Почему в доме покойника завешивают зеркала?


Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
       Раба Божия Наталия.

       
       
Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.
иеромонах Серафим (Калугин)
г. Астрахань.
16.09.2005

    :-)А ещё есть теория: когда в доме покойник, негоже прихорашиваться перед зеркалом…

    Ответ на заданный вопрос вполне исчерпывающий. Я нашла подтверждение своим размышлениям об этом суеверии. А более всего смущают хмельные поминки, когда, пьянея, забывают, что собрались помочь душе усопшего в мытарствах, вспоминая о его добрых делах, собирая масло для его лампады.

    Здравствуйте! Мы (в семье) как и многие в обществе, так же до Вашей статьи были подвержены этим суевериям. Но всё же мама ответила на вопрос с зеркалами , после прочтения , что ей «завешивать». Спасибо за просвещение , «новые меха» смогут вместить 🙂 .

    Я действительно нашла ответ на вопрос о зеркалах. Спасибо!
    Мне кажеться, что это неважно прихорашиваешься ты перед зеркалом или нет. Важно, что у тебя в душе.

    Вечная память усопшему отцу Серафиму, автору статьи…

    Обычай старой веры, дохристианской.

    Огромное спасибо!!! я догадывался что это суеверие, а теперь знаю точно!!!

    Если человек умер и при жизни не покаялся и не уверовал в Иисуса Христа,то не какие молитвы и сорокоусты не помогут уже этой душе.

    раба божия Наталия vs иеромонах Серафим.
    Вот как! Обычные люди — РАБЫ, а клирики как клирики. Церковно- феодальный строй во всей красе (

    Спасибо,давно интересовал этот вопрос,и ответ на него я получила.Жаль ,что очень трудно бывает разубеждать людей в их суевериях.

    Скажите пожалуйста почему закрывают церковь, если в ней умирает человек?

    Очень удачно сказано, что «Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны». Но дальнейшее объяснение о милостыне не менее смешное и не менее наивное. Автор говорит: «Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их — для испрошения прощения грехов», приводя место из Библии Кн.Тов.4:17, где абсолютно ничего не сказано о прощении грехов, тем более по-отношению к умершему. Напомню, что ни в Кн. Товита, ни в любой другой Книге Библии нет подобной мысли. Любое библейское учение о милостыне никоим образом не привязано к мёртвым — только к живым. Судьбу мёртвых, согласно учения Христа (Лк.16), когда Он приоткрыл нам картину вечности, (именно картину, потому что Его рассказ, это не притча) никто и ничто, тем более милостыня, поменять не может. Милостыня, это плоды прощённого Богом и спасённого человека, а не даяние, за которое Бог должен спасти человека. Таково по крайней мере Новозаветное учение: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Послание к Ефесянам 2:8,9. К тому же, мысль о том, что милостыня может что-то прибавить к нашему спасению, умаляла бы значение жертвы Христовой, благодаря которой «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Послание к Евреям 10:14. Благодарю!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru