Фильм о покаянии


См. также
Добрый день, уважаемый редактор Антон Жоголев!
Прочитала я о фильме «Остров» Вашу статью и решила написать Вам личное письмо как Православный человек другому Православному человеку. Все Ваши мысли разделяю, безпокойство понимаю, строгость оценок поддерживаю, а в душе все равно «Ангелы поют», как выразился главный герой фильма, увидев живого, вымоленного когда-то им расстрелянного военного товарища. Один только Господь знает, сколько лет мы, Православные русские люди, ждали фильма, в котором наша вера, наш дух, наша любовь к людям верующим будут просто показаны.
Первый раз я увидела этот фильм 27 ноября, перед постом, в домашней обстановке. Сидели мы, пили чай и смотрели на это чудо. Увидели мы монахов, мирян, звучали слова молитв, псалмов, все было узнаваемо. Да, читали мы житие иеросхимонаха Феофила – блаженного, юродивого, чудотворца - и даже прикладывались к его честным мощам в Китаевской пустыни в Киеве. Поэтому сцены фильма были как бы видеорядом страниц книги о блаженном. Но и реалии 2006 года были настолько ясны: одежда героинь, упоминание о поездке на Афон, гибель подводной лодки («Курск»?) четыре с половиной года назад. Да, все условно, все – аллегория, игра, искусство. Юмор нежный и поэтичный. Чего стоит сцена со свежеснесенным яйцом в просторной и чистой келье игумена Филарета и проясняющимся ликом Господа нашего Иисуса Христа на темной иконе… А сцена изгнания бесов из оставшегося имущества игумена – сапог и одеяла?.. Ну кто поверит, что иконописец-игумен привезет с Афона одеяло красное с золотыми позументами, а не икону Божией Матери, и что носит монах мягкие полосатые современные носочки?! Конечно, это гипербола. Все эти человеческие слабости: любовь к комфорту, честолюбие, угодничество - показаны очень мягко, даже без иронии, бережно. Но очень поразили меня в первый раз только две сцены: расстрела и ухода в вечность монаха – начало и конец.
Смотрела на безстрашие молодого моряка Тихона, спокойно и даже с вызовом закуривающего свою последнюю папиросу, смело глядящего на своих врагов, - и всплыли в памяти слова: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Это же гимн русскому воину, его духу! Тут и мысль пришла: «вот бы так умереть честно и смело…» - и так осталась в памяти.
Но и удивительный уход из земной жизни монаха Анатолия – грешника, мученика, перед смертью обретшего покой, утешенного, примирившегося со всеми и прощенного Богом и людьми, - потрясает любого человека. «А вот так умереть я не смогу, слабо мне», - появилась и осталась вторая ясная и четкая мысль.
Но поскольку мысли о фильме все всплывали и всплывали в памяти, пошла я смотреть его еще раз. 10 декабря на вечернем сеансе кинотеатр был полон, билетов не было, и нас из милости усадила на стулья в проходе администратор Людмила. В кинотеатре я не была уже лет десять. И вот взглянула я на экран, где впервые главный герой перекрестился и произнес первые слова молитвы, и заплакала. Как дивно высветилась на этом большом и широком экране вся красота нашей Православной веры, а какие драгоценные слова в наших молитвах, какой невероятно глубокий смысл в наших псалмах! А я и не думала, что молюсь такими восхитительными словами, сколько в них поэзии, высоты, они действительно Божественные.
Поплыли кадры ужасные и смешные, трогательные и удивительные… Но главное было в зале – он смотрел и слушал тихо, как единое целое, только несколько человек в начале фильма поодиночке ушли. Какая же была сострадательная и чуткая тишина, когда девушка встала на колени и просила о помощи. А помощь-то ей была оказана совершенно неожиданная, перевернувшая ее душу и спасшая жизнь не родившегося мальчика. И совсем другая была тишина и даже легкий смех - в сцене с женщиной, плачущей от жалости к своему добру, которое надо распродать перед поездкой во Францию к умирающему мужу. Все сострадали и больному мальчику, и его ничего не понимающей мамаше. Но как молились в душе все за бесноватую девушку Настю - все, а не только монах Анатолий! Любовь и жалость, желание помочь испытывали все – вот вам и кино…
Да, наконец-то по пламенной молитве грешника встретились лицом к лицу «убиенный воин Тихон» и его палач. Но вот, что невероятно, мы жалели их обоих, не разделяли их, любили их, как когда-то Господь пожалел всех нас, в том числе и своих собственных палачей. Никогда раньше я не видела, чтобы Христианская любовь ко всем в ее идеале так была воплощена и воспринималась бы мною как совершенно естественная, своя, родная. Наверное, только в «Калине красной» - фильме тоже совершенно идеальном, невероятном, но таком близком всякой русской душе, была воплощена наша любовь к раскаявшемуся грешнику – евангельскому «благоразумному разбойнику».
Вот и из зала все выходили тихие, сосредоточенные, задумчивые. А я стояла со слезами на глазах, смотрела на всех и думала: «Может быть, Господь зовет нас уже таким образом? Всех-всех, невзирая на возраст, национальность, - каждую душу, всех желая спасти».
Конечно, этот фильм со временем станет каноном, классикой, и все будут удивляться: о чем тут спорить - все же предельно ясно и открыто. И баржа полузатонувшая, с которой уже тридцать лет и три года все возит и возит уголь несчастный грешник, отбывающий свой каторжный срок. Это же мы – отбывающие свой земной срок за первородный грех на грешной земле - «юдоли плача». Это и наша молитва ко Господу, Который всех слышит, но медлит, ставит нас в такие условия, чтобы мы очистили свои души, примирились со всеми перед уходом в вечность, иначе же мы не пройдем по ступенькам мытарств. Это и наши человеческие страсти, недостатки, несовершенства – такие ясные и законченные, как в любой Евангельской притче. Да, любить человека трудно, особенно если он ходит с неумытым лицом, его даже можно лишать трапезы – это же мы, не подающие куска хлеба нищим…
В фильме есть все, он такой многоплановый, многозначительный и многомерный, как душа человеческая. Думаю даже, что все создатели и участники этого фильма руководимы были Божественным духом, иначе бы он не получился таким своеобразным, уникальным, «камнем во главу угла» положенным. Что ни говори, а прекрасно слышать с экрана нашу Иисусову молитву, наши псалмы, колокольный звон, смотреть на молящихся людей, просящих заступничества у Господа и Божией Матери, наших русских Православных людей, а значит, и на нас с Вами.
С любовью и уважением
Людмила Изосимова
г. Уфа
23.12.2006

    Уж не вас первых предупреждали, беречься бесовщины в ангельском образе…
    Но, что вам. НОВОЕ ВРЕМЯ, НОВАЯ МУДРОСТЬ…
    Смотрите кому кланяетесь-

    http://www.kazan.kp.ru/?doc=155613

    И еще, посмотрите, как все Вы в один голос хвалите этот фильм.
    Да это же то самое прельщение избранных…
    Я сам соблазнился. Но хорошо, что есть кто не падает под напором общей истерии. Именно общей!
    И других готов встряхнуть.
    Соблазняемся, но ведь это не значит, что теперь и не встряхнуть себя и не посмотреть реально не должны.
    Смотрите как мы все вместе в соблазне! Смотрите и учитесь. Господь показывает нам как будут соблазняться избранные!
    Господь тренирует нас малым, что бы к большему окрепли.
    Но какое же упорство…………..

    Людмила, спас Господи за Ваше письмо!

    полностью разделяю точку зрения о том, что этот фильм — от лукавого, соблазн для избранных, т.е. православных христиан. Почему? В двух словах: в этом фильме православие без Христа, все «творит» старец, и чудеса, и вразумление заблудших душ. Вот так приучают народ к мысли, что человек все может сам, и Бог ему не нужен, как в фильме. Для чего иудеи сделали этот фильм? Как земное время Христа знаменовалось творимыми им чудесами, также прийдет и антихрист и его лжепророк, только эти обезьяны Бога будут чудотворить во имя свое. Вот нас к этому и приучают, «выпряляют стези» перед его приходом. А так все замечательно и, главное, наглядно. Только батюшку Феофила в эту компанию примешивать не надо — настоящий Божий человек был, должен же кто-то за него заступиться. Имеющий уши да услышит…

    Фильм «Остров» это ересть не русская, проверяющая нас на положение рабов ведомых искуссной рукой врагов Прввославия.
    Нехристи совращают нас в малом, по крупицам, показывая чудеса, умиляя слабых, которые в своем умилении не видят ерести
    грешника в церкви,и ложной радости, если она вообще была, при встрече с убиенным им же, но чюдом выжившем. Умиляйтесь, слабые, молитве простого русского человека в своей церкви, примите его слезы, ведь ЧЮДО рядом с вами и не надо идти в кино.
    Но вы же хотите лицедейства , так смотрите и плачтье на радость врагов антихристовых. Спасутся имеющие уши и глаза. Слава Господу.

    ПОБОЛЬШЕ БЫ ТАКИХ ФИЛЬМОВ.ВОТ ГДЕ ПОКАЗАНА СИЛА ИСКРЕННЕГО.ПОЛНОГО ПОКАЯНИЯ.СИЛА СЕРДЕЧНОЙ МОЛИТВЫ .СМОТРИТЕ .ДУМАЙТЕ.КАЙТЕСЬ.ИБО ТОЛЬКО ПОКАЯНИЕМ БУДЕТ СПАСЕНА РОССИЯ. СПАСИБО БОЛЬШОЕ ВСЕМ СОЗДАТЕЛЕМ ФИЛЬМА.

    Да, бесы научат вас покаянию.
    Если книги не научили, бесы научат.Они на это мастаки.

    Там Саша жутко ругался, по поводу «Острова». Видать, в Раю без мытарств будет на самом верху. Куда нам , грешным, до его благочестия, а насчет нехристей , позволь Господу решать, кто нехристь, а кто нет. Фильм замечательный

    Обратите внимание, на то, как лицедей читал молитву Честному Кресту. Обратите внимание на пропуск и перестановку слов в молитве! Этот фильм — очередная хитрость лукавого.

    Кстати, на сайте этого фильма уже предлагают виртуальное покаяние. Разве это, Денис, и есть то «ИСКРЕННЕЕ, ПОЛНОЕ ПОКАЯНИЕ»?! Покаяние без церкви, без Бога?

    Насколько я понимаю, воцерковленным людям фильмы не так уже и нужны. Спасаются ведь не ими. А вот для основной массы наших граждан такое кино — способ придти к вере. Подлинное представление о Церкви можно получить лишь в церковной ограде — но туда ведь еще нужно войти! А если там пришедших, пусть на основании не совсем соответствующего канонам фильма, встретят те, кто первым делом объяснит им, как все кругом неправы — будет ли это на пользу?

    Мне фильм понравился. Я считаю, что главным мерилом тут должно быть то, какие чувства он вызывает. Если люди после просмотра фильма задумываются о покаянии, начинают молиться, значит такой фильм нужен. Он не дает ответов на все вопросы. За ответами на нах люди придут в Церковь. А это замечательно. Спасибо всем потрудившимся над созданием этого фильма.

    Александр, пропусков в молитве небыло, а перестановка двух слов совершенно смысл не меняет в данном, конкретном случае. И добрее надо быть, добрее! 🙂

    Слава тебе, Господи, что есть еще такие режисеры, которые создали такой потрясающий по своей силе и духовной глубине фильм. Я человек верующий. В течение фильма я несколько раз плакал и не мог ни на одно мгновение оторвать глаз от экрана и особенно что-то прослушать. Не мог раньше представить, что чтение Иисусовой молитвы может так действовать на человека. А когда главный герой читает псалом «Блажен муж..», или 50-й псалом — слушаешь и замираешь от чувства своего собственного недостоинства. Спасибо, огромное Павлу Лунгину, Петру Мамонову, Виктору Сухорукову, и всем, кто создал этот прекрасный фильм. Низкий вам поклон

    Простите, хотел поставить 10 с + , а случайно плучилось 9. Моя оценка 10 с +

    Всё-таки насколько плавно и ненавязчиво происходит подмена понятий! Господи помилуй!
    Уже и священнику альтернативу предлагают-психологом называется… Мультики детские про добрых домовёнков, да ведьмочек показывают-чтоб с детства белое от черного не отличали… То в церкви «танцы православные» (!) танцуют…
    А теперь для взрослых-посмотри ка фильм-и «одухотворишься»…
    ******************
    «Всякого духа испытывайте, от Бога ли он!?» Забыли? Ну ну…
    Потерпите-скоро бесы и напомнят. Благодати в церквах не будет-вот и будете в кино ходить-умиляться.
    Покажет время.. покажет.
    Если уже жития подвижников Российских да Угодников Божиих по фильмам изучать предлагаете, да молиться с лицедеями да на всю страну…
    ну-ну…
    Спаси, Господи!!!

    Анна, не знаю, смотрели ли вы фильм, но судя по вашему отзыву или нет, или одним глазом (с огромным предубеждением). Что-то я не заметил там ни одного эпизода, где о. Анатолий чудеса творит своей силой. Весь фильм пронизан молитвой ко Христу, мольбой о помощи Ему — это и исцеление мальчика Вани (старец молится Богу перед иконой), и изгнание беса (опять молитва к Богу). Старец всем говорит и об исповеди, и о причащении,и нигде там нет слова о том, что человек все может без Бога. Посмотрите сначала фильм, а потом думайте что вы пишете.

    И вообще хочу сказать по поводу здешних отзывов всех противников фильма. Вы уж простите меня, братьи и сестры, грешного, но неприятно вас читать, дорогие.Зловеще-неприятно пишете, без любви, с ТАКИМ осуждением!. Но еще неприятнее, пожалуй, я тут подумал, будет встретиться с вами такими в жизни.
    Да, ваш стиль много заблудших душ в храм Божий приведет, без сомнения!
    (Особенно умилили слова, если их писал грамотный человек — «ересть» и «чюдо», наверное нормально писать — «ересь» и «чудо» — это страшный грех и бесовщина, внедренные искуссной рукой врагов Православия ).

    Агромное спасибо режисору и всему актерскому колективу за провословный проповедь. Вся Грузия в восторге от увиденного.

    очень замечательный фильм. ненавязчиво заставляющий задуматься о своем месте в жизни

    Людмила, спасибо за Ваше письмо,под ним я бы тоже подписалась. Фильм, безусловно, потрясающий.

    Очень долго искала я объяснения этого фильма от православного люда и вот наконец-то нашла то, что искала. Спасибо за это письмо, Людмила, здесь я нашла ответы на свои вопросы, которые задаю себе с момента просмотра Фильма. Фильм замечательный, непонятный и волнующий. Я ещё буду его смотреть и думать о нём.

    Фильм смотрел 2 раза.Таких фильмов бы, да побольше…До слёз трогательно…

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru