Милостыня


… ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Евангелие от Матфея, гл. 25


Нередко в жизни мы сталкиваемся с дилеммой: помощь ближним – в чем она должна заключаться и до какой грани должна доходить? Помочь другу или знакомому, родственнику, человеку, которого ты знаешь и не боишься, не сложно. Но что делать, когда на улице, возле храма к тебе подходят люди, находящиеся за чертой бедности? Как ты должен вести себя в этой ситуации? Может быть, закрыться, сделать вид, что не замечаешь их, пройти мимо, бросив вскользь взгляд, полный страха, так похожего на презрение?


Тема  милостыни, часто поднималась в разговорах с друзьями и близкими, каждый рассказывал свои истории. От одних я узнавал о нищих-миллионерах, побиравшихся на паперти и купивших квартиры и машины внукам и правнукам еще в советское время. Другие разделяли нищих на категории и подавали только опрятным, трезвым, чистеньким, стареньким, инвалидам и, безусловно, только православным и россиянам. Как за столь короткое время прохода от ворот монастыря или храма они умудрялись успеть перекреститься, поклониться, да еще и провести такой кропотливый анализ, осталось для меня загадкой.


Все истории были похожи. Собираясь в церковь на воскресную службу, мы готовимся к празднику, к красоте и гармонии, которую ничто не должно нарушать. Заходя в храм, ставим свечи у аналоя, заказываем требы, ждем начала литургии. Во время службы забываем о мирском, земном и думаем только о вечном. Проповедь священника, посвященная любви к ближнему, заставляет задуматься о Страшном Суде, о покаянии и о том, что мы не должны оставаться равнодушными к скорбям и печалям других людей. Выходя из церкви, слушаем чудесные, ласкающие слух звуки колоколов. Но возле ворот храма видим бедных людей, просящих милостыню у выходящих со службы.


Их не было в церкви, они не стояли на службе, они все это время ждали здесь, когда мимо них домой пойдут прихожане. Мы видим, как кто-то проходит мимо, не взглянув на них, кто-то подает им деньги, а кто-то пытается о чем-то говорить. Однако сами мы не знаем, что делать – пройти мимо или подать им деньги, и если подавать, то кому.


Одна из историй особенно меня заинтересовала. Рассказала ее одна из моих друзей – подруга по имени Татьяна. Несколько раз подряд она подавала милостыню перед входом в храм. Нищий мужчина, говорил ей вслед, что она подала мало и желал, чтобы ей было так же плохо. Что же происходит: даже несмотря на то что она подала этому нуждающемуся человеку, он послал ей вслед проклятья. Говорит ли это о том, что подавать не нужно вовсе, это лишь распалит этих людей, или нужно подавать и проходить мимо, не слушая того, что они говорят? Господи, что же с нами не так, ведь понимаем, что милостыня – не просто равнодушная и унизительная передача денег из рук в руки, а неотложная, искренняя  помощь бедному человеку.


Другой случай произошел с Татьяной на кладбище в родительскую субботу. Она уже шла к выходу с кладбища, когда к ней подбежал маленький мальчик, за ним еще и еще – это были цыгане. Обступив ее со всех сторон, они стали громко кричать, требовать больше денег, на крик сбегались остальные. Пока она не отдала всю мелочь, бывшую в руках, карманах, они не отстали от нее. Вырвавшись из этого плена, девушка поспешно пошла к воротам. Боковым зрением увидела позади себя старую бабушку, которая шла не спеша. Татьяна подумала, что сейчас вся толпа этих ненасытных, кричащих детей обступит ее и пожилой женщине потребуется помощь. Однако старушка сама остановилась, достала из сумки пакет, вынула из него пироги и стала раздавать ребятишкам. Те, не толкаясь, спокойно стояли рядом, улыбались, что-то говорили бабушке, а она им. Постояв некоторое время, бабушка погладила по голове стоявшего рядом с ней мальчика и, прихрамывая, опираясь на палочку пошла дальше, а дети разбежались кто куда.
 
Для той старушки не было разницы, кто эти дети и какой они национальности, крещены ли они и кто их родители. Они попросили у нее, и она не бросила им мелочи, лишь бы отстали, а заранее приготовила вкусную еду, а главное – ласковое доброе слово.
Как гласит Евангелие – ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Как нам разглядеть в плохо одетом, бедном человеке, просящем милостыню, не просто человека, а Божий промысел, Божье творение?


Быть может, подавать милостыню не брезгливым жестом и отмашкой, не с равнодушным каменным лицом, а с внутренним понимаем и молитвой, думая, что подаем о помине души усопших родных и близких, подаем о здравии ныне живущих, а главное – подаем Христу, стоящему меж этих обездоленных, ждущего не звона монет, а слов молитвы в наших сердцах – «Господи, помилуй нас, грешных».

Николай Майоров
01.11.2011

    Николай, спасибо большое за статью. Но хочу с вами не согласиться в части деления на достойных и недостойных.Давала деньги людям, когда они просили, покупала еду, или делилась тем, что было в сумке. И совершенно не важно, кто это был. Если просят — значит нуждаются. Если просят у меня — значит есть возможность помочь. Но с недавнего времени у церквей появились цыгане — профи. И тут уже совершенно не важно какого они возраста. Не подам ни ребенку, ни старой цыганке. Потому что это подлость и обман. Потому что вслед летят проклятия. Потому что они пользуются верой.

    Кстати, под конец статьи заметила: а ведь в Евангелии не говорится о деньгах как таковых, а о конкретных нуждах: еде, питье, одежде. Может, так и надо подавать: едой, одеждой, а не деньгами? Только вот мало кто такую милостыню возьмет…

    наоборот всегда говорили, что подавать надо — едой,одеждой, а не деньгами. А если не нуждается человек в одежде, еде и крове, значит вообще не нуждается. можно оплатить за человека какие то услуги, которые ему необходимы- лечение, лекарства и пр. Но всегда надо помнить , что нельзя брать на себя не по сильный воз, а то и сам пропадешь и другим не поможешь. На каждого «истинно» нуждающегося найдется человек который ему поможет, и на каждого из нас найдется человек, которому мы должны помочь. Господь, не отвергнет и копеечку, а не пошлет проклятье за нее. Она нами заработана не легким трудом. И принимать любую помощь надо с благодарностью, как с любовью и подавать ее.

    Надежда, согласна с вами. Странно, почему люди готовы платить деньги за секондхенд (комиссионку), а просто взять хорошие вещи стесняются.

    Еще раз спасибо Николаю. Ваша статья как подарок ко дню рождения!

    Деньги дать проще и легче всего.Гораздо сложней вложить себя в милостыню-вникнуть в проблемы нуждающегося,потратить время,приложить усилия и молиться как за близкого человека.Тогда и сомнений не будет-кому помогаю миллионеру или бедному.

    спасибо за прекрасное описание ситуации, но для многих христиан (как и для меня) всё-равно вопрос останется открытым. Так хочется помочь, сидящим у церкви, но видя их красные с похмелья лица……………прохожу мимо. Помощь другим людям и в другом месте — это другой вопрос. А вот. сидящим у церкви???? Святое место, ведь не каждый может там просить. Кому-то дано зайти в церковь, помолиться и попросить у Бога, а другой (с похмелья) может только просить около ворот церкви и у прихожан. Может это разные пути?

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru