Православный толково-орфографический словарь


Саккос (греч. «мешок») - богослужебное облачение  архиерея, длинная,  просторная  одежда с широкими рукавами, сшитая из парчи.  Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом.

Прежде саккос был одеянием византийских императоров,  которые  из  почтения  к  Святой  Церкви подарили  его   Константинопольскому   Патриарху. Потом это облачение перешло и к другим архиереям. Саккос - сущ. м.р.; саккоса.

Светлое Христово Воскресение - см. Пасха.

Святитель  - святой  архиерей.  Например,  свт. Григорий    Богослов    (7  февраля),    свт.  Феофан, затворник Вышенский (23 января). Святитель - сущ. м.р.; святителя.

Святки - дни от Рождества Христова (7 января) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику (18 января). В эти дни принято славить Богомладенца, поздравлять друг друга, колядовать, дарить подарки. В Святках нет постных дней.
  Святки - сущ., в ед.ч. не употребляется; Святок (род.п. мн.ч.).
Святочный рассказ (с сюжетом о Святках).

СВЯТОЙ - праведник, посвятивший себя служению Богу и прославленный Церковью как небесный покровитель верующих. Его жизнь является образцом для подражания. Помощь святого, способного творить чудеса, показывает силу его молитвы к Богу (см. также Канонизация).

  Святой - сущ., образованное от прил.; краткие формы: свят, свята, свято, святы.
  Святая святых, святое святых (несклоняемое, ж.р. и ср.р.; мн.ч. не употр.). Причислить к лику святых. Святая любовь к Родине. Святое дело.

СВЯТЦЫ - см. Месяцеслов.

Святцы - сущ., в ед.ч. не употребляется; святцев.
  Не посмотрев в святцы, бух в колокол (поговорка; совершить опрометчивый поступок).

Рождество Христово - праздник Православной Церкви (7 января), принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается Рождество Иисуса Христа. Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост, а накануне Рождества - в Рождественский сочельник (6 января) - строгий пост.
  Богослужения праздника Рождества торжественны и величественны. Храмы и дома во время праздника украшаются ёлками с восьмиконечной звездой как символом Вифлеемской звезды.
  Следующие за Рождеством Христовым десять дней называются Святыми днями (Святками) -днями радости, во время которых верующие славят Родившегося Спасителя, поздравляют друг друга, поют колядки, дарят подарки (поста нет).
Рождество Христово.

Рукоположение - богослужение, во время которого совершается таинство Священства - постановление в священнослужители (см. также Священство). Рукоположение совершается в диаконы (из иподиаконов), в священники (из диаконов) и в архиереи (из священников).
  Рукоположение - сущ. ср.р.; рукоположения; рукоположить (гл. II спр., сов.), рукоположит, рукоположённый (страд, прич.), рукоположён; рукополагать (гл. I спр., несов.).

Ряса  (греч.  «вытертая, поношенная одежда») -верхнее  облачение  духовенства  и  монашества  -длинная, до пят, просторная одежда чёрного цвета с широкими рукавами. Ряса - сущ. ж.р.; рясы.

РЯСОФОР (МОНАХ РЯСОФОРНЫЙ) (греч. «носящий рясу») - монах первой степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку (см. также Монах; Камилавка). Рясофорный монах; рясофор.
Н.В.Софронова
01.01.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Православный толково-орфографический словарь школьника


начало здесь



В


ВАЙЯ (греч. «ветвь»)


Ветвь финиковой пальмы. Такими ветвями народ приветствовал Иисуса Христа во время его въезда на ослике в Иерусалим. В России вайя заменяется веточками вербы, которые принято приносить в храм на литургию в Вербное Воскресенье для освящения
(см. также Вербное Воскресенье; Вход Господень в Иерусалим).
Вайя - сущ. ж.р.; ваий (род.п. мн.ч.).


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Праздник Православной Церкви (4 декабря), принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается, как благочестивые родители Девы Марии, Иоаким и Анна, привели Её в трёхлетнем возрасте в иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет (обещание) - посвятить дочь Богу. Согласно преданию, Мария с этого времени жила и воспитывалась при храме до своего обручения праведному Иосифу.
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Введение пришло - зиму привело (поговорка).


ВЕЛИКАЯ СУББОТА


Суббота Страстной седмицы -день сошествия Спасителя во ад, где находились все умершие во времена Ветхого Завета, в том числе и праведники, ждавшие этого дня. «Изведи из темницы душу мою» (прор. Давид). В Великую Субботу совершается крестный ход со Святой Плащаницей.
Великая Суббота.
«И со страстного четверга/Вплоть до страстной субботы...» (Б. Пастернак).


ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ


Важнейшие праздники Православной Церкви. К ним принадлежат: двунадесятые праздники, а также Обрезание Господне (14 января), Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля), Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября), Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы (14 октября).


ВЕЛИКИЙ ВХОД


Важнейший момент литургии, когда священнослужитель переносит с жертвенника на престол через Царские врата Святые Дары.


ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН


Покаянный канон св. Андрея Критского, состоит из 250 стихов, в которых излагается Ветхий и Новый Завет. Читается в первые четыре дня Великого поста.
Великий покаянный канон.
Великий канон святого Андрея Критского.


ВЕЛИКИЙ ПОСТ


Важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до Святой Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы (48 дней). Великому посту предшествуют 3 подготовительные недели: неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о Страшном Суде (масленица).
Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...». Во время Великого поста в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается (кроме понедельника и вторника Страстной седмицы и четверга пятой недели поста, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров). Каждое воскресенье Великого поста имеет особое воспоминание. Первое воскресенье посвящено Торжеству Церкви Христовой. Второе воскресенье -св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь, византийскому богослову. Третье воскресенье называется Крестопоклонной Неделей. Четвёртое воскресенье посвящено св. Иоанну Лествичнику. Пятое воскресенье - св. Марии Египетской. Суббота шестой недели - Лазарева суббота - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается Вход Господень в Иерусалим. Последняя неделя называется Страстной седмицей.


«Ровно и протяжно гудит колокол в Кремле: «К нам, к нам...»-. Покаянный звон. Пост Великий...» (К. Коровин).


Г


ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ


Св. вмч., служил у императора Диоклетиана. Римляне в ту пору преследовали христиан. Георгий открыто признавал себя христианином, за что был подвергнут жестоким пыткам. Но святой во время пыток совершал чудеса исцеления. Многие, видя подвиги Георгия, им совершаемые, уверовали во Христа. Георгий был казнён. Но и после смерти своей он творил чудеса, самое известное из которых изображено на множестве икон и называется «Чудо Георгия о змие». На иконе, помимо Георгия, поражающего змия, изображён Ангел, увенчивающий Георгия короной.
Великомученик Георгий Победоносец.


«Синие вёрсты и зарева горние!/Победоносного/ Славьте - Георгия!»- (М. Цветаева).


ГЛАВА


Наружная часть купола церкви в форме шлема, луковицы, по традиции венчается крестом (см. также Луковица).
Глава - сущ. ж.р.; главы (мн.ч.).
Любоваться главами церквей.


ГЛАС


Напев в церковной музыке, заимствован из греческого пения. Выделяют 4 главных и 4 побочных гласа.
Глас - сущ. м.р.; гласа; гласы (мн.ч.).
Первый глас. Восьмой глас.


ГОРНЕЕ МЕСТО (славю «высокое место»)


Место в  алтаре  между  престолом   и   восточной   стеной. Здесь   помещаются   кафедры   (кресла)   архиереев и священников (см. также Кафедра).


ГРЕХ


Нарушение заповеди Божией; отступление от Закона Божия делом, словом или помышлением. Для отпущения грехов необходимо чистосердечное раскаяние на Исповеди (см. также Исповедь).
Грех - сущ. м.р.; греха, грехи; греховный (прил.).
Отпущение грехов. Греховные мысли. Брать грех на душу (разг.; поступать плохо). С грехом пополам (разг.; кое-как, еле-еле). И смех и грех. От греха подальше (разг.).


Д


ДАРОНОСИЦА


Небольшая шкатулка (иногда в виде малого священного сосуда), в которой священник переносит Святые Дары для Причащения больных (например, в больнице). Дароносица хранится на престоле, а переносится в специальном мешочке, который священник надевает на грудь. Дароносица - сущ. ж.р.; дароносицы.


ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА


Высокий напрестольный священный сосуд (ковчег, чаще металлический), в котором хранятся Преждеосвященные Дары.
Располагается дарохранительница на престоле в алтаре. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для Святых Даров делаются в виде храма (или часовни Гроба Господня).
Небольшие переносные дарохранительницы называют дароносицами.
Дарохранительница - сущ. ж.р.; дарохранительницы.


ДАРЫ СВЯТЫЕ


Хлеб (частицы просфор) и вино, таинственно ставшие Телом и Кровью Христовыми во время совершения Евхаристии.
Преждсосвящёнными (или запасными) Дарами называются Святые Дары, оставленные для совершения литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения Причастия вне храма - больных, умирающих и т.д. Для хранения Преждеосвященных Даров Агнец помещается в дарохранительницу (см. также Евхаристия).


ДВЕРИ ДИАКОНСКИЕ


Две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от Царских врат. В небольших храмах и приделах диакон-екая дверь делается с одной стороны.
В отличие от Царских врат, эти двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и внебогослужебное время.
Диаконские двери.
 - см. Звон колокольный.


продолжение следует

Н.В. Софронова
30.09.2011

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Православный толково-орфографический словарь школьника


начало здесь



АПОСТОЛ (греч. «посланник»)


1.Ученик Иисуса Христа, избранный и посланный Им на проповедь. Спаситель дважды избирал апостолов. Первый раз были призваны 12 апостолов: Андрей(Первозванный),Иоанн Зеведеев (Богослов),Симон (его Иисус назвал Петром, что значит «камень»), Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Иаков Зеведеев-брат Иоанна Богослова, Фома, Матфей, Иаков Алфссв, Симон Кананит-Зилот,Иуда  Иаковлев. которого звали  еще  Фаддеем,и Иуда Искариот (из города Кариота).
После предательства и гибели Иуды Искариота, по вознесении Иисуса Христа, апостолы избрали Матфия, чтобы восполнить своё число до 12. Апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли смерть за Христа.


Второй раз Иисус Христос избрал 70 апостолов. Среди них особо выделяют евангелистов Марка и Луку, а также Павла, который во времена земной жизни Иисуса Христа не принадлежал к числу Его учеников. Так Церковь признаёт исключительные заслуги апостола Павла в распространении христианства (см. также Лука; Павел).


2.Богослужебная книга, содержащая почти весь Новый Завет, за исключением Евангелий. Разделён на главы, которые читаются в храме во время литургии. Апостолы украшались заставками, напоминающими узоры на тканях, ковровых изделиях.
Апостол был первой книгой, напечатанной в России (1564 год, типография Ивана Фёдорова).


Апостол - сущ. м.р.; апостола; апостольский. Апостол (в значении «книга»).


АРТОС (греч. «хлеб»)


Хлеб, освящённый молитвой в день Святой Пасхи. Раздаётся верующим в субботу Пасхальной седмицы. Его принимают в особых случаях, например, во время болезни, для подкрепления душевных и телесных сил. Артос напоминает о пребывании с нами Воскресшего Спасителя.
Артос - сущ. м.р.; артоса.


АРХАНГЕЛ - см. Ангел.


Архангел - сущ. м.р. Архангела.


АРХИДИАКОН (АРХИДЬЯКОН)


Старший диакон в монашествующем духовенстве. Звание архидиакона даётся в качестве награждения.
Титула «великий архидиакон» в XX веке был удостоен протодиакон Константин Васильевич Розов, который служил в Москве в храме Христа Спасителя, а также в чине старшего протодиакона - в Успенском соборе Кремля. После восстановления Патриаршества в России Розов был удостоен звания патриаршего архидиакона с вручением двойного ораря и камилавки. Он обладал певческим талантом. Был приверженцем древнерусской традиции исполнения богослужебных текстов. Его выступления — это подлинное богослужебное искусство.


Архидиакон - сущ. м.р.; архидиакона, архидиаконы (мн.ч.), архидиаконов (род.п. мн.ч.); архидьякон (разг.).
АРХИЕПИСКОП (греч. «старший среди епископов») -старший епископ. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «архиепископ» является почётным и предшествует титулу «митрополит». Архиепископ - сущ. м.р.; архиепископа; архиепископский (прил.).


АРХИЕРЕЙ (греч. «старший священник», «начальник над священниками»)


Священнослужитель, относящийся к высшему духовенству в Православии; лицо третьей степени священства (епископ, архиепископ, митрополит, Патриарх). Архиерей (кроме викария) управляет епархией. Из числа архиереев избирается Патриарх.
По учению Церкви, апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передаётся архиереям через рукоположение с апостольских времён.
Принято обращаться: к епископу - «Ваше Преосвященство»; к архиепископу или митрополиту -«Ваше Высокопреосвященство»; к Патриарху -«Ваше Святейшество». Неофициальное обращение к архиерею - «Владыко».
Архиерей - сущ. м.р.; архиерея; архиерейский (прил.); архирёй (разг.).
Архиерейский жезл.


БЕССРЕБРЕНИК (БЕССРЕБРЕНИЦА)


Святой, раздавший своё имущество и живший, не принимая денег. Например, свв. бесср. Косма и Дамиан, не бравшие денег за лечение людей.
Бессребреник (не бессерёбреник,) - сущ. м.р.; бессребреника; бессрёбренический (прил.).


БИБЛИЯ - см. Священное Писание.


БЛАГОВЕРНЫЙ


Царь или князь, много сделавший для укрепления Православия и причисленный Церковью к лику святых. Например, свв. блгв. князья Борис и Глеб, первые русские святые (см. также Борис и Глеб); св. блгв. князь Александр Невский. Благоверный - прил.; благоверного.


БЛАГОВЕСТ


Колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, мерные удары в один большой колокол. Назван так потому, что и сам призыв в церковь является доброй вестью.


Благовест - сущ. м.р.; благовеста, о благовесте; благовестить (гл. II спр.), благовещу, благовестишь.
Несказанным очарованием вдалеке у Спаса послышался пасхальный благовест...»- (К. Коровин).


БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ


Праздник Православной Церкви (7 апреля), принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается явление Деве Марии Архангела Гавриила, возвестившего Ей о будущем рождении Иисуса Христа: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою...».
На иконах обычно изображается Архангел Гавриил, простирающий руку к Деве Марии, а также Богоматерь с веретеном в руке. От веретена тянется пурпурная нить - символ зарождающейся плоти Христа. На Марию в лучах нисходит Святой Дух.
На Руси по древней традиции на Благовещение отпускали на волю птиц. К этому дню из теста пекли жаворонков и клеили из бумаги фигурки Ангела.
Благовещение Пресвятой Богородицы.


"В день Благовещенья,
Улыбаюсь до вечера,
Распростившись с гостями пернатыми..."
(М, Цветаева).


БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ


 Пять молитв, читаемых верующими после таинства Причащения. Их ещё называют хвалебными, т.к. в них звучит прославление и благодарность Богу.
Благодарственные молитвы.
Прочитать благодарственные молитвы. Возносить благодарственные молитвы.


БЛАГОСЛОВЕНИЕ


1. Возглас священника или архиерея, которым начинается богослужение.
2. Осенение  крёстным знамением  верующих, совершаемое священником или архиереем.
3. Позволение, разрешение, взятое у священника (или родителей) на доброе дело.
Благословение - сущ. ср.р.; благословения; благо-словить (гл. II тр.).
Благословить жениха и невесту (дать согласие на брак). Благословить на ратный подвиг. Взять благословение. Получить благословение.


БЛАГОЧИННЫЙ


Священник, назначенный архиереем для наблюдения за несколькими храмами одной из частей епархии. В одной епархии бывает несколько благочинных.
Благочинный - сущ. м.р., образованное от прил.; благочинного.


БЛАЖЕННЫЙ


То же, что юродивый. Блаженными Церковь также называет святых, которые, живя в миру, тайно вели святую жизнь. Таков, например, блж. Никита - 24 сентября (см. также Юродивый).
Блаженный - прил.; блаженная.


БОГОЯВЛЕНИЕ - см. Крещение Господне. Богоявление - сущ. ср.р.; Богоявления.


БОРИС И ГЛЕБ


Свв. блгв. князья (сыновья кн. Владимира), первыми канонизованные Русской Православной Церковью, мученики за христианскую веру.
Борисоглебский - сложное прил.
Борисоглебский монастырь.


продолжение

Н.В. Софронова
01.09.2011

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Православный толково-орфографический словарь школьника


Юный друг!
Православный толково-орфографический словарь поможет тебе не только понять и объяснить значение многих слов, которые ты слышишь в храме, встречаешь в книгах, но и научит тебя правильно произносить и записывать их.



А


      АГНЕЦ (слав, «ягнёнок») - вынутая четырёхугольная частица просфоры, которая вместе с вином таинственным образом во время литургии становится Телом и Кровью Христовыми. Носит также название Агнец евхаристический и служит для причащения верующих.
  Агнец приготавливается священником (или архиереем) во время проскомидии.
  Агнцем Божиим символически называют Иисуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа от египетского плена. Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.
  Агнец - сущ. м.р.; Агнца.
  Иисус Христос - Агнец Божий. Кроток как агнец.


      АД (греч. «преисподняя», евр. «место, лишённое света») - место пребывания душ умерших людей, которые не раскаялись в своих земных грехах и обречены на вечные мучения; место господства тьмы, место наказания тех, кто творил в земной жизни злодеяния, геенна огненная.
  Ад - сущ. м.р.; ада, в аду.
  Муки ада. Благими намерениями вымощена дорога в ад (хорошие намерения часто забываются, уступая место недобрым делам).


     АКАФИСТ (греч. «несидальное пение») - особые церковные хвалебные песнопения, исполняемые всеми присутствующими стоя. Акафист может быть посвящён прославлению Спасителя, Богородицы, какого-либо праздника или святого.
  Акафист состоит из 12 кондаков и 12 икосов. Количество песней (24) равно числу букв греческого алфавита, с которых начинались кондаки и икосы в первом греческом акафисте. Каждый кондак, кроме первого, завершается возгласом «Аллилуйя», а все икосы - возгласом «Радуйся».
  Первый акафист, называемый Великим акафистом и посвящённый Богородице («Взбранной Воеводе»), был составлен в начале VII века. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений. Сборник акафистов называет- я Акафистником.
  Акафист - сущ. м.р.; акафиста, об акафисте (пред. п.); акафистный (прил.).


     АЛЛИЛУЙЯ (евр. «хвалите Бога») - песнь в честь Триединого Бога, которая вошла в христианское богослужение без перевода. Поётся или читается трижды вместе со славословием «Слава Тебе, Боже!».
  Аллилуйя - междометие, неизменяемое.


     АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») - восточная, главная часть храма. В алтаре находится престол и важнейшие священные предметы. Алтарь устраивается выше других частей храма, он знаменует особый мир, особое присутствие Бога. Отделён от остальной части храма иконостасом. В алтарь никому, кроме священнослужителей и помогающих им при службе, входить не позволяется.
  Алтарь - сущ. м.р.; алтаря; алтарный (прил.).
  Принести свою жизнь на алтарь Отечества (перен.; пожертвовать своей жизнью во имя Родины).


     АЛТАРНИК - см. Пономарь.


     АМВОН (греч. «возвышенное место») - возвышенное полукруглое место напротив Царских врат, выступающее в центр храма. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п.
  Архиерейским амвоном называется четырёхугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейское кресло.
  Амвон символизирует находящийся у Святого Гроба Господня камень, который отвалил Ангел и с которого он сказал пришедшим жёнам-мироносицам о воскресении Иисуса Христа.
  Амвон - сущ. м.р.; амвона; амвонный (прил.)


продолжение

Н.В. Софронова
01.08.2011

    Спаси Бог!
    Очень нужная и полезная информация не только для юных…

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru