Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ








Храм в честь Рождества Христова, с. Рождествено Волжского района Самарской области.
боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви

С Рождеством Христовым!


Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения
(2 Кор. 5, 19)

Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братия и сестры, всечестные  иноки и инокини, досточтимые пастыри и верные чада нашей матери - Православной Церкви, находящиеся в пределах Богом хранимой Самарской земли, с Всемирным Великим праздником РОЖДЕСТВА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!
Своим Пришествием в мир Спаситель наш примирил Небо с землей и Бога с человеком. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1, 14), - так говорится в Евангелии от Иоанна о воплощении Слова - Сына Божия - и о Пришествии Его на землю.
Много веков прошло после грехопадения прародителей, когда человек лишил себя непосредственного общения с Богом. Менялись поколения, и люди теряли первоначальную духовную чистоту, отдаляясь от Единого Истинного Бога. Только немногие хранили и передавали потомкам веру в обетование Небесного Отца о Мессии, то есть о Христе Спасителе, и ожидали Его Пришествия в мир.
Когда исполнились времена, явился во плоти от Пречистой Девы Марии Господь наш Иисус Христос (1 Тим. 3, 16). Он принес на землю полноту Божественной благодати, дал людям власть быть чадами Божиими (Ин.1,12), утвердил их в добре и истине, даровал возможность вхождения в Царство Божие. Это Царство есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17).
Рождество Христово положило начало обновлению мира и новому благодатному общению с Богом, оно дало нам утешение вечное и надежду благую во благодати (2 Фес. 2, 16). Родившийся Господь указал нам цель и смысл жизни, ибо Он - наша Истина, Жизнь и Путь нашего спасения (Ин. 14, 6).
Великий провидец воли Божией, пророк Исайя, созерцая Пришествие в мир Сына Божия, Христа Спасителя, еще за многие столетия до Его рождения предвозвещал, что народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9, 2). И вот отроча родися нам, Сын, и дадеся нам (Ис. 9, 6). Совершилось спасительное таинство явления Бога во плоти, и миру воссиял Свет велий, Свет истинный - Христос Бог наш (Ин. 1,4-5; 8,12; 9,5). Мир узнал о воплотившемся Богомладенце, и Ангел Господень в Рождественскую ночь возвестил Вифлеемским пастырям великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2,10-11), придя в Вифлеем, они увидели Марию, Иосифа Обручника и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2, 16).
Снисшедый на землю Господь наш Иисус Христос, по любвеобилию и благости Своей, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2, 6-7), ради нашего вечного спасения.
Приняв на себя человеческое естество, Господь всем возвращает общение с Богом (Ириней Лионский, св. Против ересей. Кн. 3. Гл. 18, 7). И люди, от века утратившие по грехам своим сыновнюю связь с Богом и потерявшие все преимущества и блага быть людьми Божиими, с Рождеством Христовым вновь приобщаются к усыновлению, обожению и  получают возможность воспринять многообразные дары Божественной благодати в Святых Таинствах и в молитвах Церкви как живительном и никогда неиссякаемом источнике, напояющем всех жаждущих Христовой Истины на путях духовного возрастания и наследования вечной жизни в обителях Отца Небесного. - «Слава и хвала на земли рожденному, и обожившему земнородных существо» (из седальна праздника, гл. 1).
Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, всечестные иноки и инокини и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на прекрасной Самарской земле! От всей души поздравляю всех вас с великим преславным праздником Рождества Христова и Новолетием и горячо желаю, чтобы в наших сердцах всегда проникновенно звучала священная ангельская песнь, прославляющая Богомладенца Христа, царство мира на земли и благоволение в людях: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14).
Это ангельское славословие, возвещая о величии совершившегося события для рода человеческого, духовно приобщает нас к светлой радости праздника Рождества Христова, и в наших душах царит святое чувство любви ко Господу, изволившему снизойти на землю и благовествовать людям Свое Божественное учение, чтобы воссоздать, спасти всех нас, верою вселиться в сердца наши (см. Еф. 3, 17).
В сей великий праздник любви и мира обращаюсь к вам, дорогие во Христе, и с отеческой любовью призываю каждого из вас к исполнению своего христианского долга: к созиданию в жизни нашей и в наших душах истинного мира, к восстановлению святоотеческих духовных ценностей и традиций, бережно хранимых в семье и обществе, которыми всегда была сильна и славна наша великая Отчизна.
Своими трудами и молитвами сохраним для потомков великое духовное богатство и наследие наших предков, исполнение которого в повседневной жизни сделало наше Отечество Богом хранимой Святой Русью.
Лишь верность исконным нашим традициям, зиждущимся на Святом Православии, способна и в третьем тысячелетии, исполненном новыми вызовами и многообразными искушениями, обезпечить нашу национальную самобытность, государственный суверенитет и великую будущность любимой нашей Родины - России.   
Дорогие братия и сестры! Нынешняя эпоха, полная бурных перемен в социальной и духовной жизни, возлагает и на нас, пастырей, и на мирян великую ответственность: своей верой и трудом, молитвой и христианской активной позицией содействовать живительным процессам духовного возрождения. Мы должны всеми своими способностями, знаниями и талантами, которые даровал нам Господь, участвовать в духовном обновлении страны, в становлении классического Православного образования, в храмостроительстве, в делах благотворительности и милосердия -  прежде всего для восстановления образа Божия в наших душах.
Да благословит всех вас родившийся в Вифлееме Господь наш Иисус Христос Своим небесным благословением и да подаст нам Свою обильную помощь в прохождении земной жизни в радости веры, в мире и благополучии, в надежде вечного спасения, в крепости сил и успехах для продолжения в Новолетии самоотверженного творческого труда на благо Святой Церкви и во славу нашего малого Отечества, богохранимой Самарской земли, которой мы все искренне желаем дальнейшего процветания и мира.
Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4,7).  Аминь!
Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ,
Архиепископ Самарский
и Сызранский.
Рождество Христово 2010/2011 гг.
г. Самара.

06.01.2011

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви.

С Рождеством Христовым!

Да поют радующеся царствия вся земная, отечествия же языков да веселятся: горы, и удолия и холми, реки, море, и вся тварь Господа ныне рождшагося величает.
На утрени предпразднства канон, песнь 9-я

Сердечно поздравляю вас, возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, боголюбивые отцы, всечестные иноки и инокини, братия и сестры, с всемирным великим праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа!
Рождество Христово составляло и ныне составляет тайну, непостижимую не только для ума человеческого, но и для Ангелов. Посему каждый из нас воспринимает эту тайну верой. Об этом говорится и в церковных песнопениях праздника: «Не терпит тайна испытания, верою единою сию вси славим».
И для того, чтобы вера наша была чистой, а наши чувства и разум способны были воспринять эту великую тайну Боговоплощения, мы предваряем этот праздник сорокадневным постом. И чем искреннее и глубже наши молитвы, чем возвышеннее и чище наши мысли и чувства, чем многочисленнее наши добрые дела, тем выше и ценнее для нас этот пост, уподобляющий нас волхвам - восточным мудрецам, пришедшим поклониться и принесшим Божественному Младенцу Христу щедрые дары - золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).
Своим пришествием в мир Христос Спаситель не просто приблизился к человеку, но Сам воспринял плоть человеческую. В Господе Иисусе Христе соединилось Божество с человечеством, и потому Он есть истинный Бог и истинный Человек. Святая Церковь исповедует Его Богочеловеком; в Нем едино лице и два естества.
По Божеству Он есть Сын Божий; по человечеству - Сын Человеческий. Единороден Отцу по Божеству, Единороден и Матери по человечеству; рожден прежде веков от Отца, как Свет от Света, и во времени - от Матери, подобно огню, опалявшему купину, но не сожигавшему ее.
В этот великий и значимый для судьбы человечества день Единородный Сын Божий сошел на землю и стал Человеком, не переставая быть Богом. Он дал нам «свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5, 20). Он принес на землю тот вожделенный сладкий мир, по которому так исстрадалась душа человеческая, не умея и не зная, где и как его найти. Он пришел примирить человека с Богом и «благовестить мир нам, дальним и ближним», примирив нас друг с другом и со своей собственной совестью. Этот мир сделался коренным отличительным признаком каждого Христианина, сделавшегося во Христе подлинно новой тварью, его неотъемлемым кровным достоянием. Этот мир, принесенный в наше бытие Богомладенцем Христом, воплотившимся от Девы Марии, и по сей век наполняет жизнь каждого из нас сверхъестественным, благодатным, божественным блаженством, побуждая нас созидать мир в своей душе.
И созидая мир в своей душе, мы тем самым содействуем устроению мира и любви в семье, в наших отношениях с ближними, а построенное на таком основании общество будет человечным и справедливым. Мы, Православные Христиане XXI века, должны быть той доброй закваской, о которой пишет Святой Апостол Павел. Мы должны быть делателями неукоризненными на ниве Христовой, в особенности же служить делу примирения и сотрудничества всех людей доброй воли, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.
Посла Бог Сына Своего в мир, да всяк веруяй в Отца не погибнет, но имать живот вечный (см. Ин. 3, 16-17).
Но сознаем ли мы все величие этого всемирного благодеяния, совершенного для нас Сыном Божиим? Сознаем ли, что без Его воплощения мы были бы самые несчастные существа, обреченные на вечное осуждение и смерть? Если сознаем, то пусть сознание наше сопровождается благоговейным чувством благодарности к Искупителю нашему, которое должно выражаться не только в размышлении о Тайне Божественного искупления, но и в постоянном старании быть достойными этого искупления, иначе оно будет чуждо нас.
«Рождающийся Спаситель возвращает тебе, Христианин, Свет Истины, тобою потерянный, возвращает правду, у тебя похищенную, возвращает спасение, тебя оставившее», - говорит русский Златоуст, Святитель Иннокентий. Возблагодарим же снисшедшего к нам Господа за Его неизреченную любовь, восславим Его высокоторжественной песнью: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся».
Дорогие во Христе пастыри, всечестные иноки и инокини, братия и сестры, все чада Церкви Русской, живущие в пределах Самарской земли!
Созидайте в своих душах особое духовное состояние - мира и любви Христовой - через молитву неленостную и чистую, через соблюдение всех заповедей Божиих и установлений церковных, через послушание воле Божией и смирение. Великий русский святой - Митрополит Ростовский Димитрий - не раз напоминал: «Смиренный и кроткий всегда бывает мирен». Призываю вас творить с добрым расположением дела милосердия: помогать больным, немощным, одиноким - всем нуждающимся в вашей помощи. Будьте ревностны к службе Божией, совершаемой в храме. Молитва храмовая объединяет нас, утверждает в любви Христовой и укрепляет в сознании, что мы являемся чадами единой Русской Православной Церкви. Господь руководит нашей Матерью Церковью, и ничто в Церкви, как и во всем мире, не совершается без Его благой и святой воли. Сейчас несравнимо расширены возможности Церкви через произошедшие у нас в стране положительные перемены. Число храмов, возвращенных и вновь построенных на нашей Самарской земле, мы уже исчисляем не десятками, а сотнями; возрождены почти все действовавшие до революции 1917 года монастыри, открыты духовные школы. Мы видим и многое другое, что отмечаем с удовлетворением и благодарностью власть предержащим.
Молитвой и честным трудом содействуйте изменениям, направленным на обновление духовных, нравственных, культурных и всех иных сторон нашей жизни.
«Молитесь, - говорит святой преподобный Антоний Великий, - да дарует вам Бог благодать все ясно видеть и разуметь, чтоб вы верно могли различать, что добро и что зло».
В мире и с любовью вступая в Новое лето благости Господней (Пс. 64, 12), будем молить Творца, да пребудет год сей годом Божиего благословения и благоденствия, годом мира и благополучия для нашей родной Самарской земли и для каждого из нас. Аминь!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Рождество Христово
2009/2010 года.
г. Самара.


На снимке: храм Рождества Христова в самарском поселке Большая Царевщина.
07.01.2010

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви


«Ликуют Ангели вси на Небеси,
и радуются человецы днесь:
играет же вся тварь Рождшагося
ради в Вифлееме Спаса Господа:
яко всякая лесть идольская преста,
и царствует Христос во веки».

(Стихира на литии в канун праздника.)

Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне, сердечно поздравляю вас с великим, мироспасительным и светлым праздником Рождества Христова!
По милости и благоволению Божию миновал год, и мы снова внимаем словам священной песни: «Христос раждается, славите! Христос с Небес, срящите! Христос на земли - возноситеся», - которой преподобный Иоанн Дамаскин начал свои безсмертные ирмосы во славу величайшего из праздников - Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Прошло уже свыше двух тысячелетий со времени той единственной и вовек благословенной ночи, в которую нас ради, человек, и нашего ради спасения воссиял миру Свет небесный, заблистало на земле Солнце Божественной правды - в Вифлееме родился Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос.
Великий отец Церкви святой Иоанн Златоуст говорит, что день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их…
Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть - все это совершилось в день Рождества Христова: «Ныне в городе Вифлееме Дева родила Еммануила. И как ни беден был вертеп, и как ни убоги были ясли, где родился Христос и лежал повитый Богомладенец, небеса служат Ему ангельским снисхождением на землю и пением дивной песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).
И вот уже, вступив в третье тысячелетие, люди слушают эту дивную песнь небожителей, и всегда звучит она для них радостию, и всегда пребывает в сердцах их умилением и чувством благоволения Божия к роду Христианскому.
Радуясь в эту священную ночь вместе с небом и землею, мы проникаемся пониманием, как знаменательно и поучительно для нас это священное событие, столь обильное Божественной любовию к людям. Молитвенно прославляя Творца неба и земли в эти мгновения, мы поражаемся тому, какая бездна премудрости и снисхождения явлена миру: Сам источник и Податель жизни - Сын Божий приобщился плоти и крови нашей (Евр. 2, 14-16), чтобы обновить и спасти человечество.
Придя на землю, Господь Иисус Христос преподал людям Свое Божественное учение и спасительные жизненные силы, которые оставил навсегда в основанной Им Церкви, в этом великом и вечном источнике всеспасающей и исцеляющей благодати Божией.
Христос и поныне постоянно рождается и входит в жизнь каждого, кто открывает Ему двери своего сердца, кто приносит Ему свою душу, как земля принесла вертеп, кто разум свой предоставляет Ему, как предоставила Преблагословенная Дева Свою утробу, соделавшись Престолом вечно царствующего Сына Божия.
Прошедший 2008 год ознаменовался важными и особенными событиями в жизни нашей епархии. Перешагнула свой 150-летний рубеж наша Духовная семинария, ставшая, по признанию многих представителей культурной и образовательной элиты как Самары, так и Поволжского региона, центром духовного возрождения и духовного делания для каждого, кому дороги Православные ценности и национальные традиции нашей Богохранимой Отчизны.
Промыслом Божиим Святая Русь не погибла, и мы верим, что новое столетие принесет ей новый расцвет. Эта созидательная мысль и была основополагающей в прошедшей на Самарской земле в минувшем году конференции «Православные ценности в современном мире». Присутствующие на этом региональном форуме представители верующих мирян, духовенства и людей, связанных со сферой образования и культуры, были единодушны во мнении, что Церковь всегда будет по мере сил созидать согласие между людьми и народами, побуждать власти к построению достойной жизни, к заботе о каждом человеке, живущем на нашей земле. И возрождение полноценного духовного образования в сегодняшней России должно стать не только церковным, но и общенациональным делом. Только так мы сможем восстановить былое величие России как оплота мира и Православия, как источника творчества и созидания во всем мире.
Для Бога нет прошедшего или будущего времени, есть только настоящее. Мы - Божии. А значит, Христианство не идеология, не просто одно из мировых религиозных учений и не воспоминание чего-то давно минувшего и навеки ушедшего. Христианство - это не вчерашний день, хотя его таким хотели бы видеть наши недруги. Христианство - это нынешний день, это живая, творческая, божественная сила.
Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и боголюбивые христиане! Еще раз от всей души горячо приветствую вас с великим праздником Рождества Христова. Призываю вас благолепно, в духовной радости и с чистым сердцем прославить Рождшегося Господа и принести Ему пламенные чувства любви и благодарения, «нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог».
Да приидет и вселится в нас Всемогущий Творец Своей созидающей и обновляющей силой, и Божественной благодатию, дабы свято ходить нам путями Его вечных евангельских заповедей до последних дней нашей жизни. Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия да пребывает всегда с вами (Ис. 11,2).

Сергий,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Рождество Христово
2008/2009 года, г. Самара.

На фото: Покровский кафедральный собор в г. Самаре.

07.01.2009

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви

Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся,
Ангели и человецы духовно да торжествуют:
яко Бог во плоти явися, сущим во тьме и сени седящим

(Стихира литии праздника)


Сегодня радостное событие у нас с вами, дорогие во Христе отцы, братия и сестры. Ныне Святая Православная Церковь празднует величайшее спасительное и радостное событие: пришествие в мир Солнца Правды - Христа, Бога нашего.
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Так святый Апостол и Евангелист Иоанн повествует о Воплощении Слова - Сына Божия и о пришествии Его на землю.
Много веков прошло после грехопадения прародителей, после того, как человек лишил себя непосредственного общения с Богом. Менялись поколения, и люди теряли первоначальную духовную чистоту, отдалялись от Единаго Истинного Бога. Только малая часть человечества хранила и передавала потомкам веру в обетование Небесного Отца о Мессии и ожидала Его пришествия в мир. И вот обетование, данное верным, свершилось. Бог по неизреченной любви к людям «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную», чтобы через него спасен был мир, чтобы соделать верующих в Него чадами Божиими, наследниками Царства Небесного (Ин. 3, 16-17; Гал. 4, 4-5).
Господь наш Иисус Христос нисходит на землю, благоволив нас ради, человеков, и ради нашего вечного спасения воспринять человеческое естество и, соединив его с природой Божественной, дать возможность единения человека с Богом.
И хотя Рождество Спасителя совершилось вдали от людей, в бедной Вифлеемской пещере, в ночной тишине, очень быстро оно стало достоянием всей вселенной. Ибо Рождество Христово положило начало обновлению мира, начало новому благодатному общению с Богом, оно дало нам «утешение вечное и надежду благую во благодати» (2 Фес. 2, 16).
Родившийся Господь указал нам цель и смысл жизни, ибо Он - наша Истина, Жизнь и Путь нашего спасения (Ин. 14, 6). Слово Отчее сошло на землю - это значит, что Оно сошло к нам, людям. Христос приблизился ко всякому человеку. Теперь каждый из нас может видеть Его Пречистый образ, слышать Его дивные слова, записанные во Святом Евангелии, в посланиях святых Апостолов, участвовать в совершении Безкровной Жертвы и вкушать Тела и Крови Христовых.
Христос, воплотившийся нашего ради спасения, ныне вечно пребывает с нами. Благодатию Своею Он освящает все наше существо, очищая его от всякой скверны, умиротворяет его и животворит, укрепляет нас в скорбях и искушениях. С тех пор радость Рождественской ночи объединяет всех Христиан, вселяя в них надежду на духовное возрождение и установление на земле благой воли Божией. И потому ангельский гимн, возвестивший о мире на земле, является для всех нас призывом трудиться над созиданием Образа Божия в своих душах, дабы мы могли по примеру Спасителя отложить от себя «ветхого человека, облещися же в нового».
Современный секулярный мир готовит много соблазнов и искушений для Христиан. К сожалению, многие из наших соотечественников во главу угла своего земного бытия ставят не духовное совершенствование и не стяжание духа любви, мира и согласия, которые принес нам Христос. Вместо этого бытует и всячески муссируется средствами массовой информации идея достижения каждым из нас высокой степени благосостояния, достижения власти, богатства и удовлетворения только своих материальных потребностей.
Церковь и Христианское мировоззрение не противоречат понятиям: развитое экономическое общество, передовая экономика, высокий уровень жизни и прочее. Но ведь и каждый из нас согласен и убеждался не раз, что рай на земле построить невозможно, тем более рай для всех. А между тем в погоне за временными благами мы забываем о самом дорогом - о своей душе, дарованной нам Богом. Не отсюда ли в нашем обществе кризис семейных и духовных ценностей? Не потому ли высок у нас среди молодежи уровень преступности, безнравственности, пропаганды греха и порока? Да и многие из современных Христиан поступают вопреки заповедям Христовым, вопреки праву и нравственным законам. Значит, не только материальные ценности и достижения научно-технической и экономической революции в нашем обществе формируют личность, но и духовные ценности должны созидать ее и быть приоритетными, ибо они во все времена были основой культурного ядра нашей нации.
Именно благодаря тому, что в течение тысячелетия наш народ Православную идею гармонии духовного и материального, идею симфонии двух властей, воплощал в жизнь своим бытием, он и был всегда успешным и благополучным в мире. Когда же он воспринял чужеродные ему идеи, он утратил облик богоносца, а вместе с ним - социальное и материальное благополучие.
Посему призываю каждого из вас трудиться над восстановлением образа Божия в наших душах, возвратиться к своим духовным истокам и ценностям наших предков. Наши клирики и монашествующие всегда будут по мере сил созидать согласие между людьми разных социальных слоев и мировоззрений, побуждать власти и общество к мирному разрешению экономических и политических проблем, к построению достойной жизни, к заботе о каждом человеке, живущем на прекрасной Самарской земле.
Дорогие братия и сестры! В минувшем году исполнилось 90 лет со дня восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Великий наш Святитель - Патриарх Московский и всея России Тихон в слове, произнесенном летом 1918 года, сказал: «Спасение России - в Церкви Божией, в вере нашей в Бога. Она только может нас спасти и избавить от тех несчастий, которые всюду окружают нас. Конечно, нужны преобразования, нужны и реформы. Но главное - не в этом. Главное - это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего… Была бы только крепка вера Православная, только бы ее не утратил русский народ. Все возвратится ему, все будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше…».
Эти слова актуальны для нас и сейчас, ибо в любых условиях жизни, сколь трудны бы они ни были, главное для нас с вами - это созидать и возрождать души наши, хранить веру отеческую, веру Православную, ибо она ведет нас к Царству Божию и правде его.
От всего сердца с любовию во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас, пастырей, монашествующих и боголюбивых мирян, с празд-ником Рождества Христова и с Новым летом благости Господней (Пс. 64, 12)!
Господь заповедал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть неленостными в молитве и в служении слабым и обездоленным. И во всем этом да будет Бог нам в помощь, и да соделает Он нас достойными озарения тем светом, который воссиял нам в Рождестве Господа и Спасителя нашего!

СЕРГИЙ, Архиепископ Самарский и Сызранский
Рождество Христово 2007/2008 года, г. Самара.
07.01.2008

    Поздравляем с праздником Рождества Христова. Божией помощи Вам во всех Ваших делах.
    Семья Казанцевых

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви

«Видев Зиждитель гиблема человека…егоже созда, приклонив небеса сходит; сего же от Девы Божественныя Чистыя всего осуществует, воистину воплощься…»

(Из 2-го тропаря 1-й песни Рождественского канона)


Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне - дорогие во Христе братья и сестры! Разделяя ныне с каждым из вас радость великого праздника, от всего сердца и от всей души поздравляю вас с этим дивным торжеством Неба и Земли - с Рождеством во плоти Господа  Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Праздник Рождества Христова озарен Божественным светом, о чем говорится в церковных песнопениях. Радость, ликование, поистине неземное величие этого события не померкнут во времени и никогда не умалятся.
Великий провидец воли Божией, пророк Исайя, созерцая пришествие в мир Сына Божия, еще за многие столетия до Его рождения предвозвещал, что «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9, 2).
И вот свершено спасительное таинство явления Бога во плоти и миру воссиял Свет истины - Христос Бог наш.
По Божественной воле Бога Отца мир сразу узнал о воплотившемся Богомладенце: Ангел Господень в Рождественскую ночь возвестил вифлеемским пастырям великую радость, которая затем была дана всем людям, ибо в Вифлееме родился Мессия, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11).
Снисшедый на землю Господь наш Иисус Христос, по любвеобилию и благости Своей «будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Флп. 2, 6-7) ради нашего вечного спасения. Приняв на себя добровольно человеческое естество, Господь и всему человечеству возвратил возможность общения с Богом.
И люди, от века утратившие по грехам своим сыновнюю связь с Богом и потерявшие все преимущества и блага быть детьми Божьими, с Рождеством Христовым вновь приобщаются к усыновлению, обожению и получают возможность воспринять многообразные дары Божественной благости в Святых Таинствах и молитвах Церкви как в живительном и никогда не иссякаемом источнике, напояющем всех жаждущих Христовой истины на путях духовного возрастания и наследования вечной жизни в обителях Отца Небесного.
«Слава и хвала на земли рожденному и обожившему земнородных существо» (из седальна праздника).
Не силой привлекает нас к себе Христос, а любовью и благим евангельским словом, открывшим нам путь ко спасению, победою Креста над грехом и смертью. Потому истинный смысл жизни человека состоит прежде всего в том, чтобы со смиренной благодарностью и благоговением принять этот великий дар Божий, подчиниться исцеляющей и животворящей силе этой любви и ответить на нее всей силой, всей крепостью, всем разумением своим. Тогда раскроются наши сердца навстречу окружающим нас людям и мы научимся принимать каждого, кого Господь посылает нам на жизненном пути, как приняли бы мы Его Самого. Эта любовь научит нас все дела наши - большие и малые - совершать во имя ее, во славу Божию.
Божией милостию Самарская епархия, на канонической территории которой проживают народы разных конфессий, в минувшем году продолжала идти по нелегкому, но благодатному пути возрождения церковной жизни, восстановления во всей традиционной полноте своего служения и свидетельства.
Ревностными усилиями наших пастырей, монашествующих и благочестивых мирян успешно продолжаются миссионерские и духовно-просветительские труды, катехизация и другие направления религиозного и богословского образования, благотворительность и социальное служение. Одной из величайших заповедей, данных Воплотившимся Богом - Словом человечеству, было завещание пребывать в любви и учить слову Божию все народы, крестя их во имя Святой Троицы (Мф. 28, 19).
Прошедшая в сентябре 2006 года в Самаре Межрегиональная научно-практическая конференция «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее» - явное свидетельство того, что слова Основателя Церкви остаются неизменными и сегодня. Как и две тысячи лет назад, перед Православными Христианами предлежит задача свидетельствования о Христе, проповеди вечных ценностей Православной цивилизации и приобщения мира к ведению истины. В своем Первосвятительском слове к участникам конференции на Самарской земле Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Священное Писание указывает нам, что все творение Божие «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22), «ожидая усыновления, искупления» (Рим. 8, 23). И миссия Церкви и каждого ее члена состоит в том числе и в распространении ведения о Боге, в проповеди, всеивающей в сердца людей спасительные семена веры, делающей человека причастником плодов Искупительного подвига Спасителя».
Названная заслуженно главным событием уходящего года, конференция показала миру, что сегодняшняя миссия тех, кто возвещает Благую Весть, необычайно многообразна и Православные Христиане, труждающиеся на этом поприще, имеют перед собой огромное поле для деятельности, ибо последствия господства в нашем обществе насильственного безбожия, к сожалению, не изжиты до сих пор. Очевидно, что удаление от Творца всего сущего, стремление пересмотреть традиционную иерархию ценностей, опираясь исключительно на представление о человеке как мере всех вещей и делая страсти и пороки идолом, в жерт-ву которому приносятся все идеалы, не может принести добрых плодов, ибо «собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7, 16).
В данных условиях отстаивание приоритета традиционных нравственных и духовных ценностей Православной цивилизации, правопреемниками которой мы являемся, становится вопросом, имеющим принципиальное значение. А в том, что Православные ценности по-прежнему дороги для нашей паствы и наследие Божие пустило глубокие корни на Самарской земле, не приходится сомневаться. Летом минувшего года Господь сподобил Самару - центр нашей епархии - поистине дивного посещения. Из Цетинского мужского монастыря, что в братской Православной Черногории, на Самарскую землю прибыли мощи Крестителя Иоанна - десная рука Предтечи Господня, которой он крестил Господа нашего Иисуса Христа в Иордане. Тысячи людей, стекавшиеся в этот день в Самару из городов и весей епархии, их искренняя вера и приверженность Христовым идеалам есть красноречивое свидетельство того, что традиции Православия, его богатое духовное и культурное наследие живы в душах и сердцах людей, населяющих прекрасную Самарскую землю.
Возлюбленные о господе пастыри, иноки, инокини и все верные чада Русской Православной Церкви, живущие на Самарской земле! От всей души поздравляю всех вас с великим, спасительным и преславным праздником Рождества Христова и Новолетием и горячо желаю, чтобы в наших сердцах всегда проникновенно звучала священная ангельская песнь, прославляющая Богомладенца Христа, царство мира на земле и благоволение в людях: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Пусть всем нам в грядущем году подает Господь обильную помощь в прохождении земной жизни, крепость сил для самоотверженного творческого труда на благо Святой Церкви, во славу нашего Православного Отечества и Самарской земли, которым мы искренне желаем дальнейшего процветания.
Божией милостью смиренный


На фото: Храм Рождества Христова в Вифлееме. Серебряная звезда, освещенная 14 светильниками, указывает точное место рождения Богомладенца Иисуса Христа.

СЕРГИЙ Архиепископ Самарский и Сызранский
Рождество Христово 2007 года град Самара
07.01.2007

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия


«Посетил нас свыше
Спаситель наш…
и мы, находившиеся во тьме
и сени, обрели истину…»
(Из светильна праздника).


Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, боголюбивые отцы, всечестные иноки и инокини, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Христова!
Вновь наша Святая Православная Церковь, а с ней и все Православные Христиане, живущие на территории Самарской епархии, торжественно встречают сей светлый день и радостью встречи наполняют всю вселенную, воспевая Рождшемуся Богомладенцу: «Ликуют Ангелы вси на небеси и радуются человецы днесь, играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа, яко всякая идольская лесть преста и царствует Христос во веки».
Слова этой праздничной стихиры напоминают всем нам, что в величайшем священном событии Рождества Христова и небожителям, и людям дано было узреть Божественную Премудрость и совершеннейшую любовь к роду человеческому, предопределенные от века и исполнившиеся чрез Господа Иисуса Христа нас ради человек и нашего ради спасения.
Господь по Своей неизреченной любви к роду человеческому постепенно приуготовлял Свое самое совершеннейшее творение к пришествию Богочеловека в мир. Когда же исполнилась «полнота времени» и осуществилось все, что о Христе предвозвещали пророки, свершилась в Вифлеемском вертепе тайна от века сокровенная.
И вот мы, Христиане XXI века, вместе с пророками возглашаем: «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо изыдет Старейшина, еже быти в князи во Израили» (Мих. 5, 2). «…Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам Его же начальство бысть на раме Его и нарицается имя Его Велика Совета Ангел» (Ис. 9, 6).
Даже ангельский сонм был потрясен сими Божественными откровениями, явленными миру. Ибо открылась тогда великая тайна Вочеловечивания Бога Слова, имевшего славу и могущество, равные с Отцом, но принявшего «зрак раба», уничижение, бедность ради спасения рода людского. И мир узнал о воплотившемся Богомладенце, Ангел Господень в Рождественскую ночь возвестил вифлеемским пастырям «великую радость, данную всем, ибо ныне родился в городе Давидовом Мессия, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11).
Пастыри, придя в Вифлеем, увидели Пресвятую Деву Марию, праведного Иосифа и младенца, лежащего в яслях (Лк. 2, 16). Принесшие дары волхвы засвидетельствовали от всех язык признание Богомладенца Спасителем Мира. А принявший на Себя человеческое естество Господь всем людям, независимо от их национальности и положения, возвратил первоначальную возможность Богообщения.
Много веков прошло с тех пор. Учение Христово переродило и победило мир. Человечество, выйдя на путь Богообщения, познало величайшие тайны мироздания, уразумело, что такое Божественная Истина и как ее соблюсти. Ибо сказал Христос: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Поэтому нельзя не верить во Христа и не признавать, что Он принес на землю совершенную Истину, свет от света небесного, вечную правду Божию.
Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Если бы не родился Христос, то мир и теперь поклонялся бы или бесам, или собственным страстям».
Философы и мудрецы так и не просветили его. Лучшие среди древних веками искали истину, но потерялись сами в неправде общественного мнения и соединенными трудами пифагоров, платонов, аристотелей воздвигли алтарь «неведомому Богу». И только рожденный от Девы Богомладенец Христос возвратил каждому из нас свет Истины, некогда потерянный, правду жизни, некогда похищенную, возможность спасения и Бого-общения, некогда оставленные.
Потому мы и называем этот праздник радостным и спасительным и едиными усты и единым серд-цем в этот день приносим Рожденному в яслях теплую молитву любви и благодарения.
Уходящий 2005 год был, как и предыдущие, наполнен трудами наших клириков и мирян во славу Божию и на благо Матери Церкви нашей. Нынешний круг времени завершает первоначальный этап возрождения церковной жизни на Самарской земле, когда главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей и духовных школ. Теперь мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста нужно перейти к качественному, где основное внимание должно быть уделено воссозданию Христианского образа жизни в нашем обществе, а значит, воссозданию Православного прихода во всей его первозданной красоте и гармонии. Мы должны помнить, что Православный приход - это малая Церковь, где воспроизводятся все четыре основных признака Вселенской Церкви: единство, святость, соборность и апостольство. В приходе происходит собрание Христианского народа вокруг священства, совершающего святые Таинства, и осуществляется связь со всей Православной полнотой. Только осознание прихода как малой Церкви Христовой может возвысить его авторитет в мире и нашу ответственность перед ним.
В Православном приходе мы включены в живую ткань Церкви, в общину, собранную Христом во Святом Духе, где мы усыновляемся Богу и становимся «причаст-никами Божественного естества» (2 Пет. 1, 4).
Иной раз, встречаясь с неустроенностью приходской жизни, с временными трудностями и человеческим несовершенством, мы пренебрегаем значением прихода в жизни Вселенской Церкви и не замечаем основного - нашей собственной ответственности за общее дело и благодатной помощи Божией в нашем приходском служении. А между тем, укореняясь в своей приходской общине, каждый клирик и каждый мирянин должен осознать свое место во Вселенской Церкви и свою общецерковную ответственность. Ибо каждый верующий приобщается Церкви Божией в приходе, последний находит полноту церковности в епархии, которая в лице епископа достигает апостольского основания Церкви в согласии с остальными епископскими общинами, в митрополии, автокефалии и, наконец, Вселенской Церкви. Апостол Павел поучал Коринфских Христиан, что каждый наш приход является единой Церковью Божией, находящейся в той местности, ею освящаемой, где мы Богом призваны ко спасению.
Поэтому мы напоминаем, что главной и неизменной заботой наших священников и монашествующих на приходах в грядущем году становится каждый, кто ищет дорогу ко спасению через «малую Церковь». Пастыри, трудясь на приходе, должны помнить, что их личная самоотверженность и святость может привести к вере тысячи людей. Исходя из этого, главным приоритетом приходской жизни должна стать миссионерская работа в социальной, образовательной и культурной областях. Пусть каждый вновь пришедший в наш Православный приход, независимо от национальности, социального положения и возраста, почувствует себя в родной среде, ощутит любовь и заботу священников и мирян.
Особая ответственность лежит сегодня на монашестве. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь обрести духовную основу бытия, и наши иноки и инокини своими молитвами, кропотливым трудом на ниве духовного просвещения и благотворительности должны заново созидать исковерканную годами безбожия душу нашего народа, вновь научая его святоотеческому благочестию и Христовой любви. Душевная отзывчивость, взаимопонимание, терпение и милосердие вновь должны стать во главу угла нашей жизни в «малой Церкви».
Рожденный в яслях Богомладенец изначально желал своему творению -  человеку - счастья, справедливости и мира.
Но мы, Христиане XXI века, живем в искаженном грехом обществе, в котором царствует бедность, неравенство и желание без Бога построить «рай на земле». В этих условиях Церковь Божия не может остаться равнодушной к проблемам общества, составной частью которого Она является. И поэтому сегодня мы во всеуслышание говорим: «Без Бога, без духовного обновления, без исполнения Божиих заповедей никакие знания и богатства, никакие силы и власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия». Мы должны донести голос Церкви до каждого, кому небезразлична судьба нашего Отечества. Пастыреначальник Господь да укрепит всех нас, священников, монашествующих и мирян, в ожидающих нас трудах.
В Православных храмах не учат летать, но вразумляют, как возноситься мыслью и сердцем к Богу; не предписывают правил, как проникать в недра земли и морей, но подают вернейшее наставление, как углубляться в собственное сердце для обретения злата чистой любви и перлов святых молитв; не показывают, как далеко отстоит земля от солнца, но показывают, как далеко отстоит падший человек от Бога.
Посему, дорогие во Христе отцы, братия и сестры, будем внимать голосу собственной совести, она изъяснит и откроет нам тайну яслей и Креста. В преизбытке праздничного и благодарного чувства принесем ныне сердца свои Богомладенцу Христу, воспоем и прославим Его, Спасителя нашего, со всею Церковью. Воплотивыйся «нас ради человек и нашего ради спасения» и родивыйся в Вифлееме Господь да благословит всех своим небесным благословением. С ним да будет Новое лето 2006 года годом милости и благости Божией, годом исполнения желаний и надежд великих, и да пребывает наша самарская паства в мире, благоденствии, благополучии и славе. «Мир Божий, превосходящий всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе» (Флп. 4, 7).
Аминь!
Рождество Христово
2005/2006 гг.
г. Самара.

07.01.2006

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Рождественское послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия


Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.

(Тропарь праздника, глас 4)




С Рождеством Христовым!



...В Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп царице показашеся. Христос рождается прежде падший воскресити образ.

(Тропарь предпразднства, глас 4)




Сегодня Святая Православная Церковь торжественно празднует великий праздник Рождества Христова. И как 2000 лет тому назад вновь радуется, освобожденное Боговоплощенным Словом от греха, человечество, и так же в священном трепете склоняется пред Тем, кто пришел "падший воскресити образ".

Велией благочестия тайной называет слово Божие явление Христа во плоти, даже то, как Он проповедан в народах, принят верою в мире и вознесся во славе (1 Тим. 3,16), - и это все святой апостол Павел называет тайною безспорною, сокрытою от веков и родов (Кол. 1,26). И, конечно, ни творение мира, ни все чудеса Промысла, ни дивные и несказанные явления природы, как проповедь всемогущества и премудрости Творца, - ничто не может сравниться с величием той тайны, непонятной, непостижимой, поражающей, которую мы ныне воспоминаем и воспеваем любопразднственными чинми, в полноте духовной всеобъемлющей и всемирной радости: ничто не может сравниться по величию и таинственности с тайной воплощения Божества, с тайной Эммануила, с тайной Богочеловечества.

Этот 2001 год от Рождества Христова для нас с вами, возлюбленные во Христе отцы, братия и сестры, является такожде таинственным рубежом, ведь мы вступили в третье тысячелетие. И сегодня мы с вами видим - таинственный рубеж тысячелетий и юбилей Боговоплощения напоминают нам: подлинная тайна свободы, тайна науки, тайна культуры - во Христе, Сыне и Слове Божием, Искупителе и Спасителе Мира. Мы видим, что постижение этой тайны возможно для человека, но немыслимо без Церкви Божией.

На Архиерейском Соборе, прошедшим летом 2000-го года в Москве, в храме Христа Спасителя, Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо подчеркнул в своем обращении, что Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантству и самозамкнутости. Православие не может оставаться собою, если утратит всю вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям, преображающую силу, данную апостолам по благодати Святаго Духа.

И в прошедшем году мы с вами, верные чада Русской Православной Церкви, клирики и миряне Самарской епархии, были свидетелями и соучастниками промыслительного действия Божественного Слова, которое ежедневно открывало себя во всей нашей церковной жизни.

Самым значимым событием в церковной жизни нашей епархии в ушедшем году можно по праву считать Всероссийскую научно-практическую конференцию "Христианство-2000", организованную Московской Патриархией, Российской академией образования, Самарским епархиальным управлением, администрациями области и города Самары. Уникальный по масштабу и значимости православный форум продлился три дня и завершился принятием специального меморандума.

Привычными стали на самарской земле дела благотворительности и храмоздания, творимые руками добрых жертвователей и благоукрасителей с истинно-христианской любовью. Хочется в этот день сердечно поблагодарить руководство губернии и области, коллектив "Волготрансстроя", руководство благотворительного фонда "Тольятти Православный" и многих других, которых имена не счесть. Дела их рук не нуждаются в подробном описании, они видны всем христианам епархии и гостям Самарского края. Сияют золотом купола Храма-памятника в честь великомученика и Победоносца Георгия над Волгой, построенного в ознаменование 55-й годовщины Великой Победы и 2000-летия Христианства. Построена прекрасная Христорождественская часовня в Тольятти, завершается строительство соборного храма в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия в Самаре, начато строительство большого собора во имя иконы Божией Матери "Умиление".

Учитывая тяжелое экономическое положение нашего Отечества, епархиальные власти стремились оказывать посильную материальную помощь впавшим в крайнюю нужду прихожанам. Давно действуют богодельни при Казанском храме г. Тольятти и Иверском женском монастыре, планируется открыть такое же благотворительное заведение при Вознесенском соборе г. Самары. Многие священники и монахи епархии по собственному почину занимаются благотворительностью, создавая кассы взаимопомощи.

Продолжали крепнуть связи между церковными структурами нашей епархии и образовательными учреждениями города и губернии. Совместно мы возродили прекрасную традицию действия так называемых домовых церквей. Храм в честь великомученицы Татианы открыт при Политехническом университете, еще один храм строится для нужд учащихся 54-й школы, руководство которой ведет образовательный процесс воспитанников с опорой на духовно-нравственные идеалы Православия.

Духовная житница самарской епархии, Самарская Духовная семинария получила в уходящем году известность и по всей России, и даже за рубежом, как учебное заведение, которое дает своим выпускникам фундаментальное образование, вполне применимое, как показала жизнь, и на духовном, и на светском поприще. Об этом особенно говорит существование в нашей семинарии единственной во всей России - кафедры Православной педагогики.

31 декабря 1850 года было упразднено Волгское викариатство в связи с созданием новой губернии и, соответственно, новой архиерейской кафедры. А 1 января 1851 года Высочайшим Указом Императора Николая I была учреждена Самарско-Ставропольская епархия, что стало заметным событием в тогдашней церковной жизни.

Таким образом, в праздник Рождества Христова мы с вами отмечаем и 150-летний юбилей нашей епархии. Красочной и по-своему неповторимой была история нашей епархии. Вместе с тем, это была история Самарского края, ведь тогда никто не делал различия между церковной и, как сейчас говорят, общественной деятельностью.

Двадцать три архиерея сменились на самарской кафедре за 150 лет и среди них хочется особенно напомнить имена: митрополита Владимира (Богоявленского) (причислен к лику святых), епископа Гурия (Буртасовского), архиепископа Иринея (Шульмина), митрополита Мануила (Лемешевского), митрополита Иоанна (Снычева). Их имена уже стали неотъемлемой частью Российской истории, и мы гордимся, что Промысел Божий удостоил нашу землю их архипастырского служения. К 1917 году число храмов Самарской епархии всех типов составляло 986, а общее число духовенства 3021 человек. Нынешние данные не так велики, но и они позволяют сказать: у Православия на Самарской земле много последователей, у Православия есть будущее.

Недаром наш город еще сто лет назад называли боголюбивым, чего редко удостаивались города в дореволюционной России. В 2001 год Самара вступает приближенная по своему духовному уровню к дореволюционному: у нас строится много новых храмов и восстанавливается старых, возрождена семинария, в епархии выходят 8 православных изданий и 4 телепередачи.

Но, несмотря на такие впечатляющие факты, мы ни на минуту не забываем, что наш регион многонациональный и многоконфессиональный, в связи с чем имеется немало проблем. За последние 4 года территория Самарской епархии, являющаяся составной частью Московского Патриархата еще с XIV века, буквально подвергается нашествию всевозможных сектантов, от которых приходится отряхиваться как от грязи. Внезапно стали претендовать на первенство представители римско-католической церкви, хотя их адептов во всей губернии несколько сот человек. Например, в г. Тольятти они решили построить костел и открыть сразу два монастыря. И это на канонической территории Русской Православной Церкви!

Да, по нынешним российским законам у нас все традиционные конфессии равны, но не все равны перед историей Государства Российского. Оно ведь создавалось молитвами и подвигами православных митрополитов, священников, монахов и мирян, а не латинских ксендзов и заезжих протестантских проповедников-гастролеров.

Вызывает безпокойство у нас и демографическая ситуация в губернии, кризис семейно-брачных отношений и здоровье тех, кто впоследствии будет вершить историю своего Отечества, историю Церкви. За последние 20 лет в губернии сложилась закономерность - более половины рожденных детей - первенцы, что говорит об устойчивой тенденции к низкой рождаемости. Двухдетная семья перестает быть нормой жизни. Конечно, на снижении рождаемости несомненно сказываются социальные, экономические и бытовые условия жизни людей. Но все же нам видится, что главная причина - не в этом. Наши предки жили куда еще беднее нашего, но они твердо верили, что если Бог дает детей, то не оставит их без помощи. Главная причина - неверие в Бога, упадок нравственности, себялюбие, стремление к сытости и спокойствию, к удобствам и удовольствиям.

За 75 лет безбожия и разгула атеизма в России нами потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь, - а это есть забвение самой тайны Боговоплощения.

"Люди ищут счастья и радости на земле, забыв о небе, поэтому тяжело стало жить", - говорил в начале XX века святой праведный Иоанн Кронштадтский. Как актуальны его слова сейчас. Ибо оскудение веры, дух неверия растлевает умственную и нравственную жизнь людей, разрушает жизнь личную, семейную. А разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства.

И в сложившихся ныне в России условиях особое значение приобретают слова, сказанные Спасителем 2000 лет назад: "Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа..." (Мф. зач. 116).

Мы, пастыри третьего тысячелетия, должны, подобно апостолам, идти по безкрайним просторам России и как бы вновь ввести русского человека в церковную ограду. Раньше этому мешал атеистический режим, а теперь мешает полная религиозная свобода. Ведь всевозможные секты и религиозные объединения обещают легкий путь и процветание уже в этой жизни, а Православие требует в этой жизни жертвы и подвига и только в Небесном Отечестве - награды за пронесенный по жизни Крест. Людям, даже самым положительным, но воспитанным без Бога, это не понятно и кажется неприемлемым. Наша задача объяснить и показать, что это совсем не так. Мы должны просветить через покаяние светом благодати Божией российский народ, и этот свет будет освещать нам путь нашей жизни, чтобы мы не блуждали больше по распутиям.

Вот этот двухтысячелетний рубеж есть своего рода напоминание всем нам. Мир Христов - это мир в своей душе. Мир Христов - это мир между людьми. Мир Христов уничтожает ненависть и распри. И я, ваш архипастырь, призываю всех вас, дорогие о Господе отцы, братия и сестры, прежде всего молить Господа, чтобы Он утвердил нас в мире и согласии, чтобы разделенность была чужда для нас, чтобы все мы трудились на благо возрождаемой России. Путь, по которому нам предстоит идти, нелегкий, но он уже указан в Боговоплощении и в идеале Богочеловеческой жизни. Именно Боговоплощение - основа дальнейшего развития нашей цивилизации, и сейчас оно вводит нас в новую эру.

Всечестные отцы, братия и сестры и все боголюбивые чада, всех вас от всего любящего сердца приветствую с великим праздником Рождества Христова и Новым 2001 годом, открывшим врата в третье тысячелетие нашей Церкви.



Пусть этот век наречется веком Благости Божией. А вам всем желаю благодатной радости, здоровья, мира, счастья, чтобы каждый из нас, празднующих праздник Рождества Христова, был бы наследником Небесного Царства. В сие-то Царство и пришел позвать нас Христос, истинный Бог наш, сугубый естеством, равночестный в Троице со Отцем и со Святым Духом. Аминь.



Божией милостию смиренный Сергий,

Архиепископ Самарский и Сызранский.

Рождество Христово,

2000/2001 гг.

г. Самара
07.01.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru