Почему уныние – грех?


Здравствуйте!
У меня очень мало воли к жизни. Я понимаю, что это грех, но меня часто посещает нежелание жить, иногда очень сильное и навязчивое. Я стараюсь каяться и исправляться. Но пока это все повторяется. Я ничего не умею делать хорошо, у меня нет друзей. А сейчас мозг плохо работает и я плохо справляюсь со своими обязанностями по работе. Как выбраться из этого?
Елена.
Что такое депрессия с точки зрения Православия? Как можно избавиться от этого, если врачи не могут помочь?
Валентин.

Здравствуйте, Елена и Валентин. По той причине, что ваши вопросы касаются одного и того же предмета, позвольте ответить на них в одной статье.
Депрессия, как ее называет психиатрия, болезнь души, которая поражает человечество по мере его отпадения от Бога. Однако современная психиатрическая наука не насчитывает и двух столетий в своей истории. Между тем с глубокой древности функцию попечения о душевнобольных выполняла Церковь. В святоотеческой литературе для обозначения этой болезни используется термин «уныние».
Недавно мне пришлось прочитать статью одного, по-видимому, малоцерковного человека, который возмущенно пишет, мол, как это так, такая страшная болезнь, а Церковь называет ее грехом? Чтобы разрешить это недоумение, напомним, что в традиции Восточной Церкви последствием всякого сильно укоренившегося греха является болезнь (страсть), поэтому мы вовсе не погрешаем, называя ее грехом.
По учению Отцов Церкви уныние есть потеря той духовной радости о Боге, которая питается надеждой на Его милосердное промышление о нас.
Опечаленный монах (и всякий человек - И.С.) не знает духовного наслаждения. (Преп. Нил Синайский). Это болезненное состояние, при котором у людей, занимающихся спасением своей души, отнимается любовь к молитве, в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Иногда эта душевная болезнь выражается в озлобленности, раздражительности.
Святые отцы, перечисляя по мере их возрастающей опасности восемь губительных страстей, ведущих к духовной смерти, отвели унынию шестое место. Началом уныния является маловерие. Если оно овладевает человеком, то постепенно угасает в нем вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, и человек приходит в отчаяние. Уныние - вид тяжелой духовной болезни. Грусть же и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на нашем земном пути. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»,- говорит Господь своим ученикам (Ин. 16, 33).
Почему же это состояние - «унылый сон души» - считается греховным? Потому, говорят Святые отцы, что уныние часто бывает последствием забытого грехопадения или скрытой, незаметной другой страсти: зависти, блудного разжжения, честолюбия, сребролюбия, желания отмщения обидчику. Причиной уныния бывает и переутомление от гнетущих забот. Часто уныние происходит от чрезмерных и самочинных подвигов у особо ревностных Христиан.
Для избавления от этой греховной болезни Церковь предлагает нам в первую очередь покаяние, молитву и другие подвиги в исполнении Евангельских заповедей. Преподобный Илия Екдик увещевает нас: «Не падай духом, взирая на трудность душевной болезни своей; но употребляя действеннейшие против нее врачевства претрудных подвигов, удаляй себя от нее, если искреннее имеешь попечение о здравии души своей». Преподобный Нил Синайский говорит о том же: «Во всяком деле определи себе меру и не оставляй его прежде, чем окончишь; также - молись разумно и усиленно, и дух уныния бежит от тебя».
Оскудевший в молитве и предающийся унынию Христианин должен прежде всего постараться найти причину гнетущей его страсти, то греховное желание, которое было ее причиной, и вступить с ним в борьбу. И еще прежде, - говорят св. Отцы, - чем он поразит это греховное желание, дух молитвы, даже сугубо горячей, возвратится к нему за одну решимость побороть в себе зло.
Бывает уныние вследствие земных причин - нахлынувших бед и скорбей, от нас не зависящих. Но бывает и уныние от неверия в Промысл Божий, непокорства ему, гнева, ропота. Надо бояться такого состояния и просить у Бога прощения и помощи, и тогда отойдет от нас дух уныния, и в скорби непременно придет и будет принято душой утешение Божие, превосходящее все утешения земные.

Иеромонах Серафим (Калугин)
10.03.2006

    Спаси Господи,батюшка.Очень благодарна,что еще лишний раз мне все разложили по своим местам.Очень часто впадаю в этот тяжкий грех-увы мне!И никак не могу от него избавиться,видимо плохо каюсь и не прошу помощи у своего Спасителя.Помолитесь обо мне,батюшка,грешной р.Б. Наталье,может по Вашей молитве получу помощь.Аминь.

    …»Не якоже Аз хощу,но яко же Ты,не моя воля,но твоя да будет».Г`дь посылает день таким,каким он должен быть,а мы творим свою волю,а когда всё происходит иначе-робщем,не по моему,начинается трагедия чувств,уныние,отчаяние(депрессия),-смирться,принять всё как есть,попросить у Господа прощение за своеволие.Простите. +Георгий
    своими словами.

    Молитва из творений святителя Димитрия Ростовского:

    Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! — Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи, и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

    Замечательная статья, спасибо. Навивает мысли о современной молодежи и о новоявленном движении «Эмо»…

    Скажите,пожалуйста,а как определить,что у тебя именно то греховное уныние?

    Спасибо за статью! А как бороться с унынием которое приходит не от маловерия а от скуки?

    Еще можно почитать и даже послушать запись преподобного Серафима Вырицкого «Разговор Бога с душой. От Меня это было». За статью благодарю.

    Я не знаю если мое состояние можно назвать унынием? Но являеться ли унынием если грустишь, плачешь и думаешь о тех грехах которые сделал, стараешься исправиться но не всегда удаеться так как другие люди тебя заставлют грешить хотя понимаешь что вина полностью моя что так легко поддаешься греху?

    Merci. Je suis d’accord avec vous et tous les saints père. J’étais malade deux fois et chaque fois je suis sorti grâce les miracles que a fais le Dieu.

    Если бы все было так просто. А если болезнь, которая не позволяет раскрыть крылья и взлететь. Что делать тогда?

    Мария, я думаю просто занять себя чем-нибудь

    очень глубокое чувство бессмысленности жизни.поселилась в душу мне тоска серая и сидит занозой,словно сил моих на одно дыханье

    Очень всё хорошо написано и понятно. Спасибо огромное. Я этого всего не знала, но в глубине души всё чувствовала…

    Статья — поучительная! Но жизнь намного сложнее! Не всегда удается победить депрессию, горесть, печаль! Хочется, но не получается! Особенно когда тебя предали…

    Тема близка.В юности особенно уязвим для уныния.Особенно,если не ведаешь Бога.

    Спасибо хорошо всё обьяснено.Да будет с вами Господь всегда.Сегодня просто навалило так депресия и тд почьти всё нападало на меня .Я знаю господь спасёт меня).И я вам этого искрене желаю!

    Я в депресии уже 7 лет началась на пустом месте. Лечусь до сих пор, 8 лет, дали инвалидность , не работаю, пью лекарства. Нсли их не принимать, начинаются панические атаки, изредка хожу в церковь, сил нет. Богу молюсь, но тем не менее до выздоровления пока далеко.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru