Обитель у Китай-города


Из Московского дневника.



 


 


 


 


 


 


 


На картине К. Флавицкого «Княжна Тараканова» (слева) - сентиментальная история гибели прекрасной самозванки в казематах. Но в жизни всё было иначе. Княжна Августа Тараканова стала старицей Досифеей (ее портрет - справа).


В августе прошлого года мы приехали в Москву, чтобы поклониться мощам святой блаженной Матроны Московской и святого благоверного князя-страстотерпца Царевича Димитрия Угличского. Лелея надежду на то, что получили незримое благословение от этих великих святых, мы продолжили свой путь, совершив обзорную экскурсию по Москве. И все равно до отправления поезда оставалось время. Его было довольно много…
Еще в Белгороде мы наметили посетить в столице один книжный магазинчик, находящийся неподалеку от станции метро «Китай-город». Путь наш был извилист. Вроде бы и место бойкое, в самом центре. Однако наши блуждания были довольно продолжительны. И вот наконец-то искомая цель - небольшой вагончик, до предела забитый новейшей литературой, преимущественно исторической. Да, водится за нами такой грех, - уж очень мы любим исторические книги читать.
Среди огромного количества самых разнообразных изданий мы увидели монографию известного историка Евгения Викторовича Анисимова, посвященную Императору Иоанну Антоновичу. Новейшая книга, с обложки которой на нас смотрел Государь-император. Естественно, мы эту книгу купили.
К слову, с трагической судьбой Императора Иоанна Антоновича мы уже были знакомы, перед поездкой мы читали и другие книги о нем. Мы хорошо знали, что Небесным покровителем Императора-узника является святой Иоанн Предтеча. Ведь свое имя Император, родившийся 12 августа 1740 года, получил не только в честь прадеда Царя Иоанна V Алексеевича, но и в честь святого Иоанна Крестителя, своего Небесного покровителя.
Вот тут-то все и началось. Хотя, на первый взгляд, события разворачивались довольно прозаически. Но ведь «неисповедимы пути Господни»!
Выйдя из магазина, мы увидели (буквально через дорогу) купола храма, а несколько ниже надпись: «Монастырская трапеза». Поскольку наше путешествие совершалось в дни Успенского поста и мы уже изрядно проголодались, нас эта надпись весьма привлекла. Отменно перекусив, мы заинтересовались принадлежностью столь гостеприимной столовой, где готовятся вкусные постные блюда.
Оказалось, что мы находимся на территории старинного Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного еще в первой трети XVI века Великим князем Московским и Всея Руси Василием III в честь рождения долгожданного наследника - будущего Великого Царя Иоанна Васильевича Грозного. Кстати, Небесным покровителем Царя Иоанна Васильевича также был святой Иоанн Предтеча, коего первый русский Царь весьма почитал.
Территориальная близость к Московскому Кремлю и довольно тесная связь с Царским домом определили всю дальнейшую судьбу монастыря. Так, хорошо известно, что первые Цари из династии Романовых посещали этот монастырь весьма часто, щедро одаривая его.
Рядом с входом в монастырь находится часовня святого Иоанна Предтечи, в которой хранятся две великие Православные святыни: чудотворная икона этого святого середины XVII века и медный обруч, который является мерой главы святого Иоанна Предтечи.
Церковное почитание святого Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы. Однако святой Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться - то есть кардинально изменить сам образ мыслей, для того, чтобы всю дальнейшую жизнь человека устремить ко Христу. 
Мы на себе почувствовали благодать этого замечательного места.
В часовне было тихо, потрескивали свечи, горели лампады перед чудотворным образом святого Иоанна Предтечи. С иконы на стене на нас взирал Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, будто безмолвно говоря нам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!».
В отличие от других столичных святых мест, в часовне нет суеты, нет и толп людей, «жаждущих чуда». Здесь можно спокойно помолиться, возложив на голову чудотворный обруч, помазать чело елеем от чудотворной иконы святого Пророка, взять лепестки цветов от иконы.
В этом женском монастыре нас приятно поразила особенная духовная атмосфера, любовь сестер обители к каждому паломнику, какая-то неподдельная забота о всех сюда входящих. И самое главное - здесь перестаешь ощущать время и пространство. Поистине эта обитель - «Небо на земле»! Побольше бы таких!
Затем нас пригласили пройти в монастырский храм, где еще шло вечернее Богослужение. В храме было тихо и благостно. Матушки-монахини благоговейно читали Псалтирь. Несколько прихожан молились, к ним присоединились и мы. Именно так мы и представляли настоящую монастырскую вечерню. В храме нас окружали старинные иконы с частицами мощей святых. Но наше внимание особо привлекла гробница в глубине храма.
Мы давно особо почитаем святых - юродивых Христа ради, так как считаем их Христианский подвиг добровольным безкровным мученичеством. И, о чудо! Монастырь подарил нам встречу с новой святой юродивой Христа ради - блаженной схимонахиней Марфой (местночтимой Московской), о которой мы ранее никогда не слышали.






Икона блаженной схимонахини Марфы.
А ведь еще супруга Царя Михаила Федоровича Романова - Царица Евдокия Лукьяновна - любила посещать блаженную схимонахиню Марфу. И тому были веские причины. По словам одного автора, «тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому Царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту». И это действительно так!
Как и в XVII веке, в наши дни страждущие охотно обращаются к молитвенной помощи блаженной схимонахини Марфы, особенно женщины. Ведь хорошо известно, что эта дивная духовная старица помогает при родах и в женских болезнях. В монастыре имеется великолепная мозаичная икона старицы, выполненная в XIX веке. Сохранилась надгробная плита от раки, в которой покоились мощи блаженной схимонахини Марфы Московской. Но сама гробница в безбожные годы была разорена. Табличка у надгробной плиты сообщает: «Весной 1927 года, после закрытия собора Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и передачи его архиву Московской губернии, гробница святой Марфы была вскрыта. Опасаясь осквернения святых мощей, верующие ходатайствовали в органах советской власти о разрешении перезахоронить их на Ваганьковском кладбище. До настоящего времени местонахождение святых мощей блаженной Марфы остается неизвестным».
В монастыре мы также неожиданно для себя узнали подлинную историю «княжны Таракановой». Она не менее драматична, чем широко известное повествование писателя Григория Петровича Данилевского. Только вот настоящая принцесса Августа Тараканова (1745-1810 гг.) - незаконнорожденная дочь Императрицы Елизаветы Петровны и ее тайного мужа графа Алексея Григорьевича Разумовского - много лет провела в этом монастыре, став инокиней Досифеей. Историки спорят о происхождении странной фамилии «Тараканова». Наиболее популярна гипотеза о том, что эта фамилия производна от фамилии сестры Алексея Разумовского Прасковьи Дараган, в семье которой воспитывалась принцесса. 
Принцесса Тараканова была великосветской дамой, получившей отличное по тем временам европейское образование. И вдруг - такая резкая смена участи. После появления «самозванки», с которой было немало хлопот, Екатерина II объявила, что принцесса Августа Тараканова для блага России должна принять монашеский постриг. Сказано - сделано.
В 1785 году принцесса Тараканова была доставлена в Москву и по Высочайшему повелению пострижена в монашество с именем Досифеи. В этом монастыре, где постригли невольницу, и содержалась она около 25 лет в строжайшем затворе.
В XVIII веке еще продолжал существовать обычай пострижения в монашество лиц, подозрительных в глазах властей. Были такие монастыри, в которые по распоряжению правительства привозили лиц знатного, а иногда и незнатного происхождения. Там сдавали их под надзор настоятелей и настоятельниц, постригали или просто заключали в тесной келии. Нередко они так и умирали всеми забытые и никем не узнанные.
Суровые годы заточения инокиня Досифея смогла обратить на спасение своей души. С глубоким смирением восприняла она резкую перемену своей участи и проводила жизнь в посте и молитве согласно монашеским обетам. Судя по некоторым данным, она не только получила дар непрерывного молитвенного делания, но и по истечении определенного времени у нее открылись чудесные дары утешения и прозорливости.
Старица Досифея была среднего роста, худощавая, но сохраняла на лице своем черты былой красоты. А «ея приемы и обращение» обнаруживали благородство происхождения и образованность. Старица посещала только надвратный храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Богослужение совершал ее духовник с причетником. В церковь она выходила весьма редко.
Однако «нет ничего тайного, что не стало бы явным». После смерти императрицы Екатерины II к старице Досифее стали допускать Православный люд, который обращался к ней за советами, духовными наставлениями, молитвенной помощью. Так, подходя под окошко ее кельи, москвичи довольно быстро узнали о добродетельной жизни затворницы старинного монастыря.
Да, дивны дела Твои, Господи! Хорошо известно, что мать старицы Досифеи, Императрица Елизавета Петровна, несмотря на всю свою набожность, отнюдь не собиралась проводить свои дни в монастыре. Хотя такая вероятность существовала.
Согласно легенде, накануне переворота, в ночь с 24 на 25 ноября 1741 года, ее доверенное лицо - лейб-медик Лесток - показал будущей императрице простую игральную карту, разделенную пополам.
На одной половине Елизавета была изображена в императорских регалиях, а на другой - в монашеском облачении. Этого оказалось достаточно, чтобы было принято окончательное решение.
Елизавета Петровна совершила дворцовый переворот, свергнув с престола законного Императора-младенца Иоанна Антоновича, и он более двадцати лет провел в тюрьмах и казематах. С четырех лет он фактически находился в одиночном заключении, ведь кроме своих тюремщиков он никого не видел. 
Вот так! Мать силой захватила престол. А дочь, имея превосходные возможности весело и беззаботно провести свою жизнь за границей, приняла монашеский постриг в России и четверть века смиренно несла свой тяжкий крест.
И в этом сходстве судеб Иоанна Антоновича и Августы Таракановой (инокини Досифеи) тоже есть великий смысл! Россия приобрела в лице двух этих людей молитвенников и заступников перед Господом.
С чувством духовной радости мы покидали это святое место. С тех пор Император Иоанн Антонович рядом с нами…
Святый Великий Пророче, Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Елена Черникова, Анатолий Трунов
г. Белгород
02.07.2010

    Прочла с большим интересом. Спаси Господи вас, люди добрые.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru