«Станем добре, станем со страхом...»



Устроят Мне святилище, - сказал Господь Бог, - буду обитать посреди них" (Исх. 25, 8).


"Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20).


Верный признак омертвения души - уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий" (преподобный Варсонофий Оптинский).


 Вот прихожанин  пришел на литургию. Молится. И начинается нудное «вычитывание» псалмов, канона…. И вот он томится, переминается с ноги на ногу, скучает, размышляет о постороннем….


Современный  человек, если не исповедуется и не причащается на этом богослужении, то  «включается» в литургию лишь дважды: во время пения «Верую» и «Отче наш».


Но даже в эти моменты многие люди не могут петь, поскольку не знают слов и не имеют возможности  найти текст этих молитв на службе. У кого- то из верующих, текст важнейших песнопений, лежит в кармане или  молитвослов лежит в сумке.


Но главный вопрос современного прихожанина  остается без ответа: «Что же мне делать во время богослужения?» Я знаю прекрасный ответ на этот вопрос: молиться или внимательно вслушиваться в церковное пение и чтение, в ход богослужения. Но далеко не во всех храмах  есть динамики, и многие люди просто не слышат того, что происходит в церкви.


В результате старушки на лавочке  тихо переговариваются, родители цыкают на своих детей, которые что-то делают не так.


 Многие люди,  с детства  не могут стоять «просто так», ничего не делая. Бывает очень сложно в один из выходных встать в семь или восемь утра, и поехать на транспорте в храм, чтобы там два часа дремать на лавочке или стоя на ногах.


Когда мы  готовимся к исповеди, то ум не рассеивается, сон уходит из головы, и не возникает желания, чтобы богослужение закончилось «как можно скорее».  


Плохо, что храм стал восприниматься не как место встречи с единоверцами, не как возможность вместе помолиться о близких, стране, мире, а как какое-то абстрактное здание, куда я должен ходить по воскресеньям.


Конечно, я могу составить список того, что мне мешает быть в храме: отсутствие микрофонов и динамиков, достаточного числа скамеек, - но все это не решит главной задачи, которую обозначил еще отец Сергий: «Мирянину у нас нечего делать в церковном Богослужении; он должен только слушать и молиться, во всем остальном без него обойдутся».


 Литургия из "общего дела"  превратилась в частную "работу духовенства" - которому и предписано "обеспечивать Богослужение всем необходимым .    Приходит верующий в храм, свечку поставил, копеечку положил - помолился, сколько сил хватило - ну, а дальше "отбывает" молитвенное послушание, пока там батюшки чем-то правильным и душеполезным занимаются. 
          Конечно, самое трудное – и в то же самое время самое главное на богослужении – молиться. Не надо от этого убегать . Плохо, когда служба «пролетает» так, что её и незаметно: молитва была и всегда останется трудом, который «незаметным» не бывает, к которому если себя не принуждать, молитва так и останется бесплодной. Но это – область личной нравственной ответственности и духовной культуры каждого, переступающего порог храма. Однако есть Нечто, что оказывает сильнейшее влияние на общее настроение, на сам дух прихода вне зависимости от личных качеств приходящих. 
Богообщение, стяжания Духа Божия от нас требует непрестанного труда, который не может быть приостановлен вплоть до самого конца нашего земного пути. Подобно тому, как камень, брошенный вверх, если остановится в своем полете, начнет падать, так и душа, если прекращает духовное «делание», не стоит на месте, но двигается вспять.


Внутренний рост человека не имеет границ и пределов. Церковь основана Богочеловеком на земле для того, чтобы вести людей по этому пути. В догматах она выражает основы христианского учения, через наставление дает нам нравственный ориентир, но основное ее призвание — приобщение человека к благодатной жизни. Этому служат прежде всего таинства, молитва и храмовое действо (богослужение).


Молиться Богу можно везде. Но как хор слышнее одного голоса, так и молитва в Церкви "едиными усты, единым сердцем" скорее доходит до Бога.
По дороге в Храм нужно молиться. По совету Святых Отцов обычно читают «Богородице Дево, радуйся…», Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»), 50-й псалом и другие молитвы по желанию. Во время службы старайтесь как можно меньше ходить по Храму даже для того, чтобы поставить свечи. Некоторые моменты службы требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, Песнь Богородицы и Великое Славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся Литургия, начиная от «Иже херувимы…».


Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, а проходя мимо Царских врат, остановитесь и благоговейно перекреститесь и поклонитесь. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Стоять в храме следует лицом к алтарю. Исключения бывают во время молебна или отпевания, когда по обстоятельствам нам приходится стоять к алтарю боком.


 Встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву. Если слова молитв и песнопений непонятны, творите про себя молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
В русском православном храме принято стоять и только в случаях нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя о ногах». Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно стоять.
Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка поклониться. Креститься в это время не следует. Склонять голову принято, когда священник возглашает «Мир всем» или благословляет народ Евангелием. Во время освящения Святых Даров (молитва «Тебе поем») нужно, если в Храме не очень людно, совершить земной поклон. Земные поклоны не совершают после причастия.
Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений – на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку.
К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.
 Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову.
 По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.


Надо стараться во время службы помнить, что в храме мы собраны во имя Божие. Эта память поможет нам удержать в сердце чувство мира и дружелюбия друг к другу. Следует также заботиться о том, чтобы не нарушать молитвенного настроения друг друга в храме.


Надо всеми силами стремиться к тому, чтобы каждый прихожанин воспринимал храм как родной дом   потому, что здесь Богу регулярно отдаётся часть нашей жизни: и не только в финансовом эквиваленте и времени, затраченном на богослужение. Ведь Церковь создаётся не белокаменными стенами и дорогими иконостасами, а единством душ тех, кто идёт ко Христу. Насколько точно описал преподобный авва Дорофей главный критерий реального приближения к Богу: если ты не становишься ближе к окружающим тебя – ты явно двигаешься не к Богу.

04.12.2013

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru