Благодатные встречи


Священник Василий Веселов служит в Христорождественском храме поселка Волжский (Большая Царевщина) Красноярского района Самарской области. В первую свою паломническую поездку в Дивеевскую обитель он поехал по прямому наказу схимонахини Софии (Горяйновой + 1999 г.) - ездить и помогать монастырю. С тех пор обитель Преподобного Серафима стала для него местом, куда отец Василий всегда стремится и едет при первой возможности. И вот какие благодатные случаи открылись батюшке в этих поездках:


- Как-то раз, лет пять назад, я уже года три прослужил батюшкой, - приехал в Дивеево, иду с автовокзала. В марте, еще снег лежал. И вот - старенький протоиерей идет, крест у него с украшениями такой уже потертый, белый. Такой милый, приятный старичок, лет, наверное, семидесяти. Чувствуется, что давно уж он служит.
Поприветствовали друг друга, как положено. Я спрашиваю:
- Ну что, отченька, что-то приобрел или потерял?
А он отвечает:
- Вообще-то, похоже, приобрел!
И рассказал мне, как вот только что напротив священнической гостиницы явилась ему игуменья, и сказала: "Подай мне денежек. Мне много надо". Он тут же выгреб из кармана сколько было мелочи - рублей восемь или двенадцать, - "А мог бы и сто подать, да все жадность... - поругал себя уж после. - Взяла она это подаяние в правую руку - и стала подниматься в воздух. До середины крыши поднялась - и словно растворилась в воздухе. Я так и стоял, рот разинув... "
Он сказал мне, что эта игуменья была похожа на матушку Александру с большой, в рост, иконы, стоявшей на верхней галерее храма. Сейчас эту икону оттуда убрали, но я успел ее увидеть. А может быть, это была и Сама Игуменья этой обители - ведь Дивеево четвертый удел Божией Матери!.. В Дивеево ведь и правда денег много надо: столько приезжего народа здесь постоянно живет, монастырю нужно помогать. И деньгами, и всем, чем можем…
Одна женщина из Курумоча тоже мне рассказывала, - продолжил отец Василий. - До того она в Дивеево израсходовалась, осталось только 20 копеек на тарелочку положить. И даже ехать домой не на что. И тут в храме подходит к ней старичок и просит: "Подай Христа ради!" Она вздохнула: "Нечего подать, только и остались эти копейки". Он отошел. А женщина спохватилась: да что же это я, хоть двадцать копеек надо отдать просящему Христа ради. Окликнула его и отдала ему последние эти копеечки. И куда он потом подевался - так и не заметила. Только что рядом стоял - и нет его.
А она хотела приложиться к иконе Николая Чудотворца - позади мощей Преподобного Серафима Саровского. Поклонилась, приложилась к иконе - и вдруг: "Смотрю, - говорит, - прямо под иконой как вроде веером рассыпаны деньги! Только что я их не видела, а тут - лежат" К ней подходит знакомая: "Ты что такая нерадостная?" - "Да вот, денег нет на обратную дорогу". - "Возьми, - дает ей денег как раз на билеты, - потом отдашь". И эта женщина обрадовалась тому, что теперь спокойно сможет вернуться домой. Собрала и деньги, лежавшие под иконой. Хотела кричать, чьи деньги - никого рядом нет. Подошла к служительнице храма и говорит: так и так, нашла деньги под иконой. "Да ведь это тебе послал Господь" - "Нет, это не мне. У меня теперь хватит денег и на дорогу, мне дали. А я монастырских денег не возьму". И та служительница записала ее на помин. Деньги-то были крупные, много - сколько, считать она не стала. И взять себе не захотела. Это - обители.
А я ей потом отдал камешек, который сам нашел в дивеевском источнике Казанской иконы Божией Матери. Я его у Божией Матери себе выпросил - и нашел на дне источника, а тут услышал об этом случае - и отдал. Она женщина хорошая, молящаяся…

Ольга Ларькина
03.12.2004

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Благодатные встречи


22 октября 1994 года в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре состоялась торжественная канонизация в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) схиигумена Кукши (Величко). За тридцать лет, прошедших со дня кончины преподобного старца Кукши, множество чудес совершилось по молитвам к нему страждущих различными недугами и напастями.

Особое, личное значение имело это событие для в то время - протоиерея Николая Крицына, а ныне клирика Самарского Иверского женского монастыря игумена Гермогена. Ведь ему довелось еще в отрочестве встречаться с блаженным старцем во время паломничества в обитель, где подвизался преподобный отец Кукша.
- Мне было лет десять-двенадцать, - рассказывает отец Гермоген, - нас с сестренкой мать часто возила по святым местам. Ехали в монастырь морем. Приедем еще с утра, когда народу поменьше. Батюшка Кукша особенно деток любил. В Одессе в ту пору сохранились два храма: Успенский - большой, соборный, и Никольский, маленький. Трапезной там раньше не было, монахи покушали - и все. А паломники приезжают голодные, покушать бы. Так отец Кукша зайдет в Никольский храм - и всегда выносит им покушать. И нас заведет в церковь, у него была мисочка своя - батюшка в нее еды положит, покормит нас и матери говорит: "А теперь на море, отдыхайте!" И вот так я с ним познакомился.
Пища, которую раздавал старец, имела необыкновенный вкус, а ведь в ней были смешаны самые простые продукты - так сильно действовала благодать Божия, продукты освящались, проходя через руки старца. По его молитвам пища телесная становилась вместе и пищей духовной. Больные и даже бесноватые зачастую исцелялись сразу же после приема этой благословленной пищи. Имея дар прозорливости, батюшка Кукша отечески заботился наряду со множеством духовных чад своих и о нас, паломниках.
- Мать возила нас по разным святым местам - в Почаев, Киев, Загорск, - вспоминает отец Гермоген. - И вот однажды мы тоже в Одессу приехали, побыли там дня четыре, и мать уже просит: "Батюшка, благословите нас за билетами, на дорожку". А он: "Нет-нет, сегодня не езжай. Сейчас покушаете и на море". А уж надо было ехать. На следующий день просит благословения - и опять отказ: "Нет-нет, сегодня тебе не надо ехать, поедешь завтра. Сегодня иди купайся на море". И лишь на третий день благословил: "Все, езжайте, берите билеты". Приходим на вокзал, там людей немножко. И слышим разговор: "Вчера, позавчера было такое столпотворение, люди сутками сидели и не могли взять билеты. А сегодня спокойно - пришли, взяли…" То есть, он уже предвидел, что эти два дня мы потеряли бы в вокзальной сутолоке: билеты не возьмем, и только потеряем и здесь, и там.
Другой случай остался в памяти отца Гермогена.
- Приходит к отцу Кукше одна девушка: "Батюшка, у меня есть жених. Благословите на бракосочетание". Он в ответ: "У тебя нет жениха!" - "Как? Батюшка, есть у меня жених…" - "Нет, твой жених - вот!" А там стоит какой-то незнакомый паренек. - "Да нет, батюшка, есть у меня жених дома, на родине". - "Нет-нет-нет, твой жених вот стоит. Если хочешь, чтобы жизнь твоя была счастливой, с ним венчайся". Ну а она была его духовное чадо. "Батюшка, благословите!" - "Бог благословит". Так рассказывали, что повенчались они и жизнь у них была, как в раю.
Провидя Промысел Божий, отец Кукша как-то отказал в своем благословении одному выпускнику семинарии, имевшему намерение заключить брак.
Приходит он к старцу: "Отче, благослови меня, у меня есть девушка, я хочу жениться". - "Какая тебе девушка? Тебя митра ожидает, а ты - жениться…" - "Нет, батюшка, мы уже время назначили…" - "Ничего подобного, у тебя благословение - монашество и митра". Тот не послушался отца Кукшу, и кончилось это трагически: невеста погибла перед самой свадьбой. И вот тогда-то жених вспомнил: старец-то благословил быть монахом, воля Божия монахом быть, а не жениться. Вернулся он к старцу, покаялся, принял благословение и уже монахом уехал в Иерусалим, в духовную миссию. А по возвращении стал Архимандритом, впоследствии же стал Архиереем.
Размышляя о своих отроческих встречах со старцем Кукшей и влиянии их на его дальнейшую жизнь, игумен Гермоген отвечает так:
- Когда я был маленьким, видимо, через благословение старца и меня коснулась Божия благодать. Но стал я взрослым - и у меня на время как бы закрылась вот эта "система внутреннего расположения". Ко мне отец подходил: "Коля, скажи, что ты пойдешь в семинарию и будешь священником". А я говорю: "Отец, прости, но я не могу сейчас тебе сказать "да" или "нет", потому что пока и сам не знаю, как сложится дальше моя жизнь". И уже в армии, когда остались мне последние полгода, пришло решение: "Все - я еду в семинарию, обязательно приму сан и буду служить Церкви Христовой". Благословение старца в свой час возымело благодатную силу. Очень благодатно, когда человек обращается к старцу!
…И вот, когда я был еще маленьким, что я делал? Ставлю два стула, на них иконочки, беру большое полотенце махровое, обвязываю так, чтобы голову продеть, как в ризу, беру лампадку и дома совершаю "службу", "каждение": "Мир всем", "Господи помилуй", "Блажим Господа…" А родители велят мне читать акафисты, Библию. Родители мои работали на металлургическом заводе. Работали в три смены, и в свободное время обязательно посещали храм. Мать была псаломщицей, отец пономарем, и детей они воспитывали в вере.
У нас в стране было тогда всего три семинарии: одна на Украине, в Одессе, и две другие - в Загорске, Московская, и в Питере. Так как я жил на Украине, мне в Одесскую надо было идти. Ректором семинарии тогда был Архимандрит Агафангел - сейчас он Митрополит Одесский и Измаильский. И даже покойный Патриарх Пимен (Извеков) был когда-то в нашей семинарии ректором, был и наместником в монастыре. Через Одессу прошло много таких видных иерархов…
И снова в Одессе я встретился с батюшкой Кукшей! Там, в центре братского монастырского кладбища, была его могилочка. Наши занятия кончаются, мы приходим, молимся, просим у батюшки благословения и помощи, целуем крест на его могилке и идем дальше. Горела лампадочка у него, посетители были постоянно, постоянно.
И вот через многие годы ко мне приезжают: "Радуйся, отец Николай, - мощи Кукши обрели, будут канонизировать!" Слава Тебе, Господи!
Обретенные мощи старца Кукши до торжественного прославления его в лике святых были перенесены в алтарь Свято-Успенского собора монастыря. После прославления святые мощи поныне почивают в этом же соборе, и ежедневно по благословению Митрополита Агафангела возле них совершается молебен преподобному. И вот я был там, прикладывался к мощам.
Так что я один из живых свидетелей его жития. Меня, окаянного грешника, преподобный старец Кукша благословлял, кормил, молился за меня и сейчас за меня молится, когда я его призываю, - говорит игумен Гермоген. - Слава Тебе, Господи, что Ты привел меня к такому молитвеннику и предстателю, ставшему связующим звеном - живым звеном между землей и Небом!
Игорь Ефимов,г. Самара

Духовник игумена Гермогена, отец Феофан из Одесского Свято-Успенского монастыря - прежде игумен, ныне архимандрит - был духовным чадом преподобного Кукши. Он очень много рассказывал о батюшке Кукше.
Уже после смерти преподобного был такой случай. Отец Феофан с двумя духовными дочерьми из Молдавии, Верой и Наталией, пришел на могилку старца - помолиться, взять благословение Наталии, на дорогу. Помолившись, пошли - отец Феофан заметил в руках у Веры тяжелый узел. Взял его, желая помочь, а у самых врат монастыря отдал опять. Только на вокзале девушки разглядели, что в руках у Веры какой-то узел - в нем оказалось большое плетеное блюдо с яблоками и виноградом. И хотя билетов на поезд не было, выручили фрукты - проводница приняла яблочки в угощение и согласилась взять в свой вагон Наталию. От денег же категорически отказалась. Вернувшись к игумену Феофану, Вера стала просить прощения за то, что не привезла ему плетеное блюдо. Тут-то и выяснилось, что узел этот с яблоками и виноградом не принадлежал ни Вере, ни отцу Феофану - он появился в ее руках на могиле преподобного Кукши как бы ниоткуда… Этот случай вошел в житие преподобного.

Как сложилась жизнь Николая Крицына (ныне игумена Гермогена)? Окончив семинарию, служил в Донбассе. Потом перевели в Херсон, в кафедральный собор, в нем он служил трижды. Довелось послужить и в селах Херсонщины. В одном из них, Посад-Покровке, закрытая в годы безбожного лихолетья церковь стояла на кладбище как сторожка. Так в войну верующие сельчане подпоили председателя, подсунули ему бумагу на подпись - он и подписал разрешение открыть Покровский храм. Вот так и возобновилась церковная жизнь в селе. Но храм стоял без фундамента, иконостас пальцем тронешь - шатается. Ничего нет, все пусто. Господь помог, сделали на территории церкви хоть примитивный, но все-таки домик. Поставили просфорню, сарайчик. Церковь отремонтировали.
- Купол над храмом нельзя было ставить, - вспоминает игумен Гермоген. - Даже из-за того, что я построил домик при церкви, так доложили уполномоченному, и районный совет постановил: уничтожить! Мы встали на молитву: в монастыре, миряне - все. И Господь нам помог, Царица Небесная покрыла Своим покровом. Было принято решение отдать здание на баланс сельсовета. А ведь это ж на кладбище построено, как его можно было использовать? И так все и осталось за церковью.
Был отец Николай и секретарем Херсонского епархиального управления, пришлось послужить в разных местах. Но больше всего по душе было служить в селе. Потому что здесь и с людьми более близкое общение, и служишь - более проникновенно. В Зеленовке за девять лет службы удалось восстановить полностью разбитый - одни голые стены - храм Иоанна Богослова. Поставили ограду, насадили виноград, клумбы с цветами - сделали райский уголочек. Отопление сделали, газ провели. Но главное, что смогли и молитвенную общину там создать.
- Владыка Иларион направил меня вновь в кафедральный собор, настоятелем. Я все время просился: "Владыка, верните меня в Зеленовку!" Так он в конце концов уступил, и даже написал: "По особой любви к Иоанну Богослову вернуть на приход в Зеленовку". Новый Архиерей пришел - опять переводит в Херсон…
О монашестве я думал давно. С самой семинарии. И даже был один случай, когда мы ехали по святым местам с моим товарищем - он сейчас служит под Киевом, отец Михаил, - я ему тогда не сказал, но поехал я за благословением на брак. Едем - он с мамой и я с мамой. Были в Почаеве, в Пюхтицах, в Москве, в Печорах. И вот в Пюхтицах произошел случай, о котором я не знал до тех самых пор, когда мы с матушкой уезжали сюда, в Иверский монастырь. Мы с Михаилом идем на вечернюю, а сзади идут наши родители. Одна монашка и говорит: "Вот идут два семинариста. Один из них будет монах". Ну и все. Не знаю, говорила мне мать об этом или нет, я этого не помню. Но когда мы спустя много лет приехали к своему другу сказать ему, что едем в Самару в монастырь, матушка отца Михаила говорит: "А все-таки исполнилось!" - "Что, - говорю, - исполнилось?" - "Мама перед смертью жалела: я умираю, а пророчество той монашки пюхтицкой так и не исполнилось. Ни отец Михаил, ни отец Николай так и не стали монахами. А вот все-таки исполнилось".
Мы знакомы с матушкой Иоанной (Капитанцевой) еще со времени ее служения в монастыре в Золотоноше, на Украине, и когда узнали, что она стала игуменией в Самарском Иверском монастыре, то думаем со своей матушкой Татьяной: "А может, пришло время и нам идти в монастырь?" Потому что ведь не так легко решиться идти туда, где тебя не знают, как еще к тебе отнесутся. Мы ей позвонили, потом еще написали - благословила приехать. Ну мы и приехали. Пришли к Владыке Сергию, он дал свое Архипастырское благословение. Если, мол, ваш Владыка отпускает, приезжайте.
А матушке моей сон приснился, когда мы уже решили сюда ехать. Она просыпается: "Батюшка, у тебя есть календарь?" - "Есть, а что?" - "Найди портрет Самарского Архиепископа Сергия". Взглянула: "О, он мне приснился! И благословил меня". То есть пришло такое время к исполнению всех наших желаний и намерений. Слава Богу, близко уж два года, как мы здесь в Самаре. Матушка тоже в этом монастыре, приняла постриг.
В постриге получаешь не просто новое имя. Устанавливается и духовная связь с Небесным покровителем. Каким будет мое новое имя, я не знал. Ведь что такое монах - монах отвергает свою волю. Я посмотрел в календаре: в день, на который назначен постриг, было три имени. Ну какое Бог благословит. Я на одно из этих имен настроился. А когда слышу, Владыка называет: "Гермоген!" - аж слезы подступили, душа приняла это имя. Вот надо теперь по мере сил подражать житию этого Патриарха-священномученика, его стойкости в Православии.
- Таким испытанием на прочность для многих Православных на Украине стал филаретовский раскол…
- В Херсонском Свято-Духовском соборе служил протоиерей Петр Замараев, который был духовником всей епархии. Кроткий, смиренный, молитвенный. Мы с ним дружили. У него рос сын Ванечка. Мальчик был болезненный, из-за нарывов на теле его не взяли в армию. Окончил он Одесскую Духовную семинарию, потом Ленинградскую Духовную Академию. Женился и принял сан. Служить направили его в Херсон. Там настоятель заболел в храме, и Ивана назначили настоятелем. Надо бы, я думаю, по молодости ему послужить в глухом селе - немножко познать беды, труда, рукава позасучивать, чтобы потом мог ценить то место, куда его поставили. А когда сразу в большой храм, то, по-моему, какой-то духовный изъян может получиться. Это мое личное мнение. Надо потрудиться, жизнь узнать.
И вот этот молодой батюшка сразу начинает заниматься "модернизацией". Перестройка, кочетковские обновленческие идеи, - этот священник Георгий Кочетков был друг его и во всем его поддерживал. Наш в своих опусах на Россию ссылается, говоря о Кочеткове, а тот - на Украину. "Передовой опыт"… У меня даже сохранилось послание Ивана Замараева отпавшему от Православия лже-митрополиту Филарету (Денисенко): "Воздух в Церкви сперся, надо окна открыть, впустить свежий воздух, осовременить…" Так он в своем храме пошел еще дальше своего российского "наставника": убрал иконостас, сделал исповедальные кабины, как у католиков, поставил фисгармонию. Установил вместо колоколов такой большой инструмент, от него звон шел на весь город. Осовременил на католический лад. И вот его раз призвали к покаянию, другой раз, он не кается. Отец Петр по возрасту мог уже уйти за штат, но пошел к сыну, вместе с ним служил в храме. Назначили его настоятелем, но это была лишь видимость, управлял всем его сын Ваня. А тут епархиальное собрание, и отца спросили, что он думает о деятельности Ивана, и отец Петр ответил, что будет служить с сыном, даже если тот подпадет под запрет. Мы все были удивлены, как отец Петр мог такое сказать, будучи духовником епархии и вообще русским Православным человеком! Он продолжал служить с сыном, хотя тот уже был запрещен в служении. Вразумлениям и он не внимал - и его тоже запретили. И тогда они пошли в лже-церковь Филарета. Этого Петра - поскольку они с сыном были запрещены в служении и лишены сана, я называю их просто по имени - там делают епископом. Весь Херсон гудел: как, Петр - епископ автокефалии?! Мы не могли этого понять. До этого сам же говорил, что автокефалия - это неприемлемо, что мы должны быть в единой Православной Церкви - и вдруг так переменился. Петр становится лже-епископом, а его сын секретарем, фактически же - управляет всем. И кафедральный собор хотели под себя подмять, слава Богу, казаки отстояли.
Так они что делают. Приезжают в село, к администрации: "Батюшка нужен?" А те не понимают, в чем дело: "Нужен, давайте!" Заключают договор, создают приход своей неканоничной раскольничьей "автокефальной церкви". Мы стали создавать противовес. Благочинные поехали по селам, стали узнавать. И там, где успели, исправили положение, поставили настоящих священников. А где опоздали, там филаретовцы создали свои общины.
Просил я у Владыки благословения, ходил беседовать с Петром и с Иваном. Безполезно! Они не воспринимают слов. Я их буквально в угол загонял своими аргументами: Священным Писанием и канонами, Святыми Отцами и Соборами - а они упорствуют. Пришлось проститься и уйти.
Тяжело, ведь Петр человек хороший, а вот - заблудился. Пошел с жалостью за сына, а не за полноту Православия. Вместо того, чтобы со всей отеческой и Православной строгостью его вразумить, призвать к возвращению на истинный путь. И еще что печально, ведь сколько соблазна из-за этого произошло, многие верующие старушки, искренние, немудрствующие - за ним пошли. Как же, это ведь их любимый батюшка Петр, они привыкли ему верить.
- Известно, что от филаретовского раскола пострадал и Митрополит Агафангел - бывший ваш ректор семинарии. Расскажите немного о нем.
- Когда на Украине было церковное двоевластие, Владыка Агафангел был под запрещением от Филарета, потому что не согласился с автокефалией. А потом, когда Филарет подпал под запрещение, Владыка Агафангел уже в сане Митрополита возглавил Одесскую епархию.
Человек высокообразованный, будучи ректором семинарии, преподавал Новый Завет, так он жил в нем - и мыслями, и разговорами. Жил Апостолом Павлом, всеми притчами Христа. На занятиях говорил без конспектов. Наш класс считался наиболее духовно устроенным, и мы общались. Архимандрит Агафангел любил беседовать с семинаристами во время вечерних прогулок. Он человек музыкальный, любил петь. Это ж Украина, здесь особенно развит жанр колядок. На Украине очень сильны народные обычаи, и священники это поддерживают. Уже в конце Рождественского поста семинаристы шли после вечерних занятий на трапезу - и начинали петь колядки. И в храме звучали колядки, и наш ректор был первый запевала. В корпус после вечерней молитвы тоже шли с пением. Даже бывают концерты колядок, весь город приходит послушать.
Недавно мне прислали вырезку из газеты - националисты грозят убить Митрополита Агафангела за то, что он сильно стоит за Московский Патриархат, за возрождение Православия в целом. Ведь в Православии нет разделения по национальностям, у Бога все едины. Так Владыка открыто пишет: "Я смерти не боюсь. Вы убьете тело - а душу не сможете погубить. И я буду верен чистоте Православия, а там - как Господь благословит. Ваше - намерение, а воля - Божия".
Сейчас он в Одессе воздвигает Преображенский собор - почти такого размера, как Храм Христа Спасителя в Москве. Уже колокольню сделали, это будет кафедральный собор. И в монастыре - на месте разрушенного храма - завершается строительство нового огромнейшего храма.
Я за него постоянно молюсь как за бывшего моего ректора, и как за Архиерея. Митрополит Агафангел на Украине считается одной из центральных фигур, тех, кого по праву именуют защитниками Православия.
- Митрополит Агафангел известен и как один из лидеров противостояния цифровой идентификации людей на Украине.
- Да, на Украине удалось добиться признания на законной основе права верующих на альтернативный налоговый учет, без ИНН - но, к сожалению, все далеко не так гладко и там. Приходишь в налоговую инспекцию, и там отвечают: "Да, закон такое право вам дал, но нам инструкции никто не изменил". И как требовали от людей принимать номер, так и требуют. Мы, конечно, показывали соответствующий Указ и на основании Указа отказывались от номера. Ну а те, кто малосведущ, принимали и сейчас принимают.
- А в Самаре с этим вопросом к вам подходят люди?
- Подходят, конечно. Ситуация очень сложная, и люди многие не подготовлены к этому. Но надо понимать, что нам Господь дал такое время благодатное, когда можно духовно подкрепиться. Уже старцы Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, Лаврентий Черниговский говорили, что время антихриста близко, и Господь попустил приход революции и войны, чтобы восполнить число праведников и ускорить подготовку к грядущим испытаниям. И сейчас, возможно, такое время, когда люди должны подготовить себя к грядущим испытаниям и могли бы их выдержать. При советской власти они по малодушию жили по установлениям безбожников, хотя и были верующими, но теперь пришло время, когда они смогли раскрыться, бросили свои партбилеты, принесли покаяние, стали жить церковной жизнью. Теперь, конечно, - несмотря ни на какие испытания они уже будут свидетельствовать за Православие. Мы не знаем, что завтра будет, но Господь спросит с нас: почему ты не использовал то, что Я тебе дал на короткое время.
- Слава Богу, сейчас стали доступны книги духовные. Раньше их было не достать.
- А вот у меня пишущая машинка - почти с семинарской скамьи. На ней я перепечатал в свое время книги и старца Силуана, и Игнатия Брянчанинова несколько томов, и "Невидимая брань", и много проповедей, и очерки Николая Пестова. Я делал пять закладок - один экземпляр оставлял себе, остальное другим отдавал. А эти перепечатанные книги были мне подспорьем и в пастырской работе, и в воскресной школе.
Сейчас эти книги появились - правда, денег на покупку у людей не хватает. Зато можно взять почитать их в библиотеках. Так что условия для того, чтобы подготовиться к тяжелым испытаниям, у нас есть. Господь нам помогает. Сейчас Святый Дух Сам "миссионерствует". Он Сам находит те души, которые способны воспринять слово Божие и Истину, Сам приводит к ним нужных людей, посылает книги…
В Откровении Иоанна Богослова, в посланиях Апостолов все написано. Надо только не лениться, читать и разуметь прочитанное. Есть люди, которые умеют читать и слушать. Господь Сам их направляет и вразумляет. Только ты желай, проси и жди. Положись на волю Божию и верь, что Он тебе поможет. Только сам не плошай…
Записала Ольга Ларькина

Семья самарского священника протоиерея Иоанна Державина ( 1998 г.) также была молитвенно связана с великим подвижником преподобным Кукшей Одесским. Мы попросили вспомнить об этом монахиню Лидию (Державину), вдову отца Иоанна. Звоним в село Нероновка Сергиевского района Самарской области, где сейчас на приходе служит сын отца Иоанна и матушки Лидии священник Роман Державин.
Вот что нам рассказала монахиня Лидия:
- Отца Кукшу я видела всего один раз, в 1959 году. Отец Иоанн благословил меня поехать к нему вместе с моей старшей дочерью Иоанной, ей тогда было четыре месяца. С нами поехал староста церкви села Волчанка старичок Дмитрий Григорьевич Абалымов. Отца Кукшу тогда держали подальше от паломников, в маленьком монастыре Иоанна Богослова в селе Залещики на Карпатах. Встретились мы с ним в небольшом храме Иоанна Богослова. Была я и у него в келье. Он исповедал меня, причастил. На дорогу дал просфору, полотенце. Это был великий подвижник, и встреча с ним, конечно, незабываема.
Как только я вернулась домой, отец Иоанн засобирался к отцу Кукше. Вскоре и он поехал к нему. Это тоже случилось в 1959 году. Старец Кукша очень тепло принял отца Иоанна. В конце встречи отец Иоанн спросил его, когда лучше еще раз к нему приехать, но старец ответил: "Мы более с тобой в этой земной жизни не увидимся". Так оно и случилось… Прощаясь, отец Кукша неожиданно дал ему для меня отрез черного штапеля - на мантию. Сказал, что под старость я приму монашеский постриг. А самому отцу Иоанну он подарил свою скуфейку и священническую рясу. Отец Иоанн редко надевал ее, и то только дома, так как отец Кукша к старости был низенький, худенький, как Митрополит Мануил, и ряса была отцу Иоанну не по размеру, - но всегда с благоговением хранил ее. Я же сорок лет берегла дар отца Кукши. В 1998 году умер мой муж, а в 1999-м году другой известный старец, санаксарский схиигумен Иероним (Верендякин) постриг меня в монахини. С тех пор я ношу мантию из того материала, которым благословил меня старец Кукша.
Супруги Державины прожили вместе долгую и счастливую жизнь, вырастили одиннадцать детей, многие из которых стали священниками или матушками. А один сын, Николай, служит референтом у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Трудно было предположить, что когда-нибудь пророчество о монашеском постриге сбудется. Но "у Бога не бывает безсильно никакое слово", а великий старец Кукша говорил Божии глаголы. Пришло время - и все исполнилось.

Воспоминаниями о молитвенном общении с преподобным Кукшей Одесским делится вдова известного самарского священника протоиерея Иоанна Букоткина (+ 8 мая 2000 г.) Мария Дмитриевна Букоткина:
- Мы никогда не виделись со старцем Кукшей, но общение было очень тесным, он всегда знал, что у нас происходит. Молился за нас. В те годы мы жили в Боровичах Новгородской области, отец Иоанн служил в храме Святой Параскевы. У нас жила странница, Мария Ивановна Романова. Она десять лет ездила к Кукше, ухаживала за ним. Рассказывала, что в Одессе он жил в подземелье, "во льдах", так как там было очень холодно, и он видел только ноги к нему приходящих. Мария Ивановна рассказывала, что старец Кукша грел руки над электроплиткой, а она, чтобы налить ему воды, разбивала кружкой лед в ведре. В 1961 году Мария Ивановна снова поехала к Кукше, и он повелел ей купить материал для подрясника отцу Иоанну. И предсказал, что его ждут большие искушения. Мария Ивановна купила саржи голубого цвета. Старец целую неделю молился над этим материалом, держал у себя на груди. Потом мы сшили из этого материала подрясник, и когда отцу Иоанну было особенно тяжело, он всегда надевал его и служил в нем.
Тогда у нас правда начались большие скорби и искушения. Храм в Боровичах хотели закрыть. Помогла молитва отца Кукши. Отец Кукша не раз говорил Марии Ивановне, что он, закрывая глаза, видит и батюшку, и меня. Всегда рассказывал ей, что у нас происходит. Однажды он закрыл глаза и вскоре воскликнул:
- Давай молиться, у отца Иоанна пожар!..
Потом сказал:
- Погасили снегом! - и успокоился.
Все так и было: в это время вспыхнул дом по соседству с храмом, но пожар на церковь не перекинулся, его затушили снегом.
Однажды Мария Ивановна привезла из Одессы от Кукши красивую трость. Старец сказал, что отец Иоанн скоро будет ходить с палочкой. Так и случилось. Ноги у отца Иоанна были больные, и он вскоре стал ходить с палочкой.
От отца Кукши нашей семье достался безценный дар: красивая митра с камнями. От камней она была очень тяжелой, и отец Иоанн служил в ней всего несколько раз, говорил, что голова его этой тяжести не выдерживает…
После смерти отца Иоанна я отдала эту митру Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию, и знаю, что в соборе к этой митре прикладывались как к святыне…
Отцу Кукше в те годы было очень тяжело "во льдах", но такими скорбями он шел в Царство Небесное.

На фото: Преподобный Кукша Одесский; Игумен Гермоген (Крицын); Рака с мощами преподобного Кукши Одесского.

Тропарь,кондак и молитва преподобному Кукше Одесскому
Антон Жоголев
06.09.2002

    Подскажите пожалйста адрес монастыря, где находятся мощи прп. Кукши. спаси Господи.

    Алексей, точный адрес такой:
    68038, г. Одесса, Маячний пер.,6
    но проще сказать, наверное, так: ехать на 191 маршрутке, все водители знают этот монастырь, остановятся по Вашей просьбе.

    с ув. Ольга

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru