в Уфу и в праздник Преображения Господня пришел в Свято-Сергиевский собор на первую службу. В ту пору, в семидесятые годы, в храмах была совсем особая атмосфера! В храме душа раскрывалась и обретала небесную свободу - так как все знали, что такое гонения и притеснения… Я зашел в храм и не мог надышаться благодатью… Вдруг вижу - старец в клубах кадильного дыма выходит в народ и дает всем целовать крест. Я поцеловал крест и говорю: «Я только что крестился и хочу иметь духовного руководителя, прошу вас - станьте моим духовником!» Так сразу сердце к нему расположилось. Он громко говорит: «Да что ты придумал, какой еще руководитель, нет у нас сейчас духовников и руководителей…» - а сам тихонечко мне шепчет: «Ты после службы ко мне в келью приходи…» Я все понял. Пришел в келью, и мы подружились. Я потом к нему молодежь приводил крестить, а он все говорил регистраторше: «Не записывай их, не записывай…» - это чтобы властям не достались сведения о крещеных.
Он был прозорливый. Вот только один случай. Он жил на кухне Архиерейского дома, в подвале. Я куда-то шел с приятелем и говорю ему: надо мне забежать к батюшке на минутку. Батюшка встречает меня на пороге и не пускает в дом. «Батюшка, что-то случилось?» - спрашиваю. «Но ведь ты же на минутку пришел…» Услышал мои слова за полтора километра!
В психушке ему довелось полежать три года, потом рассказывал: «Грустно было, но Бог веселил сердце мое».
Тогда у меня вера была еще книжная, головная. Начитался я Флоренского, Соловьева. Хочется эти мудрые мысли с батюшкой обсудить. А он мне о простых вещах рассказывает, про то, например, как только что печку научился класть. Но в сердце я получал ответы на все вопросы. А однажды он сказал: «Тебе надо научиться сапоги шить, пригодится». Ну, думаю, старчик чудит, какие еще сапоги? И вот когда меня арестовали и привезли в лагерь, работу мне дали именно в сапожной мастерской. Тогда-то я и вспомнил совет отца Моисея.
- Как иеромонах Моисей относился к вашей религиозно-политической деятельности? Он знал о ней?
- Конечно, знал. У него был старенький радиоприемник ВЭФ, я как-то пришел к батюшке, и он мне говорит: «Только что про тебя по «Голосу Америки» передачу слушал…» К этому он относился совершенно спокойно. Для него важнее было, что я, выпускник юрфака, образованный молодой человек, хожу в храм, читаю на клиросе. Он был настоящий духовник. Пришел я к нему однажды и говорю: «Хочу исповедоваться». Он покормил меня пирогом, попоил киселем. А потом отвел в какой-то закуточек, надел на себя епитрахиль, прочел молитвы… И вдруг говорит: «Исповедуйся! Христос стоит и слушает тебя». Он сказал ТАК эти слова, что я понял: он видит Христа! И Сам Христос сейчас действительно стоит между нами… Я исповедовался ему в тот раз так, как никогда больше не исповедовался… Это был святой человек!..
(И как далека вот такая исповедь от той обрядовой практики формальной исповеди, которая, к сожалению, очень распространена сегодня на приходах! В Москве, в храме на Ваганьково у меня был такой случай: бабушка привела на исповедь подростка лет тринадцати. Спрашиваю его: «В чем ты согрешил?» - А он отвечает: «Батюшка, я сейчас чего-нибудь придумаю…»)


«Пастырю нигде не бывает легко»


- Наверное, некоторые из ваших коллег - священников в России, особенно на селе, со всеми тяготами их сельской жизни, считают ваше пастырское служение в солнечной Италии чем-то вроде курорта…
- На самом деле все гораздо сложнее. Пастырю нигде не может быть легко. Но и радости много: когда рождается приход - это такая радость… За эти годы наш приход в Вероне увеличился и окреп. В первый год на Пасху пришло всего тридцать два человека. А в этом году прихожане в храме не уместились - пришло более четырехсот человек. Люди молились и на улице возле храма. Так что отдыхать не приходится. Мы очень почитаем священномученика Зинона, Епископа Веронийского (он жил в IV веке, еще до раскола, учиненного «латинами»), написали его икону и поставили в иконостас. Будем просить у католиков часть его мощей. Его молитва была такая сильная, что когда в Вероне случилось страшное наводнение, люди молились в храме, окна были открыты. Вода подошла и три дня в храм не затекала. Епископ Зинон своей молитвой не пускал воду в храм. Люди мучались от жажды, стали подходить к окну, брать воду, которая стояла стеной возле окна, и пили ее. Его на иконах обычно изображают с удочкой - он ловил рыбку в местной речке Адиджа и этим питался. Вот такие у нас молитвенники есть!
- В прошлую нашу встречу вы говорили (и слова эти не всем понравились), что служить вам приходится в храме, переданном Православной общине католиками, на латинском престоле… Что-то изменилось за эти годы?
- Многое изменилось. Мы сделали свой Православный престол, на католическом больше не служим. Храм четвертого века, там древний престол, освященный еще до отпадения католиков. Но ведь у них он был придвинут к стене, а как же обходить его с каждением, например, на Пасху? Вот теперь на своем престоле служим. А ведь еще находятся такие «махровые праведники», которые приезжают в Верону и не заходят к нам в храм, говорят: разве можно Православному батюшке служить в бывшем католическом храме? Я им говорю: а как же Православные раньше служили в бывших языческих храмах, капищах? Преподобный Пимен Великий с братией семь лет скрывался в капище. А тут не капище - все-таки Христианский храм, да еще освященный до латинского раскола…


«Православных в Италии стало так много, что с нами уже просто нельзя не считаться»

- Вы уже много лет живете среди католиков. Какие выводы для себя сделали?
- Бросается в глаза, что многие из них сами своего учения, своих догматов хорошо не знают. Причем их воспитывают в религиозном духе, но как-то умело обходят какие-то узловые проблемы. Спрашиваю у католиков: вы знаете, что по вашему учению Папа является святым и наместником Христа на земле, ставит себя на место Христа… В ответ удивляются, говорят, не может такого быть. То же и с католическим догматом «Непорочного зачатия Божией Матери», они на мои возражения говорят: «Да мы и сами с этим не согласны…» Но в результате вера у католиков ослабевает. Наша вера меняет человека, двигает, укрепляет. А многие католики лишь знают, что надо покрестить ребенка, и на этом их «вера» порой заканчивается (впрочем, и у русских в России такое далеко не редкость!)… Бывают случаи, что итальянцы, которые женились на русских женщинах, приходят в наш храм. Один итальянский предприниматель на мой дежурный вопрос, как дела, ответил неожиданно: «Все хорошо, одно только плохо - нет у меня русской жены». Итальянцы чувствуют, что Православные русские женщины - особенные, другие. В них есть горячая подлинная вера. Вот и идут вслед за ними итальянцы в Православный храм. Пять лет назад на всю Италию было только семь Православных приходов. Теперь уже 45! Причем больше десяти священников - итальянцы. Сегодня в Италии примерно миллион Православных. То есть в каждой школе около третьей части учеников - Православные. За один только прошлый год в Италию приехало (в основном нелегально) 500 тысяч одних только украинцев! Из них большинство - Православные… Православных в Италии стало так много, что властям с этим уже просто нельзя не считаться. Потихоньку идет процесс возвращения в Православное молитвенное поле тех святынь, которые в огромных количествах скоплены в Италии. И наша задача в Италии - показывать, что такое Православие, быть свидетелями настоящей Апостольской веры.
- А как складываются официальные отношения между Римско-Католической церковью и Православными приходами в такой сугубо католической стране, как Италия?
- 10 июля 2007 года заседала Ватиканская конгрегация по вероучению, и они вынесли богословское определение, что Христос установил только одну Церковь на земле, и этой Церкви, по их мнению, соответствует только лишь Католическая церковь, а не другие христианские конфессии. И если раньше католики все-таки с каким-то пиететом относились к Православным, называли нашу Церковь «сестрой», то сейчас все это закончилось. Нас они сегодня как бы приравняли ко всем прочим конфессиям. Но у этого их жесткого решения есть и положительное следствие - на этом прекратились всякие экуменические контакты с католиками. Если раньше мы все-таки встречались с представителями католической иерархии, то сейчас я попросту уклоняюсь от таких встреч, и имею для этого все основания.
- Итальянский язык уже выучили?
- Нет, к своему огорчению. Просто потому, что все общение в Вероне у меня на русском языке и нет времени учить итальянский. Лишь на бытовом уровне кое-что понимаю. Но я знаю, что нет в итальянском той красоты, что есть в русском языке, и той понятийности, которая есть, например, в греческом - языке философов. Некоторые наши мысли и чувства на итальянский просто непереводимы… И не только в языке дело, но если шире смотреть: нам у итальянцев, я думаю, сегодня учиться нечему - мы их должны многому учить. Раньше у них был хотя бы порядок, да такой еще, какой нам и не снился даже. Но вот и туда, в их благополучную жизнь проникает деструкция. Недавно весь город был потрясен: пять итальянцев убили своего соотечественника. Раньше в Вероне такого не бывало. Нравственное оскудение связано с упадком веры у итальянцев. Храмы пустеют, и потому обостряются нравственные и иные конфликты. Подросло и вошло в жизнь иное поколение итальянцев: в храмы они ходить не хотят. Может быть, в лучшем случае зайдут ненадолго посидеть помолиться, свечку поставить. И все. Католическая иерархия бьет тревогу. Новый епископ Вероны очень обезпокоен таким положением, пытается что-то сделать, считает работу с молодежью главной задачей. Но изменить ситуацию будет непросто. Молодежь - это очень тонкий инструмент, молодые очень чувствуют любую фальшь. Рационализм все усиливается в католической вере, и это отталкивает молодых людей от родных традиций, толкает на иные какие-то духовные поиски. В современном католицизме мало осталось духовной дисциплины: мессы идут всего сорок минут, посты практически отменены… Такая свобода дает отрицательный результат. Человек должен понимать, что есть какие-то ограничения в жизни, есть то, чего «нельзя»…


«Эта земля освящена кровью мучеников…»

- А бывает так, что приехавшие русские или украинцы переходят в католицизм?
- Почти не бывает. Иногда их толкает в католицизм лишь религиозный индифферентизм, когда рассуждают примерно так: ну, мол, разницы особенной нет, так пусть уж, раз оказались мы в католической стране, дети станут католиками, им так легче прожить… Я терпеливо объясняю им их заблуждения. И таких случаев все меньше и меньше. Православие - это поиск единения с Богом, приход через аскезу к внутреннему созерцанию, непрестанной молитве. У католиков этого почти не осталось, вся вера у них осталась на уровне внешней обрядовости, об аскетике там давно нет и помину. У нас даже миряне читают Святых Отцов (помню, как в семьдесят шестом году на какой-то даче в Подмосковье мы самиздатом печатали «Добротолюбие»; был жуткий мороз, и я несколько дней напролет в почти неотопленном доме разрезал вручную склеившиеся странички…) В Италии этими книгами занимаются только ученые-специалисты. Русский верующий хочет всю свою жизнь построить по законам своей веры, а итальянец отдает дань традиции - иногда ходит в храм, а все остальное считает своим личным делом. И не позволит, чтобы в его личную жизнь вмешивались, в чем-то мешали… Что такое сегодня хороший католик? Это синоним «хорошего человека» - воспитанный, не агрессивный, толерантный. А хороший Православный - это человек духовный. Он духом живет. И всегда ищет молитвы, непрестанного сердечного общения с Богом… Эти мои слова не должны нас превозносить, и тем более не имеем мы права осуждать тех, кто находится в Римско-Католической церкви. Когда на Вселенском Соборе спросили бывших иконоборцев, почему они следовали ереси, они ответили: их с детства так научили. Потому они все были прощены и соединены с Церковью. Вот и итальянцы с детства так научены - и нет в этом их личной вины. Среди них множество людей с огромной жаждой Бога.
- Живя в Италии, невозможно не услышать о падре Пиа. Это католический подвижник, может быть, уже и канонизированный Ватиканом. У итальянцев сложился своеобразный «культ» этого человека…
- Я не могу назвать его подвижником в нашем, Православном значении слова. В его «подвиге» были явные черты прелести и, не исключено, даже обмана (некоторые считают, что он сам себе устраивал стигматы серной кислотой…). Я познакомился с одной пожилой итальянкой-католичкой, которая помнит падре Пиа. Когда она была маленькая, ее мама приводила к падре Пиа, и она на всю жизнь запомнила свое впечатление от этой встречи… Известно, как дети тянутся к святости, как радуются встрече со святыми, например, у Преподобного Серафима Саровского в келье бывало много детей… А тут она вспоминает: «В присутствии падре Пиа меня охватил сильный страх, он такой злой был, он так кричал на нас…»
- Много итальянцев вы окрестили за четыре года?
- Примерно двенадцать человек. Все они стали нашими прихожанами. А один даже и детей уже привозил у нас крестить. Власти этому не препятствуют. А нашим русским ревнителям скажу: не надо бояться католиков, их миссионерской работы в России. Я так скажу: это у католиков сейчас уже больше оснований опасаться нас, ибо очевидно, что у Православия в Европе очень серьезные перспективы. Мы пришли в Италию к ним в поддержку - укреплять пошатнувшиеся Христианские начала в Европе. Однажды к нам в храм пришла целая делегация католиков, а мы нараспев читали акафист Божией Матери, они затаив дыхание слушали нас, не шелохнувшись, стоя… Потом говорили: «Какое это было Богослужение!.. Мы такое помним с детства, у нас тоже когда-то так было…»
- У каких святынь в Италии вам удалось побывать?
- Наш приход активно паломничает по городам Италии. Там со всего мира собраны величайшие святыни. И многие святые, мощами пребывающие в католических храмах, ждут нас, Православных. Я думаю, что они и католиков тоже жалеют, любят их. Но сами католики порой весьма холодно относятся к своим реликвиям. Во Флоренции, например, в храме хранится глава Святителя Иоанна Златоуста. Там смотритель-католик очень радуется русским - видит, что мы с особым благоговением поклоняемся святым мощам, хотим приложиться к ним. Водит в подвал, где хранятся другие мощи, открывает все реликвии… А там хранятся целые ящики с мощами… А сколько еще в хранилище мощей! Более пятисот, они их даже еще не разобрали, не сосчитали… Там столько святынь! Кого ни спроси у нас, как ты к Италии относишься, каждый ответит: хорошо отношусь. И ты так ответишь, и я. И каждый так скажет. Почему? Да потому, что там столько величайших святынь! Там наша духовная родина, в мощах Христианских подвижников, наших общих святых. И они трудятся там, почившие святые, и они ждут нас в гости. Вот почему надо, я считаю, русским паломничать в Италию. И не надо бояться того, что это католическая страна. Конечно, есть там и «дух латинянский», но едем мы за другим. К святым, которые там покоятся, к земле, которая пропитана кровью мучеников. Ездили мы в Аквилею, к мощам Анастасии Узорешительницы, многократно ездили в Рим и там по несколько дней обходили святые места. Конечно, в Бари были, у мощей Святителя Николая.


«Нам нужно протиснуться в «тесные врата»


- А Крестные ходы по Италии вам доводилось совершать?
- …Один Крестный ход, правда, в России, мне не забыть… Я не раз рассказывал, что во время моего второго ареста, перед самой перестройкой, Преподобный Серафим Саровский приходил ко мне в камеру. И мне все время хотелось поехать к нему в Дивеево, поблагодарить его. И вот я в 1995 году с группой паломников приехал в Дивеево. Решили отправиться на дальний источник Преподобного Серафима, предлагали нам поехать туда на автобусе. Но я не понимаю этих «облегченных» духовных маршрутов. Предложил паломникам до источника пройти 17 километров пешком. И вот мы шли - солнце палило, но все же дошли, я совершил молебен. Стал пить воду, а она миром пахнет. Сладкая вода из колодца Преподобного. Я думаю, чтобы не искушать никого, промолчу об этом чуде. Вдруг в какой-то духовной прелести нахожусь? Но тут мне другие паломники говорят: «Батюшка, а вы почувствовали, что вода сладкая и миром пахнет?» Я говорю: «А вы поняли, почему? Да потому что мы прошли весь путь пешком, труд совершили». В этом все и дело! К сожалению, у нас сейчас эта сторона Православия - «утруждение» себя, те самые «тесные врата», в которые мы должны протиснуться, а значит, и ущемиться, как-то утеснить свою природу, - сильно утрачивается…
- Из Италии, наверное, по-другому видится и свое прошлое…
- Когда меня окрестил известный священник Димитрий Дудко, мне в сердце был голос: «Будешь священником». Я вопросил, а когда это будет. И получил ответ: «Не твое дело знать времена и сроки». Вскоре меня стали «прижимать» власти - не давали никуда устроиться на работу. Тогда я написал письмо в Москву, пригрозил, если мне не дадут возможности работать, напишу в Конгресс США, что верующих людей лишают работы… Вскоре после этого дали мне работу. Но самое потрясающее было в том, что мне предложили стать юрисконсультом завода «Электроаппарат», этот завод в войну был эвакуирован в Уфу. И располагался он в бывшем Александро-Невском храме. Юридический отдел был на первом этаже, я посижу там, потружусь, выйду: поцелую пол церковный, помолюсь… «Господи, я хотел служить в церкви, и ты мне дал такую отраду, работать в здании церкви». Так и молился там.
А самым страшным во всем моем диссидентском прошлом были не тюрьмы, не допросы, нет. А второй мой арест. Пришли к нам в дом сразу двенадцать человек. Жена им говорит - что ж вы его так боитесь, столько вас сразу, да с оружием за ним пришло… Был обыск, все переворошили. Потом меня повели к двери. И в этот момент мой сын говорит: «Папа, а ты скоро вернешься?» И чистыми такими глазками, полными и смутной тревоги, и надежды, на меня посмотрел. Он еще не мог понять, что происходит, но чистым своим сердечком чувствовал какую-то непонятную беду. «Скоро вернусь», - сказал я сыну и под охраной пошел к двери. А про себя подумал: «Лет через шесть всего… Ты еще будешь маленький…»
На суд меня сопровождала целая куча автоматчиков. Зэк-уголовник мне говорит: «Ты чего такого совершил, что тебя столько милиции охраняет? Я вот двух человек убил, и мне не оказывают такой чести…» Я ему ответил: «Не те книги читал…» - «А… - задумчиво произнес уголовник. - Вот они вас как боятся».
- Служа в Италии, наверное, трудно рассчитывать на чей-то совет, старческое наставление…
- Да, для пастыря на чужбине это большая проблема. В нашем итальянском благочинии нет даже духовника. В сане я не много, 18 лет, а по возрасту один из самых зрелых священников в Италии. Я спросил своего Архипастыря, Архиепископа Иннокентия Корсунского, у кого мне исповедоваться, он благословил, как я и раньше это делал, ездить за советом в Калужский Пафнутие-Боровский монастырь, к старцу Власию. Удивительный батюшка, старец! Первый раз я приехал к нему перед отъездом в Италию. Спросил его, как мне там жить, на чужой сторонушке. «Бог везде есть, - ответил старец. - И если не будешь вести себя как Капулетти, все будет хорошо». А ведь я не говорил ему, что еду в Верону (на родину шекспировских Монтекки и Капулетти!). Дух у него настоящий. Такие люди всегда были и будут на Руси.

На снимках: протоиерей Борис Развеев; отец Борис возле св. мощей Анастасии Узорешительницы в Аквилее; протоиерей Борис в алтаре Свято-Никольского храма в Вероне. Пасха 2008 года.

Антон Жоголев
23.05.2008

    Как выразить радость от того,что Святое Православие распространятся по миру?Пусть как можна больше людей станет на путь спасения!

    «А нашим русским ревнителям скажу: не надо бояться католиков, их миссионерской работы в России. » — даже если католичество и превратилось в беззубого волка, то все равно как то странно слышать такие слова. Боятся может и не нужно, но и раскрываться им навстречу по моему не стоит. Католичество как маятник с затухающей амплитудой раскачивается между безоглядным экуменизмом и ревностным католичеством. А вот догматического поворота в сторону православия, хотя бы намека на осуждение своих еретических воззрений у них так и не видно…

    Замечательная статья.Как нам сейчас нужна живая ,а не только обрядовая вера.Просто ,трогательно,сердечно ,искренно одни эпитеты.Задевает.

    Я сам из Уфы.Мне очень приятно слышать,что отец Борис жив и здоров,занимается таким благородным делом.Ещё приятней понимать,что отец Борис меня крестил.Итересно,а есть с ним какая-нибудь связь.Буду очень благодарен.Андрей Уфа.Тел +7917 34 33 714

    читал.слезы навернулись.Борис мой крестник.Очень хочется связаться с ним нет никаких координат. Мой м.т.506 77 05.Спасибо что ВЫ есть.

    Уважаемый батюшка Борис!Добра Вам,крепкого здоровья.Спасибо Вам за поддержку.Если есть возможность помолитесь за нас и нашу Уфу. Низкий Вам поклон.

    Отец Борис сейчас очень болен, раковое заболевание. это очень грустно, неужели покинет нас?

    Желаю скорейшего выздоровления отцу Борису.Это действительно священник от Бога,кто общался,знает какая благодать исходит от батюшки.Земной вам поклон и слава богу,что ВЫ есть.

    Очень хорошее и вдумчивое интервью. Отец Борис как всегда ненавязчиво и очень убедительно рассказывает о совершенно разных сторонах жизни. Но их связывает одно — его духовность и желание всем нам добра. Удивительный человек! Дай бог ему пройти все выпавшие на его долю испытания!

    Царство Небесное и Вечная память о.Борису

    упокой Господи,протоиерея Бориса и сотвори ему вечную память…

    Царствие Небесное и Вечная память о.Борису

    Ещё с юности, живя в Уфе я слышал много историй и легенд про про отца Бориса, он навсегда останется в моей памяти. Упокой Господи, протоиерея Бориса вечная память.

    Упокой Господи душу усопшего раба Твоего пристнопамятного протоиерей Бориса!

    Упокой Господи, протоиерея Бориса, Царствие Небесное и Вечная память.

    Царствие Небесное батюшке!Он меня воцерковил.

    Вечная память батюшке… Мы, его итальянские чада, осиротели. Он был нашим добрым отцом и наставником во всем, одним из немногих русских священников в Италии. Здесь, где на многих приходах служба на 50-60% идет на молдавском, он создал островок той духовности, в которой мы выросли и к которой привыкли. Не шел он на «мелкие» компромиссы,не позволяя, например, массово становится на колени во время чтения Евангелия и проч. в том же духе, а терпеливо объяснял, чего делать не нужно, а что — действительно является важным… Как этого мало сейчас в Италии. Как часто можно увидеть засохший букет у иконы Спасителя и охапки роз на именины настоятелю. Не было так у отца Бориса. Другого он был духа — истинного, исполненного неподдельной любви, и люди это чувствовали.Очень верим, что Господь по своей Великой милости, упокоит с праведниками нашего дорогого батюшку.

    Только сейчас узнала,что батюшка Борис умер.Приходила к нему год назад,будучи беременной.После службы подошла к нему,попросила благословить на роды.Он так тепло на меня посмотрел,животик перекрестил.И я в то же миг просто почувствовала,что все будет хорошо.Потом попросила его иконку мне дать которая поможет мне в родах.Он внимательно на меня посмотрел и говорит-«Я тебе Богородицу Владимирскую дам»У меня мурашки по коже пробежали,я ведь не говорила ему,что из Владимирской области.Иконку эту я при схватках к животу прикладывала,боль проходила.И теперь она мне путеводной звездой в жизни станет.Царствие Небесное Батюшке Борису,навсегда он оставил след в моей душе.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru