"Существует ли "сглаз"?


Можно ли сглазить человека? И как самим защититься от сглаза?

Раба Божия Л.




Представляется важным ознакомить вас с тем, как понимает Православная традиция один из важнейших аспектов колдовской практики, а именно порчу, т. е. сглаз.

Что это, суеверие неграмотных бабушек, элемент простонародного поверия сказочного характера или же определенная реальность, точнее, определенный род злого воздействия на эту реальность?

Сразу же поясним ситуацию. Предание нашей Православной Церкви издревле понимало и понимает сглаз (по-славянски "призор очес", то есть ворожба очами) как реально существующее проявление темной бесовской силы, воздействующей через своих служителей. Церковная богослужебная практика подтверждает это в своих молитвенных действиях, например, в молитве, читаемой над всяким крещаемым младенцем.

Таким образом, можно констатировать, что Православная богослужебная практика определенно рассматривает порчу очами, то есть сглаз, как возможную опасность и как действительную причину духовного и физического недуга. "От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов" молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя", - пишет преподобный Амвросий Оптинский к одному из своих духовных чад.

Око человеческое есть проводник света из сердца. То, что исходит из сердца, выражают и, в частности, воспроизводят к действию глаза и, в свою очередь, обращают к сердцу. В контексте тех смыслов, что дает нам Святое Писание, порча есть наведение тьмы ненависти, содержащейся в злом сердце. Или по его злобе и греховному развращению, как находящееся под влиянием диавола, или как с умыслом совершаемое воздействие служителя тьмы. Как говорит Тайнозритель, святой Апостол Иоанн Богослов, "а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин. 2, 11).

"Человеконенависть" есть осязаемая сила, настырно и ненасытно алчущая своего проявления через посредников; своего осуществления посредством хвори, несчастья, смертельной вражды, помрачения рассудка... Нет и не может быть "хороших" колдунов, "белых" магов или "добрых" ведьм уже по определению, поскольку колдун или ведьма, целитель или экстрасенс, астролог или гадалка, что бы они ни говорили сами о себе, все получают свой волшебный товар с одной базы, на воротах которой написано "Ад".

Одно из семантических значений слова порча есть ненависть, которая в свою очередь есть духовный символ тьмы. Отсюда сглаз - это действие ненавистью, целенаправленное наведение темной воли на кого-то, науськивание этой воли, приражение и заражение ею.

В одной из наиболее почитаемых в Православии книг - "Лавсаике", сборнике историй из жизни великих подвижников раннего христианства, есть рассказ об одном из чудес преподобного Макария Египетского. Однажды к святому привели на исцеление женщину, жестоко страдавшую от наведенной на нее порчи. Эта женщина была верна своему мужу, но один распутник захотел во что бы то ни стало соблазнить ее. Когда все его ухищрения оказались напрасны, то негодяй прибег за помощью к чародею. Колдун, получив от него хорошую плату, употребил все свои чары заклинания, но не смог возбудить любви в ее сердце. Но он сделал так, что всем, кто только смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж, пришедший домой, увидел в постели лошадь вместо жены. Ни муж, ни кто-либо из прежде знавших, - никто не мог узнать прежнюю женщину в образе животного, и горю их не было предела. Надев на нее уздечку как на лошадь, муж повел свою заколдованную жену в пустыню, к преподобному Макарию. Ученики старца хотели было не пускать к нему человека с животным, но человек Божий, получив откровение Свыше, сказал: "Вы смотрите не своими глазами... Она не превратилась в лошадь, а только глазами обольщенных кажется такою". Затем святой исцелил ее, благословив воду и окропив ею, и все увидели в ней прежнюю женщину.

Для нас особенно ценно то изъяснение причин случившегося и то наставление, которое старец дал исцеленной им женщине: "Никогда не оставляй посещать церковь; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастье случилось с тобою от того, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего".

В случае с женщиной наведение порчи оказалось возможным в силу того, что она длительное время (а пять недель без Святого Причастия - это весьма большой срок) уклонялась от принятия Святых Таин и, таким образом, была лишена благодатной защиты, хотя сердце ее оставалось, как у верной христианки, неподвластным воздействию колдовства, то есть любовного заговора. Однако чаще всего это воздействие становится возможным в силу обусловленных причин - нецерковной, далекой от благочестия жизни, аморального поведения, заигрывания с нечистой силой, распутства, злобы к ближнему. Подобное пристает к подобному, гласит античная мудрость, и те, кто склонен творить дела ненависти, сами подвергаются ее воздействию, гораздо более сильному.

Со всей определенностью можно утверждать, что никакие колдовские чары, волхования, никакие заговоры не страшны для верных чад Церкви. Божья благодать, сила Креста и прежде всего божественный огонь Святых Пречистых Тела и Крови Христовых делают христиан непроницаемыми ни для какого сглаза.

Мы живем в смутную эпоху, среди всевозможной нечистоты и нечисти, и как священнику мне приходится часто обращаться к матерям младенцев и малолетних детей: почаще приводите детишек в церковь! Не лишайте их всякой возможности приобщиться Святых Таин! И сами, матери, соблюдайте "ложе нескверно", то есть бегите распутства как тела, так и языка и глаз. Не будьте доверчивы по отношению к гадалкам, знахарям и всевозможным "бабушкам". Последние, так называемые "бабушки", охотно ставят напоказ неосвященные иконы, бормочутлживые "молитвы о трясавицах, о нежитех, о недузех", но сами под страхом смерти не переступают церковный порог, чтобы не утратить своей "целительной силы". И следует помнить, что плата за исцеление бывает страшной, поскольку внешне исцеленный от какой-нибудь хвори ребенок оказывается посвященным какому-либо бесу, и рано или поздно вдруг проявляется в его жизни необъяснимая страсть к беззаконию, злобе, распутству и практически всегда к пьянству.

В заключение хочется обратиться к тем, кто, причисляя себя к крещеному Православному люду, по каким-то причинам воздерживается от общения с Матерью-Церковью. Давать те или иные избирательные советы, как уберечь себя, своих детей и близких от сглаза или прочих воздействий нечистой силы, безсмысленно. Безсмысленно потому, что взятые вне связи с целым отдельные охранительные меры не заменят единого на потребу - жизни во Христе. Вне всей совокупности благодатных церковных Таинств, начиная с Таинства Исповеди, разрозненные молитвы, случайные обращения не принесут желаемого плода.

"Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец", - гласит старинное святоотеческое изречение. Поэтому слова тех, кто, считая себя христианином, говорит: "Я в Бога верую, а в церковь не хожу", - выдают с головой подлинную сущность их веры. И всякие попытки "самолечения", "обереги", суеверные приемы охранения от демонического начала не имеют спасительной силы и обречены на неудачу.

Но всяк, кто имеет насущную нужду защититься, уберечься, спастись от вражьего обстояния, да обратит свои стопы к Церкви. Аминь.



Священник Александр Шантаев, "Слово жизни", с. Сергиевск Самарской области



На снимке: Священномученику Киприану молятся о защите от чародейства.
04.04.2003

    Благословите,батюшка!
    как христианину молиться за болящего эпилепсией?что это за недуг с точки зрения Православной церкви? Есть ли необходимость отчитывать,кто этим должен заниматься?
    Спаси Господи

    Здравствуйте, прошу помощи! Не знаю, что делать, прошу Вашего совета. У меня странное состояние, где-то дней 10 подряд… Чувствую себя плохо…головокружение, полуобморочное состояние, головные непрекращающиеся боли…повышение давление, холодные руки… сдавала анализы, проверяли сердце, делали РЭГ, кровь сдавала…..вроде все нормально. Врачи так и не смогли установить диагноз. Особенно такое состояние усиливается, когда выхожу на улицу. Поэтому сейчас хожу не одна. Даже заходя в магазин, меня буквально «сносит», все уходит из-под ног.
    Я — видная и симпатичная девушка, хорошо одеваюсь…каждый день слышу от многих людей комплименты..Но, сейчас у меня появился повод задуматься, что это все-таки сглаз..Врачи хотя и предписали кучу препаратов для расширения сосудов…но толку они не приносят, по крайней мере не вижу от них видимого результата., тем более диагноз до сих пор так и не смогли установить.
    Что мне делать? очень прошу Вашего совета.

    Спасибо. Вот так, живя в неведении, творим ужасные в общем-то вещи.
    Спасибо еще раз.

    Статья позновательная и полезная. Спаси Господи.

    Спаси Господи,батюшка!очень помогли

    как же жить защитится от такого воздействия?

    Сергей, Вы спрашиваете, как защититься? Для этого у нас есть Церковь. Ходите в храм каждое воскресенье, молитесь, почаще исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Таин, живите по Божиим Заповедям, старайтесь не совершать грехов — и будете под защитой Бога и своего Ангела Хранителя.

    Как освободить мужа от пьянства? Пока не пьет — человек хороший, напивается и становится скандальным, никак не уснет и так каждую ночь, засыпает под утро с восходом солнца. Как ему помочь избавиться от этого недуга?

    спасибо за общение и разъяснение,ваша служба нужна людям, храни Вас и нас Господь!

    Прочитала статью,не пойму.Так сглаз-это действие темных сил или нет?

    Спасибо за статью. Пусть священники больше рассказывают о защите от колдовства и о последствиях для самих колдунов от их нечистой жизни.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru