Дни Большой литературы








Поэт Борис Сиротин читает свои стихи возле памятника Пушкину.
Журналу «Русское эхо» исполнилось пятнадцать лет.

12-13 ноября Самара принимала гостей - именитых писателей из разных регионов России. Мастера слова приехали на юбилей общероссийского литературного журнала «Русское эхо», издаваемого Самарским отделением Союза писателей России. Ноябрь 2010-го стал для журнала дважды юбилейным - вышел в свет пятидесятый номер «Русского эха», спустя пятнадцать лет со дня первого издания. За это время на его страницах печатались известные писатели России, в том числе Валентин Распутин, Владимир Крупин, Борис Сиротин, Михаил Анищенко, Алексей Солоницын, Иван Никульшин, Евгений Семичев, протоиерей Николай Агафонов и другие. Журнал «Русское эхо» отмечен губернской премией в области культуры и Почетной грамотой Русского народного собора (2003 г.), который проходил под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
12 ноября в здании Самарской областной научной библиотеки состоялась презентация книги недавно умершего самарского поэта Владимира Ильича Осипова «За наших». Своими воспоминаниями о замечательном поэте поделились близко знавшие его друзья и коллеги - писатель Алексей Солоницын, священник Сергий Гусельников, поэтесса Ольга Бузаева. Практически одновременно с презентацией книги в двух залах, за круглыми столами прошли семинары для начинающих авторов по поэзии и прозе. Семинар для молодых прозаиков провели секретарь Союза писателей Москвы Михаил Михайлович Попов, возглавляющий Совет по прозе, и литературный критик из Воронежа Вячеслав Дмитриевич Лютый. А семинар молодых поэтов вел первый секретарь Союза писателей России Геннадий Викторович Иванов.
Два известнейших Православных прозаика - писатели Владимир Николаевич Крупин (г. Москва) и Николай Михайлович Коняев (г. Санкт-Петербург) - по приглашению редактора газеты «Благовест» Антона Евгеньевича Жоголева посетили Православный магазин на улице Сергия Радонежского. Где не без удовольствия отметили присутствие своих книг на полках, оставили автографы и поделились самыми благоприятными впечатлениями от увиденного в магазине.
- В этом замечательном магазине столько наименований духовных книг, что просто диву даешься, - признался друг нашей редакции, писатель Николай Коняев. - Вижу и мои книги на полках этого





Редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев (в центре) знакомит известных Православных писателей Николая Коняева (слева) и Владимира Крупина (справа) с работой Православного магазина на Радонежской. На книжных полках писатели увидели свои книги...
магазина: «Аввакумов костер» (о расколе XVII века), «Ангел Церкви» (о Митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне). А еще приятно отметить, что на одной из книжных полок увидел книгу своего дальнего родственника, замечательного поморского писателя-сказителя  Бориса Шергина. Ведь он пронес через всю свою жизнь глубокую Православную веру. Что и нашло выражение в этой замечательной книге его дневников…
Антон Жоголев передал в дар гостям книги самарских авторов, рассказал об их творчестве, о наиболее интересных книгах. Немало наших литераторов имеют общероссийскую известность. Помимо уже упомянутого Владимира Осипова это и Алексей Солоницын, и протоиерей Николай Агафонов. А еще очень широко разошлась по стране книга о Самарском чуде Святителя Николая, известного как «Стояние Зои». В нее вошел и замечательный рассказ Николая Коняева «Несостоявшаяся встреча».
- Это чисто художественное произведение, - объяснил автор. - Но меня очень удивило, что создатели фильма «Чудо» посчитали мой рассказ подлинным, достоверным. И включили его как отдельную новеллу в свою киноленту…
Писатель Владимир Крупин рассказал о своих новых книгах, о творческих планах. В Самаре он не в первый раз, но магазин Православной книги увидел у нас впервые…
- Многим, наверное, известны слова незабвенного русского писателя Василия Васильевича Розанова: «Книга не должна быть дешевой…» Но в Православном магазине на Радонежской, видимо, умеют делать так, чтобы книга была и доступной, востребованной. Желаю помощи Божией в ваших трудах во славу России, терпения, доброго здравия и радости.
С большим интересом и теплотой приняли в дар писатели Владимир Крупин и Николай Коняев небольшую книжечку с текстом, известным под названием «От Меня это было».
- Ведь это тоже - одна из вершин нашей самарской литературы! - объяснил смысл своего неожиданного подарка Антон Жоголев. - Сейчас эта работа нередко приписывается великому святому - преподобному Серафиму Вырицкому. Но наши исследования убедительно свидетельствуют, что этот таинственный текст принадлежит перу нашего самарского Святителя, Митрополита Мануила (Лемешевского), то есть он тоже относится к самарской литературе… Эта работа была написана под впечатлением от его встречи со святым Серафимом Вырицким в Александро-Невской Лавре. Так что, наверное, можно говорить о духовном соавторстве двух подвижников… А первая публикация этой небольшой, но стяжавшей огромную известность работы была сделана именно газетой «Благовест» еще в 1992 году.


Праздничные мероприятия следующего дня начались у памятника Александру Сергеевичу Пушкину в сквере, тоже носящем имя великого русского поэта. Здесь собрались и признанные поэты, настоящие мастера слова, такие как Борис Зиновьевич Сиротин, и те, кто только пробует свои силы на поприще поэзии, убеленные сединами и совсем юные, со всех концов Самарской губернии. У памятника поэту читались стихи - посвященные гению Александра Сергеевича и просто о жизни, о творчестве и о любви.






Руководитель самарской писательской организации Александр Громов открывает праздничный концерт.
Чуть позже в Самарском Академическом театре драмы имени Горького для ценителей русского слова состоялся праздничный литературно-музыкальный концерт. Авторов литературного альманаха «Русское эхо» в первую очередь поздравил руководитель самарской писательской организации Александр Витальевич Громов. Он вспомнил, как начинался журнал:
- Это было пятнадцать лет назад, в московском общежитии. Нас было три товарища, все из разных мест России - Николай Переяслов из Тверской области, Алексей Смоленцев с Вятки и я. Мы тогда мечтали о том, чтобы нас печатали, чтобы русское слово жило, чтобы оно сохранялось. Писатель, как нам казалось, точно, до конца, выразить свою душу не может. Но он может быть хотя бы эхом, отголоском, передавать то настроение, которое есть у русского народа. Так родилось название нового журнала - «Русское эхо». А эпиграфом стали безсмертные пушкинские строки: «И неподкупный голос мой \\ был эхо русского народа»…  Потом пришло время задуматься над символом журнала. И так получилось, что как раз в это время в Самаре закладывался первый храм в России, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. И символ родился сам собою, теперь вы все видите на титульном листе журнала изображение самарского памятника этим святым работы скульптора Вячеслава Клыкова. Мы оказались под покровом этих святых, они помогли нам удерживать журнал, облагораживать его, а всем нам - становиться лучше и чище.
Весь праздничный концерт был наполнен стихами и прозой в исполнении артистов - как взрослых, так и совсем юных. Со сцены звучали произведения авторов, не раз печатавшихся на страницах журнала «Русское эхо». Оркестр Самарского академического театра оперы и балеты подарил слушателям прекрасную музыку Свиридова и Дунаевского, порадовали и вокалисты. Особенно запоминающимися и яркими были романсы в исполнении солистки Самарской государственной филармонии Людмилы Жоголевой. Один из исполненных романсов был на стихи ее отца Бориса Сиротина.
По окончании мероприятия я попросила поделиться впечатлениями, мыслями о современном состоянии литературы писателей Владимира Николаевича Крупина и Николая Михайловича Коняева.
Владимир Крупин:
«Сейчас в литературе происходит благотворный переход в сторону повышения духовности. У нас исторически любые романы совмещали занимательность, очарование чтения и философское, религиозное отношение к жизни. И эта традиция возрастает и укрепляется. Когда грянула перестройка и открылись храмы, думалось, что духовное возрождение близко, писатели начали использовать христианскую символику, лексику. Но тема оказалась гораздо труднее, потому что мало быть человеком, знакомым с христианской символикой, с Богослужебными текстами, надо, прежде всего, самому быть воцерковленным. Литература была прекраснейшая у нас и в 60-е, и в 70-е годы. А потом Россия скатилась, как на колесиках, в полную бездуховность, пришла другая литература, которая действовала только на нервы. А та литература, которая действует на душу человека, на его состояние духовное, нравственное, такой литературы по-прежнему мало, но перелом в сторону духовной литературы намечается. Мне кажется, он неизбежен, потому что литература духовных писателей просто интереснее. Никаких трудностей нет при чтении трудов Святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского. Это же тот самый язык, на котором писал Пушкин. И эта литература духовная отняла (и слава Богу, что отняла!) читателей у светских писателей. И если светские писатели хотят вернуть себе читателей, они должны следовать заветам духовных писателей.
Я очень благодарен Самаре. У меня было десятилетие, с 1991 по 2001 год, когда не вышло ни одной моей книги. Но вдруг в Самаре выходит одна моя книжка, маленькая, «Крестный ход». А вы знаете, что это значит для писателя, который десять лет не печатался? Это, конечно, огромное счастье. Сейчас мои книги выходят, слава Богу, и я вижу свои книги в магазинах. Вчера мы были в Православном магазине, я видел там свою книгу «Скоро утро, но еще вечер». Выходят мои произведения и на страницах журнала «Русское эхо». Я вижу, что этот журнал идет впереди многих московских журналов.
Мы бьемся как можем за души людей. Мы не имеем права уступить Россию. Да, Самара была в годы войны «запасной столицей» страны. Но «запасной России» у нас нет и не будет. Надо нести высоко-высоко уже не знамя, а хоругви русской духовности, потому что Россия спасется только Православием. И бывая в Самаре, я это всегда особенно ясно ощущаю».
Николай Коняев:
«Самару и Петербург связывает очень многое, и эти связи очень глубинные, внутренние. В Самаре был Митрополит Вениамин, он возглавлял Самарскую Духовную семинарию. А будучи Митрополитом Петроградским, он стал одним из первых мучеников нашей Церкви. Был в Самаре и Митрополит Мануил (Лемешевский), а это ведь его Патриарх Тихон направлял в город на Неве и говорил: «Спаси для меня Петроград». Тогда в северной столице почти все храмы были обновленческие, и Митрополит Мануил, тогда еще Епископ, их вернул Церкви. Он за это заплатил долгими годами лагерей. Конечно, нас особенно связывает и Владыка Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Я вот думаю, что если последние двадцать лет те испытания, что выпали нашему народу, выпали бы на какой-нибудь другой народ, другую страну, то этой страны и народа уже бы не существовало. А мы продолжаем существовать. Благодаря чему? Конечно же, благодаря Православию, благодаря тому духовному фундаменту, на котором мы стоим. И Митрополит Иоанн - один из кирпичиков этого духовного фундамента. Об этом моя книга «Ангел Церкви». Вот то, что нас соединяет. Поэтому Самара и Петербург всегда будут стоять рядом в духовной географии нашей родины.

Татьяна Горбачева
Фото автора
19.11.2010

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru