Понтий Пилат


Понтий Пилат подписал смертный приговор Иисусу. Несчастное лицо Пилата взирает на нас со страниц всех четырех Евангелий. За свое нарушение римской законности, за трусливый компромисс со своей совестью и жестокое решение распять Божьего Сына, подвергнув Его открытому поношению, Пилат заклеймен как слабовольный и трусливый человек. Сейчас нам некоторые властители говорят, что «власть должна быть жесткой». Но я как старый священник не согласен с такими подходами. Любая власть должна иметь свой закон, по которому она должна действовать. Жесткость должна быть лишь к выполнению закона, но не к людям. История нам говорит: когда начинают цари на свой лад раскраивать все, что им не надлежит делать, все оборачивается против властей и народа.

Пилат сидит на скамье подсудимых на судебном процессе истории, навсегда опозоренный и обезчещенный за то, что сделал с Иисусом. А что же он конкретно совершил? Он отказал Христу в честном и справедливом суде - в том, на что имеет право каждый человек, и, конечно, на что имел право Богочеловек Христос.

«Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» - воззвал к народу Пилат (см. Мф. 27:22). А ведь он был хорошо ознакомлен со всеми фактами относительно Иисуса. Как римский правитель он хорошо знал каждый шаг Иисуса, Его учение и чудеса. Известие об этом облетело всю землю. Нам говорят: Пилат знал, что первосвященники «предали Его из зависти» (Мф. 27:18).

Пилат не только был хорошо ознакомлен со всеми фактами, но имел возможность провести и личное, непосредственное расследование обвинений против Христа. Обратите внимание на то, что он не имел к этому ни малейшего желания. Он по существу предпочел бы совсем не заниматься этим, но его принудили определенные обстоятельства. Ему пришлось провести расследование и под давлением обстоятельств он был вынужден принять решение, что делать с Иисусом.

Жизнь Пилата не могла дальше идти таким чередом, как это было до его встречи с Иисусом. Он достиг водораздела, критического положения, решающего часа своей жизни. Что бы ни случилось, но Пилат вынужден был встретиться лицом к лицу с Иисусом. Мы читаем: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7). И как дальше мы понимаем, Пилат даже оробел от встречи с Иисусом: «Пилат, услышав это слово, больше убоялся» (ст. 8).

Он убоялся заявлений и слов Христа, Его личности, того кризисного положения, которое вызвал в его жизни Иисус Назарянин.

История повествует о том, что Пилат был грубым, безтактным и очень упрямым человеком. Он предпочитал поступать по-своему, невзирая на чувства других людей. Представ перед Святым, Милосердным, Любезным, Величественным и Безгрешным Божьим Сыном, он представлял собой жалкое зрелище. Это же наблюдается и в отношении нас! Неправда, скажете вы, а я говорю - правда! Мы веру заменяем на денежки. Неважно каким способом, лишь бы нам было выгодно, - а Бог далеко от таких...

Он устремил свой взор на Иисуса. Пред ним стоял Человек, Который выглядел старше Своих лет, на лице Которого были следы перенесенных Им пыток и побоев. Он был подвергнут допросу храмовой стражи, избит, истязаем и терзаем людьми. Пилат считал, что этот Человек был слаб и безсилен. «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя?..» - задал он вопрос Христу. И просчитался. «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», - последовал кроткий ответ (см. Ин. 19:10-11). Несмотря на внешний вид и обстоятельства, вся власть удивительным образом была сосредоточена в руках Иисуса.

Это довольно типичное заблуждение, возможно, и вы впадали в него. Вы представляли себе на страницах истории Иисуса как некую бледную, анемичную, нереальную личность, не имеющую никакого отношения к современной жизни. Но не обманывайтесь! Этот Человек является Божьим Сыном. Он - Бог над всеми, благословенный во веки веков. И Ему надлежит произнести последнее слово, а не вам.

Вскоре неуклюжие старания Пилата устрашить Иисуса своей властью сошли на нет: они оказались безуспешны. Он снова и снова оказывается перед центральным вопросом: он должен либо короновать этого Человека, либо распять Его. Это основной вопрос, перед которым стоит каждый человек. Перед ним стоите и вы.

Возможно, Пилат страшился вторжения Иисуса в свою личную жизнь. Пилат был женатым человеком. Его жена, Клавдия Прокула, имела царственное происхождение: она была дочерью Тиберия и внучкой Цезаря Августа. Рассматривая дело Иисуса, Пилат получил срочную записку от жены: «Будь осторожен, - предупреждала она, - о Пилат, берегись! Этот Человек - праведник». Она много пострадала во сне за Него и очень боялась, что ее муж может сделать ошибку в своем решении относительно участи Христа. Итак, Пилат обнаружил, что независимо от своей воли, его личная жизнь соприкоснулась с Иисусовой.

Больше всего Пилат страшился, что от того, как он поступит с Иисусом, будет зависеть его дальнейшее пребывание на политическом посту и его положение в обществе. Разъяренный крик толпы недвусмысленно свидетельствовал об этом.

«Если отпустишь этого человека, - кричала толпа, - ты не друг кесарю». Кого избрать: Иисуса Христа или Тиберия Цезаря? Вся его карьера была на чаше весов. Если он изберет Иисуса, то, возможно, ему придется считаться с ненавистью подозрительного старого тирана в Риме. Пилат, по существу, не желал отвергать заявлений Христа, но в то же самое время не хотел их и принимать. Но ведь проку с Него для Пилата не будет, а от фарисеев кое-что перепадает: то к Пасхе, то к Пятидесятнице, то к новому году, когда соберут новый урожай: разве можно от этого отказываться! Не так ли у вас?

Пилат пытался снять с себя ответственность за принятие решения. Он отослал Иисуса к Ироду, узнав, что Иисус родом из Галилеи. «В конце концов, меня это не касается, - размышлял он, - пусть этим занимается Ирод». Но этот номер не прошел. Конечно, Ироду пришлось столкнуться с этим вопросом. Это ожидает каждого человека! Но вскоре Иисус был снова приведен к Пилату. Пилат со злостью обратился к иудеям: «У вас свой закон, - сказал он евреям. - Возьмите Его вы и по закону вашему судите Его». Другими словами: «Иск отклонен».

Пилат пытался увести вопрос в сторону. Сначала он призвал Варавву, известного преступника, и поставил народ перед выбором. «Кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса?» Он надеялся, что толпа придет к нему на помощь. Но мир избрал Варавву, что делает всегда. Пилату самому пришлось принимать решение.

Затем он сказал: «Наказав Его, отпущу». Наказав Его! - он надеялся, что подобное решение удовлетворит желание толпы. Отпущу! - но мир не был удовлетворен этим наказанием, и здесь Пилат потерпел неудачу. Мир неистово жаждал смерти Христа. И не только жаждал, но и кричал на весь город: «Распни, распни Его». И Пилат только сумел устраниться от этого дела. Он приказал принести ему сосуд с водой и умыл руки. «Я умываю руки от всего этого дела, - произнес он. - Берите Его вы и распинайте. Меня это не касается». Он прошел через этот ритуал, чтобы успокоить свою совесть, и затем распял Божьего Сына. Но какой ритуал или какое действие на земле может омыть кровь Христа с рук человека, который отказался от Христа?

«Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» И Пилату предстояло принять окончательное решение, сделав свой выбор. Он его не мог больше откладывать. Он должен решить. Ему не уйти от данного вопроса. Он отвратился от Христа, отмежевавшись от Него, и предал Его на крестную смерть.

Это был ужасный выбор. Через семь лет после этого события тот же самый Пилат лишился всех своих должностей и привилегий от руки того Цезаря, которому он старался угодить. Его отослали в отдаленную и позорную ссылку. «Ты не друг кесарю», - вопила толпа. Это было действительно так! После всего он не был ничьим другом. История покрыла позором его имя.



.
Протоиерей Виктор Гранкин
21.04.2000

    Прекрасная статья. А люди до сих пор алчные и злые…

    Не понимаю зачем нужны все эти враки когда и без них всё понятно.

    Замечательный рассказ! Спасибо.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru