Притча о сеятеле. Проповедь Иоанна Кронштадтского


Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.


Иисус Христос сказал: "Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.


Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.


Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.


Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.


Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: "что значит эта притча?" - Он им объяснил:


Семя есть слово Божие (Евангелие).


Сеятель - тот кто сеет (проповедует) слово Божие.


Земля - сердце человеческое.


Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.


Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.


Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.


Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.

(Лк. 8. 4-15)


_________


В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братья, весьма поучительная притча Спасителя о сеятеле и семени. В этой притче, как и во всем учении Христа Спасите­ля, явно, братья, видишь  Бога, видящего насквозь сердце каж­дого человека или, как говорит Священное Писание, испытующаго сердца и утробы (Пс. 7, 10) наши - все, что в них есть скрытного, иногда даже и нам самим неизвестного, все духов­ные извилины и закоулки их, все неправды или правды их. Одних из нас эта притча Бога Спасителя осуждает и поверга­ет в стыд и посрамление, а других восхваляет и приносит в сердца мир и благословение Божие. Речь идет, братья, о слу­шании слова Божия. Итак, внимайте, возлюбленные! Сердце­ведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, через меня, смиренного и многогрешного, вам проповедуемого. Ва­ша собственная польза требует, чтобы вы приняли это слово всем сердцем и удержали его в нем навсегда - для руководст­ва на будущее время при слушании слова Божия в церкви.


Сеятель, возлюбленные братья, есть Иисус Христос; семя - значит слово Божие, а земля - сердце человеческое;  доброе сердце - добрая земля, а злое, нечистое, страстями задавлен­ное сердце - худая земля. Вот, одни бывают невнимательные слушатели, рассеянные, которые не благоговеют пред словом Божиим, как бы следовало благоговеть; и к таким-то слушате­лям приходит тайно в сердце их сатана в то самое время, как они слушают, и, как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спас­лись. Это подле дороги посеянное слово Божие.


Научитесь же  из этого, с каким глубоким вниманием, с какой несомненной верой нужно слушать спасительное и живое слово Божие. Враг то и дело высматривает, нельзя ли как - либо сделать ко­го невнимательным к слову Божию, нельзя ли уничтожить в сердце чем-либо веру в него, чтобы через веру в слово Божие они не покаялись в своих грехах и не спаслись. Весь ум в серд­це вперите во время чтения или проповедования слова Божия и открытыми,  верующими сердцами, со смирением слушайте его во спасение душ своих, а помыслы сомнения или другие беспокойные или нечистые мысли и чувства прогоняйте прочь, как  диавольское  семя.


Другие охотно, со вниманием слушают слово Божие, но вот горе:  они бывают легкомысленны, нетерпеливы, самолюбивы, непостоянны; при благоприятных обстоятельствах веруют, а при неблагоприятных изменяют своей вере;  это люди, кото­рые не укоренили в себе веры,  это семя, упавшее на камень. А вера проповедует, что только претерпевый  до конца, той спа­сен будет (Мф. 10, 22); а страшливым  и неверным, и скверным и всем лживым, часть ими в озере горящем огнем и серою (Апок. 21,8,3). И по общему человеческому сознанию  не спра­ведливо ли требовать, возлюбленные братья, чтобы человек был верен до конца тому, кому дал клятвенный обет быть вер­ным до смерти, особенно если клятва в верности дана им лицу, стоящему полной нашей любви и совершенного почтения? Ес­ли мы земному царю даем обет клятвенный служить до по­следней капли крови и считаем бесчестием не сдержать своего обета и остаемся ему верны до смерти, то как же не будем вер­ны до смерти Богу Спасителю, Который, приняв на Себя нашу природу, пролил за нас до капли всю кровь Свою и Которому мы дали при крещении долг верности? О, да не отпадем от на­шего Господа Искупителя, какая бы ни постигла нас напасть! Ибо куда мы скроемся от Него? Что мы найдем без Него? Он имеет глаголы жизни вечной (Ин. 6, 68).


А вот есть еще и такие слушатели слова Божия, которых сердце обременено заботами житейскими, пристрастием к богатству и предано наслаждени­ям жизни: они послушают слово Божие, поймут и как - будто примут его к сердцу, но когда выйдут из церкви, то сейчас же на них нападают житейские попечения или обольщения богат­ства или прельщают их житейские наслаждения, и вот слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавля­ется этим как бы свинцовым гнетом забот житейских, пристра­стия к богатству и  удовольствиям временной жизни, и - увы! - нет опять плода в жизнь вечную, потому что человек силится собирать плоды в жизнь временную. Увы, возлюблен­ные братья, таких слушателей слова Божия в наших храмах всего больше. Согласитесь, что многие из вас приходят в цер­ковь с мирским рассеянием, с заботами об удовлетворении своих обыденных нужд - да если бы только еще нужд, а то ча­сто об удовлетворении своих страстей и похотей; и вот, когда начнется проповедь, вы начинаете, по-видимому, слушать; кончилась проповедь - и любимые ваши мысли и пожелания овладевают вами и вы остаетесь без плода от слова Божия. Бы­вает еще и то, что страсти и похоти гонят вас из храма во вре­мя самой проповеди слова  Божия  и  вы бежите от глаголов жизни вечной. О, если бы этого никогда не было впредь!


Наконец,  слава  Богу, были во все времена, есть и теперь та­кие слушатели, которые слушают слово Божие добрым и бла­гим сердцем, преданы совершенно Богу и Его святому слову, которые живут, не привязываясь сердцем к земному, не подавляясь житейскими заботами, потому что не считают нуж­ным убивать время, данное для приготовления к Небесному Отечеству, на убийственные и мелочные заботы об одежде, пище и питии. Эти-то слушатели, выслушав со вниманием слово Божие, держат его в сердце и терпеливо подвизаются в жизни, ожидая будущего Царствия Божия, пока наконец смерть отворит им дверь в него. Знаю, что такие слушатели есть и между вами, возлюбленные братья. Мир и благослове­ние Божие да почиет на вас, и да сподобит вас Господь Царст­вия Своего Небесного.


Братья возлюбленные! Во время чтения или проповедова­ния слова Божия крайне берегитесь быть рассеянными и ни­когда не сейте на тернии, т. е. на сердцах, заросших страстями и похотями. Слушайте все слово Божие добрым и благим сердцем, т. е. сердцем с живой верой, с добрыми и святыми по­мыслами. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский
01.08.2011
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru