Дорогу осилит идущий


Интервью с сопредседателем духовно-просветительского центра «Кострома» Дмитрием Анатольевичем Бурковым.


На выставке «Россия Православная», что проходила в Самаре в конце декабря, было много интересных, запоминающихся встреч. Одной из них предшествовала мимолетная остановка возле прилавка с разложенными на нем красочными брошюрами. С небесно-голубой обложки внимательно и серьезно смотрел малыш, словно спрашивал: «Ты сможешь прожить без меня?» Эти слова, вынесенные в заголовок книжечки, болью отозвались в сердце. И брошюры запомнились. А потом мы познакомились и с человеком, который непосредственно стоит у истоков как издания духовно-просветительских брошюр, так и многих других программ Костромской епархии. Дмитрий Анатольевич Бурков - по специальности врач. А еще он сопредседатель духовно-просветительского центра «Кострома» и заместитель председателя миссионерско-образовательного отдела Костромской епархии.


- Дмитрий Анатольевич, расскажите немного о своей работе в духовно-просветительском центре.
- Несколько лет назад мы вместе с областной администрацией затронули одну важную проблему и уже дважды выигрывали по ней гранты: сначала общественного совета Центрального Федерального округа, а затем вот в этом году - одного из президентских образований - национального благотворительного фонда. Называется грант «Защита старшего возраста». Мы сегодня мало обращаем внимания на наших пожилых людей, стариков. В полемике против ленинской идеологии мы иногда забываем о самих людях. А ведь нас разделяет не так уж и много. Коммунистическая идеология предполагает, что Россия начиналась с ленинского броневика, а мы рассказываем людям, что история России гораздо богаче: она началась с Византии, византийское наследие отличает - и отрезало нас - от Европы. Потому что мы у Византии взяли самое главное богатство - Христианскую веру, а Европа грабила в ней сокровища и золото. Вот этим мы и отличаемся. Все очень просто.
И мы ведем программу тоже очень просто. Это кинолекторий, действующий в течение года, паломнические поездки по святым местам. И даже за короткое время та группа ветеранов, которая по этой программе занимается, меняется. Люди совсем по-другому относятся к святыням, к нашей истории. Потому что история России - это, конечно, и история Русской Православной Церкви.
Если говорить о других направлениях нашей работы, их очень много. Страна спивается. Если мы не сделаем что-то серьезное, завтра может быть уже поздно. По курению мы за первое место боремся с китайцами. И как врач я говорю с болью, что мы просто деградируем.
Как бороться с этим? Есть два пути. Первый - создавать своеобразные резервации, создавать Православные гимназии. Определенное количество детей будут правильно воспитываться, потом придут в культурную среду региона. Но все же это лишь островок спасения. Второй путь - создавать духовно-просветительские центры. И мы взялись за эту работу. Разработали очень важную программу «Скажем нет сквернословию, курению и пьянству!». Премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным выделено 2,5 миллиарда рублей на реализацию программы по преодолению алкоголизма и курения в России на 2009 год. Уж не знаю, будет ли в связи с кризисом финансирование уверенным или нет, но мы эту программу предложили нашему департаменту, вышли и на губернатора. Когда мы начинали разрабатывать свои программы, ни одна из них не принималась. Но в результате кропотливой работы каждая из этих программ в конце концов начинает работать. Дорогу осилит идущий. Других вариантов нет…
- Я видела ваши брошюры «Правда об алкогольном терроре в России», «Противостоять злу!», «Ложь и правда о пиве». Но сквернословие многие сейчас просто не считают чем-то страшным…
- Да вот совсем недавний случай здесь, в Самаре. Достаточно было мне припарковать машину не очень удачно, как солидного вида пожилой человек меня обругал матом. Я всегда своим слушателям, и в особенности старшеклассникам и студентам, рассказываю в лектории - представьте себе: белый дымок тоненькими струйками возносится к небу из храмов, из домов, когда люди молятся Богу. И - черные клубы зловонного дыма возникают в результате «молитвы дьяволу» - мата, сквернословия, которые сейчас слышны чуть не повсюду. Причем от малых лет до самого почтенного возраста… И как же тогда, в какой атмосфере мы хотим жить?
- А она ведь еще и прокурена насквозь…
- Да, курение становится проблемой № 1, особенно женское курение. До 30 процентов наших девочек уже курят! Меж тем, если выкурить на этаже школьного, скажем, здания одну сигарету, это на 450 метров кубических вокруг убьет в воздухе огромное количество кислорода! 
Те, кто хочет отравлять свою жизнь, должны понимать, что губят не только себя. Сколько детей сейчас лечатся в онкологических клиниках - и некоторые даже умирают, такие маленькие! - а ведь беда-то в том, что виноваты в этом взрослые люди, курильщики. Из-за пассивного курения дети получают страшное заболевание…
Мы сегодня пытаемся тупо повторять то, что 50 лет назад еще прошли страны Западной Европы, когда мода на курение охватила эти страны. Зачем повторять эти ошибки! А мы продолжаем тянуться за ними. Но, между прочим, в Европе теперь уже курят только 5 процентов врачей, тогда как у нас - 23. Во многих клиниках Европы уже не принимают курящих пациентов на плановое оперативное лечение - нельзя принимать лекарства и дорогое обследование, не обещая, что не закончишь принимать яд. Смысла нет.
С Запада пришло к нам и еще одно умело замаскированное зло - так называемая ювенальная юстиция со всеми ее последствиями. Культ ребенка способен разрушить семью, и он это делает успешно. Нужно очень внимательно относиться к тому, что нам навязывают.  


«Вера без дел мертва»

В духовно-нравственной реабилитации нуждается, как правило, 95-96 процентов наших семей. Но если в XIX веке в любом селе был храм, а в сегодняшнем городском микрорайоне все эти сельские 300 домов легко умещаются в три девятиэтажки. А до храма километра четыре, а то и больше. То есть если бы мы жили так, как прежде, то возле каждых трех девятиэтажек должен стоять храм. Но, к сожалению, даже те храмы, что высятся сейчас в городах, полупустые.
Возвращаясь к теме пьянства… Весной этого года на коллегии Минздрава были названы такие цифры: примерно один миллион сто тысяч смертей в год от сердечно-сосудистых заболеваний. Было принято решение - как всегда экстенсивное: построить 12 кардиологических центров. Можете себе представить: затратить миллиарды рублей и определенное количество лет на строительство, приобрести оборудование, найти и создать команды, а потом начать решать эту проблему...
Я напомню, что в оболганное и забытое время плохо очень исполненного «сухого закона» с 85 по 87 неполный год было спасено множество людей: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 100 тысяч человек. Производительность труда поднялась на 16 процентов, рождаемость возросла на 27 процентов, и спасено было, по подсчетам специалистов, как раз около одного миллиона ста тысяч человек. За это короткое время! Потому что основная причина смерти - инфаркт и инсульт. Молодые парни, от 18 до 40 лет, погибают от инфаркта и инсульта, 70 процентов в состоянии сильного алкогольного опьянения.
И если бы сказать: «Родина в опасности!» - и подсказать людям, как бороться с этим злом, то, наверное, каждый, безпокоясь о себе, о своей семье, мог бы начать с себя и своей семьи в воспитании антиалкогольном, и затем уже распространить это на ближайшее окружение. То есть это мы можем делать сами.
-  Даже без миллиардных затрат…
- Для формирования культурной среды - хотя бы той, где мы с вами пребываем - нужно  понимание властью своей роли, без тесного взаимодействия с властями очень тяжело что-то важное сделать. Но понимание приходит к власти только тогда, когда мы ее постоянно безпокоим своими вопросами. Я во многом опираюсь на опыт и знания и, самое главное, благодатную силу нашего Владыки, Архиепископа Костромского и Галичского Александра. Он очень сильный молитвенник. И, второе, у нас все руководители - и губернского, и городского уровня - очень уважают Владыку за ту настойчивость, которую он вносит в решение многих проблем.
Мы сегодня в своей работе стараемся донести, что святая обязанность властных структур - служить развитию социокультурного пространства. Потому что решая только экономические проблемы, невозможно вообще ничего сделать.

Нравственный закон

- А сами вы как пришли к Православию? Вы выросли в Православной семье?
- Нет, нет. Случилось в моей жизни горькое обстоятельство, мы развелись с супругой, и та женщина, которая стала моей избранницей, супругой, привела меня в храм. Хотя и сама она была еще не полностью воцерковлена. И мы потихонечку, по шажку - по шажку пришли в храм, а затем уже долгие годы осознаем, что такое - быть Православным человеком. Мы врачи, супруга и сейчас трудится врачом в своей отрасли: частная практика и муниципальная деятельность. А я лет восемь занимался общественной деятельностью, некоторое время был заместителем мэра, и сейчас вот уже около пяти лет занят служением Церкви. Непростая работа, много всяких сложностей, но есть понимание того, что ты делаешь и для чего это. Это очень важно.
У нас с супругой столько батюшек знакомых… Мы приписаны к Ильинскому приходу. Но мы часто бываем то в Богоявленском монастыре, то в сельских храмах, которые в пределах нашего Костромского района расположены, потому что у супруги очень много пациентов среди Православного люда - священников, матушек, детишек, и нам приходится постоянно ездить, кого-то консультировать. Мы часто не знаем, где у нас будет следующая воскресная или праздничная Литургия. Такая вот кочевая жизнь… Хотя духовник у нас один, и мы стремимся чаще бывать у него.
Меня радует, что у нас в Костромской епархии много хороших батюшек, сильных молитвенников. Я уже не мыслю того, чтобы отправиться в дальнюю дорогу, не попросив благословения и святых молитв. В нашей епархии тринадцать действующих монастырей, пусть там братии не так много, но ее молитва вливается в общую канву молитвы за свою землю. За Костромскую и за Российскую.
- В вашей епархии такие великие святыни, Ипатьевский монастырь, Феодоровская икона Божией Матери…
- Стараниями Владыки Александра Феодоровская икона, наша святыня, стала «путешественницей». От этого даже легкое чувство обиды… Вот недавно икону возили в Тюмень, и к ней пришло столько народа! Я очень люблю Север, Сибирь, потому что я три года, будучи молодым врачом, отработал на полуострове Ямал и очень благодарен этому времени! Уроки жизни, уроки обретения стержня своего очень многое дают порой даже в экстремальных ситуациях - врачебных, житейских и прочих. Север непрост… Так вот наша Феодоровская икона была и на Дальнем Востоке, и во Владивостоке (там к ней 150 тысяч человек пришло!); она была на Саратовской земле, в Санкт-Петербурге, в Архангельске… - во многих краях она побывала за последние годы. И мы видели воочию свидетельства помощи Божией по молитвам у святынь. И конечно, мы чувствуем помощь этой святыни. Я напомню, это была семейная икона Александра Невского. С этой иконой связаны и победы на Чудском озере, с нею четыре раза разбили ордынские войска за время татаро-монгольского ига. У нас в епархии есть и другие святыни, если не ошибаюсь, шесть явленных икон. Сонм святых, большинство из которых ученики Преподобного Сергия Радонежского, его соработники. А в небольшом городке на севере Костромской области Солигаличе, который едва насчитывает семь тысяч человек населения, сегодня тринадцать храмов! Один из которых мог бы украсить любой областной центр - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Высота его до купола, когда изнутри стоишь, около 40 метров, можете себе представить!
И вот эти святыни потихонечку начинают восстанавливаться. Трудами Архиепископа Костромского и Галичского Александра за последние 16 лет очень много храмов восстановлено. В нашем миссионерском отделе стараниями председателя, отца Виталия Шастина, сегодня действует программа «Возрожденный приход», и восстанавливаются многие храмы, сельские прежде всего. Здесь выполняется простой нравственный закон - самый главный закон! Много существует разных теорий и законов, но жизнь-то идет, мы это видим, по великому нравственному закону. И по этому закону не живет род без праведника, не живет село без церкви, а город без святого. По этому простому закону сегодня все и происходит. Восстановление церкви означает восстановление села, которое, к сожалению, в нынешней России находится в глубокой разрухе. Мы же когда стараемся только экономическими мерами поднять его, вряд ли добьемся успеха. Потому что надо думать о святости. Надо помнить о своем главном предназначении. А предназначение России - быть основанием Престола Божия. Только тогда нам еще дастся время на то, чтобы исправить все, что мы натворили собственными руками.
- У вас богословское образование?
- Сейчас у меня пока два образования: врачебное и юридическое. Я заканчиваю третий курс на катехизаторском вечернем отделении Духовной семинарии. В последнее время интерес к такому обучению возрос многократно. И вечернее наше отделение составляет значительную часть всего семинарского образования. Потому что это работа на будущее. Здесь занимаются преподаватели Основ Православной культуры, библиотекари, экскурсоводы и многие другие. Те, кто хотел бы не просто прикоснуться к Православию или знать на каком-то среднем уровне основные вероучительные моменты, а знать на очень хорошем уровне.
Еще одна важная тема, которой мы занимаемся вплотную, - семейное воспитание. На лекциях и семинарах у нас проходят занятия и с военными, и с пожилыми людьми, и со старшеклассниками и студентами всех типов учреждений по программе «Основы семейной жизни». Этот курс помогает подрастающим детям определиться с тем, как им строить семейную жизнь. Нигде ведь эту дисциплину, по сути, не преподают. Рассказать о том, чем отличается любовь от влюбленности, что любовь - это жертва в высочайшем понимании этого слова; о роли мужчин - для юношей отдельная тема разговора; о женственности и как ее найти в девушке. О таких глобальных вопросах, как семья в современном обществе. Или об антропологии: «Тело - храм души». Такая вот тема о духе, душе и теле. И многие-многие другие вопросы для того, чтобы юноша или девушка могли определиться в этом мире, чтобы не сделать каких-либо ошибок. И я вижу в основном, слава Богу, у моих слушателей открытый взгляд. Глаза, которые на самом деле являются зеркалом души, глаза, которые хотят знать. Понимаете?.. Да, хотя и редко, но я вижу все-таки глаза, которые ничего уже не хотят знать, которые все знают. Поверьте, это страшно заглянуть в такие глаза - пустые, бездуховные. К счастью, пока глаз открытых, которые хотят познать что-то, может быть, душу свою полечить, может быть, прикоснуться к Богу, почувствовать Его присутствие - их намного больше. Это дает надежду.
Для меня очень важно принимать участие в таких мероприятиях, как эта Православная выставка. Очень радостно, что эта выставка прошла в Самаре, потому что, поверьте, взгляд постороннего человека может быть более безпристрастным, - город очень напряжен. Может быть, потому что люди в нем не светятся... Иностранцы всегда отмечали, что мы, русские, люди закрытые, не улыбаемся всем и всюду. И хочется сказать, что нынешняя выставка, да любое Православное мероприятие такого масштаба не может не коснуться людей своей святостью, благолепием. Для того чтобы начать менять ситуацию. Для того чтобы понять, что мы все составляем единое целое. Эта вот связь, взаимопомощь и поддержка в добрых делах и начинаниях, особенно духовно-нравственного содержания, - для них нет расстояний. Я с удовольствием приехал из Костромы для того, чтобы понять, почувствовать атмосферу, которая на таких мероприятиях в городе, регионе присутствует. И для того, чтобы в чем-то помочь, и что-то взять для себя самое ценное… И сравнить, проанализировать причины тех или иных явлений как со знаком плюс, так и со знаком минус. И делать выводы: как нам двигаться дальше, что сделать для того, чтобы люди научились понимать друг друга. Я позволю себе процитировать Митрополита Антония Сурожского, поскольку он тоже был врачом: сегодняшние человеческие отношения скорее следует называть человеческими столкновениями. Нужно уметь строить человеческие взаимоотношения, хотя это и очень непросто, вот этому мы всю жизнь и учимся.     
…Я бы очень хотел побывать снова на своем любимом Севере, чтобы и сравнить сегодняшнюю атмосферу с обстановкой двадцатилетней давности, когда я там работал, и что-то почерпнуть полезное. Потому что малые народы очень пострадали в советское время от бездумных решений - строительства тех же детских интернатов, разрушавшего семьи. Малым народам прививали не самые лучшие качества. И все же в этих условиях народности смогли выжить, выстоять - этот опыт ценен.
- Что вы можете сказать о наступившем сейчас финансовом кризисе?
- Неверие имеет своим крайним проявлением атеизм, материализм и мировоззрение потребления - крах которого мы видим сегодня во время кризиса.
Но кризис ведь и целительным действием обладает. Такие кризисы, как сейчас переживает мир, оздоравливают общий организм, потому что заставляют понять, что есть и другие ценности, кроме материальных. И они - вечны.


На снимках: Дмитрий Анатольевич Бурков; Феодоровская икона Божией Матери - великая святыня Костромской епархии и России; эти брошюры выпущены в духовно-просветительском центре «Кострома».

Ольга Ларькина
13.02.2009

    Очень полезное и интересное интервью с хорошим человеком. Спаси Господи!

    Как хорошо, что ест люди, у которых можно учиться и следовать их примеру! Спаси Господи!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Дорогу осилит идущий…


Автор и ведущий Православной программы «Дорога к храму» на телеканале «Пульс» Большеглушицкого района Самарской области Олег Иванович Губертов у себя в селе человек известный. И не только благодаря телевидению. Дело в том, что его личная дорога к храму, по которой он уже шесть лет ведет телезрителей, была непростой и тернистой. Историк по образованию, он много лет преподавал в местном СПТУ, был лектором. А потом десять лет работал барменом в местном баре. И многие люди, увидев его на экране возле икон, в первое время с изумлением протирали глаза. Ведь они больше привыкли видеть его за барной стойкой, разливающим пиво… И тем не менее сейчас в губернии, наверное, нет лучшего ведущего Православной программы, чем Олег Губертов. А полученный им недавно диплом «За верность вере и долгу» на десятом (2004 г.) Международном фестивале «Православие на телевидении», проводившемся в Москве по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, лишь еще раз подтвердил этот негласный «титул» лучшего автора и ведущего Православной телепрограммы. И неважно, что его передача собирает не миллионную аудиторию, как центральные каналы, а сельских жителей лишь только трех районов Самарской области. Важно, что говорит он со зрителями - от сердца к сердцу…


- Когда вы из бармена превратились в ведущего Православной программы, наверное, многие этому удивились?
- Сейчас уже народ трудно чем-либо удивить. Но определенное смущение все-таки было. Некоторые бабушки в нашем приходе (их, конечно, единицы!) до сих пор меня  воспринимают «барменом». А дело так было. Шесть лет назад руководитель канала «Пульс» предложил мне взяться за работу над Православной программой. Встретились мы на местном рынке, и Владимир Александрович Стрелков предложил мне эту работу. Сразу я не согласился, попросил время на раздумья. Посоветовался с супругой (она Православный человек). И она так мне сказала: немедленно берись за эту программу! И добавила: денег за передачу не бери… Поскольку я десять лет проработал в пивном баре, нужно мне было начать это искупать…Накануне во сне я услышал голос: «Ты десять лет проработал в пивном баре, работал на себя. Теперь десять лет будешь работать на Меня - безплатно…» Так я и сделал. Начальство сначала удивлялось, но потом согласилось с моими доводами. А многие до сих пор не верят, что я работаю безплатно…
- Чем же зарабатываете на хлеб насущный?
- Жена торгует на местном рынке, а я снабжаю ее товаром. Из Самары товар привожу… Ничего, концы с концами сводим как-то. У меня супруга ведь с высшим образованием, грамотная, верующая. К ней люди охотнее за покупками идут…
- Какие гости телепередачи вам наиболее запомнились?
- Вскоре после Архиерейского Собора 2000 года, на котором была прославлена Царская Семья, гостем нашей программы стала настоятельница самарского Иверского женского монастыря игумения Иоанна. Я задал матушке игумении вопрос об ее отношении к Царю-Мученику. И она мне рассказала, что вскоре после ее приезда в Самару, когда было очень трудно, монастырь только начинал восстанавливаться, во сне ей явился Царь Николай II. Он как будто пришел к ней в кабинет - в военной шинели, и с такой любовью на нее посмотрел… Она не стала мне подробно рассказывать об этом видении (сказала, что остальное - сокровенное), но все же я узнал, что Царь-Мученик сказал, что будет ей помогать в возрождении обители. Предупредил, что ей придется нелегко… Игумения Иоанна сказала в передаче, что почти каждый день вспоминает об этом видении. Думаю, этот ее рассказ потряс не только меня, но и многих телезрителей.
Многим запомнилась передача с Архимандритом Владимиром (Наумовым) из с. Высокое Пестравского района. Это выдающийся человек! Был я у него несколько лет назад. В это время стоял жуткий мороз. Съемки проходили в Михаило-Архангельском храме. Когда мы утром приехали на съемки, над храмом, над селом стояла радуга! Когда я взял интервью у отца Владимира, произошло невероятное. Народ, увидев по телевизору такого батюшку, поехал к нему в село Высокое - за тридцать, за сорок километров… С тех пор многие прихожане, у кого есть машины, так и ездят к нему на службы. И я их понимаю. Я про отца Владимира могу только одно сказать: с ним бы я пошел в разведку…
Еще для меня очень дороги передачи с замечательным священником, настоятелем Казанской церкви поселка Новый Буян протоиереем Иоанном Гончаровым. За проповеднический дар его называют «самарским златоустом». Однажды я зашел в Самарский Покровский собор, где он долгое время был настоятелем. Там мне посоветовали съездить к батюшке в Буян для записи передачи. Так я и сделал. Два с половиной часа шли съемки. На позапрошлом фестивале «Радонеж» я показал жюри выдержки из интервью с матушкой Иоанной, протоиереем Иоанном Гончаровым. А когда спустя год приехал на последний фестиваль, члены жюри стали расспрашивать меня о прошлогодних героях передач. Им запомнились мои такие удивительные и яркие собеседники. Многие спрашивали, где я нашел таких замечательных проповедников. Я им ответил, что настоящие подвижники Православия обычно живут в глубинке.
- На последнем фестивале «Православие на телевидении» Самарскую губернию представляла только ваша программа. С каким «сюжетом» поехали вы на фестиваль?
- Летом прошлого года вновь пришло приглашение нашей телекомпании принять участие в фестивале «Радонежа». Целый месяц я обдумывал передачу, которую можно было бы достойно представить на фестивале. Мне посоветовали встретиться с Андреем Андреевичем Савиным, старостой Вознесенского собора г. Самары. Он был секретарем у Митрополита Мануила (Лемешевского), у Владыки Иоанна (Снычева)… Он, можно сказать, живая легенда нашей епархии! Андрей Андреевич Савин родом из Оренбурга. Перед съемками он съездил на родину, побывал на месте, которое называют Русской Голгофой. На окраине города в 30-е годы расстреливали юнкеров (в Оренбурге было два юнкерских училища), казаков, священников… Там стояли дачи НКВД. Людей свозили туда ночами по пятьдесят человек. Они копали себе могилу, их расстреливали. Сбрасывали тела в могилу, потом трактором закапывали. Всего там сто таких захоронений. На этом месте было расстреляно пять тысяч человек! Андрей Андреевич каждый год туда ездит вместе со священником Александром Урывским, настоятелем Вознесенского собора. Батюшка служит там панихиду, они поминают убиенных… Без содрогания нельзя слушать рассказ Андрея Андреевича об этом месте. Одна из глав моего фильма «Ефрейтор Савин. Жизнь во Христе» так и называется - «Русская Голгофа»… Этот фильм стал лауреатом фестиваля. Московские кинематографисты заинтересовались моим героем и захотели снимать о нем крупный фильм. У меня был разговор с режиссером кинокомпании Православных фильмов «Ветка лозы» Людмилой Седовой. Я дал ей разрешение на использование моих съемок…
- Какие фильмы вам больше всего запомнились на последнем фестивале?
- В фестивале приняли участие 102 телекомпании, всего было представлено 150 картин. Я расскажу только о двух из них. Эти ленты стали лауреатами фестиваля. Я считаю, что эти фильмы нужно каждому Православному человеку иметь в своей видеотеке. Первая картина - «Мой сын - отец Сергий» (автор Юрий Колчеев, режиссер Петр Солдатенков, «Киностудия ПС»). Отец рассказывает о своем сыне-священнике, который умер в 46 лет. Отец работает в институте кинематографии, преподает операторское искусство. У него сохранились семейные видеозаписи, архив сына… На основании этого отец раскрывает перед зрителями образ своего сына… Отец Сергий закончил художественное отделение института кинематографии. Он долго искал себя - писал иконы, занимался творчеством. И уже в зрелом возрасте он стал священником. В Москве не остался, уехал в Вологодскую глубинку, в село Архангельское. Фильм рассказывает о его подвижнической деятельности. Представьте: он за отсутствием времени по ночам вскапывал свой крохотный участок, сажал картошку. А злые языки из местных жителей шептались: мол,  отец Сергий по ночам деньги зарывает… Он восстановил несколько храмов. На основе его дневников воссоздается образ настоящего подвижника. На получение диплома фестиваля приехал отец священника. И его встретил гром аплодисментов! В зале многие плакали…
Другой фильм - «Восхождение» (режиссер Елена Шаталина, студия «Отчий дом»). За двадцать минут показана столетняя жизнь человека! Это фильм о пожилой монахине в миру, ученой, докторе наук, почетном члене академий многих стран мира…
- Вы возглавляете видеоклуб при Православном приходе храма Михаила Архангела в Большой Глушице. Расскажите об этой, можно сказать, новаторской миссионерской работе.
- Два года назад, выступая на отчетном собрании священнослужителей Москвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что в последнее время получили развитие Православные видеоклубы при приходах. Святейший Патриарх назвал эти клубы одним из самых эффективных направлений в работе с прихожанами. А мы в это время как раз собирались открыть видеоклуб! Сейчас в Самарской епархии я знаю несколько Православных видеоклубов. Диакон Алексий Флоров ведет такую работу при приходе в поселке Прибрежном. Есть видеоклуб при приходе в Жигулевске, но там священник Сергий Некрасов работает иначе. У него хорошая видеотека, и прихожане просто берут, как в библиотеке, себе домой на просмотр кассеты. Создали и мы свой клуб. Наш настоятель священник Алексий Тверсков благословил меня на эту работу. Сейчас на заседания видеоклуба приходит человек 12-15. Некоторые прихожане еще не могут преодолеть психологический барьер. Что такое для многих из них телевизор? «Окно сатаны»! А тут мы приносим телевизор в церковь… Собираются члены видеоклуба с конца октября по конец марта (потом у всех начинаются огороды). Я объявляю тему, делаю вступление, потом показываем фильм. У клуба есть свой костяк. К нам приходят люди разных возрастов, в основном женщины.
- А отклики на ваши передачи слышите?
- В основном такие бывают отклики. Звонят и говорят: почему в субботу не было передачи!? Мы ее так ждем, а вы… А недавно мне майор милиции сказал: «Посмотрел я твою передачу о чуде в Державино. Теперь иду на службу и там буду думать…» Даже если только одна душа проснулась - и это уже великое дело!
- Расскажите о своей дороге к храму.
- Сам я родом из Рязанской области. В 1966 году, когда закончил школу, я поехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в семинарию. Душа хотела именно этого пути… Но один монах из приемной комиссии по душам побеседовал со мной и задал такой вопрос: вы понимаете, на какой шаг идете? И стал расписывать все последствия моего решения. Рассматривался даже не вариант поступления, а просто сам факт сдачи документов в приемную комиссию. Он обрисовал жуткую картину. Будет удар по родителем, я столкнусь с вниманием «органов» и пр. Спросил: «Вы способны перешагнуть через своих родителей?» Я был тогда к этому не готов. «Ну, тогда идите и думайте», - сказал он мне. А я вспомнил, как у одного знакомого после его поступления в семинарию отца сразу изгнали из армии (он был военнослужащим). И я забрал документы. Сейчас бы я поступил иначе! До сих пор жалею о том решении. Учился я на историческом факультете. Потом хотел работать на кафедре истории партии. Но меня не брали. В студенческие годы я немного диссидентствовал, и это «всплыло» в характеристике. Но потом я понял, что это был Промысл Божий, не допускавший меня туда. А вот в Самарский политехнический институт на кафедру научного коммунизма меня почему-то взяли. Но вскоре я понял, что оказался не на своем месте. Однажды мне приснилась лидер партии эсеров Мария Александровна Спиридонова. Она мне сказала, что все скоро рухнет. Коммунистическая система обречена! Я пошел к одному самарскому священнику, посоветовался. Он сказал так: поскольку ты «заказывал» этот сон, потому его и увидел. А я тебе от себя скажу: бросай эту работу! Все скоро рухнет, и твою кафедру заколотят досками… Так стал я барменом в Большой Глушице. Было это в начале 1982 года.
- Почему вам приснился именно этот неожиданный исторический персонаж? Ведь Мария Спиридонова, как известно, благочестием не отличалась…
- Да ведь и я в те годы благочестием не отличался! Другого советчика я просто не заслужил.
- Чему-нибудь научила вас работа бармена?
- Раньше я был на руководящих должностях, а тут посмотрел на жизнь снизу. Ведь опустился-то я на самое дно… Передо мной открылась совсем другая картина. Я увидел подноготную всей нашей системы и ужаснулся. Какие только начальники в нашем баре не куролесили! Что там творилось - не описать… А вообще работа бармена, как ни странно, дисциплинирует. Ведь работать приходилось в условиях очень тяжелых. На такой работе, как правило, спиваются женщины. Мужчины обычно не пьют. В эти годы мне было видение, подтолкнувшее к иному осмыслению жизни. Было это часа в четыре дня. Я подсчитывал выручку. Рядом со мной сидел мой приятель-инвалид. Потягивал пиво… И вот я случайно всмотрелся в него и увидел, как на моих глазах он начал чернеть и… превратился в черта с рогами! Я испугался, вышел на веранду. Вернулся - опять вижу черта…Перекрестился! Этот мой знакомый был алкоголиком, хотя был и умным, и даже образованным человеком. Но искушений от него было много… Сейчас этот человек уже умер. Не знаю, что это было. Может быть, я увидел, что делает алкоголизм с людьми? Сам я при этом был трезвый, только слегка пригубил пива… 
А следующим толчком стало тысячелетие Крещения Руси. Мой давний знакомый - Православный писатель и режиссер Алексей Солоницын - пригласил меня на торжественное заседание в самарском театре оперы и балета, посвященное этому празднику. Там я впервые увидел Владыку Иоанна (Снычева). Было много монашествующих, священников… Это событие стало для меня поворотным. А потом уже, когда я стал ходить в храм, во сне увидел Богородицу! Снилось, будто смотрю в небо и вижу, как ветер гонит по нему облака. А одно облако плывет медленнее, чем остальные. Присмотрелся: а на нем Богородица - в мраморно-белом изваянии. И строго так на меня смотрит… Я и все, кто был рядом (женщины покупали молоко), - упали ниц… 
- Телевизор в Православном сознании ассоциируется со злом, распущенностью, развратом, и в то же время телевидение - это огромная сила. Как же нам с ним быть: бороться с телевидением или за телевидение?
- Один из разрушителей России, Александр Керенский, умер в США в 1972 году в возрасте за сто лет. А в 70-м году он сказал, что если бы в 1917 г. у него в руках было такое мощное оружие, как телевидение, он бы до сих пор правил в России... Да, телевидение огромная сила. Но старцы говорят, что телевидение - «икона звериная». Нам вряд ли удастся сейчас что-то изменить в характере телевизионного вещания. Сегодня телевидение - это явное, почти стопроцентное зло! Как нам быть? Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил в своей крупной епархии, казалось бы, невозможное. Там создан и уже начал действовать Православный телеканал! Это один путь. Но он не везде возможен. А у нас в Самарской области несколько лет назад из сетки вещания ГТРК, напротив, «выпала» Православная передача «Символ веры». И произошло это, конечно же, не по вине Православных… (Справедливости ради стоит сказать, что сейчас ведутся переговоры о возобновлении этой передачи на ГТРК «Самара» - А.Ж.). Пока не будет взят общий курс на здравый смысл, мы ничего с телевидением не сделаем. Но уже сейчас нужно прислушаться к мнению Святейшего Патриарха и проводить работу по созданию Православных видеоклубов при приходах. Ведь ко мне в видеоклуб ходят не только постоянные прихожане. Приходят на наши заседания и те, кто и в храм-то не часто заглядывает! Но уже после просмотра трех-четырех Православных фильмов они обязательно пойдут в храм… Ведь Православное кино - это очень большая сила.
После разговора с Олегом Ивановичем Губертовом мне неожиданно довелось выслушать мнение о возглавляемом им видеоклубе жителя села Большая Глушица Анатолия Алексеевича Худова. Вот что он мне сказал:
- Это большое дело, что в нашем лектории есть ведущий. Есть человек, который может ответить на вопросы, что-то объяснить. Он ведь не просто нажимает на кнопку, но и сопровождает показ фильма своими пояснениями, комментариями. Тематика видеоклуба очень содержательная. Такого материала я нигде больше не видел. Я недавно побывал на заседании видеоклуба, там обсуждалась тема: «Церковь во время Великой Отечественной войны». И в плане моей дороги к Богу это заседание оказалось очень нужным. Оно послужило импульсом к тому, чтобы идти по этой дороге дальше…


см. также:

Антон Жоголев
18.02.2005

    Большое спасибо за статью. Помоги Вам Господи!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru