Возвращение


В Россию впервые после долгих десятилетий разлуки на время вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная - главная святыня Русского Зарубежья.


23 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион доставили чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в Курск. В аэропорту Курска Предстоятеля Русской Православной Церкви и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей встречали Архиепископ Курский и Рыльский Герман с сонмом духовенства, Председатель Попечительского совета по восстановлению Курской-Коренной пустыни, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, Губернатор Курской области А.Н. Михайлов. Святейший Патриарх Кирилл ступил на трап самолета с чудотворным образом и при пении тропаря и кондака Курской-Коренной иконе благословил ею встречающих.
В аэропорту состоялась краткая беседа Его Святейшества с представителями СМИ. Святейший Патриарх особо подчеркнул, что принесение Курской-Коренной иконы в Россию - историческое событие. «По воле Божией Курская икона была вывезена с этой земли и таким образом была спасена. И стала великой святыней Русского Зарубежья. Вокруг этой иконы объединились наши люди, многим она помогла сохранить веру, язык, связь с Россией, самое главное - принадлежность к Православной Церкви; многих уберегла от бед. И после воссоединения Русской Церкви стало возможно возвращение этой иконы сюда, на Курскую землю, для поклонения».
Чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» была доставлена на площадь Перекальского. Отсюда начался Крестный ход с чудотворным образом до Знаменского кафедрального собора Курска. Крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил на Соборной площади молебен перед иконой Пресвятой Богородицы, а затем обратился к тысячам верующих с Первосвятительским словом. «Великий, славный день переживается сегодня в истории Отечества нашего, в истории народа нашего. По воле Божией в тяжкие годы лихолетья, гражданской смуты, разрушения национальных святынь лик Пречистой Царицы Небесной, явленный в Ее образе Курской-Коренной иконы «Знамение», покинул землю нашу. Царица Небесная отвратила лик Свой, и мы знаем, что не только Курская-Коренная, но и другие чудотворные образы покинули нашу землю или исчезли. Удел Пречистой Царицы Небесной, земля наша Русская лишилась покрова и заступления Пречистой Богоматери. И много крови пролилось, много страданий искупительных было принесено, прежде чем Господь приклонил милость Свою к Отечеству нашему и, проведя нас через скорби, гражданские смуты, тяжкие репрессии, разгром крестьянства русского и многие другие скорби, проведя нас через тяжесть страшной войны и многих еще испытаний, по молитвам народа нашего, по молитвам мучеников и исповедников явил милость Свою над Русью, над исторической Россией - той, что была уделом Божией Матери. Верим, что Царица Небесная слышит наши молитвы, как видела, слышала, чувствовала сердцем Своим Материнским стон и боль, истекающие из растерзанных сердец наших. Что перед лицом всех тех страшных событий XX века нынешние наши временные невзгоды, стеснения в обстоятельствах жизненных? Ничто не может сравниться с тем тяжким опытом, который имел наш народ. Но в этом опыте закалилась вера предков наших, и, как семена, были в землю посеяны капли крови новомучеников и исповедников Российских. И верим, что Русь никогда более не отвернет своего лика от Господа и Спасителя, от Пречистой Его Матери, но мы будем молитвой, верой горячей, надеждой приклонять милость Божию к Отечеству нашему, дабы, сочетая молитву и труд, веру и практические действия, мы могли устроять жизнь Отечества нашего во благо; дабы народ в вере, в чистоте сердца мог бы, перед Богом предстоя, добрые дела совершать во славу Отечества нашего», - сказал Патриарх.
После Богослужения образ Божией Матери был установлен в Знаменском кафедральном соборе для поклонения. Вечером 23 сентября Святейший Патриарх Кирилл, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и сопровождающие их делегации прибыли в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. 24 сентября икона перенесена в Курскую-Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, где Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Хозяйка Курской земли

Курск ликует.
Центральные улицы и подступы к ним заполнены людьми. Ждут прибытия Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Событие выдающееся, редкое. Ведь и Патриарх, и многочисленные Архиереи, прибывшие сегодня в Курск, - почетная свита великой святыни, явившейся более семисот лет назад на Курской земле – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Сегодня постоянная «прописка» этой древней святыни - Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке.
Сегодня она - гостья на Курской земле. И все-таки - Хозяйка, родоначальница древнего города. Сегодня Крестный ход с этой иконой впервые за долгие десятилетия разлуки вновь пройдет по главной улице, от площади Перекальского до Знаменской площади, которой недавно вернули ее прежнее наименование.
Даже в советское время одним из символов Курска был главный собор Знаменского монастыря. Правда, стоял он без крестов, перекрашенный в оранжево-красный цвет, и назывался «Октябрем». Да-да, в двухэтажном соборе вместо храмовых помещений были Красный и Зеленый залы советского кинотеатра «Октябрь» - «самого красивого кинотеатра в РСФСР», как любили подчеркнуть в своих выступлениях тогдашние руководители города. На месте алтарей размещались сцены. Картинки «кинотеатра «Октябрь» с обезкрещенными куполами красовались на фирменных конфетах «Курск», на занавесках поезда «Курский соловей», на обложках блокнотов и открытках. Этим собором-кинотеатром начиналась главная улица Курска - естественно, она носила, да и сейчас носит имя Ленина.
До революции на колокольне Знаменского монастыря висели огромные городские часы, отбивавшие время. Когда колокольню в революционном раже снесли, часы хотели было разместить в каком-нибудь ином месте, но во всем городе не нашлось больше здания, способного вынести их вес!
Соборная Знаменская площадь стала Красной площадью. Во время ноябрьских и первомайских демонстраций сюда стекались колонны со всего города. Завершалось шествие возле собора, на фасаде которого по случаю праздников крепился огромный портрет Ильича. Однажды этот портрет рухнул прямо во время демонстрации. Люди верующие не могли не увидеть в этом знамения Божественного неприятия новой власти, устраивающей пародию на совершавшиеся здесь в течение многих столетий Крестные ходы. Ведь и этот величественный храм, и сам город Курск существует благодаря необычайной милости Божией Матери к Курской земле.
Более 700 лет назад явилась в окрестностях древнего Курска, разрушенного и сожженного татарами, чудотворная икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная. Ради этой иконы, от которой сразу же начали происходить чудеса, в лесу на месте ее обретения поставили часовню, где живший тут же иерей Боголюб совершал молебны. Налетевшая татарская орда сожгла часовню, разрубила икону, не поддающуюся огню, на две части, а священника увела в плен. Годы спустя его выкупили христолюбивые купцы, вернули на место, отстроили часовню, а две части разрубленной иконы по молитве иерея Боголюба срослись воедино, оставив едва заметный шрам на доске.
А спустя еще два с половиной века часовню посетил Государь Феодор Иоаннович с супругой Царицей Ириной. Пораженный историей иконы, он забрал ее в Москву, а Царица собственноручно вышила для нее ризу, украшенную драгоценными камнями. Но обездоленные куряне не могли успокоиться: триста лет назад лишились они города, сожженного дотла, и вот теперь увезли от них дорогой каждому сердцу образ. Слали Царю челобитную за челобитной. И Государь смилостивился: не только вернул икону на прежнее место, но повелел вместо часовни построить монастырь, а сам Курск восстановить за казенный счет, поставив в центре города величественный Знаменский собор - дом Матери Божией ради иконы Ее «Знамение» Курской-Коренной. Вокруг иконы, по велению Царя Феодора, были написаны фигуры ветхозаветных пророков, предвозвестивших рождение Пресвятой Девы, а над головой Богоматери - образ Господа Саваофа.
                   
Курская-Коренная икона «Знамение»


Сегодня в возвращенном Церкви монастыре в Коренной пустыни ежедневно заупокойные ектении начинаются именами Царя Феодора, Царицы Ирины и иерея Боголюба, вписанными в монастырские помянники на вечное поминовение.
Несколько столетий каждый год, в девятую пятницу по Пасхе, чудотворная икона покидала свой земной дом и отправлялась Крестным ходом из Знаменского монастыря на родину, на место своего обретения, в Коренную пустынь. Там она проводила лето, а осенью, в день отдания праздника Рождества Богородицы, так же торжественно возвращалась в Курск.
Но грянула революция...
Поздним вечером 31 октября 1919 года из Курска отправлялся санный поезд. Метель слепила глаза, путала гривы лошадей, которые почти не могли двигаться из-за разбушевавшейся вьюги. В санях были только немногие вещи, и лишь в одних розвальнях чернела одинокая фигура монаха с тщательно упакованным свертком. Остальная монастырская братия шла пешком. Чудотворная святыня Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» покидала родную землю. Незадолго перед этим ее средь бела дня похитили из Знаменского собора чекисты, а затем, ограбленную, без драгоценной ризы, выбросили возле старого колодца. Ризу позднее нашли во дворе ЧК вошедшие в Курск части Белой армии. Теперь, когда красные снова наступали, было принято решение временно эвакуировать икону, не подвергать ее больше риску быть похищенной, уничтоженной.
С остановками в уездных и губернских городах и монастырях, с молебнами в храмах и домах Православных людей уходила она все дальше на юг. Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» курская святыня в сопровождении Епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России. Думалось - ненадолго, оказалось - на многие десятилетия.
Через Константинополь прибыла она в Салоники, а затем в Сербию, где и осталась на 25 лет. С тех пор Курскую-Коренную икону называют Путеводительницей Русского Зарубежья. Она много путешествует, посещая Православные приходы в разных странах, а постоянное местопребывание ее сегодня - Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. В тоске по далекой родине русские люди за границей построили храмы и монастыри и даже дали им родные имена: Новое Дивеево, Новая Коренная пустынь...
Среди моих знакомых были те, кто принадлежал к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, тогда еще не присоединенной к Московской Патриархии. Благодаря им у меня завязалась переписка с русскими людьми, живущими в разных странах Зарубежья - потомками эмигрантов революционной волны. В письмах этих меня поразило тепло и любовь, с которой они писали о своих святынях. Это действительно русские люди, которых жизнь вдали от родины научила эту родину любить, они дорожат каждой весточкой, каждой фотографией, полученной из России.
Вот письмо Вероники Михайловны Федер, она живет в России, но иногда выезжает в США к сыну - джорданвильскому монаху.
«В монастыре, - читаю я в письме, - служба идет на славянском языке. Большинство живущих и приезжающих говорят по-русски. Занятия в семинарии идут на русском, поэтому студенты, не знающие русского языка, первый год занимаются изучением русского языка, а все занятия (разные предметы) начинаются со второго курса. Студенты, знающие русский, зачисляются сразу на второй курс. Монахи живут каждый в отдельной келье. Пища простая, не очень вкусная, но здоровая. Очень вкусный хлеб, который пекут сами. Многие специально приезжают и покупают этот хлеб. На воскресной Литургии народу бывает много, храм всегда полный. Очень много детишек. Ведь в американских Православных семьях (а в храм приезжают в основном потомки первой и второй русских эмиграций, сохранившие язык, обычаи, культуру России) много детей (уж никак не меньше трех). Дети ведут себя в храме прекрасно. Приходят с совсем маленькими, с двух-  трехнедельными. В конце храма ставят корзиночки с малышами, и они там спят. Детишки все такие нарядные, радостные, сияющие, и они с пеленок привыкают к службе, к храму и идут в него с радостью».
А вот письмо из Австралии. Наталья Валентиновна Гаврилова благодарит меня за фотографии Курской-Коренной пустыни и пишет: «Вы счастливы, что можете там бывать и молиться. У нас, на чужбине, мы не имеем святых мест, но у нас есть чудотворная икона, которая посещает иногда нас в Сиднее. В Сиднее есть несколько церквей, мужской и женский монастыри. Наши дети имеют возможность изучать Закон Божий, русский язык, русскую историю и географию. Мои внуки хорошо владеют русским языком. Младший поет и читает в соборе. Оба внука очень верующие. В Австралии почти при каждой церкви имеется русская субботняя школа. В Сиднее имеются Богословские курсы. Мои внуки посещают эти курсы. Я очень этому рада, ведь так трудно вырастить детей русскими и Православными на чужбине».
Сейчас, когда Церкви возвращены все права, отданы храмы и обители, многие требуют возвращения Курской иконы на родину. Посмотрим на эту проблему глазами русских эмигрантов. Вот выдержки из письма Вероники Михайловны Федер: «Курскую-Коренную икону я видела, поклонялась ей. Это было летом 1995 года, когда я была в Свято-Троицком монастыре. Икону привезли из Синода, где она находится, и несколько дней икона была в монастыре. С каким волнением все ждали, когда же появится машина, на которой привезут икону. Обычно днем в будни в монастыре народу не бывает (монастырь находится в безлюдном месте), а тут набралось очень много людей. И все дни, пока икона была в храме, велись службы и поток людей не иссякал. Приезжали со всех концов Америки, Канады. А потом икону повезли в Австралию, Бразилию, Аргентину, где живут в рассеянии Православные люди. Ведь чем же они виноваты, что этим русским пришлось покинуть Россию, Украину, Прибалтику... А о России многие из них (даже те, кто родился за границей) говорят с такой болью, любовью, тоской, что многим, живущим в России, и не снилось. Конечно, многие из них растворились в местном населении, а есть семьи, где уже четвертое поколение рождается за границей, и они стараются в семьях сохранить русские традиции, культуру русскую. У них очень много русских книг и кассет с записями русских композиторов, русского фольклора, русских Православных церковных песнопений. В этих семьях с детьми говорят только по-русски, и иногда дети идут в школу, не зная английского. Мне кажется, было бы даже жестоко отобрать у них эту святыню - икону...»
Мне тоже так кажется. Воссоединились две части Русской Церкви, но ведь русские люди остаются там, куда забросила судьба их предков, где они родились и выросли. А у нас в России - много святынь. В Курске есть копия чудотворной иконы «Знамение», написанная иконописцами Джорданвилля и освященная на первообразе. Не знаю, какое решение примут нынешние правители нашей Церкви и государства. Хотелось бы, чтобы у всех нас хватило мудрости не резать снова по живому. Пусть бы наша великая святыня так и путешествовала по миру - везде, где есть русские люди. И время от времени все-таки приезжала к нам в Курск, где, конечно же, ждут ее с особенным чувством. Но последнее слово, конечно же, останется за Самой Царицей Небесной - Она и решит, где находиться Ее чудотворной иконе. (И все же не можем не сказать о том, что многие Православные в России убеждены - Курская- Коренная икона Божией Матери должна находиться в России, в Курске, в городе, который навеки связан с именем этой иконы. - ред.).
Все послеперестроечные годы Знаменский монастырь и Коренная пустынь готовились к встрече иконы. На восстановлении храмов и благоустройстве огромной территории пустыни работали и сами монахи, и послушники, и те, кто приезжал сюда в отпуск, и профессиональные строители.
Вот, наконец, и последний храм, до основания разрушенный в советские годы (на месте святыни был фонтан со скульптурой медведя!) поднялся из небытия, обрел свой первоначальный облик.
Главный храм пустыни - престольный пятиглавый собор Пресвятой Богородицы. И надо же так случиться, что на освящение этой главной, последней храмовой святыни монастыря прибыла святыня первая - чудотворная Курская икона! Нет, недаром говорят, что у икон чудотворных - своя жизнь, неподвластная людской воле. Сколько бед и напастей выпало на долю Курской-Коренной: жгли огнем, взрывали бомбой, оскверняли в чекистских застенках - а она не умирала, не исчезала, и сегодня - та же, что и семь столетий назад. Сколько раз, уже в наше время, ее пытались вернуть в Россию, собирали подписи верующих по курским храмам под письмами Синоду Русской Православной Церкви Заграницей - тщетно. Видно, не пришло еще тогда время. Но мудрые верующие люди рассудили, что икона сама знает, когда ей достоит посетить Курск.
И вот это время настало. Говорить ли о той радости, том душевном подъеме, что охватил в эти дни курян, среди которых есть еще те, которые помнят икону в последние ее годы пребывания на Курской земле? Но где взять слова, чтобы описать неописуемое, высказать невыразимое? Вот и моя заветная мечта исполнилась. Я вхожу в храм и склоняюсь перед древним образом. Здравствуй, Владычице! Прости, что я обращаюсь к Тебе не словами тропаря или акафиста, что я просто стою и плачу. Ты знаешь мои мысли, Ты видишь мое сердце. Потому что Ты - моя жизнь.

Марина Захарчук
г. Курск
24.09.2009

    спасибо за статью. я на крестном ходе был и к иконе приложился.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Возвращение


Старинный русский город Курск, родина Преподобного Серафима Саровского, на три дня стал центром духовного притяжения всей России. С двадцатого по двадцать третье июля здесь состоялись торжества в ознаменование 250-летия со дня рождения святого, который своими мощами посетил родной город. Специальным рейсом мощи Батюшки Серафима были доставлены из Дивеево в Курский аэропорт, а оттуда торжественным крестным ходом проследовали на центральную площадь города, в Знаменский кафедральный собор.



Красная площадь Курска в первый день торжеств заполнена людьми. Под ясным солнечным небом тысячи Православных поют акафист Преподобному Серафиму, исповедуются священникам прямо на площади, у памятника святому благоверному князю Александру Невскому. Многие стоят на коленях со свечами, с иконами Батюшки Серафима и Матери Божьей. Богослужение транслируется из Знаменского собора на нескольких цветных мониторах, установленных на Красной площади. По всему городу развешаны большие рекламные щиты, извещающие о знаменательной дате.

В юбилей своего земного рождения Саровский Чудотворец повторил путь, пройденный им более двухсот лет назад, когда никому не известный в то время юный сын купца Прохор Машнин ушел из отчего дома в Саров, чтобы стать СЕРАФИМОМ: само это имя означает - Пламенный... Только теперь по воле Божией он летел обратно, а на встречу с ним устремились Православные со всей России.

- Приехал в Курск чудом! Билетов не было, помолился Батюшке Серафиму. На железнодорожном вокзале в Туле билетный кассир продала мне последнее место в поезде, следовавшем через Курск, - рассказал Андрей Александрович Барчуков, молодой человек 29 лет. - Долгое время я провел на послушании в монастырях, а теперь хотел бы создать Православную семью. Сегодня я причастился Святых Христовых Таин у мощей Преподобного. Хочу, чтобы Господь меня укрепил.

Двое уже немолодых мужчин идут по главной улице города к Знаменскому монастырю. Один из них просит своего товарища объяснить ему, почему в наше время нет таких великих святых, каким был Серафим Саровский. Другой возражает: "У нас в Курской области, в Рыльске жил тоже великий монах, архимандрит Ипполит (Халин + 2002 г. - авт.), говорят, что он тоже будет прославлен Церковью".

- Батюшка Серафим весь Курский край и всю Россию покрывает благодатью, - восклицает организатор паломнического рейса из Москвы Ирина Владимировна Харламова. - Наши паломники ехали в Курск через Рыльск, где все мы молились на могилке настоятеля Свято-Николаевского Рыльского монастыря Батюшки Ипполита, чтобы Господь сподобил нас приложиться к мощам Преподобного Серафима Саровского. Путь у нас не близкий, мы опаздывали в дороге и опасались, что не сможем причаститься у святых мощей. Но мы успели вовремя приехать в Курск и, как только вышли из автобуса, испытали такую радость! Ликует все, и земля и небо. Знаменский собор как будто светится, все улыбаются вокруг. Батюшка Серафим такой праздник устроил для всех! Хочется, чтобы каждый здесь получил какое-то вразумление, чтобы мы раскаялись в грехах. Покаяния ждет от нас Серафим Саровский.

Вся Красная площадь пела "Царица моя Преблагая..." Вместе с женой и двумя детьми и мы отправились к святым мощам. Люди стояли по пять часов, чтобы приложиться к великой святыне. Сколько придется простоять нам с малышами? Но вопреки всему Господь явил чудо. В который уже раз я убеждаюсь в том, что ни одна благая мысль не остается без ответа. Невдалеке стояли две монахини, они собирали пожертвования на монастырь. Внеся свою "лепту", мы медленно продвигались вперед. Моя жена, обернувшись, спросила:

- Из какого монастыря-то хоть, матушки? Где поминать-то нас будут?

- Мы из Свято-Николаевского, Рыльского, от отца Ипполита.

- Вот это да!..

Вдруг нашу семью как будто течением подхватило и понесло...

- Проходите с детьми вперед, - слышались голоса людей.

- С младенцем проходите без очереди, идите сюда, - все как один повторяли сотрудники милиции, а майор МЧС подвёл нас прямо к раке с мощами.

Мы прошли к раке в течение... семи минут! Хотя, конечно, не мы одни пришли в тот вечер на Красную площадь с детьми.

- Христос Воскресе! - приветствовал нас кто-то из паломников.

- Воистину Воскресе! - ответило сразу несколько голосов.

"Царица моя Преблагая, надежда моя Богородице...", - пение монастырского хора, усиленное динамиками, подхватывают тысячи голосов. Наступает момент всеобщего ликования. Мощи Преподобного прибыли в Курск накануне праздника Казанской иконы Божьей Матери...

- Мы так хотели приехать в Курск, и вот мы здесь, у святых мощей Батюшки Серафима Саровского, а добирались мы к вам с такими искушениями! - поделилась личными переживаниями Ольга Леонидовна Леонова, староста московского храма во имя Державной иконы Божьей Матери. - Мы знали, что автотранспорт задерживают на въездах в Курск, на постах милиции, боялись, что не попадем. Но мы въехали в город без единой остановки, в дороге читали акафист Преподобному Серафиму. На Литургии все прихожане нашего храма причастились, и теперь мы такие счастливые! Ждем, чтобы Батюшка Серафим и Николай Чудотворец, покровитель путешественников, сподобили нас подойти к мощам. Это действительно счастье здесь оказаться!

Ольга Леонидовна надеется, что Преподобный Серафим поможет строительству их храма, один из приделов которого, как предполагают, будет освящен в честь Саровского Чудотворца. По "зеленому коридору" небесной славы Святого паломники из многих областей России несут к его честным мощам свою боль, свою радость, свои надежды. И свято веруют, что Серафим Саровский не оставит нас!

...Утром двадцать первого июля Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир (Сабодан) передал участникам торжества первосвятительское благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

- Преподобный Серафим Саровский открыл всему миру простую истину того, в чем заключается смысл человеческой жизни, - обратился к молящимся с проповедью Блаженнейший Митрополит Владимир. - На протяжении многих веков об этом писались трактаты, но до конца определить, что значит человек в творении Божьем, смог только Серафим Саровский. "Стяжание Духа Святаго", - вот цель! Мы радуемся у его нетленных мощей, потому что Господь послал нам чудесное утешение в лице Своего самого великого подвижника. Он молится обо всех нас у Престола Всевышнего. И не только здесь, в Курске. Преподобный Серафим имеет особое отношение к Киеву и ко всей Украине. В Киевской Руси, в Крещенской купели восточных славян он получил благословение на свой подвиг. На земле Украины он собирал драгоценную благодать Святого Духа... Я призываю на всех Божие благословение!

Двадцатого июля, в первый день торжеств, в Воскресенско-Ильинском храме Курска, где был крещен младенец Прохор Машнин, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отслужил литию по родителям Преподобного Серафима Саровского, Исидору и Агафье Машниным. Споры о месте захоронения курских купцов, подрядчиков строительства одного из великолепнейших храмов России, Сергиево-Казанского собора в Курске, которые подарили миру великого Чудотворца, ведутся не один год. Быть может, по молитвам Батюшки Серафима, будут обретены и честные мощи его праведных родителей? В руках Всевышнего судьбы Его святых. Если земное прославление Исидора и Агафьи Машниных должно совершиться, то время это уже близко. Как некогда придет и срок воскрешения Преподобного Серафима, согласно его пророчеству о самом себе...

Все времена и сроки - в руке Божией. Ныне - от исторического момента возвращения Батюшки Серафима на свою земную родину - начат отсчет уже нового времени. Может статься, что недалек и день возвращения в кафедральный собор на Красной площади чудотворной иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной...

Быть может...

- Такие торжества впервые в истории, - подчеркнул советник заместителя Губернатора Курской области по связям с общественными и религиозными организациями Александр Игоревич Шаповалов, - мощи Преподобного Серафима Саровского после их обретения никогда раньше по воле Божией не покидали пределов Дивеевского монастыря. В Курск прибыли более сорока Архиереев Русской Православной Церкви, почти все члены Священного Синода Русской Православной Церкви были здесь. В эти дни в Курске состоялся Совет Центрального Федерального округа, на который съехались Губернаторы всех семнадцати регионов центральной России. Совет Центрального Федерального округа был посвящен вопросам государственно-церковных отношений. Впервые на столь значительном уровне конкретно был затронут вопрос о том, что значат отношения с Русской Православной Церковью для государства. Мэр Москвы Юрий Лужков, также прибывший в эти дни в Курск, высоко оценил позиции Русской Православной Церкви в ее противостоянии доктринам атлантизма и глобализма. Его Высокопреосвященство Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выделил особую миссию Русского Православия в исторической роли славянских народов в последние времена, о которой пророчествовал Серафим Саровский.

155 тысяч человек поклонились мощам Преподобного Серафима в Знаменском кафедральном соборе в Курске. Приезжих из них было только двенадцать тысяч... Великий святой покровительствует курянам.



Фото Д. Фомичева



На снимках: Коленопреклоненные куряне; В Знаменском кафедральном соборе г. Курска, у святых мощей Преподобного Серафима Саровского.
Евгений Муравлев, г. Курск
30.07.2004

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

«Возвращение»


Этот вызвавший столь неумеренные восторги у западной публики фильм имеет цвет антрацита. Не черно-белый, а иссиня-черно-серый. Цвета антрацита море, небо, деревья, дома, лица людей. Этот мертвенный цвет заливает весь мир, в котором нет солнца. Только иногда в этот мир пробиваются солнечные лучи, на мгновение освещая все вокруг и добавляя в чернильный цвет мира радостный зеленый. Но он тут же поглощается мертвым асфальтовым цветом, и в тон ему - тягучая тревожная музыка.



«Русское чудо», «второй Тарковский» - так взахлеб говорят и пишут о фильме «Возвращение» и его авторе, 39-летнем режиссере Андрее Звягинцеве. Фильм «Возвращение» получил на престижном 60-м Венецианском кинофестивале сразу две награды: высшую - «Золотого льва» и «Льва будущего» - за лучший режиссерский дебют. Никому не известный Звягинцев легко обошел сильнейших конкурентов. «Возвращение» уже продано в прокат во Францию, Италию, Швецию, Великобританию, страны Латинской Америки, Японию, подписан прокатный контракт с крупнейшей американской компанией «Коламбиа Пикчерс». Союз кинематографистов России решил выдвинуть этот фильм на соискание премии «Оскар».

Фильм «Возвращение» сопровождает не только глобальный успех, но и мрачные мистические события: за два месяца до фестиваля погиб 16-летний Владимир Гарин, который сыграл в фильме Андрея, это случилось 25 июня нынешнего года. Он утонул на озере под Санкт-Петербургом, причем никто из его друзей, находившихся рядом, не смог рассказать, как это случилось. Многие увидели в этой таинственной смерти нечто мистическое. В «Возвращении» лодка с одним из героев, уже мертвым, уходит на дно озера.

Такого успеха русское кино давно не знало. За последние десятилетия «Золотого льва» на Венецианском фестивале получил в 1962 году фильм «Иваново детство» тоже дебютанта Андрея Тарковского, а в 1991 году - фильм «Урга» Никиты Михалкова. У Андрея Звягинцева, как и у Андрея Тарковского, главный герой - подросток Иван. Случилось ли возвращение великого русского кино? Критики недоумевают: загадка, почему именно «Возвращение» понравилось Западу. Давайте вглядимся пристальнее в этот странный и мрачный фильм, не поддаваясь гипнозу высоких наград и превосходных оценок.

На первый взгляд, это одна из частных семейных историй, которые так любят кинематографисты. В семью вернулся отец после десятилетнего отсутствия. Дети - два мальчика, растущие с матерью и бабушкой, его никогда не видели. Отец взял их с собой на рыбалку на водопады, потом после таинственного звонка неожиданно повез на остров. Все путешествие отец пытается выстроить с детьми отношения, воспитывая их. Но «Возвращение» - не бытовая и не психоаналитическая лента. Начиная со своего названия, фильм символичен. В каком городе, в каком десятилетии происходят события? «Возвращение» по стилистике напоминает ленты 60-х - 70-х годов с их аскетизмом, неторопливым ритмом и скрытым смыслом, в то же время одежда героев, автомобиль указывают на наше время. Нет и определенного социального контекста: отец, дети, небо и вода, больше никого и ничего. Все загадочно и туманно в этом фильме: где был до сих пор отец, почему он вернулся, зачем он взял с собой детей на остров в столь пустынное место? Чего он хочет от них, заставляя безпрекословно слушаться себя? Но есть некие вешки, указатели на истинный смысл событий, которые расставил для внимательного зрителя режиссер. Символичность с уровня семейной драмы выводит сюжет на другой уровень – притчи. Надо отдать должное Андрею Петровичу Звягинцеву, он очень тонко все выстраивает, о подлинном смысле рассказанной на экране истории догадываешься постепенно. Однако все время чувствуешь, что на экране происходит что-то невыносимо ужасное. Пока не приходишь к страшной догадке: речь в «Возвращении» идет вовсе не об отце и детях. А об Отце и детях. О Боге, который пришел на землю к людям, своим детям. И они его не приняли.

Намеков на библейскую историю, разворачивающуюся в наши дни, предостаточно. Мальчики ищут семейную фотографию с отцом и извлекают ее из Библии с известными иллюстрациями Доре, она лежала между страницами, на одной из которых изображен Бог-Отец, творящий Землю. События происходят в течение семи дней - библейских семи дней Сотворения мира, каждая главка начинается с лаконичного «Понедельник», «Вторник»… Пришедший неизвестно откуда отец - летчик, намек, что он пришел с Небес. У отца редкая внешность ветхозаветного пророка. Впервые мальчики увидят его спящим и обнаженным до пояса - невольно вспоминается библейская история заснувшего обнаженным Ноя и его сыновей. Мальчиков зовут Андрей и Иван, как и Евангельских Апостолов. Как и Апостолы, дети ловят рыбу и ведут записи - описывают происходящие с ними и отцом события. Отец загадочно говорит им, что не ест рыбы - объелся однажды (не тогда ли, когда Господь накормил пять тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбками - в Евангелии от Иоанна). Они отправляются в путешествие за рыбой. Как известно, рыба – древний символ Христианства.

Если старший Андрей рад отцу и в целом принимает его, то младший Иван бунтует против власти отца. Именно его глазами – современного человека, остро все воспринимающего подростка - преподносится нам отец. Все «претензии», которые сегодня предъявляет к Богу западный человек, отпавший от Бога, Звягинцев высказывает в своем фильме. Отец, по Звягинцеву, слишком жесток и требователен, его власть невыносима. Именно таким жестоким и непонятным пугающим существом режиссер изображает его в фильме. Авторитарного, требующего абсолютного подчинения, без рассуждения. Со своими детьми отец общается в форме приказов, которые надо незамедлительно и не рассуждая выполнять: «Называй меня отцом, как положено сыну», «через две минуты твоя тарелка должна быть чистой». Он вроде бы заботится о сыновьях, учит их разным умениям (сам он, понятно, умеет все), но зато жестоко наказывает детей за малейший промах. Хотя он не абсолютно жесток, он морален, и наказывает только за непослушание. Хотя как раз в результате непослушания детям улыбнулась удача: они поймали большую рыбу. Иван воспринимает волю отца как насилие над своей свободной волей. Отец нарочито не вмешивается, когда сыновья попадают в опасную ситуацию (на них нападают подростки и забирают кошелек), он предоставляет им действовать самим и только потом ловит вора, приводит к сыновьям: «Он ваш, делайте с ним все, что хотите», - вызывая у них нравственное отвращение. Он не вмешивается до последнего момента, давая совершиться злу, и учит мести. Сломался мотор у лодки - отец приказывает детям грести веслами, они надрываются, сам же он не гребет. Иван ему кричит в отчаянии: «Сядь сам на весла, ты же сильный!» Это намек на то, что Бог мог бы помогать людям в трудных ситуациях, но «предоставляет» им мучиться. Неверующие люди часто предъявляют претензии к Богу за войны, катастрофы, не понимая ни ответственности человека за происходящее, ни действия всемогущего Промысла Божьего. Отец вроде бы заботится о сыновьях, вот везет их на рыбалку. Но на самом-то деле у него какая-то своя жизнь и свои цели, скрытые от сыновей, которые для него гораздо важнее, чем его отношения с детьми. Он вдруг во время путешествия после звонка отправляет их домой, ничего не объясняя, потом, также не объясняя, передумывает и везет в другое место: они переправляются на лодке на пустынный остров. Там он тайно от детей выкапывает в заброшенном доме некий ящичек и берет с собой. Что в этом ящике? Ответа в фильме нет. И в этом отсутствии ответа и заключается ответ. Совершенно не важно, что в ящике. Важно, что у отца есть своя тайная жизнь, скрытая от детей, и ради этого ящика и было предпринято путешествие, а вовсе не ради детей. Отец, с одной стороны, давит на детей, с другой - вроде бы слушает их и дает им свободу. Но в том, как он это делает, лишь формализм и совершенно нет любви. «Могли бы еще порыбачить. Только клев начался», - ворчит Иван после того, как отец заставил их внезапно прервать рыбалку и ехать неизвестно куда. «Выходи, рыбачь!» - отец выкинул Ивана с удочкой из машины на дорогу среди поля. Преслушавшись отца, братья вернулись поздно. Гнев отца страшен, Андрей, не в силах вынести чувство вины перед отцом, кричит: «Убей меня, убей!» - «Убить тебя?» - отец подскакивает к Андрею с топором. Он учит их ответственности за свои слова и поступки – с топором, занесенным над сыном! Но о сути происходящего «догадывается» Иван, который говорит брату: «Да мы на фиг ему не нужны, ни ты, ни я. Он вообще неизвестно кто». Таков отец в фильме Звягинцева. Фильм начинался с того, что Иван боялся спрыгнуть в воду с вышки. Теперь же он убегает от отца, взбирается на вышку, которая заставляет вспомнить Вавилонскую башню, захлопывает крышку люка у отца перед носом, отрезая ему путь наверх, и чувствует, что страх перед высотой у него куда-то исчез: «Если ты не уйдешь, я прыгну. Слышишь, я могу, Я ВСЕ МОГУ!» - гуманистический вопль протестующего человечества. Мысль ясна: бунт и избавление от власти отца избавили Ивана от страха. А отец, пытаясь дотянуться до сына, цепляется за трухлявую доску, падает и разбивается насмерть. Не удалось ему установить контакт с сыном, в неловкой и неумелой попытке помочь своим детям он умер. Дети с трудом перетаскивают мертвого отца в лодку, но когда переплывают с ним и выходят на берег, видят, как лодку с лежащим в ней лицом к небу относит в открытое море, и она тонет так же, как в известном фильме «Мертвец», где главный герой обречен и стал мертвецом еще при жизни. Душераздирающий крик детей: «Папа!» - уже ничему помочь не может, они все же любят Отца и тоскуют по Нему, но… он умер. Это история души человека, взбунтовавшегося против Бога и убившего Его в своей душе.
Случилось событие страшное в этом русском и одновременно таком нерусском, «общемировом» фильме, в этой мифологической драме: мистическое убийство Бога. Хотя это далеко не первая попытка. Еще на заре прошлого века мрачный мистик Ницше изрек: «Бог умер». Он не ошибся только в одном: в XX веке Бог умер в его сердце и сердцах многих других людей. Но им нужно всякий раз заново доказывать себе, что они правы.

«Возвращение» начинается с символического кадра: на дне моря лежит затонувшая лодка,

а высоко над ней – прыгающие с вышки в воду дети. Внизу – смерть, вверху – звонкая жизнь. Что это за лодка, мы поймем только потом: это та самая лодка, в которой в конце фильма пойдет на дно отец. Временная последовательность событий нарушена, но в фильме события происходят вне времени. По словам Андрея Звягинцева, его «фильм – это история вечного возвращения, возвращения всего на круги своя, отцы отдают детям свою силу, кровь, дух. И это все вечно будет вращаться». Красиво и загадочно сказано, но фильм пытается внушить нам другую мысль: отец потерян для детей навсегда. Он уже умер, а если вдруг вернется, то умрет вновь, из-за того, что он не нужен людям.
Нет, не случайно «Возвращение» так пришлось по душе многим функционерам «мирового кино». Они почувствовали в нем родственный дух - дух отпадения от Бога. Европа знает, что Бог – есть, но Он ей стал не нужен, Он слишком неудобен со Своей требовательной любовью. Сербский мыслитель преподобный Иустин (Попович), размышляя об историческом пути Западной Европы, писал: «Западная Европа сошла с богочеловеческого пути, отвергла смиренное следование образу «благого и кроткого Иисуса». Вся история Европы - это постепенный отказ от Богочеловека в пользу человека. Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением - стать независимым и самостоятельным, как Бог. Опустошен, страшно опустошен европейский человек, ибо из него выхолощено сознание и чувство личного безсмертия. Европейский человек осудил на смерть и Бога, и душу, но не осудил ли этим сам себя на смерть, за которой нет Воскресения?»

Фильм заканчивается сентиментальным видеорядом. На экране, сменяя друг друга, идут старые фотографии некогда счастливой семьи. Но на семейных снимках отца уже нет... Его не просто убили, но по замыслу автора фильма даже стерли из памяти.



На снимках: кадры из фильма "Возвращение".
Людмила Белкина
26.12.2003

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru