Дивное оружие - молитва и пост


Начало см.


Понедельник 5-й недели


«Давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погибнути, Слове Божий, сподоби всех благоугодити Тебе добре и теплым умилением послужити Тебе, Христе».
Опыт и трудности исправления своего побуждают непрестанно просить Божией помощи: «Якоже слепый от сердца зову Ти: Сыне Божий, просвети мои очи сердечныя»; «якоже впадый в разбойники и уязвлен, тако и аз впадох от моих грехов и уязвлена есть душа моя; к кому прибегну исцелитися, токмо к Тебе, душ и телес Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость».
«От всех бед рабы Твоя сохраняй, благословенная Богородице, да Тя славим, надежду душ наших».


Вторник 5-й недели
Сознавая свою греховную слабость, зовем словами Церкви: «Уязвленную мою душу и смиренную посети, Господи, Врачу болящих и отчаянных, Пристанище необуреваемое, Ты бо есмь пришедый Избавитель мира, еже воздвигнути из тли падшего, и мене припадающа возстави за великую Твою милость».
Сознание великой милости Божией дает возможность «брашно любовь» творити, то есть понуждать себя (если и сердце противится) на любовь Божию отвечать послушанием, доверием и исполнением Им заповеданного, выражая это любовью к людям.
Пост склоняется к своему закату, и Церковь просит: «Постов время мирно скончати подаждь нам, Господи».


Среда 5-й недели
«Высоту добродетелей оставивши, душе моя, во глубину греховную снизошла еси…» Почему – оставивши, если знаешь о себе, что на эту высоту душа еще и не поднималась? Видимо, потому, что Бог дает каждому в какой-то миг ощутить себя «на высоте». Тогда чувство близости Божией и доступности Бога поднимает тебя над обычными заботами, и в такой миг дух захватывает от такой высоты и из земного уже ни о чем не вспомнишь и не пожалеешь. Но это проходит. Это дается, чтобы знать, куда идешь и что можно найти. Дальше – дело своего произволения, которому Бог помощник. Но тут-то мы и застываем… Вместо высоты достигаем глубины греховной. Из нее уже молим: «Попецыся о мне, Господи, и спаси мя».
Вечерняя стихира дня говорит нам, что душа ранится и уязвляется от пленения ума помышлениями, которые мы ленимся отгонять. Мысли, разбегающиеся во время молитвы, свидетельствуют о невнимательной жизни вообще. Эта беззаботность и ведет к пленению ума, то есть к такому состоянию, когда мы хотим противиться помышлениям – и не можем. Оттого мы и «наги добродетелей на житейском пути». В таком состоянии только остается просить: «Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость».
В тот же день звучат и предостережения нам: если вся жизнь прошла во грехах, трудно, а иногда и невозможно покаяться в старости. Нельзя откладывать на неведомый срок покаяние, но пока есть время, нужно молить: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
Некоторые из стихир приведем целиком.
«Тяжестью небрежения содержим есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара и оскверняю мое еже по Образу: Обратителю небрегущих и Избавителю прегрешивших, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Волею согреших паче всех, сего ради оставлен есть, имам противника души моей, плоти мудрование, и помрачает мя. Просвещение сущих во тьме и Наставниче заблуждающих, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Живет, глагола пророк, душа моя и восхвалит Тя, взыщи овча заблуждшее мя и сопричти мя стаду Твоему, даждь ми время покаяния, да стеня вопию Ти: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы, и со страхом возопию: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Сокрыв талант, данный ми, яко несмысленный раб в землю закопав, ибо якоже непотребный осудихся, и не дерзаю прочее просити Тя, яко незлобивый ущедри мя, да и аз воззову: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Всем страстем поработихся, оставив закон и божественныя писания, всего мя исцели, Благодетелю, мене ради по мне быв Блаже, обрати мя, Щедрый, страстей Потребителю; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Утверди, Владыко, душу мою к Тебе притекати и Тебе работать присно: покров бо мой еси, и хранитель, и заступление, и помощь, сподоби, Божий Слове, вопити мне в дерзновении: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«О неизреченного Твоего благоутробия, преблагий, незлобивый Господи! О безгрешный и щедрый! Не отрини мене от лица Твоего, яко да и аз благодарственно, радуяся и поя, вопию Ти: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».


Четверг 5-й недели
Летят дни поста, и во все дни Церковь от лица всех своих чад просит грехам прощение и душам спасение. Казалось бы, все стихиры об одном, хотя и разными словами говорят. Это сознание греховности так глубоко от глубины греховных привычек и слабостей, которые с великим трудом выкорчевываются, если уже пустили корни.
«В разбойнические пути впадши, душе моя люте уязвлена есмь от своих согрешений, предавшая неразумным врагом, но яко имущая время, во умилении возопиий: Упование ненадежных, Животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя».
Обращение к Распятому на Кресте Господу: «Расторгни узы моя» - сопутствует радостному сознанию: «Время благоприятное поста ныне», «егоже всем во спасение показал еси».
«Пощением светлостью иногда Моисей сияй, славу Божию виде: сему поревновавши смиренная душе моя, на кресте распростершему длани Тебе ради благостию, делы угоди, воздержанием и молитвою, яко да улучиши Божественное наслаждение».
Пост приближается к концу, и Церковь просит, поклоняясь Кресту: «Радостию скончати поприще пощения и достигнути страсти Твоя воспети, Господи, имиже спасл еси ны».


Пятница 5-й недели
Образ впадшего в разбойники – это образ немощной души, терпевшей поражение за поражением от разбойников безплотных. Обойденная и презренная служителями храма, вопиет она к Богу: «Мертв есмь, кротчайший имея жизни останок, на Тя имеяй едину надежду, мертвым живот подающаго, но обяжи ми струпы, Твою искапав мне благость, Едине Человеколюбче».
В пятницу вечером – служба с акафистом Матери Божией. Поют «Совет превечный» и другие стихиры, которыми открывается служба, «Похвала Пресвятой Богородицы».


Суббота 5-й недели
Утренние стихиры целиком посвящены чину «Похвалы Пресвятой Богородицы», то есть вспоминают Благовещение. Обычно они печатаются вместе с акафистом и поются всей Церковью.
На великой вечерне в субботу вспоминается преподобная Мария Египетская. Ее покаяние – образец всем. Стихиры вспоминают ее обращение и пустынную жизнь. «Душевная ловления и страсти плотския мечем воздержания посекла еси, помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси, и прозябла еси нам покаяния плоды. Темже твою память, преподобная Мария, празднуем».


Воскресенье 5-й недели
На утрени стихира говорит нам: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. Сия и Давид-пророк учит, глаголя: «Праведен муж милуяй весь день, наслаждаяйся Господеви, и во свете ходяй не поткнется. Сия же вся к наказанию нашему писашеся, яко да костящеся благостыню творим, и дает нам Господь вместо земных небесная».
Начинается вербная неделя. Церковь призывает: «Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви, предпразднственное пение ваше принесем, вернии, грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть. Темже уготовим благочестно победныя образы, ветви добродетельныя, осанна вопиюще Творцу всех».
В тот же вечер вспоминается и притча о богатом и Лазаре. В стихирах мы слышим: «Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваму жен поревнуем терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: «Правосудне Господи, слава Тебе».


Понедельник 6-й недели
«Не осуди мене, Христе, в пламени геенстем, якоже богатого, ради Лазаря, но даруй и мне плачем просящу, капли человеколюбия, Боже, и помилуй мя» - так начинает Церковь неделю ваий. Вечером слышим о себе: «Недугующую стяжах душу, окаянный, и лежу на одре всегда лености, Владыко, и вопию Ти: милостиве, пришед посети, здравие мне подая и милость, и не остави мя, да никогда усну в смерть…» Зная губительность страсти иметь больше и больше, Церковь просит: «Душевного лихоимства свободи, Спасе…», чтобы не оказаться вместе с расточительным и немилосердным богачом, но «с Лазарем убогим в недрах Авраамовых причти нас».


Вторник 6-й недели
Церковь, обнимая и принимая каждого, знает, как трудно отстать от грехов, и потому учит: «О душе, что унываеши, что ленишься, бегай присно якоже Лот Содома и Гоморры, нечистоты заполения. Не возвращайся вспять», чтобы не быть безчувственным столпом сольным (по примеру жены Лота), но «смиренномудрием возопий: упование мое, и прибежище мое, Господи, слава Тебе». Здесь надо себе заметить, что моление сопровождается благодарением, и должно так быть всегда, хотя о благодарности мы почти не думаем.
«Всеми прилоги лукавого многострастное мое сердце изнемогше, гробу сносится уныния люте и якоже камнем покрывается нечувствием, Спасе. Древом Живоносного Твоего Креста вся сущая во аде ожививый, возстави мя, оживи, яко да страхом Твое славлю Божество».
Образ богатого и Лазаря вместе с воспоминанием вифанского семейства еще не раз зазвучит в стихирах этой недели, заканчиваясь обращением к душе своей: «Алчуща Божественных брашен, Слове, пламене будущаго избави мя Твоим благоутробием».


Среда 6-й недели
Еще не забыты богатый и Лазарь, но уже почти все стихиры уносят нас в окрестные веси Вифании, где умирает брат Марфы и Марии. Обращаясь от этого образа к душе своей, «Марфе и Марии, вернии, подражающе, ко Господу послем божественные деяния яко молитвы, яко да пришед, наш ум воскресит, мертв лежащий во гробе лености нечувственный, страха Божественного никакоже ощущающий и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь, Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость».
От лица умершего Лазаря Церковь говорит, что ад полон неисчетным множеством душ, «Христос же идет оживити друга своего, едино от всех совершити согласие, благословен еси, Спасе, помилуй нас».


Четверг 6-й недели
«Приидите прежде конца вси братие, чистым сердцем приступим ко благоутробному Богу, житейская обстояния отринувше, о душах попечение сотворим, брашен сластей воздержанием гнушающеся, о милостыни попецемся, тою бо, якоже писано есть, прияша неции учредивше Ангелы. Напитаем убогими, напитавшего нас Своею плотию, облецем себе во Одеющагося светом яко ризою, да молитвами Пречистыя Богородицы и Девы Матери, оставление получивше грехов, со умилением к Нему возопим: Господи, избави нас от шуяго ответа и сподоби нас деснаго Твоего предстояния, яко милостив и человеколюбец».
Вечерние стихиры уже говорят о входе Господнем в Иерусалим, приглашая «множество богособранное священных монахов» вместе с народом встретить с ваиями Христа, зовуще: «Благословен Грядый спасти род человеч Страстию Креста и безстрастие всем подати за благость».
Обращаясь еще раз к образу богатого и Лазаря, просим избавить богатого «немилостивого подобия и неподатного нрава», у Лазаря же научиться «благодарственному терпению».


Пятница 6-й недели
Последний день Великого поста. Поэтому слышим: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: «Господи, слава Тебе».
Остальные стихиры дня целиком посвящены подробностям посещения в Вифании дома Марфы и Марии и воскресению Лазаря Господом.


В Лазареву субботу
Поет Церковь «Общее воскресение…». Стихиры дня, обращаясь к подробностям событий, подчеркивают, что Господь, показывая воскресением Лазаря силу Божества Своего, подавая пример ученикам, в народе смиряется, стараясь не выделяться, скрыть эту силу, спрашивает: «где положили его?» «Лазаря умерша четверодневнаго воскресил еси из ада, Христе, прежде Твоея смерти, потряс смертную державу и единем любимым, всех человек провозвещаяй из тли освобождение. Темже покланяющеся Твоей всесильней власти вопием: «Благословен еси Спасе, помилуй нас».
«Якоже рекл еси, Господи, Марфе: Аз есмь воскресение, делом слово исполнил еси, из ада воззвав Лазаря, и мене, Человеколюбче, мертва страстьми, яко сострадателен воскреси, молюся».
На великой вечерне все поют: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» Еще звучит стихира: «Прежде шесть дней бытия Пасхи»… обычно исполняемая «концертно» (и ее же поют по окончании Литургии – «заприч.»). В основном уже сам вход в Иерусалим становится содержанием стихир вечера субботы и в воскресенье.


Вербное воскресенье
«От ветвей и ваий, яко от Божественна праздника в Божественный прешедше праздник, к честному Христовых Страстей, вернии, стецемся Таинству спасительному, и сего видим за нас страсть терпяще вольную, томуже пение подобное благодаряще воспоим, умильно зовуще: благоутробия Источниче и спасения Пристанище, Господи, слава Тебе».
«Страшно еже впасти в руце Бога жива, Сей Судия есть помышлений и мыслей сердечных. Никтоже да внидет искушаяй веру непорочную, но в кротости и страхе Христу приступим да приимем милость и благодать обрящем во благовременную помощь».
В другой стихире сонмище лукавых сравнивается с женой, не сохранившей верность мужу, в момент входа Господня им надо стыдиться своих детей, «сице вопиющих: осанна Сыну Давидову…»


Святой и Великий понедельник
«Се Жених» и «Чертог Твой» звучат на утрени Великого дня.
«…Се восходим в Иерусалим», - слышим Евангельские слова как бы самого Господа. За Ним шествовать зовет Церковь «очищенными смыслы», и да «умертвимся Его ради житейским сластем», чтобы ожить с Ним и возвыситься «в горний Иерусалим, в Царство Небесное».
С покаянным чувством слушаем. «Иссохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».
Вечерние стихиры повторяют те, которые слышали на утрени. Среди них опять же Евангельское напоминание – «кто хочет быть первым, да будет всем слуга».


Святой и Великий вторник
«Се Тебе талант Владыка вверяет, душе моя, страхом приими дар, заимствуй давшему, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа Твоего. Тоя достойна мя сотвори, Спасе, заблудившаго, великия ради Твоея милости».
Мысль об ответственности перед Богом за все, что Он дает, повторяется и в других стихирах, как и о затворенном Чертоге для ленящихся и спящих: «Приидите, вернии, делаем усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает, да приобщается же Словом верный тайны ненаученному и да расточает богатство убогим другий. Сице бо заимованное многоусугубим: тоя нас сподоби, Христе Боже, яко Человеколюбец».


Святая и Великая среда
Вспоминает Церковь жену-грешницу, принесшую миро Спасителю. Вспоминается и предательство Иуды. От лица грешницы Церковь молит Владыку: «Возлюби любящую, праведно ненавидимую… Благодетелю Человеколюбче». Параллель с Иудой постоянно разбегается в разные концы: «Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люта есть леность, велие покаяние». При чем здесь милость? Может быть, Церковь видит ее в нежелании преодолеть в себе все греховное и мрачное, что где-то дремало в душе Иуды и не преодолевалось механически, силой благодати даже, без его личного напряжения и устремления. Грех сам себя не изживет, если человек не работает над собой. Вот эту мысль иллюстрируют два примера – Иуды и грешницы.


Святой и Великий четверг
Тайная вечеря и предательство! Подробно касаясь всех событий этого дня, Церковь предупреждает: «Да никтоже яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе… ненавидя лобызаше, лобызая же продаваще Искупившаго нас Клятвы, Бога и Спаса душ наших»…
От Лица Господа Церковь говорит каждому: «О друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене: аще бо и стражду, но за мир. Не блазнитеся убо о Мне, не приидох бо, да послужат Ми, но послужити, и положити душу мою избавление за мир, аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: хотяй первый быти да будет последний, владыка яко служитель. Пребудете во Мне да грозд принесете, Аз бо есмь Лоза животная».


Святой и Великий пяток
«Вся тварь изменяшеся страхом, зряще Тя на кресте висима, Христе, солнце омрачашеся и земли основание сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе».
Основная мысль всех стихир – «велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: долготерпеливе Господи, слава Тебе».
Самое яркое свидетельство того, что мысли Божии – не наши мысли. И до сего дня мы плохо себе представляем всю глубину дара милости Божией, по которому смиренный грешник кающийся прощается, а самонадеянный и гордый исполнитель всех правил остается вдали от Бога.
Над всем миром плывет: «Тебе одеющагося светом яко ризою…»


Во Святую и Великую субботу
«Сия бо есть благословенная суббота; сей есть упокоения день…»
Стихиры дня уводят нас в ад, который «стеня, вопиет: разрушися моя власть» явлением Спасителя, разрушившего смертную державу. Последняя стихира субботы зовет: «Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен».
В этот день особенно хорошо помолчать – умом, сердцем, всем существом. Еще лучше – не удаляться внутренне далеко от Господа, в тишине и мире помыслов благоговея перед Ним.

Галина Пыльнева
31.03.2006

    Всё это очень и очень хорошо, но мне кажется что молитва должна быть от себя, от сердца и своими словами, а нетолько с книжек. Ведь молитва это и разговор с Богом.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Дивное оружие - молитва и пост


Начало см.


Понедельник 4-й недели
Стихира (на стиховне, гл. 6) указывает нам особенный путь «возношения» (возвышения) – смирение. Пример исключительного смирения – Сам Христос. В притчах Своих и в учении Своем Он не раз убеждал слушающих, что смирение возносит. Но на примерах многих мы видим, что все-таки до смирения нам далеко. Остается просить: «Очисти, Спасе мой, и спаси мя».
Близится середина поста. Церковь зовет: «Страсти смирим телесные брашен отложением и сластей отвращением и древо Креста облобызаем верно». «Господу возопим: благодарим Тя, Благоутробне, спасающего сим души наша».
Остальные стихиры выражают поклонение Кресту как «оружию непобедимому, древу жизни, врагов отгнанию, сиянию светлому, силе праведных, ангелов светлости».


Вторник 4-й недели
Вспоминая услаждение вод горькой Мерры, Церковь зовет: «Страсти горчайшия от мыслей моих отжени и покаяния медом ум мой усладив, поклонника мя покажи честныя страсти Твоея».
Поклоняться честному Кресту Церковь призывает «чистотою», «умом же и устами». Чистота ума – это свобода от пленения страстями, чистота уст – это чистота и просветленность сердца. При таком содружестве ума и сердца «молимся достигнути и спасительное воскресение».
Вспоминая мытаря и фарисея, Церковь напоминает нам, что и мытаря грехами мы превосходим, и покаяния его нет у нас, фарисею подражаем возношением, не исполняя и того, что тот исполнял. Остается лишь просить Господа, «бесовское высокомудрие на Кресте» низложившаго, помиловать и спасти нас.


Среда 4-й недели
«Пощения путь преполовивше», вспоминаем веру Авраама, для которого было чудом принятие в жертву сына и возвращение его живым. Просим и мы: «нас, верою избавившихся от врага», сподобить Тайной Вечери причаститися, «в мире зовущих: Просвещение и Спасителю наш, слава Тебе».
«Пост благих ходатай, свое преполовение ныне введе…» Удостоверяя старую истину, что первую половину дела труднее одолеть, Церковь как бы успокаивает и воодушевляет: вот и половина поста позади, и «благих напряжение множайшее благодеяние творит». Теперь еще ближе мысль о Пасхе, которую Церковь готовится достойно славить.
Другая стихира вечера учит нас «в тайне добродетели» делать, ожидая «духовного воздаяния», «не посреде торжищ и распутий» делать напоказ, но «внутри сердца». «Пост совершаем, не сетующе лицы», но в глубине души молясь, непрестанно зовем: «Отче наш… не введи нас во искушение…» Не зря подчеркивается это прошение. Во время поста искушения усиливаются, и должны усиливаться наши бдительность и усердие, что далеко не всегда бывает, и горечь поражений и потерь пусть будет нам уроком.


Четверг 4-й недели
Кроме поклонения Кресту, всю неделю просит Церковь всех нас «поревновать мытареву покаянию», а не фарисейски хвалиться. Хотя это и всем известно, но если и удерживается человек от явного самовосхваления, то всем трудно избегать самомнения. Когда внимание обращается на самые корни грехов наших, то остается только взывать: «Боже, очисти нас, грешных».
Вечерняя стихира учит тому же: «От Господа, смирившего Себе, даже до распятия и смерти тебе ради, навыкни, душе моя, от возношения смирения, и от смирения возношения, о добродетелях не возвышайся, ниже себе праведну мнящи ближнего осуждай, якоже велехвальный фарисей, но в разумении низложенном прегрешений твоих памятствующи токмо, якоже мытарь возопий: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя». То есть, помня свои грехи, которыми низложен, не берись мудрствовать лукаво, а молись молитвой мытаря.


Пятница 4-й недели
Последний раз поется «Днесь Владыка твари», и поклоняемся Кресту. Образ фарисея и мытаря все еще сопровождает увещания Церкви и желание возбудить в нас молитву и усердие искать покаяния и смирения мытаря, отвращаясь тщеславия фарисея.
«Страстем поработив души моея достоинство, скот бых: и не могу воззрети к Тебе, Вышнему, но долу преклонився, Христе, яко мытарь, молюся зовый Тебе: Боже, очисти и спаси мя».


Суббота 4-й недели
Посвящена памяти преп. Иоанна Лествичника. Вечерние стихиры ублажают его постоянную молитву и деятельное поучение (то есть опытное знание), что обогатило его благодатью и давало силы отвращаться «нечестивых советований».
Как ни восхваляет Церковь личные труды преподобного – постоянное покаяние, бдение на молитве, утверждение ума в вере, отвращение от непостоянных мирских утех, согласие на крест и последование узким крестным путем, но все это возможно человеческому усердию лишь при содействии «крепости Божественного Духа».
От имени самого преподобного Церковь зовет: «Возлюбите Бога, и обрящете благодать вечную, ничтоже предпочтите паче любви Его, да егда приидет во славе Своей, обрящете упокоение со всеми святыми».


Воскресение 4-й недели
«Приидите, делаем в тайном винограде, плоды покаяния о нем творяще, не в брашнах и питиих труждающеся, но в молитвах и постех добродетели исправляюще: сими угождаем Господь дела, динарь подает, имже душа избавляет долга греховнаго, Едине многомилостивый».
Пройдя половину поста, «начало Божественного жития яве покажем». Труды первых недель уже должны как-то сказаться на нашем пути, чтобы «к будущему радостию» поспешить и сподобиться поклониться Страстям Христовым и Св. Воскресению.
Опять возвращаясь к притче о виноградарях, слышим призыв: «Виноград насадивый и делатели призвавый, близ есть Спас: приидите пощения богат есть Давец и милостив: мало делавше, примем душевную милость».
Вечерняя стихира напоминает притчу о милосердном самарянине, и впавшему в «разбойнические помыслы», прельстившемуся умом и уязвившемуся душой вряд ли стоит ждать помощи от проходящего мимо священника и левита, но прямо спешить к Господу за исцелением и поддержкой.

Галина Пыльнева
24.03.2006

    Мне очень нравится ваша газета

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Дивное оружие - молитва и пост


Начало см.


Понедельник 3-й недели
Краткая стихира Богородице может стать молитвой не только в дни поста:
"Свеще неугасимая, Престоле праведный, Пречистая Владычице, моли спастися душам нашим."
Вечером опять мы слышим призыв: "Пост возлюбим!" Благодаря посту "страсти лютейшие действием Духа" увядают, желание делать "божественные деяния" укрепляется, "ум на небо "воссылается, прощение от Бога Щедрого даруется".
Образ блудного сына и чадолюбивого Отца не раз вспоминается в стихирах дня, где покаянное чувство открывает душе глаза видеть свою вину и просить: "Не отрини меня самого, от Тебя удалившагося". И в другой стихире продолжение: "Покрый мою наготу человеколюбием Твоим и спаси мя".


Вторник 3-й недели
Словами блудного сына зовет душа Господа принять ее покаяние, сознавая свою греховность и недостоинство без обвинителей и свидетелей. Они – в самой жизни, о них говорит рубище – жалкие лохмотья, не защищающие, не греющие, не украшающие. Это – только свидетели крайней нищеты души.
"Постом очисти мя, даждь ми Твоя хотения совершити". Мы просим этим Господа исполнить Его желание – вернуть нам достоинство детей Своих, утраченное нашим сластолюбием и удалением от Него.
Уже теперь мысль о поклонении Кресту и Страстям Христовым готовит нас обращением: "Оживи смиренную мою душу, копием прободыйся, Владыко".
"Забвением Твоих даров иждив богатство" - души, конечно. Мы так мало думаем о том, что дает нам Господь, забываем, что лишь Его милостью "живем, движемся и существуем". Но не проходит для души безследно это забвение. Невнимательность, неблагодарность приводит душу к обнищанию и ослаблению. Потому мы так падки на приманки врага и так немощны в противоборстве с ним. Остается нам каяться и просить: "Ублажи, присвой к Себе, Человеколюбче".


Среда 3-й недели
Образ блудного сына сопутствует многим дням поста. И в среду мы слышим, что от лица кающегося называет Церковь страну, куда удаляется от Бога душа, "страной злобы". Там она "гладом тает благих дел". Этот голод души по способности творить добро и есть общая человеческая неудовлетворенность жизнью. Что же мешает их творить, если есть такое желание? Удаление от Бога, так как у Него – источник сил и вдохновения, мудрости и просветления. Но, слава Богу, есть возможность вернуться, если человек покается, сознавая: "согреших, вем бо Твою благость, прими мя яко единого, Щедре, от наемник Твоих…"


Четверг 3-й недели
Образ Креста все явственнее проступает в стихирах этой недели, готовя нас к поклонению ему, напоминая его значение.
"…Подаждь нам страх Твой, Господи, во время пощения и прощение согрешений…" Почему теперь зашла речь о страхе? Потому что первое напряжение может смениться внутренним ослаблением и безчувствием и, возможно, еще и потому, что время быстро приближает нас к дням Св. Страстей, переживать которые без чувства страха Божия - значит многого лишиться.
Мысленно возносясь к Кресту, мы молимся словами стихир, прося Господа "добродетелями всяческими обогатити", "собирая далече отстоящие" и разбегающиеся "помышления". Здесь же мы просим дать "сердцу… чистейший страх Твой и души… совершенную любовь". Вечерняя стихира учит нас просить: "Древо живоносного Креста Твоего видети сподоби нас и честне поклонитися". Здесь же есть прошение "пети по достоянию и Пасху тайную". Почему эта речь о тайной Пасхе? Может быть, автор стихир считал, что быть с Богом, достойно кланяться Ему, жить в благоговении перед Ним – всегда Пасха, всегда радость, всегда полнота блаженства. Тайная – так как не выражается явно, неведома тем, кто не знает этого опытом, не связана ни условиями внешней жизни, ни временем года, ни вспоминаемыми событиями…
В другой стихире мольба: "Оживи мою душу, умерщвленную прегрешеньми". Почему так часто слышатся подобные просьбы? Потому что человеку много дано и велика ответственность. Чуткая душа это чувствует все более и более. Зная, что потерянные силы можно почерпнуть лишь в Источнике жизни, Церковь зовет: "Обнови мя, к покаянию привлек, едине Многомилостиве".


Пятница 3-й недели
"Несмысленным скотом уподобихся, спасительных заповедей преступлением…". С таким сознанием каясь, молит Церковь от лица пришедшего: "Не отрини мене Твоего сыноположения, но обращающагося приими, яко блуднаго сына, и спаси мя".
Снова и снова с чувствами блудного сына звучит мольба: "Богатство расточих благости, к Тебе прибегох, Благоутробне… помилуй мя". К сожалению, всем свойственно ценить богатство благости тогда, когда его уже нет. Всем, кроме смиренных. Ими оно не присваивается, но всегда, оставаясь даром Божиим и владением Божиим, хранится благодарением в душе.


Суббота 3-й недели
Все стихиры – гимн Кресту. "Воссия Крест Господень, светолучная молния Твоей благодати в сердца чтущих Тя".
Обращаясь к Господу, на Кресте распятому, Церковь просит: "Воздаяние подаждь воздержания рабом Твоим", "богатое заступление", просит "не презреть нас бедствующих", сократить расстояние, разделяющее нас от Бога, побороть "борющия ны", "освятить наши души и телеса" и от всякого "вреда сопротивных соблюсти неврежденных" и "велию милость".
При поклонении Кресту поется стихира: "Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради осужденнаго избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен".


Воскресенье 3-й недели
Крестопоклонная неделя вся посвящена крестным страданиям Господа, дарам Его победы и мольбам: "Сему (Кресту) умилением сердца поклонитися и нас сподоби, просвещенных добра постом и молитвами, и воздержанием, и благотворением".
В следующей стихире вечера замечено, что не только явное, видимое поклонение Кресту "демоны палит", но и "воображаем сих паля является". Это необходимо помнить всем, так как не всегда и не у всех есть возможность при всяком воспоминании о Кресте сделать поклон, но мысленно поклониться и призвать Господа – не менее действенно.
В тот же вечер звучит и просьба избавить от "фарисейского лицемерия". Все напоказ (хвалясь хотя бы только перед собой, питая и усердие свое лишь самомнением) – будет причислено к фарисейству и осудится за лицемерие, от чего и просит Церковь "очистить и спасти".

17.03.2006

    Дивное оружие — молитва и пост —
    отличные выпуски. Замечательная идея!
    Буду ждать следующих статей!
    Так и до Пасхи дойдем!
    Во Славу Божию!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Дивное оружие - молитва и пост


Понедельник 1-й недели
В понедельник 1-й недели поют или читают стихиры, где вполне осознанно говорится: "Хочу каяться и не имею слез". Если и теперь буду лениться, "окажусь виновным". Как помочь себе? Молитвой. "Дай мне исправление, Благий Боже, и помилуй мя".


"Постимся постом приятным", - говорится в следующей стихире того же дня. Что же делает наш пост приятным, "благоугодным Господу"? Это удаление от всякого зла, воздержание языка, отказ от гнева и всякого раздражения, нежелание потакать всем своим сластолюбивым привычкам, воздержание от лжи, пустословия. Тем более – клятвопреступления. "Сих оскудение – пост истинный есть". Заметим, что опыт Святых Отцов не требует от нас невозможного – сразу коренной перемены, а в начале поста лишь "оскудение" всякого зла. Но если мы не будем начинать оскудевать грехами, то как с ними простимся вообще?


Вторник 1-й недели
Стихиры этого дня призывают вспомнить Евангельское повеление не показывать видом своего воздержания, но помазать голову "елеем благотворения", то есть не буквально только читать и исполнять, а видеть в этом указании более глубокий внутренний смысл. Заботясь о благотворении и чистоте души, чистоте всех побуждений, "не многоглаголем в молитвах", то есть не будем считать самым нужным количество прочитанного. Как же тогда молиться? Евангельски указанной молитвой "Отче наш".
В вечерней стихире есть указания на то, что воздержание дает душе наслаждение, и о таком даре просится усердно: "Воздержания наслаждение и мне дай, Господи, как Адаму рай…", "да живоносную Страсть Твою Крестную в радости предварю", то есть встречу с радостью страстные дни.


Среда 1-й недели
Стихира на стиховне утра среды обращает наше внимание на то, что и помышления о посте помогают поработить страсти. Одоление своих страстей как бы покрывает нас "духовными крыльями", способными облегчить нам "вражию движимую бурю". Тогда только мы сможем достойно поклониться Кресту и духовно праздновать Спасово воскресение.
Не перестает нам Церковь напоминать о том, что "постясь телесно, постимся и духовно", призывая не откладывать на будущее и творение людям добра, и собственное изменение к лучшему. Перечисляется это совершенно конкретно: "постися от всякой злобы и зависти", гнева и "сладости текущия и сластные", то есть воздерживаясь от привычных удовольствий, от исполнения всякого своего желания без разбора – лишь бы захотелось. Эта постоянная работа над собой избавит "лютых болезней" (прежде всего душевных, приносимых рабством страстям) и заслуженного наказания. Останется лишь от глубины души сказать: "Господи, слава Тебе!"


Четверг 1-й недели
Мысль о Пасхе едва ли хотя бы на один день заслоняется тяжестью поста. Пост – не как бремя невыносимое, а как средство глубже раскрыть свою душу Свету Воскресения – так это воспринималось издавна Церковным сознанием. И в этот день мы слышим призыв: преодолеть греховную закваску постом, препоясаться свободой "от всякого дела лукавого", утвердиться в вере, не уподобляясь врагам Креста, для которых "бог" – чрево, но последовать постом за Господом, Спасителем душ наших.


Пятница 1-й недели
В пятницу уже звучат напоминания о крестных страданиях Спасителя, хотя и прежде образ Креста неотделим от постного времени, но преобладает все-таки убеждение "бежать невоздержания", так как спасение от Господа найдет только душа, свободная от власти губителя. Пасха будет спасительной лишь тем, кто может "страстям не покоряться", но преодолевать свои желания, если они не ведут к Богу.
Вечером Церковь зовет: "Приидите, верные, делаем во свете дела Божии". Здесь, в этой стихире, есть указание на особый грех – быть другому соблазном. Чтобы избежать его, надо все дела свои "делать во свете". По объяснению этой же стихиры, мы должны "возрастить души дарования". Без своего старания они не возрастут, а старания без искренности, простоты и молитвы не приведут к желаемым результатам. Все вместе – и внутреннее делание ("во свете Лица Божия, то есть в памяти Его Присутствия), и внешнее – "дадим требующим хлеб" (то есть все необходимое; иногда это не хлеб буквально, а доброе участие, совет, помощь, моральная поддержка) умножат дарования Божии и сохранят от греха соблазна для других.


Суббота 1-й недели
Стихиры этого дня, как и вечера пятницы, посвящены памяти мч. Феодора Тирона. Церковь называет его "утешением скорбящим", "даром Божиим", его примером учит "благочестия богатство и светлость" страдальческими подвигами себе "сокровиществовать" (собирать, богатеть).


Воскресенье 1-й недели
Оно посвящено торжеству победы над иконоборчеством. Об этом говорят и стихиры дня, называя его "днем радостным и веселия исполненным", так как "светлость догмат истеннейших блистает" и сияет Церковь Христова, украшенная восстановлением почитания св. икон и единомыслием. Это не случайно подчеркивается, так как разномнения вызывают часто и ожесточенную борьбу за победу, где и вспыхивают страсти, удаляющие от Бога и Церкви.
Порадовавшись восстановлению церковного мира и свободе поклонения св. иконам, Церковь опять возвращает нас к мысли о действенности воздержания и его необходимости. В подтверждение вспоминаются Моисей, постившийся во время принятия закона на Синае, Илия – во время молитвы, три отрока – "мучителя пощением победиша". "Им же (постом) и нас, Спасе, сподоби воскресение улучити…"
Вечером в воскресенье стихиры учат нас трогательно просить: "Даждь ми умиление, и злых отчуждение, и совершенное исправление…" Так может просить лишь убедившийся в своей полной безпомощности, "в страсти телесные" погруженный и "ниоткудуже упование имущий".
Опять образ Моисея напоминает о том, что очищение (души) дает "видеть Желаемого". Это возбуждает ревность "в день воздержания от злых очиститься", чтобы "Господа, дающего тебе оставление и очищение и избавление", увидеть, "благого и человеколюбивого". Здесь два раза вспоминается об очищении. Первое – это от своего усердия, не дающего полной чистоты и просветленности, второе – как дар Божий, могущий дать душе неописанное блаженство. Необходимо свое старание, так как без него не получить Божьего дара, если же он и коснется души по милости Божией, то не удержит его душа, растеряет быстро.
Еще одна вечерняя стихира воскресения призывает: "Приидите, очистим себя милостынями". Здесь указание на то, что очищение приносит не одно мысленное покаяние в прежних грехах, но и исправление на деле. Как наиболее доступное – оказание помощи нуждающимся. Церковь предупреждает: делая, делай так, чтобы не знала десница, что делает шуйца" - "да не расточит тщеславия плод милостыни, но в тайне тайная Ведущему воззовем: Отче, остави прегрешения наша".
Начиная 2-ю неделю Великого поста, призываемся "ум возвысить безстрастием", "плоть вооружить чистотою", "текуще и побеждающе врага".


Понедельник 2-й недели
"Дивное оружие молитва и пост" - таким напоминанием призывает Церковь не лениться и не бояться трудностей, но "в том пребывающе, вернии, Спасу возопиим: Тебе единому согрешихом, помилуй нас".
Зная общую нашу лень и нерадение, Церковь старается возбудить в душах наших жажду исправления, напоминая: "суд при дверех, покайся, постом и молитвою очистися" и тогда уже проси Владыку: "исправление мне даруй".
"Имея благости пучину, пучины моих грехов лукавых иссуши, Христе…" Сознание не только множества своих грехов, но и закоренелое лукавство (то есть желание себя оправдать чем угодно, только бы не потревожить привычное сластолюбие) исцеляется лишь милосердием "долготерпеливого благодетеля душ наших" - Господа, у Которого мы просим: "даждь сердцу моему умиление", переживая часто состояние крайнего душевного окаменения. Прося у Господа сил на эту седмицу и на будущее время, постоянно имеем в виду грядущую Пасху, о которой просим: "Сам сподоби, Господи, и к будущему благотещи, тело и душу нашу и благодетельствуя, и укрепляя… да достигнем… день Воскресения Твоего вси в радости…"
"Духовным постом постимся", - неустанно возвращает Церковь к преимуществу духовного отношения к воздержанию, перечисляя необходимые условия ("расторгнем всякое развращение", избежим соблазнов греха (то есть преодолеем их), отпустим и братии долги), чтобы возможно было петь: "да исправится молитва наша…"


Вторник 2-й недели
"Вскую унываеши, душе моя…" Зачем унывать, работать греху, рабствовать страстям, если есть к Кому обратиться?! Как решиться идти к Врачу? "Встань, омый лице твое покаяния слезами", "елеем благотворения свещу просвети" - и тогда "обрящещи очищение от Христа Бога и велию милость".
Вечером, взирая на Крест, Церковь учит молиться: "Расточенный ум мой собери, плененный, влекомый страстями, и страданий Твоих общника мя покажи, воздержанием всего очищена".
Вечерняя стихира вторника (гл. 3) удивительно светла и радостна: "Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любви чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иные добродетели насытившееся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость".


Среда 2-й недели
"Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкание брату в соблазн, но покаянием просветивши души свещу слезами, возопим Христу: остави нам грехопадения наша, яко человеколюбец".
В другой стихире среды есть обращение к Апостолам с молитвой, ради которых мы просим у Господа умиления, чтобы провести время поста спасительно.
Еще в стихире (гл. 6) вечера есть обращение к Апостолам, чтобы избежать искушений и "время постное нам проводити юношески", то есть бодро, легко, стремительно, более видя цель впереди, чем трудности пути.


Четверг 2-й недели
"Покаяния время и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг".
Нарушение поста в раю, - напоминает стихира вечера, - принесло смерть за непослушание. Теперь же, воздерживаясь "пищи тленной", будем избегать и страстей всегубительных, чтобы от Креста получать силы вернуться в Отечество, сподобившись от Христа-Бога великой милости.
Ничто так не спасает душу, как "подаяние требующим", "милостыня, растворенная постом".


Пятница 2-й недели
Стихира здесь называет пост "богоданным помощником", способным уврачевать "озлобленных от греха". "Странноубийца пост настоящий". В нашей власти иметь его помощником, если решиться на него мужественно, к чему эта же стихира призывает: "Не возсетуем иудейски, но церковно просветимся", то есть не в одном воздержании от пищи, внешних увеселений (да еще с видом усердного постника), но в отсечении страстей, греховных привычек, что впоследствии принесет истинную свободу и радость.
Вечерняя стихира так проста и доступна всем, что ее только помнить достаточно, чтобы такими словами обращаться к Господу: "Ныне время благоприятное, ныне день спасения, во множестве милости Твоей посети мою душу и бремя беззаконий моих ослаби, едине Человеколюбче".


Суббота 2-й недели
Все стихиры субботы торжественно воспевают "Фессалии чудо" - Святителя Григория. Ублажают его "бодрость к учительству", способность восставлять "ленивых души", "великое монахов украшения", "деянием и видением просиявшего", "теплого веры предстателя", "огнедухновенная усто благодати". Эти и другие "благохвалений песни" величают Свт. Григория Паламу.


Воскресенье 2-й недели
"Во тьме согрешений ходящим свет воссиял еси, Христе, временем воздержания, и благоуханный день страсти Твоея покажи нам, да вопием Тебе: восстани, Боже, помилуй нас".
Сознание своей греховности и заслуженного наказания ("безчисленная Ти согреших безчисленныя муки ожидаю") не должно угашать в нас молитвы, обращения к Богу за помощью: "Слезы ми убо даруй, имиже обрящу оставление и злых моих разрешение, постяся и зовый Ти: Владыко Христе, ущедри мя за великую и богатую милость". Кстати, о слезах. Слезы, о которых не раз говорилось в стихирах, могут быть и без видимых слез. Это сознание себя виновным, чувство покаяния и без слов.
В другой стихире хорошо замечены наши слабости: "обычаи лукавые ума моего" (это наши сластолюбивые привычки). Их мы просим подальше прогнать и умершую (как бы задохнувшуюся без Бога во грехах) душу оживить, "постом очистив".
"Поста наченше седмицу 3-ю", похвалим Святую Троицу, и, проходя остальное время "радостно", "цветы божественныя пожнем". Вспомним, в подготовительных стихирах были "класы лености". Теперь – "цветы". Из них венки должны быть принесены "начальнику дней", но Церковь зовет: "да вси Христа яко победителя, венцы носяще, воспоим" (зн. и венцы – нам).


Продолжение следует.

10.03.2006

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru