«Спас под березами»


Такого экзотичного фильма наше телевидение давно не знало. По РТР показывают Православный телевизионный роман в 12-ти главах «Спас под березами» (режиссер Леонид Эйдлин, оператор Григорий Беленький, композитор Алексей Рыбников). Каждая глава - серия идет один час в лучшее время, в 18 часов по Москве. Мы посмотрели пока семь серий, и уже можно сделать какие-то выводы.

Все, что происходит в «Спасе под березами», крайне неожиданно для невоцерковленного человека. В фильме рассказывается о жизни Православных людей. А Православные стараются жить не по законам мира сего, но по Евангельским заповедям, у них все наоборот, не «как у людей». Для человека, далекого от Церкви, эта жизнь очень странная, почти «марсианская». И потом, все время чудеса: чудом находятся деньги для храма, чудом появляются благотворители и восстанавливают электропроводку (из-за неисправной старой могли храм закрыть). А главное - придя в храм, обратившись к Богу, чудесно преображаются люди. Жизнь в Боге - это такое ежедневное чудо, такой покров над твоей головой. И вдруг мы видим на экране истории, которые несут Православные ценности, свободно открывают их многим людям, совершают переворот во многих головах. Православный телероман смотрят миллионы людей в России, ну не чудо ли это? Ведь телевидение - территория войны с Православием, войны агрессивной, как скрытой, так и явной. Испытываешь радость - не столько за своих, Православных, а больше за невоцерковленных братий и сестер: они, может быть, впервые видят, как верующие люди молятся перед трапезой, как правильно и благоговейно накладывают на себя крест, как живут и поступают в самых разных жизненных ситуациях.

Спас под березами - это маленький и уютный Православный храм где-то в Москве. Не случайно, видимо, авторы выбрали такое название и для храма, и для фильма. Стройная белая березка - символ русской природы, символ России. Березы срубили, когда делали тюремный двор, и это тоже символ гонения на Православие в России в ХХ веке. Но храм возродился, как возродились после 1988 года храмы по всей Русской земле, и это тоже символ - возрождения Православия. Все события в фильме разворачиваются вокруг храма. Иногда они впрямую связаны с жизнью прихода и его служителей, иногда - нет, просто все дороги ведут в храм. И героев фильма в тяжелые моменты их жизни ноги сами несут в церковь - там они находят утешение и спасение. А ведь так и в жизни нашей, в ее сокровенном духовном центре - храм. Об этом в фильме прямо говорится: «Мир в одно целое церковными престолами сбит. Храм же не сам по себе, он вокруг престола сбит, а на престоле совершается безкровная Жертва, общение с Богом».

Впечатления от фильма очень добрые, теплые. Известные актеры: Георгий Тараторкин, Ирина Розанова, Юрий Беляев, Ирина Муравьева, Валерий Золотухин - чувствуют и ведут себя так органично и естественно, что верится: они и в жизни - Православные, и радуешься за них. Ирина Муравьева так продает свечи в свечной лавке храма, как будто работает в храме лет двадцать (а Ирина и в самом деле глубоко верующий человек, см. статью в «Благовесте» «Из моей жизни ушла пустота»).

«Спас под березами» авторы назвали телероманом, но скорее это сборник новелл, кстати, и авторы новелл разные. Каждая серия - отдельная житейская история, почти всегда с новыми героями, где события спрессованы и происходят быстро, в отличие от романа с его неторопливым развитием действия и подробным психологизмом. Некоторые из глав-сюжетов не завершены. Но, возможно, в последних сериях все завязанные узелки развяжутся.

С современных фильмов, в которых, как правило, нет положительного идеала, нельзя «делать жизнь». «Спас под березами» уникален: с него можно «делать жизнь», рассказанные на экране истории могут служить примером для подражания - как поступить. Они нравоучительны, что, кстати, в традициях русской новеллистики. Все они - о нравственном выборе, а ведь вся наша жизнь - это выбор между добром и злом. Это истории о Промысле Божием, о человеке, о любви и верности, о преображении души. Это истории с хорошим концом.

В первой серии мы знакомимся с семьей священника Георгия (Юрий Беляев), уютным домашним очагом, с иконами на стенах, с Православными традициями. Матушка говорит старшей дочери Татьяне, что успешная деловая карьера, которую та сделала, - еще не все. Важнее создать хорошую семью, нарожать и воспитать детей. Батюшка сватает Татьяну, и на смотринах среди других ее достоинств называет: «Она в девстве», - и дочери: «Да ты не красней, этим гордиться надо, и я как отец горжусь тобой». Вот нравственный урок.

Юрий Беляев внешне «очень похож», в фильме это добрый и любящий, мудрый священник. Но в экранном герое нет и не может быть главного: той особой священнической благодати, которая дается в рукоположении, изменяет человека и внутренне и внешне. Да и имеет ли право актер играть священника, носить священнические одежды? Вот, может быть, единственный серьезный вопрос к этому замечательному фильму.

Во второй серии рассказывается о сыне богатых родителей Валерке, который влюбился в простую маляршу, она ждет ребенка, его родители против «неравного брака». Валера ушел из дома и живет при храме. Отец Валеры предлагает отцу Георгию сделку: «Верните мне сына, а я вам купола позолочу». Батюшка отвечает отказом, а Валере, который растерялся и не знает, что делать, советует создавать семью, предлагает помощь - венчать их, крестить ребенка, находит ему комнату. Оказывается, все не так плохо, если в центре - любовь и жизнь. В третьей серии героиня Ирины Муравьевой Тимофеевна пускает на свою квартиру жить безплатно друзей своего сына, погибшего в Афганистане. Но только первый из них знал Юру, остальные ее обманывали, говорили, что были его друзьями. Хотя они все и воевали в Афгане, но погибшего сына ее не знали. Последнего из них - Лешу - замучила совесть. И он решается: кается Тимофеевне и просит прощенья за этот обман. Вновь нравственный выбор. Сказать правду - лишиться жилья, а жить негде, да и стыдно. Но врать он больше не может. Все разрешается для него самым чудесным образом: Тимофеевна обнимает его и неожиданно говорит, что все знает, только первый постоялец знал Юру, а остальные - нет, но «все вы для меня одинаковые, все вы там вместе были, с Юрой». Это и урок покаяния, выбора правды вместо лжи, и потрясающий по своей красоте урок жертвенности и любви. В четвертой главе молодой человек Дима ищет невесту. По канонам, перед тем как рукоположиться в священника, ему нужно или жениться, или постричься в монахи. Он видит для себя первый путь. Но найти невесту не может. Обращается в отчаянии к отцу Георгию за помощью, и тот спрашивает, согласен ли он, на волю Божию, в послушании ему как духовному отцу остановиться на той, на которую он укажет. Дима соглашается. Батюшка тут же подводит его к певчим храма, и Дима видит скромную хрупкую девушку, которая смотрит на него. Батюшка говорит ему: «Вот тебе жена, другой не ищи». В тот же день Дмитрий делает Ольге предложение. Они сразу полюбили друг друга. Может ли такое чудо быть в жизни? Православные знают, что может, когда человек поступает по воле Божией. Но земная жизнь не бывает без скорбей. Придя свататься к отцу Ольги, Дима узнает от него, что у его избранницы - врожденный порок сердца, сколько ей отмерено жить? А священнику нельзя жениться во второй раз. Отец невесты, жалея Диму, отговаривает его от женитьбы. Но Дима сделал выбор, он не колеблется, в конце серии счастливая пара - отец Димитрий с матушкой Ольгой - уезжает служить в сельский храм. В пятой главе рассказывается о Гришке Тимофееве, церковном нищем, еще не старом человеке, который случайно встал на эту стезю, а потом понравилось, денег хватает, в родную деревню он приезжает и врет, что у него все нормально, что он шишка в Москве. А в душе - тоска. Это тоже нравственный выбор - в сторону лжи, и он делает человека несчастным. В шестой главе водитель трамвая Сергей встречает старика, который, судя по имени и фамилии, его родной отец, который их когда-то бросил с матерью, и приводит этого старика к себе домой, обогревает теплом и любовью, все ему прощает. Только вот старик не говорит ни слова, может, это и не он, твердит жена. А если он? Не выгнать же отца из дома. Сергей идет в храм и получает совет: «Это вам не в наказание, а в испытание дано». Испытание это Сергей выдерживает с честью. Старик уходит в дом престарелых, оставляя покаянное письмо своему сыну. Он рад, что смог погреться у семейного очага, повидать родных. У Сергея на водительском окошке записка: «Отец, вернись!»

Одна из самых ярких и трогательных истории - «Чудотворная» с Валерием Золотухиным в главной роли слесаря Толяна Жмухина. Толян пьет каждый день, обворовывает своих клиентов. А тут беда: его сын Валька побил соседского парня за то, что тот назвал Толяна вором. Вальке грозят два года тюрьмы. Толян с горя пьет, а излить свое горе некому, и он решает поговорить с небольшой иконой Пресвятой Богородицы, которую в этот день украл из храма, где что-то ремонтировал. И у него вырывается из сердца: «Как из всего этого выбраться? Помоги! Сбереги мне Вальку!» Если мы из самой глубины сердца обращаемся к Богу и Пресвятой Богородице, помощь обязательно придет. И начались чудеса: Толян бросил пить, пошел к отцу побитого парня повиниться: «Шампунь украл я, и муфту одну не докрутил по умыслу, потечет - позовете. Я виноват - простите». Нет силы сильнее смирения! Сразу помягчел отец того парня, послал жену забирать заявление из милиции. А Толян ходит по клиентам, трудится в поте лица - переделывает свою же плохую работу. О, чудо - жена и мать встречают его дома не со злобой, как обычно, а с любовью, в храме за хорошую работу, кроме денег, ему говорят слова, которые он давно не слышал - «такие нам нужны». А отец Георгий дарит ему пакет с продуктами - хлеб, масло, мед, и среди этих подарков Анатолий обнаруживает ту самую икону, которую он незаметно вернул в свечную лавку! Она действительно чудотворная! Вся жизнь Православного человека - чудо! Как бы много ни было в ней скорбей, но сколько в ней радости и надежды.

Звучит колокольный звон, очищая пространство, обращая к горнему душу, созывая людей в храм на службу. Так начинается каждая серия фильма «Спас под березами».

Людмила Белкина
06.02.2004

    Могу сравнить его с тоненькой свечой,которую держишь в руке.Свечой, которая пока горит,очищает душу и дарит надежду.Спасибо за сериал.

    Подскажите где скачать полностью.
    Буду очень признателен)
    Заранее спасибо.
    Если можно то связаться через почту.

    Брала фильм в христианской библиотеке. Иеще бы с удовольствием посмотрела-бы но не могу найти.Очень понравился!!!!!

    Мне 12 лет но фильм этот так понравился только скачать не могу нигде ссылку найти не могу кто знает помогите пожалуйста заранее благодарю вас храни вас господь бог!!!

    Мне 59 лет, маме 86. Покупаю 15 экземпляров дарить друзьям. Дух, совесть, любовь оживают. Высказать трудно. Смотрите.

    прекрасный фильм!с православной тематикой.

    фильм оставляет только добрые чувства. Спасибо за фильм!

    Фильм очень нравственный, легкий для просмотра, в то же время глубокий и поучительный.

    удивительный фильм. для человека, как для многих — то верЮ. то не верю, помогает верить и держаться в этой вере, несмотря на все трудности-испытания, каждая серия-история этого фильма и рассказывает про все эти испытания-что, для чего, почему и какой ценой. Искреннее спасибо за фильм.

    Дорога в храм… Я работаю недалеко от этого храма. Колокольный звон, купол храма тянул меня к себе очень долго… Создателям фильма, актерам, спасибо огромное. Фильм о нас и для нас! Моя подруга порекомендовала посмотреть фильм, я полагала, посмотрю и верну фильм. Она мне сказала: ТАКОЙ ФИЛЬМ ДОЛЖЕН БЫТЬ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru