«Вера и слово»








Выступает председатель Синодального информационного отдела  Владимир Легойда.
В Храме Христа Спасителя в столице прошел Четвертый Международный фестиваль Православных СМИ.


По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 13 октября в Москве, в Храме Христа Спасителя прошел Четвертый Международный фестиваль Православных СМИ «Вера и слово». На нем присутствовало более двухсот журналистов из разных регионов России и ближнего зарубежья. С участниками фестиваля встретился Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество выступил с ярким Первосвятительским словом о задачах Православного служения в СМИ, а также  ответил на вопросы журналистов. С сотрудниками Православных СМИ также встретились председатель Совета федерации РФ Сергей Михайлович Миронов, председатель Синодального отдела религиозного образования и  катехизации Епископ Зарайский Меркурий, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов). В дни фестиваля журналисты из различных городов страны смогли обсудить свои цеховые проблемы, принять участие в работе секций по различным направлениям, таким как печатные СМИ, радио, телевидение, интернет, епархиальная пресс-служба и другим.


Журналистика как служение


Ярким событием фестиваля «Вера и слово» стало выступление признанного лидера Православных журналистов - руководителя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви Владимира Романовича Легойды. То, что на этот значимый пост руководителя Синодального отдела впервые в истории нашей Церкви был назначен мирянин - очень значимо. К тому же Владимир Легойда знает проблемы в информационной среде не понаслышке, так как много лет редактирует успешный и яркий журнал «Фома». И теперь журналисты на местах обрели своего представителя в высших синодальных структурах - человека, открытого к диалогу, понимающего одновременно и всю важность, и всю сложность современного служения в церковной журналистике.
В своем докладе Владимир Романович Легойда говорил о внутрицеховых проблемах церковной журналистики, о том, что должно обсуждаться именно в нашей среде.
Недостаток Христианской любви в нашей среде - вот та проблема, на которую он обратил внимание коллег. «Заглянешь в интернет-блоги так называемых Православных авторов - и удивляешься тому, как много там нетерпимости, ненависти, всевозможных взаимных наветов! Но ведь дело, которое делается без любви, с ним нет Христа!» Эти слова я считаю самыми важными в его выступлении. Их надо не просто услышать, но и почувствовать сердцем. Мы часто сетуем на недостаток профессионализма в наших рядах. Но здесь вопрос поставлен и шире, и глубже: «Профессионализм дает лишь возможность действовать в журналистике, но не является целью», - сказал Владимир Легойда. А цель нашего служения, как и любого духовного делания, - приблизить свое сердце и по возможности сердца других людей к познанию Божественной Истины. Ибо для всех сказано, а для журналистов, наверное, в особенности: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). А если Православное информационное пространство нередко сотрясают все новые и новые скандалы и дело доходит порой до «информационных потасовок» - какой же пример мы подаем нашим светским коллегам?
Еще на один тезис доклада Владимира Легойды я бы хотел обратить внимание. «Есть комплекс неофита, - заметил он, - когда начинающие христиане готовы креститься даже на циферблат часов. Но есть и другой комплекс, на мой взгляд, более опасный: комплекс, можно сказать, «воцерковившегося» человека. Когда все установления Церкви: посты, каноны, молитвенные правила - относятся к тем, другим, начинающим, а для себя делаются постоянные послабления и исключения…»
Что и говорить, точные слова! Вспоминаю, как два года назад направил журналистку «Благовеста» в Москву в командировку - там ей за пару дней Рождественского поста пришлось встретиться сразу с несколькими известными и даже популярными Православными журналистами. И что же? Никто из них и не думал поститься! У каждого вдруг оказалось на этот случай «благословение духовника» на нарушение этого «нестрогого» поста… Чему же можно учить других при таком вот личном отношении к церковному преданию?
И последнее. Владимир Романович предупредил товарищей по цеху, что на смену «априори» благожелательному отношению к Церкви, которое господствовало в обществе многие годы, приходит другое - более жесткое, прагматичное отношение. И с этим придется считаться. Если раньше значительное число людей сочувствовало Православию, считало его «обиженным», гонимым в советские годы, то сейчас, когда Церковь усилилась и усилилось Ее влияние на общество - отношение к нам во многом изменилось. Это та реальность, с которой придется всем рано или поздно столкнуться.
Владимир Легойда призвал журналистов трудиться во славу Божию на ниве духовного просвещения и заверил собравшихся, что Синодальный информационный отдел придет на помощь всем, кто обратится за консультацией или советом во вновь созданную церковную структуру. Но и Синодальному информационному отделу тоже нужна помощь с мест - от всего Православного журналистского сообщества. Только вместе можно успешно работать на моральное оздоровление нашего общества. 


«Мы не боимся ставить диагноз, так как знаем лекарство!..»

В том зале Храма Христа Спасителя, где участники фестиваля «Вера и слово» готовились к встрече с Председателем Совета Федерации РФ Сергеем Михайловичем Мироновым, свободных мест не было. Не часто люди столь высокого ранга приходят на такие встречи с журналистами, тем более что формат встречи позволял не только выслушать выступление известного политика, но и задать вопросы. И речь Сергея Миронова не разочаровала! Говорил он около часа. Говорил искренне, с болью. Говорил не просто как с коллегами, а как с людьми, призванными вместе с ним делать общее дело - возрождать Россию…
Вот только несколько выдержек из его выступления.


Мной был разработан проект создания общественного совета на телевидении. И меня сразу обвинили в попытках ввести цензуру. Но если бы такой общественный совет был создан, в него бы вошли представители всех традиционных религиозных конфессий, а также хорошо известные в нашей стране лидеры науки, культуры, журналисты. Ни в коем случае туда не должен входить ни один политик: ни депутат Государственной Думы, ни член Совета Федерации. Никакие представители из Министерства печати и массовых коммуникаций. Только общественность!
И один раз в неделю, предположим, по пятницам, в так называемое время прайм-тайм, кто-то из представителей вот этого общественного совета имел бы пятнадцать минут прямого эфира с тем, чтобы он обратился к телезрителям страны и сказал, что они посмотрели за эту неделю. И дал нравственную оценку телепередачам. Да, многое из того, что показывают, запретить нельзя, но можно дать нравственную оценку. Чтобы из уст людей узнаваемых, авторитетных прозвучало, допустим, что такое-то ток-шоу - это верх подлости и цинизма. А сериал, который показывают изо дня в день, убивает в нас все святое…
Поверьте, в этом случае телевидение наше не смогло бы не реагировать на такую нравственную оценку общественного комитета.


По человеческому потенциалу мы до сих пор самый конкурентоспособный народ в мире. И с точки зрения, слава Богу, еще не уничтоженного полностью нашего образования, с точки зрения нашей духовности, с точки зрения воли к жизни и с точки зрения умения преодолевать самые разные проблемы, на ходу переучиваться, перестраиваться. Умения открывать, казалось бы, совершенно невиданные доселе вещи, которые демонстрируют и наши ученые, наша наука, да и все наши граждане.
Но вот я вижу, как периодически вбрасываются в средства массовой информации, как, увы, изнутри, были навязаны простенькие такие идеи - идеи о государственной слабости, о том, что нам грозит территориальный раскол, грозят какие-то этнонациональные конфликты, которые тоже приведут к расколу и расползанию нашей страны на мелкие государства. И пропаганда такая идет постоянно. Это и есть хорошо известное спецслужбам, в прошлом, наверное, во многих странах мира примененное идеологическое оружие, которое направлено как раз против возрождения и укрепления того или иного суверенного государства. Вы прекрасно знаете историю и политику, в том числе совсем новейшую, когда на ваших глазах прекращали существование целые государства. Так вот, эти самые упадочнические настроения, которые нам постоянно, исподволь, а иногда и открыто навязывают, приводят многих людей в предынсультное состояние депрессии и уныния. А уныние, как вы хорошо знаете, - один из смертных грехов. Я не призываю вас рисовать нашу действительность в радужных тонах, она на самом деле во многом ужасна, по крайней мере, ужасно то нравственное состояние нашего общества, в котором мы живем. Не надо бояться говорить правду, и мы не боимся сами себе ставить диагнозы. Но мы знаем лекарство! Для кого-то это лекарство будет в искренней вере, слове Божием, для кого-то будет основываться на других каких-то ценностях. Но самое главное, мы обязательно должны показывать, что есть альтернатива, есть совершенно другой мир, есть совершенно другие отношения между людьми, есть совершенно иное отношение человека к человеку.
Я думаю, что вы, Православные журналисты, все это чувствуете, знаете. И я желаю вам крепости духа и высокого горения в отстаивании истины, в отстаивании правды, правды о нашей истинно прекрасной и великой истории, в которой, безусловно, были разные страницы. Но были и ярчайшие страницы, которыми мы будем гордиться и которые никогда нельзя забыть.








Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов во время встречи с Православными журналистами.
Надо ли пояснять, что эти и другие слова С.М. Миронова были восприняты собравшимися с большим энтузиазмом! Четвертый человек в табели о рангах современного Российского государства говорил с нами просто, понятно, открыто и искренне. Чувствовалось, что за его словами - не холодный расчет «чистого политика», а сердечное отношение к Родине и понятный нам всем настоящий патриотизм!
И только в одном месте выступления слова Сергея Михайловича прозвучали не в унисон с мыслями и чаяниями некоторых собравшихся в зале. Когда был задан вопрос, надо ли быстрее сменить названия улиц и площадей нашей Родины, которые по-прежнему носят имена цареубийц, террористов, «пламенных революционеров», некогда разрушавших традиционную Россию - мы ожидали услышать слова поддержки этой инициативы. Но Сергей Миронов сказал такие слова:
- С переименованием улиц Каляева, Желябова и прочих не надо спешить… Нужно спокойно и взвешенно подойти к этой проблеме. Было бы справедливо переименовать все эти улицы раз и навсегда, но не сейчас, а, скажем, через пять, а то и пятьдесят лет… Пока живы те, кому дороги эти имена, действовать надо с осторожностью. Надо в первую очередь спросить людей, живущих на этих улицах, выступают ли они сами за переименование. И если нет, то дать им возможность жить так, как они привыкли. Не нужно создавать новые линии конфронтации, их и без того много. Хотя теоретически я «за» такое переименование. Но на деле предпочел бы не спешить…
С точки зрения сиюминутной «государственной мудрости» С.М. Миронов, скорее всего, прав. Зачем, в самом деле, нам новые конфликты и противостояния? Но Бог нам вряд ли даст так много времени, чтобы постепенно, медленно изжить позорные и кровавые страницы нашего прошлого. Слишком стремительно развиваются события! И тянуть за собой все эти кровавые даты и имена значит очень серьезно рисковать уже нашим общим будущим.
И не лучше ли все-таки сейчас, пока еще не поздно, «закрыть» этот вопрос? Тем более что времени прошло достаточно и позиции давно определились. Нужна политическая воля. Но с этим пока проблемы. И, значит, придется ждать таких событий, которые сами, помимо наших «убежденностей», приведут страну и власть к принятию таких «непопулярных» решений. Но «цена вопроса» в этом случае может оказаться значительно выше, чем могла бы.


Приморский «Благовест»

В гостинице «Университетской», где проходила значительная часть работы фестиваля, меня поселили в двухместный номер. Сказали, что сосед мой приехал из Владивостока, он ответственный секретарь газеты «Приморский Благовест». Значит, так и положено, решил я, двум «благовестовцам» оказаться рядом…
Вскоре в комнату вошел молодой мужчина с удивительно приятным лицом, юношеской осанкой и чуть тронутыми ранней сединой вихрами. Это и был мой коллега, Михаил Николаевич Бочкарников. Мы сразу разговорились. И вскоре я узнал, что Михаил - отец пятерых детей, живет в двухкомнатной квартире во Владивостоке и буквально «кормит» свою большую семью от приусадебного епархиального хозяйства. Уже несколько лет служит он в церковной газете и одновременно - в одном из местных храмов теплотехником. Ведь у него два образования, филологическое и техническое. Так что в обоих случаях трудится он по специальности.






Журналист Михаил Бочкарников с газетой «Приморский благовест».
Сюда, на материк, он приехал со старшей дочерью (ей 13 лет) - впервые вывез ее на Большую землю. И сделал это благодаря путинским доплатам за билеты. Именно по инициативе премьер-министра страны в некоторых случаях (детям, пенсионерам) стоимость авиаперелета из Дальнего Востока до Москвы стала значительно, в целые разы,  дешевле. Отец и дочь Бочкарниковы благодаря этой льготе уже побывали и в Дивеево, и в Троице-Сергиевой Лавре.
- В Бутово собираюсь, на полигон, - сказал мне Михаил Николаевич. - Там столько святых похоронено! Ведь большинство наших святых жили давно и их жития иногда воспринимаются чуть ли не как сказки, легенды. А там - почти наши современники!.. Хочу поехать туда, поклониться их подвигу…
Думаю, он нашел время и съездил на Бутовский полигон.
- Как живется на Дальнем Востоке? - спрашиваю коллегу. - Сильна ли у вас миграция из Китая?
- Русские уезжают на материк, и мы видим, как на глазах у всех начинают сбываться пророчества старцев… Владивосток сейчас - русский город. Но некоторые сферы деятельности у нас фактически перешли к китайцам и к приезжим из Средней Азии. Торговля, уборка улиц… Люди видят эти процессы и по-своему реагируют на это. Многие идут в храмы. Почувствовали мои земляки, что только Православная вера сплотит нас на этой земле! Геополитические события сами подвигают наш народ к вере…
Во Владивостоке сегодня действует десять Православных храмов. Епархией управляет мудрый и очень авторитетный Архипастырь - Владыка Вениамин (Пушкарь). Священники епархии - непререкаемые нравственные авторитеты для паствы. Там почти нет каких-то скандалов, противостояний на религиозной почве. Миряне сплотились вокруг духовенства, и ряды верующих все время увеличиваются. Выходит газета, в которой и работает Михаил. Есть реабилитационный центр по борьбе с наркоманией, где людей воцерковляют, чтобы излечить…
- Места у нас неописуемой красоты! Море, сопки, форт… - рассказывает Михаил Бочкарников. - Куда ни посмотришь - везде красота! Море наше ни в чем не уступает Черному, вода чистейшая, на десять-двенадцать метров в глубину видно дно. На острове Русском мог бы быть курорт не хуже самых известных в нашей стране. Я там отдыхал с детьми и ни за что бы не променял те дни на отдых, скажем, в Сочи. Не зря же во Владивостоке бухту, как в Константинополе, назвали Золотой Рог! Только вот опасаемся, как бы такая же печальная судьба не постигла и наш город… Был я недавно в Китае, спросил у одного местного жителя, знает ли он город, из которого я приехал - Владивосток. Нет, оказалось, не знает, а знает… Хайшеньвей. Так название нашего города звучит по-китайски.
Листаю газету-тезку из Приморского края… Конечно, в сравнении с нашей все-таки очень «местное» издание. Местные события, местная жизнь. Но самое главное: чувствуется, что край этот остался русским и Православным. И верю, будет так - до скончания века! Не зря же столько детей у моего коллеги из приморского «Благовеста»! А переезжать на материк он не собирается.


Маленькое послесловие


Было бы странно, рассказывая о фестивале Православных СМИ, не поделиться своими мыслями о состоянии современной Православной журналистики. Того дела, которому служу почти двадцать лет.
Я уже второй раз присутствую на подобном форуме (был на Первом фестивале СМИ), и с тех пор кое-что изменилось. Как-то поубавилось энтузиазма в наших рядах. Да, сам фестиваль организован безупречно, и возможность для настоящего профессионального разговора у всех нас имелась. А разговора, на мой взгляд, все равно в полной мере не произошло. Сказать нечего? Или некому? И кто эти люди, съехавшиеся со всех концов «одной шестой части суши» в Зал Соборов Храма Христа Спасителя?
Вот пожилая женщина, бывшая юрист, которая, выйдя на пенсию, занимается в одной из окраинных епархий церковной журналистикой. Приятная, верующая. Но явно без желания внести в журналистику что-то свое… Ибо по жизни в профессии давно «отстрелялась».
Вот как-то погрузневший за восемь лет - со времени первого фестиваля - священник (мой однокашник по факультету журналистики) с одной из западных епархий России. Явно приходские дела относят все дальше и дальше его от «печатного слова». То и дело обсуждает по телефону какие-то «срока аренды», талоны на бензин и другие хозяйственно-приходские вопросы. А восемь лет назад был он еще как будто наполовину - студентом-журфаковцем….
Вот редактор довольно крупной газеты, которую я когда-то считал чуть ли не конкурентом… Переглянулись понимающе: трудно идут дела. Подарила мне приложение для детей - хоть какая-то «форточка», хоть какой-то шажок вперед. И то хорошо! А ведь совсем недавно еще мы были полны самых дерзновенных планов. Горели глаза…
Беда в том, что Православная журналистика на местах (в столице - случай особый!) все никак не выйдет из «пеленочного» состояния. Почти все присутствовавшие занимаются не столько журналистикой, сколько информационным обслуживанием. Кто - информационно обслуживает своего Архипастыря, кто - Благочинного, кто - настоятеля прихода. И это важно, это нужно делать, эти все «боевые листки» районного, приходского или даже епархиального уровня свое дело делают. И лозунг «Даёшь, даёшь!..» кого-то действительно понуждает к созидательной работе на церковной ниве… И из этих газетных страниц, наполненных бодрыми заголовками, возникает мозаика чего-то гораздо большего. Но спрошу осторожно: а насколько (положа руку на сердце) отражают реальную жизнь епархии, прихода, благочиния большинство местных СМИ? Хватит ли у нас пороху ответить, что в целом отражают верно? Пишем ли мы о том, что действительно волнует людей, переживается прихожанами как нечто личное, сокровенное?
Да, свое дело делают на местах неплохо. Рассказывают о строительстве храмов, крестных ходах, конференциях. Это своего рода журналистская летопись церковного возрождения. Но это еще не вся журналистика. Вернее, журналистика - далеко не только это.
Журналистика в России с самого ее зарождения и до недавних пор развивалась как дело авторское, личное, дело «всерьез». И все попытки своротить ее с этого пути на путь голой информационности приведут лишь к одному - краху этой самой журналистики. Которая в эпоху информационной перегрузки, в отсутствие узнаваемых имен и ярких мыслей станет никому не интересной. А потом и замены ее на что-то другое, уже забрезжившее в недрах интернет-блогосферы. Где люди, ни на кого не оглядываясь, пишут что думают. Иногда от ветра головы своей, но зато искренне и «от сердца к сердцу».
Мало кто из нас догадался, что в первую очередь надо «обслуживать» самих читателей! И именно этим определяется реальный КПД того или иного Православного СМИ. А о читателях мы как-то подзабыли. И ими вместо нас порой занимаются те, кто, мягко скажем, хорошему их вряд ли научит. А у нас - падают и падают тиражи. Падает тираж в рязанском «Благовесте», падает тираж в петербургской Православной газете. Падает он в Сыктывкаре в «Вере» (здесь называю лишь лидеров, у которых есть чему поучиться). И - что там греха таить - падает он и в самарской газете «Благовест». Это, как говорится, факт.
И на вопрос, почему это происходит, так и не был дан хоть какой-то ответ.
Где личности, где те имена, на которые откликается реальный читатель? За чьими мнениями следит, кому доверяет…
Секция печатной журналистики была представлена людьми интересными, но при всем уважении к их труду лидерами нашего сообщества они вряд ли являются.
У кого учиться? У Бориса Клина, обозревателя «Известий», который не скрывает того, что к Церкви относится как пока что едва ли не «оглашенный»? Он может дать практические советы в профессии (что и сделал), опыт-то немалый. Но указать путь, идеологию, подход - это вряд ли.
Был на фестивале Александр Григорьевич Раков из Петербурга. Но как-то все больше молчал (вернее, говорил в кулуарах). Была редактор рязанского «Благовеста» Ирина Евсина, которой наверняка есть что сказать (уже с полтора десятка лет в журналистике). Но я ее почему-то так и не услышал. А кто еще? Эти ведь люди ездят и ездят с фестиваля на фестиваль в надежде лучше уяснить свои проблемы. Найти способы их решения. Но как-то все говорится не о том…






На форум Православных СМИ приехали журналисты из разных регионов России.
Да, с лидерами сложнее. Они не ходят строем и то и дело норовят ступить «не в ногу». Но надо растить нам именно их. Имена, личности, явления. Ибо только на этом пути мы сможем выполнить то предназначение, выполнения которого ждет от нас Церковь.
Ведь именно нам сказал Святейший Патриарх Кирилл, что современные СМИ как раз сегодня то место, где идет борьба за сердца и души людей…
Когда приезжаешь на такие вот форумы, всегда душу держит такой вот вопрос: «Где та молодая шпана, //что сотрет нас с лица земли»? (Б. Гребенщиков). И повертев головой по сторонам, опять, в который уже раз, с сожалением отмечаю: «Ее нет-нет-нее-ет» (тот же Б.Г.).
И это печалит! Ибо дело, на которое мы поставлены, и больше, и важнее нас самих. И когда нас всех собрать вместе, особенно заметно, что мы пока еще лишь начинаем осваивать то поле, которое давно уже надо вовсю пахать. Но - «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). Так что не время сейчас на охи и ахи, а время засучить рукава и работать. И добрый импульс к плодотворной, созидательной работе наш фестиваль нам дал. А это, наверное, и есть самое главное.

Антон Жоголев
Фото автора.
22.10.2010

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

“Вера и слово”


Проходивший в Москве с 16 по 18 ноября фестиваль Православных средств массовой информации “Слово и вера” был посвящен 60-летию выхода в свет первого номера “Журнала Московской Патриархии”. Случилось это в фронтовом 1944 году, когда обстоятельства вынудили Сталина пойти на временный “конкордат” с Церковью для скорейшей победы над общим врагом. Знаменательно, что возрождение Православной журналистики в России состоялось именно во время войны - когда на фронтах решалась судьба Родины. И вот спустя десятилетия этот юбилей собрал нас, Православных журналистов со всей страны, - в Москву, в Храм Христа Спасителя, где разворачивались главные события нашего форума. Юбилеи, круглые даты - почти всегда вещь духовная. Потому что они являются к нам лишь тогда, когда в них есть необходимость. Иначе их просто не замечают, забывают отметить. Вот и этот 60-летний юбилей выхода в свет первого номера “Журнала Московской Патриархии” не случайно пришелся на нашу горячую пору. Когда, по слову одного из участников фестиваля, “информационное поле страны становится Куликовым полем”. Видно, пришло время и нам, Православным журналистам, встретиться в главном храме страны, чтобы обсудить свои “цеховые” проблемы. Но не только! Наш форум стал большим событием в церковно-общественной жизни всей страны.


На открытии фестиваля в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя присутствовали сразу два Патриарха - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Патриарх Сербский Павел. Соседство Предстоятелей двух братских Православных Церквей на трибуне фестиваля показывало нам, что задачи, стоящие перед форумом, выходят за пределы одной нашей Поместной Церкви. Эти задачи - более масштабны и имеют международное звучание. Не случайно крупные делегации на журналистский форум направили не только Сербская Церковь, но и Румынская, Болгарская, Элладская Церкви...
В своем докладе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II твердо заявил о том, что светские СМИ “сегодня далеко не отражают всей картины современной церковной жизни... Подача материалов о церковных событиях порой тенденциозна и враждебна”. Отсюда и задача, поставленная Предстоятелем Русской Церкви перед Православными журналистами: “Церковная жизнь должна быть представлена в средствах массовой информации во всей ее полноте, причем отражение событий не должно быть лишь сухим и безпристрастным, нужно вселять в людей веру и надежду, учить их любви”. Святейший Патриарх Алексий II выразил уверенность в том, что “в век вражды и разобщенности именно церковные СМИ смогут дать пример подлинного журналистского братства, объединенного единой верой и общим призванием”. Он также заявил, что России нужны общенациональная Православная газета, телеканал и радиоканал, которые не только освещали бы жизнь Церкви, но и выражали бы отношение Православных Христиан к общенациональным и мировым проблемам”.
В программном докладе Управляющего делами Московской Патриархии Митрополита Калужского и Боровского Климента прозвучала тревожная мысль о том, что “в информационном пространстве России главенствующее место заняли силы, враждебные Православию, отрицающие бытие Божие и евангельские нормы жизни. На людей постоянно обрушивается негативная информация: и реальные события, и вымышленные сюжеты, которые несут в себе потенциал жестокости, алчности и распущенности. Нередко СМИ создают ложное впечатление нормативности греха”. Владыка Климент предложил конкретные меры по преодолению этого нравственного безпредела на телевидении и в “желтой” прессе: “ввести в содержание лицензии (на выпуск информационной продукции - А.Ж.) элементарные нормы нравственности и художественного вкуса, разработать в пределах Федерального агентства печати и массовых коммуникаций механизмы контроля их соблюдения”. В своем докладе Митрополит Климент остановился и на нравственной составляющей современной рекламы: “Сегодня реклама способствует развитию потребительского сознания, обращенного лишь на материальную сферу существования. Часто именно через рекламу идет насаждение порока, вседозволенности, безнравственности в обществе, особенно в молодежной среде”. Но один из главных организаторов форума не ограничился лишь констатацией этого факта, он призвал нас к преодолению этой негативной тенденции: “Реклама может быть социальной, служащей продвижению национально значимых идей, укреплению в народе духовных и нравственных ценностей... Церковь вправе обратиться к государству с предложением о содействии в размещении социальной рекламы в общественных и государственных СМИ”. Сотрудничество со светскими СМИ, по мысли Владыки Климента, не должно мешать созданию собственных церковных информационных каналов, способных сделать церковную миссию независимой. При этом, работая над укреплением сотрудничества всех церковных медиаресурсов, “нельзя подавлять творческий потенциал Православных журналистов. Не администрируя, а помогая росту их профессионального мастерства, объединять информационный потенциал Православной журналистики”.


В день открытия форума прямо в зале Соборов Храма Христа Спасителя делегация МИД Испании передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II находившийся все эти годы в пленении крест с главного купола Храма Святой Софии в Новгороде. История этого креста необычна. Во время войны этот крест был сбит снарядом с купола и завис на металлических крепежных тросах. Немецкий комендант оккупированного Новгорода распорядился снять его и передать дислоцировавшемуся в то время в Новгороде инженерному корпусу испанской дивизии. Крест был вывезен испанцами в качестве трофея и пять десятилетий находился в музее при Военно-инженерной академии в Мадриде. Как сказал Министр обороны Испании Хосе Боно, этот крест был очень почитаем среди верующих - испанских католиков. Но все же когда встал вопрос о его передаче в Россию, это решение было принято как единственно правильное. Получив сведения о новгородском кресте, некогда венчавшем один из самых древних на Русской земле Православных храмов, Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев обратился с просьбой о его передаче в Новгород. А президент России Владимир Путин поднял этот вопрос во время личной встречи с королем Испании Хуаном-Карлосом и нашел у него поддержку. И вот уже мы все получили счастливую возможность приложиться к святыне, Попросить у Бога духовной мудрости, с которой всегда верующее сердце ассоциировало таинственную Софию - Премудрость Божию... При передаче креста с главного купола новгородской Софии с российской стороны присутствовали Министр обороны Сергей Иванов и секретарь Совета безопасности Игорь Иванов. Министр обороны Испании сказал, что при передаче святыни на историческую родину испанцами движут исключительно христианские чувства. А Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ответном слове поблагодарил испанскую делегацию за возвращение святыни и поставил это событие в один ряд с недавним возвращением на родину чудотворной Тихвинской и Казанской икон Божией Матери. Он сказал, что война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат, и пока не возвращена на родину последняя святыня... Событие это стало радостным аккордом в первый день работы фестиваля. Именно к журналистам на их профессиональный форум “пришла” реликвия! И в этом нетрудно увидеть доброе предзнаменование для нашего общего дела - Православной журналистики.


Этот фестиваль назван первым, что, на мой взгляд, не совсем точно. В марте 2000 года Православные журналисты уже встречались в Москве, на Конгрессе Православных СМИ. Я был участником обоих мероприятий, и вот какие сравнения невольно напрашиваются. Первая наша встреча была организована церковной общественностью. Нынешняя - синодальными структурами Московской Патриархии. Тогда с журналистами знакомились, к ним приглядывались, еще не считая эту силу чем-то до конца “своим” для привычных коридоров церковной власти. Сейчас Православные газетчики стали частью церковного организма. Из вынужденно терпимых “попутчиков” эта миссионерская армия стала “регулярным” воинством Христовым. Тогда была пусть не всегда явная цель “приручить” нас, а то и подчинить, обезопаситься от возможного негатива и несанкционированных инициатив снизу. С трибуны говорилось о едином центре управления, даже и о цензуре. Сейчас предпочитают говорить об ответственности журналиста, а о цензуре за все дни работы фестиваля не упоминалось вовсе. Максимум, о чем шла речь, было пожелание Митрополита Климента, чтобы у редакций были духовники (они, конечно же, действительно необходимы каждой редакции!). Тогда в зале присутствовали в основном люди мирские. Сейчас на фестивале было около половины людей в священническом сане. Многие СМИ на местах возглавляют священнослужители. И это тоже часто вполне оправданно. Если межепархиальные СМИ, крупные издания лучше всего возглавлять профессионалам, - а это, как правило, Православные миряне, имеющие журналистские и филологические дипломы, - то местные епархиальные СМИ чаще возглавляют люди в священническом сане. Там высокий профессионализм желателен, но не обязателен - важнее ответственность и духовность. Впрочем, немало и исключений из этого правила как в ту, так и в другую сторону. На фестивале я встретился со своим сокурсником по питерскому факультету журналистики - и едва узнал его... в рясе! Сейчас священник Игорь Сальников, дипломированный журналист, возглавляет в Хабаровске епархиальную газету. А одну из лучших, на мой взгляд, Православную “районку” (орган даже не епархии, а благочиния) - “Усмань Православную” - редактирует Борис Михайлюк, по профессии врач.
Церковные журналисты сегодня и в столице, и в провинции осознали себя реальной творческой силой и хотят свое профессиональное мастерство, свой жизненный и духовный опыт посвятить Церкви. И с новой силой этой уже сейчас вынуждены считаться как наши недруги - профессиональные “борцы” с Церковью, так и те представители церковных структур, которые еще живут вчерашним днем, видят в Православных СМИ лишь их “расходную” часть и воспринимают их как что-то необязательное и хлопотное.


Все три дня работы шел постоянный диалог участников фестиваля. Получили возможность высказаться, кажется, все, кто этого хотел. Между трибуной и залом не было четкой границы, на форуме собрались коллеги, братья и сестры во Христе. Остановлюсь лишь на самых ярких, запоминающихся выступлениях. Одним из “открытий” фестиваля лично для меня стал до событий в Беслане мало известный за пределами своей епархии Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Это иерарх нового поколения (не столько по возрасту, сколько по манере общения, по открытости к диалогу). Он вел пленарное заседание фестиваля в Центральном Доме журналиста. Мне показалось, что даже светские коллеги-газетчики были удивлены благодатной легкостью председательствующего. Приведу лишь один пример. Известный священник (в прошлом театральный критик) Владимир Вигилянский посвятил свое выступление “темным пятнам” нашей профессии - горячо говорил о том, что мы проигрываем информационную битву, что нас мало и мы едва ли не маргинальны... Потом слово взял Епископ Феофан. Несколькими фразами он высказал несогласие с предыдущим оратором (а без ответа это выступление было нельзя оставлять, ведь нас слушали и светские журналисты, и если мы сами так оцениваем свои силы, то что говорить о “мире”, вообще склонном недооценивать духовную мощь Православных). “Давайте не будем заниматься публичным самобичеванием!” - сказал Владыка в заключение и сразу же передал микрофон тем людям, чьи выступления не оставили ни у кого сомнений: церковная журналистика находится не в кризисе, а на подъеме. И несмотря на множество сложностей (на которые справедливо указал предыдущий оратор), она давно и по праву стала мощным информационным оружием Церкви, по силе воздействия лишь немногим уступающим светским СМИ...
Но всех нас, конечно же, интересовал его взгляд на трагедию в Беслане - как непосредственного участника событий. Вот что мне довелось услышать:
- После расстрела детей в Беслане многие мусульмане (не говоря уже о просто некрещеных) принимали крещение. Бывшие мусульмане при этом говорили: нам такая вера не нужна, раз эти люди, называвшие себя мусульманами, убивали наших детей... Сейчас по моей инициативе создан женский монастырь в очень красивом месте, в горах. Раньше там был детский санаторий. Я хочу там реабилитационный центр построить. Этот проект осуществляется совместно с Зарубежной Церковью. Особенно нас поддержал Архиепископ Берлинский Марк. Пройдет шумиха, события в Беслане постепенно начнут забываться. Но боль останется! И надо будет как-то помогать пострадавшим детям. Дать им прибежище, помочь им пережить весь этот ужас. И реабилитационный центр как раз станет таким местом, где они смогут всегда обрести духовную и материальную поддержку. Сейчас в монастыре уже есть монахини. Туда смогут в любое время приехать дети - отдохнуть, набраться сил. Здесь не будет различий по вероисповеданию. Я дал указание, чтобы принимали всех детей, в том числе и мусульман. Еще я настаиваю на том, что на месте трагедии нужно построить храм. Но и этого мало! Нужно сохранить стены бесланской школы и сами эти стены переоборудовать в храм...


Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин сказал, что сегодня нужно постепенно переходить от взаимоотношений Церкви и общества как разных инстанций (так было в советский период, когда общество было развоцерковлено) к такой модели, где общество воспринимается как часть Церкви. И Церковь, и общество все больше и больше становятся одним целым. Это постепенно накладывает отпечаток и на взаимоотношения со светской прессой. Среди журналистов много верующих людей, а среди верующих людей много журналистов...
Депутат Государственной Думы России Наталья Нарочницкая в своем ярком выступлении сказала, что, по ее мнению, главной задачей Православной журналистики сегодня является уже не катехизация, как это было раньше, а создание альтернативного информационно-аналитического поля, где было бы в полноте представлено Православное мировоззрение.
Опытный журналист-”известинец” Павел Гутеонов с горечью констатировал, что журналистика сегодня становится массовой профессией, а журналист из “пастыря” общества превращается лишь в информатора. Упал престиж работы журналиста, отсюда и падение общего уровня светской прессы. Если раньше лучшие журналисты получали тысячи писем, то теперь в обществе журналист не воспринимается как нравственная величина. Из светской журналистики ушло личностное начало, ушла проповедь. И бороться с этим падением сегодня нет возможности. И потому он с неожиданной надеждой смотрит сегодня именно на Православных журналистов. Способных, по его мнению, возродить былой авторитет профессии журналиста. Успех будет возможен тогда, когда Православные журналисты станут давать нравственную оценку поступкам своих героев, как это было в лучшей советской журналистике. Но делать это будут уже с иных - Православных позиций...


Не обошлось, как водится, и без ложки дегтя. Известный богослов и печально известный полемист диакон Андрей Кураев вновь удивил собрание своими нападками на значительную часть Православной паствы, именуемой им “раскольниками”, “ваххабитами”, а теперь еще и “реформаторами-протестантами”. Не много ли, отец дьякон? В его докладе ни слова не было о журналистике, зато было много слов на волнующую только его тему о мнимом “расколе”. Свое выступление оратор начал шокирующим высказыванием о том, что якобы до России только сейчас с опозданием в пять веков (!?) дошла волна реформации. “Это реформация с лицом Распутина и голосом Бичевской”, - сверкая глазами, вещал Кураев и призывал всячески бороться со смутьянами, протестующими против “номеров” и требующих созыва Поместного собора. Причем не побрезговал при этом и, мягко говоря, непроверенными сведениями. Не знаю, что движет все последние годы полемистом Кураевым, но уж точно не забота о единстве Церкви. Ему как раз хочется, чтобы эти, по его мнению, “реформаторы”, были по его навету выставлены за пределы Церковной ограды - и к этому он фактически впрямую призывал в своей речи. Надо думать, за тем, чтобы уже никто не мешал ему в зависимости от ситуации то “возвышать”, то “понижать” свой голос, сыпать анекдотами прямо с трибуны, выступать на рок-концертах, призывать то к принятию “номеров”, невинно величая их “чипсами”, то наоборот заявлять, что от них нужно держаться подальше... Было больно видеть, как этот талантливый человек растерял в полемике с самим собой самое дорогое и главное - дух мирный, который и отличает Православного человека, неважно, кто он, - богослов, пастырь или простой мирянин - от, выражаясь по-кураевски, “православного ваххабита”, который того и гляди с кулаками набросится на оппонента... Пока же наш записной “савонарола” способен лишь вносить дух разделения и соблазна даже туда, где до его прихода все было мирно и тихо.
Завершил свою работу форум Православных журналистов в древнем Успенском соборе Московского Кремля. Святейший Патриарх Алексий II зачитал итоговый документ фестиваля и благословил целую “армию” Православных журналистов на труды во славу Святой Церкви.


Говорят участники фестиваля Православных СМИ:


Николай Пирогов, Православный журналист, г. Волжск, Марий Эл:
- Такие мероприятия надо проводить регулярно, как это и заявлено в итоговом документе фестиваля. Без координации усилий, передачи опыта сейчас никак не обойтись... Больше всего мне запомнилось выступление Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, руководителя отдела внешних церковных связей Московской Патриархии. Он сказал, что должен быть координационный совет, который поможет взаимодействию различных Православных изданий, но не должно быть жесткого давления сверху. Не должно быть указаний, как и о чем нам писать. Должна сохраняться свобода слова Православного журналиста, свобода высказывать различные мнения, - разумеется, в рамках догматического учения нашей Церкви.


Борис Михайлюк, редактор газеты “Усмань Православная”, Липецкая епархия:
- Я ехал на форум с одной мыслью: спросить сильных мира сего - когда кончится ложь, грязь, порнуха в наших светских СМИ? Когда будут хоть какие-то рамки, которые ограничат весь этот грязный поток? Предвосхищая мои вопросы, министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Сергеевич Соколов в своем интересном выступлении сказал и о том, что не обладает для этого необходимыми рычагами власти. Фактически пока нет возможности на законодательном уровне поставить препоны этой нравственной распущенности. Руководитель Федерального агентства по печати Сеславинский, как следовало из его выступления, также ничего не может с этим поделать... Нам по сути дела предлагают заняться “воспитанием” светских журналистов, так как в правовой плоскости проблему сейчас не решить. А это путь тяжелый и долгий! Мы фактически остаемся как будто в резервации среди моря вседозволенности в светской прессе и на телевидении. Но уже хорошо хотя бы то, что к нам пришли первые руководители, выслушали нас, узнали нашу точку зрения на эту проблему. Если несколько лет назад Православных изданий было - кот наплакал, то сейчас уже сотни самых разных Православных редакций. И это, конечно, радует. Наше влияние все же усилилось.


Протоиерей Александр Степанов, редактор Санкт-Петербургского епархиального радиоканала “Град Петров”:
- Я занимаюсь радиовещанием, и для меня была интересна в первую очередь
эта тема. Электронные СМИ имеют самое сильное влияние на людей и тем самым могут формировать отношение людей к Церкви. Работа таких СМИ - важнейшая общецерковная проблема. Я узнал на фестивале, что в нескольких городах - Тобольске, Нижнем Новгороде - помимо тех мест, которые мне уже были известны, планируется открыть большие Православные радиоканалы. Это будут каналы, которые будут иметь свою частоту, лицензию и f-m диапазон. И если еще два года назад таких проектов не было, кроме церковно-общественного канала “Радонеж” и нашего епархиального радиоканала, то сейчас наметились перемены к лучшему. Будут рождаться местные радиостанции со своими особенностями, своим форматом. Может быть, ошибочно в этом деле регионам полагаться только на местные ресурсы и не использовать ресурсы Москвы и Петербурга, которые все-таки больше за счет культурных и интеллектуальных столичных традиций. Во всяком случае активность в этом деле очень большая и, как мне рассказывали батюшки, епархиальные архиереи готовы собирать немалые средства на становление радиоканалов в своих епархиях. Пока же голос Православных журналистов звучит в обществе очень мало. Если сейчас выйти на улицу и спросить у первых встречных молодых людей, читали ли они хоть одну Православную газету, слушали ли Православный радиоканал, большинство в ответ только пожмет плечами. Но определенные перспективы у нас сейчас есть - и их надо использовать.


На снимках: на трибуне фестиваля - Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в центре), Патриарх Сербский Павел (справа), Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент; Святейший Патриарх Алексий II принимает возвращенную святыню - крест с купола новгородского храма; все участники фестиваля получили возможность приложиться к кресту с купола собора Святой Софии в Новгороде.

Антон Жоголев
26.11.2004

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru