На вопросы отвечает священник


1. Где в Библии сказано, что надо поклоняться изображениям и Божией Матери, или просить у нее помощи и поддержки?


Вопрос этот, как и всякий серьезный, глубокий вопрос, может иметь ответы на нескольких различных уровнях. Иногда можно ответить просто "да" или "нет", иногда бывает уместно вспомнить мудрую русскую пословицу: "Простота хуже воровства".


Итак, 1-й уровень. Вы спрашиваете про "поклонение изображениям", "поклонение Божией Матери". Однако даже детям известно, что православные христиане поклоняются одному истинному Богу - как того требует от нас Он Сам. Людям же, составляющим тело Церкви - святым, - или небесным силам, или священным книгам (напр. Библии), или священным изображениям и предметам - воздается подобающее почитание. Разница между тем и другим зафиксирована VII Вселенским Собором более 1200 лет тому назад.


Что же касается выражений о "поклонении", которые можно встретить в некоторых богослужебных текстах и проповедях, то все они имеют метонимический или метафорический смысл (как мы, например, говорим "страшно доволен" или "отряд в сто сабель"), что совершенно ясно из контекста и ни у кого, кто мало-мальски знаком с христианством, не вызывает никаких недоумений.


И далее, в связи с другим вопросом: где-нибудь в Писании сказано, что надо просить помощи и поддержки у вашей родной матери? или что не надо переходить улицу на красный свет? или что дважды два - четыре? Так зачем же вслед за "иеговистами" и другими разносчиками религиозного товара, врагами Христа и России, лицемерить и лгать на Тело Христово - Его Святую Церковь?...


Теперь - 2-й уровень. Здесь мы говорим о самом Св. Писании, которое в равной мере любят и почитают и православные, и инославные верующие (протестанты традиционных конфессий). Можно ли в нем найти обоснование для тех или иных догматических норм, богослужебных и повседневных обычаев Православной Церкви? Разумеется, можно, - и на этот предмет существует немало общедоступной литературы, на все вкусы. Будет гораздо разумнее познакомиться с этими материалами и обсудить их, если возникнут недоумения, чем пытаться в коротком ответе изложить библейский текст.


3-й уровень. Допустим, мы нашли те или иные главы Св. Писания и хотим их обсудить. Но способны ли мы их до конца понять? И что для этого нужно? - Ведь написаны они почти две тысячи лет назад, адресованы людям совершенно другой культуры, чем наша, и к тому же на другом языке. Какая реальность стоит за древнееврейскими и греческими словами и выражениями, которые мы сегодня по-русски, подчас не особенно задумываясь, передаем как Бог, Сын Божий, Христос, Святой Дух, спасение, оправдание, искупление, Царство Божие, - и многими другими?


Итак, для серьезного разговора о Писании необходимо знание древних языков, а главное - той культурно-исторической среды, в которой оно возникло. Попытка говорить о трудных для понимания местах Св. Писания без такого багажа ставит нас в положение известного героя, которому было сказано: "Суди, дружок, не выше сапога".


И, наконец, 4-й уровень, на котором мы и остановимся. Споры о толковании Св. Писания, о Боге, о Христе, о Св. Троице, идут многие сотни лет: всё, что можно было сказать по этим вопросам, давно уже сказано, и непростительной наивностью было бы думать, что сегодня мы с вами можем сказать нечто новое... Тем не менее большая часть спорящих остается при своих убеждениях. Почему так?


Ответить помогает несколько иной вопрос, который православные постоянно задают, а их оппоненты постоянно игнорируют, а именно: откуда взялось само Св. Писание? Кто собрал 27 разрозненных книг - из всего множества текстов, посвященных Иисусу из Назарета, Его жизни и учению - в знакомый нам том Нового Завета? На чем основан этот выбор? Кто сообщил ему авторитет? Почему верующие всех времен и народов почитают именно это собрание, а прочим текстам уделяют лишь поверхностное внимание?


2.Почему такое проклятие пало на Иуду? Ведь все апостолы предали Христа, разбежались, когда Его арестовали. Они потом раскаялись, но ведь Иуда тоже раскаялся, как прямо говорит Евангелие, Матф.27:3!


Различие между поведением Иуды и прочих апостолов, к сожалению, не вполне четко передается в переводе на русский и церковнославянский. Про Иуду сказано: "раскаявшись", что звучит почти так же, как "покаявшись". А между тем в оргинале стоит причастие "метамелитис", что можно было бы перевести как "передумав, изменив намерение", в отличие от "метаноитис" - "принеся покаяние, изменившись внутренне".


Разница эта с полной ясностью обнаруживается в дальнейших событиях, изложенных в Книге Деяний Апостолов; мы читаем, как безбоязненно и самоотверженно трудились они, проповедуя Благую Весть. Почти все апостолы погибли как мученики за Христа.  


3.Господь говорит, что хула на Святого Духа не прощается никогда (Мф. 12:31). Выходит, что в тот, кто произносит такую хулу, находится в состоянии полной духовной смерти, и ему уже нет никаких шансов на спасение?


Что такое "хула на Святого Духа"? Идея очень проста: Господь, Дух Святой, предлагает человеку Свой дар прощения, спасения, исцеления от греха, и если кто-то его не принимает, отталкивает, то есть хулит - тот и не получает прощения. Не получает, потому что не принимает.


Иначе можно было сказать так: "Кто не получает дар Святого Духа, дар прощения грехов? - тот, кто от него отказывется". Это уже самоочевидно.


Однако, говоря о "состоянии духовной смерти", надо быть осторожнее с выводами: мы с вами неспособны - и не имеем права - судить, кто именно находится в таком состоянии, а кто нет. Это знает только Бог.


4.Ветхий Завет объявляет женщину нечистой после родов в течение 40 дней, если она родила мальчика, и 80 - если девочку (Книга Левит, гл.12). Почему православная церковь сохраняет эти запреты, не допускает молодую мать в храм?


В ветхозаветную эпоху, около четырех тысяч лет назад, условия жизни роженицы были совершенно другими, несравненно менее благоприятными, чем современные. Смерть матери от сепсиса была частым явлением, как и младенческая смертность. Не каждая женщина имела даже кусок чистой ткани для гигиенических целей. Немногим лучшей была гигиена в евангельские времена, когда ветхозаветные нормы и обычаи перенимались Православной Церковью: поэтому «телесная скверна», которая упоминается в церковной молитве над матерью, была, по необходимости, вполне материальной, зримой и обоняемой нечистотой. Сегодня нам трудно себе это представить, но из песни слова не выкинешь.


Исходя из этого, разумеется, роженице предписывалось оставаться дома длительное время, в течение которого она не участвовала в богослужении и не причащалась Святых Тайн. Длительный отрыв от Святого Причастия – когда верующие неуклонно причащались каждое воскресение – сам по себе был чрезвычайным событием и требовал особых разрешительных молитв; грех (хоть и невольный) состоит в том, что женщина в течение полутора-двух месяцев не приступала к Св. Тайнам, была самой природой отлучена от Причастия.


Этот обычай (за исключением разницы между новорожденным мальчиком и девочкой) сохраняется и ныне, но он не носит догматического, запретительного характера. Если священник считает нужным допустить молодую мать в храм по тем или иным пастырским соображениям, он может это сделать.


 


 

14.10.2013

    У меня вопрос не совсем в тему статьи, очень часто на сайте знакомств люди подчеркивают, что фанатизм не приемлют. Мне кажется фанатик, это человек имеет цель одну — спасение души, и он это ста

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru