Сущность и значение поста


Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
(Мф. 9, 29)
Когда вы постились... Для меня ли постились?
(Зах. 7, 5)



История христианских постов восходит к подвигу Иисуса Христа, который 40 дней и 40 ночей воздерживался от пищи в пустыне,  являя пример готовности человеческого духа противостоять любым дьявольским искушениям. В память об этом церковь обязала всех послушных прихожан соблюдать посты.
Первые посты были однодневными и, вероятно, нестрогими, поскольку еще не существовало установленных норм и правил. Ограничения в пище, совершаемые верующими еженедельно, в среду и пятницу, появились в III–IV вв. К концу четвертого столетия, по словам историков, уже существовали, хотя и не везде, все четыре известных нам многодневных поста: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский.
Пост – это добровольное аскетическое деяние во славу Божию, которое включает в себя:
– воздержание от сытной и вкусной пищи, развлечений, увеселений, ссор, обид;
– особенно тщательную проверку души и исправление ее;
– понуждение себя на добрые дела, молитву, чтение и размышление о духовных вещах.
Только при единстве духа и очищения плоти  человека   пост будет осмысленным и полноценным. А тем, кто желает чаще задумываться о своем внутреннем мире, христианская церковь рекомендует в целом вести умеренный образ жизни.
Результат поста – ощутимый духовный рост. Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы.
Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах неприлично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (формально) постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами с чувством преобременения желудка.
Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста.
«Почему мы постимся, а Ты не видишь?» – взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3).
В некоторых случаях больные христиане заменяют себе (сами или по совету духовников) воздержание в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор. Все это хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать? Христианин должен всегда "трезвиться" и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Поэтому замена поста в пище на подобный «духовный» пост – это чаще всего самообман.
В тех случаях, когда  христианин не может соблюдать обычные нормы поста, он должен сделать в этом отношении все, что сможет, например: отказаться от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, поститься хотя бы в среду и пятницу, будет стараться, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного, – словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту.
Однако нарушающим пост по болезни или иной немощи все же следует помнить, что здесь может иметь место и какая-то доля маловерия и невоздержания. Когда духовным детям старца о. Алексея Зосимовского приходилось по предписанию врача нарушать пост, то старец велел в этих случаях себя окаявать и молиться так: «Господи, прости меня, что я по предписанию врача, по своей немощи нарушил святой пост», и не думать, что это как-будто так и нужно.
Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других.
Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16–18).
А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние – молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище.
Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения.
Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание.
Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте – вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды».
Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни.
Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание.
Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию святых отцов, своим воздержанием делать им укор.
Так святой Авва Исайя пишет: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего».
Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста.
Великий пост – это путь Богочеловека к Голгофской жертве. Человеческая душа не имеет права, если только это душа христианина, проходить равнодушно мимо этих величественных дней.
Как она дерзнет потом – на Страшном суде – стать одесную Господа, если она будет равнодушна к Его скорби, крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь, Земная и Небесная, вспоминает их.
 У каждого человека есть душа и материальное тело. В течение жизни человек многократно оказывается перед выбором — как поступить, что сказать, по какому пути направить свою дальнейшую жизнь. Естественно, материальная составляющая тянет человека вниз, склоняя его выбор в сторону удовлетворения своих страстей и отдаляя его от запросов души. Ослабив тело, мы даем нашей душе чуть большее «право голоса», наш выбор больше склоняется в духовную сторону. Святой пост, не дозволяя телу излишней пищи и искусственного пития, а доставляя ему пищу умеренную и питие простейшее, сильно способствует человеку к покорению всех греховных вожделений плоти. Ибо, отнимая у плоти всю излишнюю пищу и излишнее питие, святой пост отнимает у нее все, что доставляет ей силы для буйной и богопротивной жизни.
Святой пост делает нас способными к молитве и к размышлению о Боге и о божественном. Кто постится, тот, говорит святой Иоанн Златоуст, с бодрым духом молится. Пост делает душу бодрою, облегчает крылья ея, возносит ее выше земного, ведет к мыслям о горнем.
В наше время некоторые из христиан, несмотря на все это говорят: «На что пост? Мы бываем гораздо лучше, когда не постимся. В мясоед мы и сами довольны, и наши домашние покойны, и дела у нас идут успешнее. Не в пост и Божию службу мы слушаем внимательнее, и молимся усерднее, и к другим бываем добрее». Так некоторые говорят, и говорят, в отношении к себе, совершенную истину, потому что говорят именно то, что действительно чувствуют.
Но что это за христиане, которые так говорят? Есть ли у них истинное желание и старание спасти свою душу? Есть ли у них и старание распять свою плоть со страстями и похотьми, как требует св. Апостол? (Галат. 5, 24).
 - Нет! - Все говорящие такие слова  не думают о распятии своей плоти, или истреблении в себе ее страстей и вожделений. Только удовлетворение страстям и вожделениям своей плоти доставляет им  радость,  довольство и спокойствие.
 Во время же святого поста плоть их остается без удовлетворения; посему очень естественно, что они тогда мрачны, беспокойны, ничем недовольны, сердиты и ленивы. О спасении же своей души они или совершенно не думают, или думают, но без должной решимости взяться за средства, способствующие к спасению душ.
 Истиной молитвы у них нет никогда. Будут ли они сердечно молится Богу и размышлять о Боге и о божественном, когда Бог их чрево? (Филип. 3, 19). - Не будут! Идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше, сказал Господь (Матф. 6, 21). Если они иногда молятся, то молятся только о том, что может удовлетворять прихотям их чрева.
Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, культивирующим свое тело и самоугодие.
Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории - на исцеление тела.
Время поста - это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2).
Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.
Вот почему среди истинных православных принято взаимное поздравление с наступлением поста.
Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению.
Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.
Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни.
У поста есть, конечно, и другие цели, но основная из них - изгнание из души своей лукавого духа - древнего змия. "Сей же род изгоняется только молитвою и постом",- сказал Господь Своим ученикам.
Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда "возвратился в силе Духа" (Лк. 4, 14).
До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы...
И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается... Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим" (Слово 30).
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений: хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.
Есть и еще одна сторона у поста. Церковь торжественно справляет праздник, завершающий пост.
Может ли достойно встретить и пережить сердцем этот праздник тот, кто в какой-то мере не приобщился этому посту? Нет, он почувствует себя так, как тот дерзкий в Господней притче, что осмелился на пир прийти «не в брачной одежде», т.е. не в духовной одежде, очищенной покаянием и постом.
Хотя бы человек по привычке и пошел на праздничное богослужение и сел бы за праздничный стол, он при этом ощутит лишь беспокойство совести и холод на сердце. А его внутренний слух услышит грозные слова Господа, обращенные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» И душа его будет «брошена во тьму внешнюю», т.е. останется во власти уныния и печали, в атмосфере духовного голода – «плача и скрежета зубовного».
Пожалейте же сами себя те, кто пренебрегает, чуждается и бегает от поста.
Пост есть воспитание способности духа человеческого бороться против своих поработителей - сатаны и разнеженного и избалованного тела. Последнее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего является господином души.
Как пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Кто отвергает посты, тот отнимает и у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, от которого происходит всякий грех».
Истинный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь.
Христианин не ждет, что приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту в сердце, слезы покаяния и сосредоточенность в молитве.
Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами. Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста молитвы и притуплении интереса к духовному чтению.
Пост – это лечение, а последнее бывает часто нелегко. Лишь в конце курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого - мира, радости и любви.
По существу своему пост есть подвиг и связан с верою и дерзновением. Пост угоден и приятен Господу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от телесного рабства.
Церковь считает его и одним из действенных средств, благодаря которым можно переложить гнев Божий на милость или преклонить волю Господню к исполнению молитвенного прошения.
Душа, полная живой веры во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии, для таких не существует ни Христа, ни Богоматери, ни Тайной Вечери, ни Голгофы. Какой же у них может быть пост?

Мария Пронина
27.02.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru