О юродивых


Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. /
Евангелие от Луки

Изначально юродство как особый вид христианского подвига возник в Византии в 6-м веке, однако наибольшую известность он приобрел в России, начиная с 14-го века. Апостол Павел говорит: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Господом». Высочайшей мудростью с христианской точки зрения является не светская ученость, а жертвенная любовь к Богу и людям. И юродивые, будучи Божьими мудрецами, возвышаясь над этим грешным и по-настоящему безумным миром своей духовной чистотой, не презирали его, а подобно Спасителю, снисходили до жертвенного служения ему.
 Буквально слово «юродивый» означает «уродливый», «ненормальный», но эта «ненормальность», будучи «юродством Христа ради», призвана подчеркнуть истину, изреченную Спасителем: «Царство Мое не от мира сего», и граждане этого Царства кажутся «странными», т.е. странниками в мире сем.
Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене ,пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте.
 Целью этих поступков было привлечь внимание окружающих и побудить народ к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей. Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия.
Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом.
"Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия." (1 Кор. I, 18). Истинный смысл юродства недоступен разумению "погибающих" - "мудрых по плоти". "Ибо написано, - ссылается Павел на пророка Исайю, - погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну". (1 Кор. I, 19).
  Из сорока юродивых, прославленных всей Православной Церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Сегодня известно более четырехсот юродивых, почитаемых в Русской Православной Церкви. Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого.

 В древнерусских памятниках юродивые еще именуются блаженными. Особенность этого служения состояла в том, что юродивые приносили в жертву Богу не только свое имущество и всю свою жизнь, но и высшее дарование Бога человеку — разум. Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они терпели упреки в безумии, презрение и поношения. Однако в юродстве нет и тени отвержения мира. Юродивый, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боится житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни. В XVI веке на Русской земле было много храмов, в которых почивали святые мощи прославленных Церковью юродивых. Новгород славил святых юродивых Николая Кочанова (1392), Феодора (1392), Михаила Клопского (1453) и праведного Иакова Боровичского (1540). Устюг – святых Прокопия (1303) и Иоанна (1494). Ростов – святых Исидора (1474) и Иоанна (1580). Москва – блаженных Максима (1434), Василия (1552), Иоанна (1589). Калуга – блаженного Лаврентия (1515). Псков – святого Николу Саллоса (1576). .
Юродивый Христа ради все время совершает предосудительные поступки, прикрывая свою святость, «творя похабное». Притворно изображая какую-либо страсть или порок, он наглядно показывает всю гнусность греха. Он не искренен в этом непотребстве, а лишь насмехается над ним. Для тех, кому предназначены такие «отрицательные» уроки, они приносят больше пользы, чем все наставления и проповеди. Юродивый не боится говорить правду и самому царю. И даже более того — царя он обличает и чаще, и суровее, потому что преступления царя и заметнее, и ужаснее по своим последствиям. Об этом служении юродивых свидетельствуют и воспоминания иностранцев-путешественников: «Русский народ особенно чтит юродивых… Они, подобно пасквилям, указывают на недостатки знатных и государя, о которых скажи кто другой, сразу подвергнет себя смертельной опасности». Юродивые выступают как обличители произвола, насилия и корыстолюбия неправедной власти.
Неправда, которая торжествует в мире и в государстве, требует ответа христианской совести. И эта совесть выносит свой суд тем свободнее, чем меньше она связана с миром. Юродивый, таким образом, выступает как поборник Христовой правды в жизни общества и государства.

В юродстве есть устремленность к высшей правде, обычно затертой житейской мелочностью. От него веет подлинным, религиозным вдохновением, перед которым склоняются все. Его служение миру происходит в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа. Не каждый способен на такой подвиг. Христа ради юродивые не образцы для подражания, а исключения, которых Господь избрал Сам нести это нелегкое, но столь необходимое для общества служение.
Земному, тленному свойственно стремление к разложению и упрощению. Решающий для человека выбор между вечным духовным и временным материальным. Тех, которые вырвались из уз постоянной заботы о материальной стороне своей жизни, исполнив две главные заповеди – о любви к Богу и ближним, – называют святыми. Что это такое – святость? Это особое состояние души и тела, при котором дух господствует над тленной материей. Святость проявляется в чудотворениях, прозорливости, исцелении болящих. Но главное, что её характеризует, – это свойства души, обретшей ещё при земной жизни спасение, предстоящей пред Богом, беспристрастной, безгневной, целомудренной, бескорыстной, милосердной.
Для тех, кто всей душой стремится к Богу, "житейская мудрость" глупа, ничего не стоит. Истинно мудр лишь тот, кто думает о жизни вечной. Но возможно ли не заразиться"житейской мудростью" возле "мудрецов" мира сего? Потому-то и уходили часто из богатых домов, становились юродивыми Христа ради искавшие путь в Царствие Небесное.
Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых; и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
И незнатное мира и уничиженное избрал Бог, чтобы упразднить знающее…(1 Кор. 1,27-28).
Начальный этап особенно тяжёл для вступивших на путь юродства. Тут необходимо понуждение себя к изменению. Ведь страсти, переданные любому человеку от рождения, опутывают его. Освобождение от них – процесс, подобный тяжёлой болезни. Всё, что заставляет человека жить на пределе физических и душевных возможностей, на грани жизни и смерти, вынуждает его уповать не на свои личные качества, а на волю Божию. И этим уничтожается самый главный "нервный" узел страстей – гордость житейская. Если человек идёт на такие жертвы сознательно, просвещённый познанием Истины, то такая жизнь заставит его постоянно молиться. К тому же жизни бездомной, бесприютной неизбежно сопутствует пост. А скудная пища утончает и тело, и душу, проясняется сознание. И плотский человек приближается к вечности. Душа его претерпевает неизбежные и неотвратимые изменения. Он уже понял смысл земного бытия, не пребывает в мире житейских иллюзий.

Процесс становления человеческой души, выбор ею пути нравственного движения по вертикали вверх или вниз довольно сложен, и длится он не один год, а десятилетия, потому что даже вступление подвижника на путь иночества, тем более юродства ради Христа, – это трудный подвиг.
Надо бороться не только с пороками своей души, но и с духами злобы поднебесной, которые с особой жестокостью нападают на юродивых Христа ради. А их главное оружие – смирение и терпение. Молитвой в смирении они укрощали стихийные бедствия, исцеляли, предотвращали вторжения чужеземных войск.
Бесспорно, юродивые Христа ради – призванные к этому подвигу люди.  Мало желающих идти этим неимоверно трудным путём, практически "похоронив" себя для "нормальной" человеческой жизни, не имея крыши над головой, ходить босым по нашим снегам в ветхой одежде, на морозе. Почти не спать, не есть. И они были мудрейшими из мудрых мира сего.
Не всем дано увидеть за невзрачной внешностью силу духа святых людей. Но тем не менее многие люди во все века интуитивно чувствовали величие юродствующих ради Христа. И помощь от них приходила всегда реальная и ощутимая. И потому прославлял и прославляет своих угодников наш народ.

Мария Пронина
30.09.2011

    Хотелось бы узнать о современных блаженных и Христа ради юродивых

    Мария спасибо за интересный пост. спасибо богу, мне посчастливилось знать такых отцов в иберии (в грузии), это отец иларион и отец николоз (духовний сын святого отца габриела), они оба точно такие, как вы мария описиваите в своем посту, они живут среди нас, простые, бездомные, скитающиие с одного места на другой, носящие божее слово и внушающие надежду, веру и любовь. молящие не только за иберию (грузию) но и за весь мир!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru