Из записных книжек…


Дневник

1 декабря 1952 г. вижу во сне: иду я по дороге какого-то большого города. Но вот дорога прекратилась. Назад ее не видать, а впереди явилось большое препятствие. Я нахожусь на большой каменной стене, а внизу виднеется дорога, плоская, каменная, по которой можно идти далее городом. Сел я на край этой стены. Вышина этой стены от нижнего края дороги 3 или 4 метра. Явилось много солдат, которые говорят: «Прыгай вниз!» Но страх убиться насмерть о камни страшит меня, и великое недоумение и смущение охватило меня: как мне поступить? Я тогда говорю тем, кто мне предлагает прыгать со стены: «Нет! Я прыгать боюсь. Когда я был еще молодым солдатом, то, может быть, и решился бы, а теперь я старик и слабый». В это время вижу: внизу является необыкновенно величественная Женщина, высокого роста, с выразительно приятным взором и кротким любвеобильным ласковым словом Она обращается ко мне: «Дай мне свои руки!» (При этом все солдаты присмирели, как бы при каком высшем начальнике, и говорят между собой: «Это сделать может только Она! На это Она и назначена в таких случаях избавлять людей». И когда я подал Ей руки, то Она, взяв меня как малое дитя на Свои руки и сняв со стены, поставила на дорогу и сказала: «Иди!». Лицо Этой Женщины было точное изображение нашей домашней Казанской иконы Божией Матери. И я проснулся, недоумевая и размышляя о виденном. И мысли одна за другою появлялись у меня о прошедшей моей жизни. И я стал вспоминать: не так ли было у меня и во дни моей юности, когда я был внезапно избавлен Кем-то в опасных случаях - на Ходынке, на море, на службе; от зверей-тигров, от клеветы, от нахождения нечистых помыслов, от разных болезней. И я, грешный, не разбивался о те камни, которые были под ногами моими и грозили мне погибелью, как телесною, так и душевною, но оставался жив какою-то неземною силою.

Записано 8/21 декабря 1952 г.



О молитве

Добро есть молиться всегда и беседовать с Богом. Если кто с утра молится Богу Вседержителю, скоро услышатся моления его. Сам Господь сказал: «Призови Меня в день печали твоей и избавлю тебя. Молитеся ко Мне и услышу вас. Взыщите Меня всем сердцем вашим и явлюся вам». Когда молитесь, оставляйте всякую злобу, если имеете на кого, да и Отец ваш Небесный оставит и простит вам. Великая есть сила молитвенная, она пророку Ионе дом сотворила во чреве кита. Молитва Езекию от смертных врат возвратила и продлила ему еще пятнадцать лет жизни. Трем отрокам огонь в росу претворила. Анна неплодная молитвою пророка Самуила родила. Молитвою пророк Даниил рыкающего льва укротил. И Сам же Господь ученикам Своим говорил: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть. Свыше от Господа помощи ожидайте и в самой беде не изнемогайте, но в терпении молитеся; Да будет во мне хотение Твое, Господи, и да отнимется от меня хотение диавола. Как во мрачной пещере зажженная свеча просвещает, так молитва вшедше в душу всю злобу греховную отгоняет и тело чисто соблюдает».



О молитве Иисусовой

Слово от старчества

(о пользе частого произношения молитвы Иисусовой умом и сердцем)

Говорил старец Исаия: «Как богатый человек хранит в кладовых свое богатство, так монах смиренномудрый и добродетельный таит свои добродетели, и на всякий час себя укоряет, и себя тайному поучает поучению по писанному. Согреяся во мне сердце мое, и в поучении моем разгорится огнь; Который огнь; Слышите писание глаголющее: «Ибо Бог наш огнь поядаяй есть. Как огонь тает воск и изсушает тину скверных нечистот; так и сокровенное поучение изсушает скверные помыслы, и увядает душевные страсти, просвещает ум, ясную творит мысль, радостно творит сердце. Тайное поучение уязвляет бесы, отгоняет злые помыслы, всего внутреннего человека (душу) просвещает. Укрепляем бывает человек от Ангелов и славим бывает от людей. Тайное поучение сие есть дом для души непроходный и столп неподвижен и пристанище тихо и немятежно и недвижимо душу спасает. Много смущаются и устраняются бесы, когда монах (и всякий кто так молится) и вооружает себя тайным поучением, то есть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» - и прочитанием сей молитвы наедине. Сокровенное это поучение есть зеркало для ума и светильник совести. Сокровенное это поучение изсушает блуд, укрощает ярость, отгоняет гнев, отнимает горесть, избавляет от напрасных наговоров, прогоняет уныние, просвещает ум, отгоняет леность, рождает умиление, вселяет в тя страх Божий и приносит слезы. Сокровенное поучение бывает ходатаем монаху к смиренномудрию нелестному, бдению благоумиленному и молитве несмущенной. Сокровище это молитвенное отгоняет скверные помыслы, ранит бесы, очищает тело. Сокровенное поучение долготерпению учит и воздержанию и вечную муку возвещает и о смерти (всегда) помышлять научает. Сокровенное поучение всякаго дела добраго исполнено есть, и всякою добродетелию украшает нас и от всякаго сквернаго дела удаляет нас и далеко от такового отводит нас. Аминь.



Еще старцы говорили: «Кто перенесет обиду, тот без труда спасется. Кто же гневается на брата (ближнего) своего, тот всю свою добродетель погубляет и раба себя диаволу сотворяет» (аще скоро не покается).



Душа каждого человека бывает посреди Ангела и беса. Святый Ангел учит и показывает, что надо делать для спасения души, а бес влагает и внушает мысли как надо грешить. Душа сама имеет власть, кому внимать, Ангелу или бесу. Посему будь осторожен и внимателен, да не оскорбишь твоего Ангела Хранителя, и не послушай диавола.



Угоднее есть Богу грешник и ленивый человек с сокрушенным сердцем и смиренным, нежели человек, который делает добро и им тщеславится, будто это он своими силами и умом совершил, за что и фарисей был осужден, а мытарь оправдан (как сказано в Евангелии).

Два рода ученых и мудрых людей, пишет святитель Тихон Задонский: одни учатся в школах от книг, и многие от них бывают безумнейшие паче простых и безграмотных, потому что не знают начала христианского учения; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправить не хотят, другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святаго и оказываются мудрейшими паче философов века сего. Эти есть благочестивии и святии и Богу любезны. Эти хотя алфавита не знают, но добро все разумеют, просто и грубо говорят, но красно и благоприятно живут.



Так как многие есть страдающие и смущаемые от злых мыслей и более хульных от врага рода человеческого приносимых и внушаемых, поэтому полезно знать, когда эти мысли бывают нам грехом и когда нет, и да научимся, как их нам врачевать и отгонять от себя. Три рода смущений в мыслях бывает - о нечистоте, о неверии и о хуле. На эти смущения врачевства такие есть: надо знать и рассуждать, что в злых мыслях нет греха, если воля и разум человеческий тем злым мыслям не соизволяет, но более ненавидит и не хочет их; но когда в тех мыслях разум и воля человеческая самоохотно услаждается и удерживает их в сердце своем, любя их, эти мысли вменяются человеку грехом смертным. А когда смущаемый таковыми помыслами и не любя их боится их, думая что согрешает, - то такой прельщается от диавола, малодушен, такой не понимает разницы между помышлением и соизволением. Не когда помышляем, то уже и соизволяем, но когда любим злые мысли и услаждаемся ими, и желаем их усердно и сами произвольно умножаем их во уме нашем, тогда-то и есть соизволение наше на самый грех. Если же их ненавидим и не хотим, но они сами на ум нам приходят, а мы их гоним из ума нашего молитвою Иисусовою - Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, - тогда есть известное знамение, что нет у нас соизволения на эти нечистые и злые помыслы. Посему и не надо в совести смущаться от них, потому что за сию борьбу с нечистыми помыслами умножается нам награда от Господа, в особенности когда крепко и сильно начнут нападать на нас таковые помыслы, а мы преодолеваем их и не соизволяем, не соглашаемся с ними.



О молитве Иисусовой

«Не о том заботьтесь, - говаривал о. Стефан, - чтобы как можно скорее прочитать свое правило молитв Иисусовых. Старайтесь, чтобы сердце и ум ваш участвовали в молитве ко Господу и находили себе все благо в общении с Ним». Самый лучший способ безмолвной Иисусовой молитвы - умной или духовной - по наставлению о. Стефана, состоит в следующем: обрати внимание или ум на сердце и наблюдай, чтобы в этом последнем не возникло никакой посторонней мысли, внутренне же говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И вот такое-то простое молитвословие приводит душу в самое мирное состояние - водворяет внутри нас Царствие Божие, производит дивное утешение, ничем не преодолимое упокоение в Боге.



«Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем...»

Чудная песнь, восхитительная песнь, божественная песнь! Так и радуется сердце, когда поют ее. Видно, от большой радости она воспета. Да, действительно, от большой радости. Ведь эта песнь - Пресвятыя Девы Богородицы. Это Она так радовалась о Бозе Спасителе, когда Он призрел на смирение Ея. Это Она так величала Господа, вскоре после того, как приняла благовестие от Ангела. «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем...»

Но, слушатели, эта песнь Богородицы воспета была Ею здесь, долу, на земле. Как же чудны, как восхитительны должны быть Ея песни там, горе, на Небе, где Она зрит Своего Господа лицом к лицу... О, послушал бы тех горних небесных Ея песней! Послушал бы, как Она там вместе с Ангелами воспевает Господа и вместе со святыми радуется о Боге Спасителе. Послушал бы, как теперь там, подражая Ей, как ликоначальнице, тысячи тысяч голосов, раздаваясь в безчисленных местах, разливаясь, подобно морским волнам, по безпредельному пространству, сливаются, наконец, в один радостный голос и составляют одну хвалебную песнь!..

О, какой чудный, восхитительный хор услышали бы мы!..

А придет время услышать то, когда бы поскорее наступило это вожделенное время! Некоторые из нас, может быть, и сами присоединятся там к лику поющих, и - о если бы всех нас сподобил сего Господь молитвами Пресвятыя Девы Богородицы! Да придет это вожделенное время. И почему не желать нам ускорения его? Не желать? Не желать Неба? Но разве мы не для Неба сотворены? Разве не для Неба мы здесь живем? Разве не на Небо мы каждую минуту должны готовиться? Разве не для Неба мы должны день и ночь трудиться? Разве не на Небо мы должны устремлять и ум, и сердце?

«Горняя мудрствуйте», - пишет Апостол Павел. Не желать Неба? Да разве это естественно? Как же из темницы не желать на волю? Как же из мрака не проситься на свет? Как же в земле чуждой не плакать по стране родной? Увы мне, яко пришельствие мое продолжися, взывал, и конечно, не один раз, царь-пророк. Не желать Неба? Но неужели это возможно, как подумаешь о том, что там на Небе? Ах, ведь там наш Сладчайший Иисус, там наша Владычица Пресвятая Дева Богородица, честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим! А сами Серафимы и Херувимы, а Архангелы и Ангелы, Пророки, Апостолы, Святители, Преподобные, Мученики - и ведь они все там, в Царствии Отца Небесного! Не желать Неба? Да чего же лучшего мы можем и желать себе? Разве желание Неба не самое святое желание? Чем больше мы будем желать Неба, тем меньше будем привязываться к земле (а нам вовсе бы к ней не надобно привязываться); чем чаще будем вздыхать о жилище святых, тем реже будем ходить в собрание грешников (а нам и никогда бы не надобно туда ходить); чем сильнее будем плакать о сладостях райских, тем противнее нам будут удовольствия земные. О, Царица Небесная! Обрати все желание наше к небесному; возвыси всю нашу душу к горнему; истреби в нас всякую плотскую страсть; умертви всякую нашу привязанность к земле. Что нам в этой земле: она чужая нам сторона. Небо - наше родное Отечество. О, там так хорошо, так светло, так отрадно, там такие чудные красоты, там такое восхитительное пение! Будем больше желать Неба, будем сильнее вздыхать о красотах вышняго Иерусалима, о песнях горняго Сиона. Так, желание Неба есть самое святое желание. Желай от всей души туда, только с терпением ожидай исполнения сего желания, радуйся, если бы скоро тебе нужно было оставить сей мир: только будь готов с радостию оставаться и здесь, если угодно святой воле Божией; желай скорее ко Христу, только желай со Христом и о Христе; желай чаще песней небесных, только не переставай на земле петь Господеви. И еще обращаемся к тебе Пресвятая Дево Богородице - мы и никогда не перестанем к Тебе обращаться! - отверзи нам вход в Царствие Небесное, чтобы мы, спасенные Тобою, и там могли петь Твою чудную песнь: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем». Аминь.



О выборе жены (совет старца Стефана)

Совет так поступать моему брату - В.А.: «Если можно, то пусть бы он сходил весной поклониться куда-нибудь к мощам святых угодников и там в скорби сердечной, с плачем, от всей души мог бы попросить у Господа себе добрую спутницу в жизни. Избирать себе жену надобно не глазами, а слезами, потому что многое у человека зависит от жены, которая может всего лишить своего мужа - как Ева нашего праотца Адама лишила всякого блаженства; потому полагаться на себя или на советы других в сем случае весьма опасно. Кто прельщает себя одною видимостию, тот не порадуется, а скорее наплачется от своей прелестницы; и хорошо, если только здесь на земле, а то и в вечности будет плакать вместе с нею и злобно скрежетать на нее зубами; потому советуйте В. молиться Богу усерднее».



О молитве Иисусовой

Старец Стефан говорил: «Чтобы иметь спокойный дух, старайтесь иметь мир со всеми и любовь, нужно удаляться от празднословия и пустословия и иметь всегда в уме и сердце молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва скорее всякой молитвы доходит до Бога и душа чрез нее получает мир и радость о Господе.



Поучения старца Стефана, иеросхимонаха:

«Я слышал не от лгуна, что вы можете быть покорною моим советам, а если так, то счастлив буду, когда вы будете поступать так: поутру молиться о том, чтобы днем ничуть не злиться, хотя что и не по-вашему будет. Кто злится, тот с диаволом дружится; этот его ученик. Христос говорит: «Научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 29). Если осердишься когда, то и тужи о том, что ты не послушница Христова и подруга противника Его - диавола. «Злословие губит душу, и посему обуздывай язык», - сказано в Писании, и тихо, мирно поживешь (Сир. 19. 6). Женские души ад душит больше за злой язык. Хотя не знаю тебя лично, но осмеливаюсь сказать для пользы души твоей и мужа, - чтобы не постыдно было на Суде Божием, нужно непременно совершить над вами таинство брака, то есть повенчаться. Смиритесь пред Господом, примиритесь с уставом Святой Церкви Христовой, и благо вам будет.



Господь долготерпелив, но чем более терпит, тем более наказывает. Потому не до смерти пребывайте во грехе: а то беззаконие погубит вас. Ибо «путь нечестивых погибнет» (Псалом 1.).



Слово о искании и познании Бога

Сказано в Евангелии: «Ищите и обрящите. Взыщите Бога и жива будет душа ваша». Взгляните на древние роды: кто веровал Богу и был постыжен? Кто взывал к Нему и не был услышан? Взывали Пророки, Апостолы, Мученики, Преподобные и Праведные - и все были услышаны, а все они сделались такими от искания и призывания Имени Божия, и сами спаслись и много людей спасли. Сотворили множество знамений и чудес силою Духа Божия, Коего приняли в свои сердца чрез исправление своей жизни, слезами омыв свою душу. И ради этой веры своей пошли на все мучения и страдания и своим терпением удивляли даже своих мучителей. Пользуясь же святыми таинствами Церкви, Причащением и другими, соделали тела свои нетленными, мощи коих мы видим и в Киеве, Почаеве, Москве, и в разных городах России, и за границею. Все происшедшие от святых мощей чудеса проверены как церковною, так и гражданскою властию в свое время. И великое множество чудес хранятся в благодарных сердцах христиан православных и служат для них путеводною звездою, ведущею их в Царство Небесное. Это ихния дражайшия бисеры, найденныя усердными молитвами к Богу и великим терпением приобретенныя. Это те камни, по Евангелию, на коих они построили и строят душевный дом добродетелей Кротости, Смирения, Терпения, Воздержания, Целомудрия, Любви. Они тихо и скромно живут среди мира и незаметно для глаз; но своею тайною молитвою ко Господу за всех охраняют от многих злых дел неразумных людей, от гнева Божия, и часто своею примерною жизнию влияют на их ожесточенные сердца, приводя их к покаянию.

Что такое Бог? По учению св. отцев, Бог есть умное Солнце. Вот Это Солнце, Которое видим ежедневно пред собою, - какое издает сияние! И про Это умное Солнце сказано, что Оно в тысячу крат светлее сего видимого нами. Так и пророк Давид во Псалмах говорит: «Сокровенное мое видели Очи Твои и в книге жизни Твоей напишутся вся». И еще: «Очи Господни в тысячу крат светлее солнца».

Один юноша, беседуя со старцем Зосимою (этот старец был из оптинских старцев, был святой прозорливой жизни с дарами исцелений от Господа), открыл ему волнение мыслей своих, прося у него разъяснения: что такое Бог? На что старец отвечал ему: «Если бы твой ум мог постигнуть Бога и все Его Божественные свойства, действия и таинства, тогда какой бы был наш Бог? И какие бы ты имел чувства к такому Богу, Которого ты мог бы постигнуть? Наш Бог таков, что умы Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов не могут Его постигнуть». На сие юноша с восхищением сказал: «Довольно! Вы меня убедили». Тот же юный еще открыл ему свое маловерие. «Простите меня, - говорил он, - не совсем верю я тем ужасным и безобразным страшилищам и явлениям, о которых много слыхал я рассказов, и чтобы убедиться в этом, я пожелал сам видеть безобразного беса: и для этого нарочно ложась спать не помолился Богу и не оградился Крестом. И долго лежал не спавши и потом уснул, и не видел ни наяву, ни во сне никакого страшилища». На сие отец Зосима сказал ему: «Этим-то самым, что не явился тебе, он и провел тебя. Сам подумай, какая была бы выгода бесу явиться тебе? Только бы возмутил и устрашил юное сердце, а между тем ты бы еще в испуге стал молиться и прибегать к Богу, и бес, побежденный от юноши, постыдился бы. А не явясь тебе, он много приобрел; усилив твое маловерие, влечет тебя в неверие о его существовании, он ни о чем так не старается, как только о том, чтобы скрывать себя, ибо этот враг не опасен в явной войне, но скрытою войною он губит многих».



Из поучений старческих

Сколько раз мы давали обещание всячески хранить себя от грехов и не сдерживали его! Как же мы спасемся? Как же Господь нас помилует? Не унывай: спасет и помилует тебя Господь. Ты плачешь о грехах своих, сокрушаешься, скорбишь, что оскорбляешь Бога своими грехами: плачь больше, сокрушайся сильнее, но не унывай, а на Господа надейся и к Нему прибегай. Он рожден для того, чтобы мы все чрез Него могли спастись. Он для того в мир пришел, чтобы спасти грешников. Грешников пришел Господь спасти. Что же тебе унывать, грешник? Ты первый из грешников, тебя первого Господь и спасет. Только не переставай плакать, не откладывай каяться во грехах своих. Тотчас в ту же минуту, как согрешишь в чем, к Богу с раскаянием, со слезами обратись. Если согрешишь опять - опять к Нему же со слезами, с раскаянием. Долго ли же так? До того времени, когда ты от всего сердца, от всей души скажешь Господу: «Господи, мне невозможно спастись без Твоей помощи, без Твоего помилования. Ты - мое спасение, Ты - мой Бог, Ты - мое радование». Господь, когда увидит, что ты при всем желании сохранить себя от грехов все не можешь не грешить, грешишь и все раскаиваешься, падаешь и все плачешь; плачешь и опять падаешь,- когда увидит это, поспешит к тебе тотчас на помощь. И мать, пока дитя ее, падая несколько раз, не плачет или не больно плачет, не торопится к нему, а как скоро дитя упадет и сильно заплачет, она тотчас к нему бежит. Так и Господь наш Иисус Христос: не тотчас спешит нам на помощь, когда впадаем в грех, но когда мы горько восплачем о грехах наших. Да, Господь попускает нам впадать во грехи и не тотчас поспешает к нам на помощь, чтобы мы опытом дознали, что без Него спастись нам невозможно от грехов. Он попускает нам падать в бездну греховную, чтобы сильнее мы призывали неизследную бездну Его милосердия, в котором одном все наше спасение, вся наша радость, все блаженство. Не унывай же, слушатель благочестивый, Господь помилует и спасет тебя молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых, помилует и спасет. Аминь.



В этом-то ведь и состоит истинное просвещение наше, в этом-то и есть истинный свет, чтобы знать и помнить Иисуса Христа, Его жизнь, Его учение, Его дела. Мы и учиться всему должны, для того только, чтобы лучше познать Иисуса Христа. Безполезны все наши познания, когда мы при них Иисуса Христа не знаем, тьма - наше просвещение, когда оно нас ко Иисусу Христу не приводит. Мы все читать и все помнить должны для того только, чтобы о Иисусе Христе помнить. Ведь все святое только Иисусом Христом свято; все чтимое только по Иисусе Христе досточтимо. Мертво то писание, которое не во Имя Иисуса Христа пишется: гнило то слово, которое не ради Иисуса Христа из уст наших исходит. Весь свет наш, слушатели, от Него, а потому и все наше светить нам должно для познания Его. Ему непрестанно духом молиться и неумолчно Его устами славословить. В познании Иисуса Христа весь наш свет, в молитве к Иисусу Христу все наше спасение, в славословии Иисуса Христа все наше блаженство. Господи! Твоею благодатию вразуми нас - и мы узнаем, и уразумеем, и будем помнить, и не забудем, что Ты един Свет, всех освещаешь и Тебе единому подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом. Аминь.



Иеромонах Даниил (Фомин).
16.06.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Из записных книжек…


Отчего у тебя погас священный огонь молитвы в сердце? Отчего твое сердце холодно, как камень? Оттого, что ты перестал молиться и молитвою перестал поддерживать этот благодатный жизненный огонь, просвещающий, согревающий и оживляющий душу и тело. Когда ты еще продолжал искренно молиться и понуждать себя к этому святому делу, - у тебя горел твой светильник, твой елей духовный, и у тебя на душе было тепло, весело, мирно, просторно, - а переставши молиться, ты стал холоден, безжизнен, неудовлетворен и пуст.



В чем спокойствие нашей души?

Всякий грех льстит, язвит, смущает, теснит, омрачает, насилует мою душу. Требуется непристанное к себе внимание, к своим помыслам, чувствам, вожделениям. Требуется непрестанная борьба всего внутреннего человека: молитва ко Господу с покаянием от всего сердца, познание прелести и гибельности греха, ненависть к нему, сознание нелепости и безумия его; и когда это будет, тогда душа победит грех, и какой покой душевный после того последует! Какая сладость дивная! Какая свобода, сила духа! Какой свет просветит душу! Вот что нужно человеку - бояться Бога, хранить Его заповеди, ибо в этом для человека все - в этом его жизнь, покой, довольство, сила, свет, все благо, все счастие.



Чем грех берет нас ежедневно в плен?

Нашею чрезмерною любовию к себе самим и презрением, гордостию и нелюбовию к ближнему; прелестию, омрачением, ослеплением и насилием; ибо сам в себе грех есть безобразие, безмыслие, крайний вред и пагуба, мука, плен постыдный, рабство самому безчеловечному и жестокому тирану - диаволу, удаление от Бога, Источника жизни; и как таковый - отвратителен. Потому да отвержется человек христианин себя самого. Во плоти нашей гнездится, живет и действует вечная вражда на Бога, и чем больше мы ей угождаем, тем больше она растет и усиливается, а потому для угождения Богу необходимо и непременно нужно оставить всякую дружбу с ней и распять ее со страстьми и похотями. (Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми. Не можете работати Богу и маммоне. Не можете двема Господинома работати. Любы мира сего есть вражда на Бога). К похотям плотским относятся: самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, сонливость, корыстолюбие, сребролюбие, блуд со всеми блудными помыслами, жестокосердие, леность к молитве, страсть к нарядам, к роскоши во всем, зависть, ненависть, лицемерие, лицеприятие, чтение светских книг, пляска, танцы, театры, клубы, маскарады, пение светских песен, игры в карты, поцелуи, объятия страстные, льстивые речи, лукавство, обман.

Грех берет силу и победу над людьми своею прелестию, постоянством в преследовании своей жертвы, насилием. Тля греха вначале бывает очень сладостна для сластолюбивой плоти, и человек, неуязвленный высокою, нетленною, чистою любовию к добродетели и к своему Создателю, легко поддается на уду прелести плотоугодия и сластолюбия, или ложного душевного и телесного удовлетворения. Поэтому сласть греховную надо побеждать сладостию духовною, нетленною, мирною, вечною, превосходнейшею, и влечение к красоте земной, тленной, - влечением к Красоте нетленной, непреходящей.

Все человечество непрестанно и сильно влечется к греху во всех видах и испытывает его последствия - смятение, сокрушение, скорбь, тесноту и всякие бедствия с конечною смертью. один только есть Избавитель от этого всепагубного греха - Господь Иисус Христос. Но как мало у людей веры в Него! Сколько ругателей Его святыни и правды! Сколько учений, противных Его учению!



Человек должен быть непрестанно на страже своего сердца и своих помыслов и в подвиге тайной молитвы (особенно в молитве Иисусовой), в непрестанном покаянии и самоосуждении, и в слезах, чтобы смывать ими постоянно накопляющиеся скверны греха. Если грех так спешит производить себя в действие, то и правда должна в человеке непрестанно производить себя в дело, а не быть только в одних помыслах и добрых намерениях, ибо вера без дел мертва! И христианин должен являть непрестанно свою кротость, незлобие, терпение, целомудрие, любовь ко всем, послушание, простоту, смирение, доброжелательство.



Отчего мы не исправляемся, отчего лжем пред собою и пред Богом? От греховного самолюбия и особенно из-за любви к своей многострастной плоти, из-за пристрастия к видимому, осязаемому, тленному, временному, и от неверия в невидимое. Отчего враг одолевает людей, делая их рабами безумных похотей? От пристрастия к той же плоти, от маловерия и неумения молиться.



Надо хранить чувства от греха зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатства, ибо все сие прах и прахом пойдет и чистоту души погубит; не давать воли злопамятству, нечистому воображению, представляющему грех в прелестных вожделенных видах, не смотреть на соблазнительные изображения или картины и статуи, не читать книг соблазнительных, избегать сообществ соблазнительных, собраний веселых и легкомысленных, где грех ни во что вменяется, вообще беречься всякого повода ко греху, ибо в мире много соблазнов. Горе миру от соблазнов, ибо надо быть и соблазнам испытания ради, но горе тому, чрез кого соблазн приходит, лучше было бы если бы мельничный жернов на шею повесили ему. Почему? Потому что драгоценна душа человеческая для Бога, Который не пощадил Сына Своего для ее спасения, она дороже всего мира.



Если бы знали и помнили люди, как нудится и спешит враг наш диавол погубить нас на всякое время, мы не стали бы дремать и лениться, и нерадеть о своем исправлении и спасении, на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела.



Всякий грешник искренно обращающийся к Богу должен вполне надеяться на всякую благодатную помощь от Бога при борьбе своей с грехами, страстями и всякими навыками греховными, - только надо искренно и несомненно веровать в Бога и усердно призывать Его в помощь, искренно возненавидеть грех и усердно каяться с чистым намерением и впредь не поддаваться греху. В помощь к нашему спасению готовы все святые, Сама Матерь Божия, святые Ангелы Хранители, духовные отцы и пастыри, поставленные Богом на то, чтобы спасать и руководить ищущих спасения, совесть каждого человека. Совесть - это неподкупный, строгий и правдивый судия - только слушайся его усердно и непрестанно.



Будем учиться искусству из искусств воевать с грехом, с самым лукавым и сильным врагом нашим. Но наперед говорю: никто не надейся на свою силу и разум, искусство или мужество, чтобы победить этого врага, нет, он сильнее всех нас. На силу Божию будем надеяться, на силу Христа Спасителя, победившего за нас врага нашего диавола и даровавшего нам Имя Свое, Крест Свой, благодать и силу Свою для победы над врагом. Он научает руки наши на ополчение и персты наши на брань. Будем вместе учиться . Тебя борют грехи, страсти различные? И меня борют. Тебя соблазняет враг? И меня такоже. Ты падаешь? И я падаю. Но я падаю и всегда возстаю. Борют и побеждают меня страсти, например, гнев, гордость, зависть, вожделения. Но я немедленно каюсь, молюсь, плачу, напрягаю веру, надежду на Господа, молюсь горячо о помиловании - и побеждаю страсти мои и врагов моих невидимых, борющих меня, и возстаю. Воспринимаю сердце чистое и дух правый во утробе людей, мир, свободу, дерзновение благодатию Христа.

Если враг безплотный, отступник от Бога, всезлобный, льстивый, губительный, представляет тебе сладость греха, минутную, скоропреходящую, то представь себе, вспомни, что в Боге - сладость вечная, несказанная. Если враг прельщает красотою телесною и вообще вещественною, мирскою, то в Боге красота первоначальная, неописанная, вечная, и сколько угодно пленяйся ею, восхищайся, насыщайся - она чиста, нетленна, всеблаженна, святые ею именно и восхищались, наслаждались, и ради нее всякую красоту земную презирали, как преходящую и тленную, считали тщетною, суетною, и ради красоты вечной постились, молились непрестанно, страдали, терпели безчисленные мучения, боясь осквернить себя грехом и ни на одно мгновение, чтобы не лишиться наслаждения сею красотою.



Чрез пристрастие к видимой, плотской, вещественной красоте и сладости, возбуждаемой врагом в наших умах и сердцах, враг усиливается, ежедневно лишать нас вечной, нетленной, святой красоты и сладости Божией, и общения со всеми святыми в будущей жизни. А потому да оставляет здесь человек плотское сладострастие и даже зрение с наслаждением на плотскую красоту, которая развратила сердца многих и свела с ума, перевернув всю жизнь вверх дном.



Лукавый супостат наш ужасно извратил нашу природу чрез грех, дав человеку свой нечистый ум, нечистое сердце и желания нечистые, и волю лукавую, злую, и очи лукавые, и слух лукавый, и все чувства и всю душу одел своею нечистою, смрадною одеждою греха. Сколько нужно человеку труда над собою, внимания к себе постоянного, непрестанной молитвы, слез и рыданий самых искренних, и воздыханий из глубины души, и воплей пламенных, чтобы избавиться от такого состояния душевного! А между тем враг всячески старается затмить, ослепить зеницы душевные у человека, чтобы он не видел своего ужасного, плачевного состояния и продолжал безпечно творить всякое беззаконие, в котором человек грешный часто и умирает без покаяния, делаясь, таким образом, добычею врага и вечного огня.



Нет нелепости, мерзости, гнусного безобразия, безумства, непотребства, хулы, извращения естественного порядка, коих не вложил бы сатана в ум и сердце человека, чтобы его смутить, осквернить, устрашить, поразить унынием и отчаянием, или побудить сделать всякий грех нелепый и убийственный. Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и сердце. Понимающий это - дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости, и побеждает их именем Иисусовым и силою Креста.



Все чистое, законное, святое, нечистый демон старается осквернить или представить, вообразить в нечистом, превратном, извращенном виде. О сколь он лукав, нечист, нагл, неусыпен, деятелен в своем лукавстве, в своей злобе, в своей мерзости! Кто избежит его сетей? Твердо верующий во Христа и в Церковь!



В обыкновенных познаниях человеческих - узнал раз хорошо какой-либо предмет и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так: раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души, но нет, тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому по временам будешь чувствовать совершенное равнодушие, и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха.



При чтении известных истин не говори: это не новое, это я знаю. Это я также сказал. Все это гордость диавольская, такое настроение отзывается следующим мудрствованием: я все знаю, доброе и лукавое, - это значит почти следующее: я всеведущий. А многие не читают проповедей и духовных книг потому, что будто бы они все знают, что там все одно и тоже, между тем как светские книги, в коих именно всегда одна и та же пустейшая житейская суета, читают охотно и перечитывают. О, нечистые мужи, питающиеся мертвечиною!



Братия и сестры говеющие! Убоимся окамененнаго нечувствия грехов наших, убоимcя гордости своей сердечной, которая говорит: не нуждаюсь я в прощении грехов, я не виноват, я не грешен или грехи у меня легкие, человеческие - как будто нужно чтобы были бесовские; или: мне не худо и во грехах моих жить. Это сатанинская гордость, и сам сатана в нашем сердце твердит те же слова. Восчувствуем глубоко, глубоко, всем сердцем безчисленные беззакония свои, будем воздыхать о них из глубины души, прольем о них слезы умиления и умилостивим разгневанного Владыку. Не станем нимало оправдывать себя, как фарисеи, лицемеры, ибо не оправдится пред Богом всяк живый, а одним только искренним покаянием во грехах можем умилостивить Бога. Оставим равнодушие и холодность, будем духом горящим работать Господу, не станем забывать, что за долгий период беззаконной жизни мы пришло ныне умилостивлять Владыку живота нашего и праведного Судию нашего. Время ли тут холодности и равнодушия, не должна ли вся душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния? О, Боже наш, Боже наш! Наши беззакония в собственном смысле умножились паче влас главы нашей, паче числа песку морского, и мы их не чувствуем, мы равнодушны к ним, мы даже не перестаем любить их. Что если Ты все беззакония наши назриши, Господи?.. Кто тогда постоит пред Тобою, Господи! Даруй всем нам, Господи, дух сокрушенный и сердце смиренное, да принесем Тебе истинное покаяние. Аминь.



Когда уныет дух твой в болезни и с ужасом начнет представлять смерть, тогда успокой и утешь мятущееся, трепещущее и печальное сердце твое следующим изречением: Ты, Господи, глубиною мудрости человеколюбно вся строиши и полезное всем подаеши, - и веруй, что Он непременно устроит нам все во благо - жизнь ли, болезнь ли, напасть ли, скорбь ли, смерть ли, так что лучшего тебе и пожелать нельзя. Не говори: рано еще мне умирать, хотелось бы еще пожить во славу Божию, для пользы родственников, ближних, хотелось бы еще на свет посмотреть, благами земными насладиться. Будь благодарен Богу за то, что доселе пользовался ты благами Его, милостями, щедротами Его. Теперь покорись Его воле, Его призванию, а впрочем, в то же время не отчаивайся и в продолжение здешней жизни.



Истинный пастырь и отец своих пасомых будет жить в признательной памяти их по смерти своей, они будут прославлять его, и чем меньше он будет заботиться о своем прославлении здесь, на земле, при своих усердных трудах во спасение их, тем больше просияет слава его по смерти, он и мертвый будет заставлять их говорить о себе. Такова слава трудящимся на пользу общую.



Сердце совершенно здорового человека расслабевает для веры и любви к Богу и ближнему и легко вдает в похоти плотские: в леность, нерадение, холодность, чревоугодие, скупость, блуд, гордость; а сердце человека нездорового или сердце уязвляемое, утесняемое, изнуряемое, укрепляется в вере, надежде и любви и далеко отстоит от страстей плотских. Вот почему Отец Небесный, пекущийся о нашем спасении, наказывает нас различными болезнями - тесноты и скорби болезней опять обращают к Богу.

Подготовил Антон Жоголев.



Воспоминания

Из последних дней жизни схимонахини Михаилы в монашестве Варвары, а в миру Елены Константиновны Путятиной.

В июне месяце, когда я был в г. Сорочинске, пришла ко мне матушка Варвара с Серафимою и стала просить благословения на поездку в Почаев. Но так как отцу Сергию надо было ехать в Москву по своим делам, то она вызвалась похлопотать за него в патриархии. Я дал ей своего согласия и благословения поехать с отцом Сергием по Москвы и оттуда съездить на богомолье к Преподобному Сергию и после приехать обратно. Она стала настойчиво просить благословения ехать из Москвы в Почаев. Какое-то тайное предчувствие заставляло меня удерживать ее от поездки в Почаев. Но так как она настаивала на благословении, то я показал ей место из Требника, где Святитель Василий Великий (параграф 113) говорит: «Если какой монах в каком либо слове ко спасению его сказанному сопротивится игумену своему или старцу, или духовному отцу, как противник Божий обретается (лучше то есть к Богу согрешити, нежели к единому от сих). Она на это сказала: «Это я знаю». После сего отец Сергий, матушка Варвара и Серафима поехали в Москву. Устроив дела отца Сергия, отправились они к Преподобному Сергию. Когда они приехали к Преподобному, их встретила одна блаженная с упреком к Варваре: «Зачем ты хочешь ехать в Почаев? Нет тебе дороги туда! Ведь тебя не благословил твой духовный отец. Воротись! Воротись назад!» После сего у матушки явилось сильное колебание в том, как ей поступить... Она пошла к мощам Преподобного Сергия и там долго плакала. После сего пошла она к одному Иеромонаху попросить его совета, как ей быть. Он, внимательно выслушав ее, сказал: «Твой духовник сам был под руководством старцев и поступил правильно. Но ты попроси у него прощения в том, что ослушалась его, и он по завету Христа простит тебя». Она написала письмо, в котором просила прощения за ослушание. На следующий день идет она к мощам Преподобного помолиться на путь в Почаев. В воротах опять встречает ее блаженная (наверно, провидя, что в письме она попросила прощения) и говорит ей: «Ну что же, иди к Преподобному, он тебя благословит в путь». Когда она подошла к мощам Преподобного со слезами, вдруг дивный, чудный аромат цветов повеял на нее, и сердце исполнилось неизреченною, неизглаголанною радостию. После сего матушка Варвара и Серафима в Москве подходят к кассе и спрашивают билет на Киев. Кассирша говорит, что есть всего только два билета на поезд, будто кто оставил их для них. Отправив письмо ко мне, они сели в вагон... В этом письме все происшедшее с нею и было описано. То, что ей надо было быть в храме и прислуживать в Алтаре и быть в схиме, что Сама Царица Небесная ей это возвестила два года тому назад. О чем и говорила она мне на исповеди. И все это исполнилось. Схимница - молитвенница за мир. Так говорили святые старцы. Вечная ей память. Мир ее жизни не понял, как сказано в Притчах.



Спаситель благоволил воплотиться не для того только, чтобы спасать нас тогда, когда грехи и страсти одолели нас, когда мы уже опутаны ими, но и для того, чтобы спасать нас по молитве нашей тогда, когда еще только хотят ворваться в нас грех и страсть. Когда борют они нас, не надо спать или опускать малодушно руки, нужно быть на страже, бодрствовать и молиться Христу, чтобы Он не допустил нас до греха. Не тогда спасать должно дом от пожара, когда огонь всюду уже распространился, а тогда, когда пламя только что начинается. Так и с душою. Душа - дом, страсти - огонь. Не давайте места диаволу (Ефес. 4, 27).

Не бойся борьбы и не бегай ее: где нет борьбы, там нет и добродетели, где нет искушения верности и любви, там, неизвестно, есть ли верность и любовь ко Господу. Вера, упование и любовь познаются в противностях, то есть в трудных обстоятельствах, в болезнях, скорбях, лишениях.



Милостыня есть семя, если желаешь, чтобы она принесла добрый и сторичный плод, сделай это семя добрым, подавая в простоте и от доброго, милостивого, страдательного сердца, да будь уверен, что не столько теряешь, или лучше, нисколько не теряешь, а приобретаешь безконечно больше чрез тленную милостыню, если подаешь от доброго сердца с верою в Мздовоздаятеля, а не из корыстных или себялюбивых видов. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Матф. 25, 40).



Тела наши по воскресении будут духовные, а не земные, все земное останется на земле. Станем же, христиане, памятуя такое будущее жительство свое, отрешаться постепенно от всего земного. По воскресении мертвых люди будут яко «Ангелы Божии на небесех» (Матф. 22, 30) - такие духовные! Поэтому то там не будет ни пищи, ни пития, ни одежд, ни воздуха, ни теплоты - питающих, согревающих и поддерживающих наши тела -но правда и мир и радость о Дусе Святе. (Римл. 14, 17). Ныне наши тела земные землею и поддерживаются, то есть земными стихиями, но тогда все «стихии, разгоревшись, разрушатся, земля и вся дела на ней сгорят». (2 Пет. 3, 10). Итак, памятуя эти будущие перевороты в судьбе нашей, в телах наших и в жизни нашей, и (странно Бога вочеловечшася видяще, устранимя суетного мира и ум на Божественная возложим: сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акая. Иисусу Сладчайшему Код. 8). Тело духовное совсем иное, чем вещественное, стихийное. Будет Бог всяческая во всех. (1 Корин. 15, 28).



Когда от разных нечистот, накопившихся в желудке и кишках, чувствуешь себя нехорошо, в нерасположении, и когда в этом состоянии молитва твоя бывает холодна, тяжела, исполнена уныния и некоторого отчаяния - не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болезненное претрудное состояние. Борись с немощью, молись сколько есть сил, и Господь не презрит немощи и плоти духа твоего.



Чувствуешь себя грешником нечестивым, скверным, лукавым, хульным и потому не хочешь приступить к Владычице и молиться Ей, - но потому-то и помолись усердно, что ты сознаешь себя таким грешником, не лежи в тине греховной, прийди к Владычице, стань пред образом Ея в чаянии, что Она Сама тут, покажи Ей без стыда свои язвы греховные, имей к ним омерзение и проси Ее очистить тебя от этой духовной проказы - и не постыдишься. Всеблагая не презрит тебя, Пречистая и Всеблагомощная очистит тебя, как Господь очистил десять прокаженных.



Об Исповеди

Трудность и болезненную жгучесть о.... вынесешь, зато здрав будешь (говорится о исповеди). Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открыть, хотя и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей или греховных привычек и страстей. Священник - врач духовный, покажи ему раны, не стыдясь, искренно, откровенно, с сыновнею доверчивостью, ведь духовник - твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо христова любовь выше плотской, естественной любви - за тебя он должен дать ответ Богу. Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что многие скрывают свои душевные раны или язвы, оттого они и болят, раздражаются, и нельзя к ним приложить ниакого врачевства.



Сказал Господу грехи с сокрушением сердца, и растаяли, - вздохнул, пожалел о грехах - и их нет. Глаголы беззакония твоя, да оправдишися. Как приходят, так и уходят.


Иеромонах Даниил (Фомин).
16.06.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru