Пасхальное послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


Боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви города Самары и Самарской епархии


   «Боголепное Твое снизхождение славяще, поем Тя, Христе: родился еси от Девы и неразлучен был еси от Отца: пострадал еси яко Человек и волею претерпел еси Крест, воскресл еси от гроба, яко от чертога происшед, да спасеши мир: Господи, слава Тебе!»
Стихира на хвалитех Пасхальной утрени.


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Сердечно поздравляю вас, досточтимые пастыри, всечестные отцы, братия и сестры, честные иноки и инокини, с великим праздником СВЯТОЙ ПАСХИ ХРИСТОВОЙ! В посланиях Апостолов, в творениях святых отцов нам преподается Богодухновенное истолкование глубочайшего смысла и непреходящего значения сего величайшего чуда мировой истории. Ибо с Восстанием от гроба Христа Спасителя для всей вселенной началась истинная весна и возсияло светлое радостное утро новой жизни!
«Слово «Пасха», - говорит святой Амвросий Медиоланский, - означает прехождение». Назван же так сей праздник, торжественнейший из всех праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов израилевых из Египта и, вместе с тем, избавления их от рабства, а в Церкви Новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий через Воскресение из мертвых перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и даровав нам область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12). Со всей ясностью исполнилось написанное Им Самим, что после страданий и смерти в третий день Он воскреснет из мертвых (Мф. 16, 21; 17, 22-23; 20, 19; 28, 6-7; Лк. 24, 6-7, 14-35, 44-46; Ин. 20, 14-17; 1 Кор. 15, 3-4).
И первым словом Воскресшего Господа миру и человечеству было: «Радуйтесь!» (Мф. 28, 9). Возрадовался мир, возрадовались святые Апостолы и ученики Христовы, воочию увидев Воскресшего своего Учителя и Господа (Ин. 20, 20), и величайшим воодушевлением свидетельствовали, что Христос воистину воскрес из мертвых.
Первоверховный Апостол Павел учит, что одним из важнейших следствий спасительного пришествия в мир Сына Божия и Его Воскресения из мертвых является общее воскресение: «Во Христе все оживут… в пришествие Его»; «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие» (Кор. 15, 22-23, 52-53).
И мы с вами, празднуя Пасху, «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития начало...» Для нас, христиан, этот праздник - праздник воскресения мертвых и жизни вечной. Не случайно Праздник Пасхи занимает центральное место в ряду всех  праздников Церкви Христовой.
Святой Григорий Богослов в пасхальном восторге возвещает: «Пасха, Господня Пасха!.. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды… Велика и священна наша Пасха: слово Божие, и Свет, и Жизнь, и Мудрость, и сила! Мы празднуем самое воскресение, не ожидаемое, а совершившееся и примиряющее собой весь мир» (из Слова на Святую Пасху. Творен. ч. 4. М., 1889, с.124, 128).
«Поистине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую безлетный Свет во плоти воссиял из гроба» (3-й тропарь 7-й песни канона Пасхи).
В день праздника преславного Воскресения Христова во святых отец наш Иоанн Златоуст призывает всех, кто благочестив и боголюбив, войти в радость Господа своего и насладиться пиром веры. Ибо Господь, будучи щедр, принимает последнего, как и первого, воздавая все должное. Все примите, восклицает он, - дар неисчерпаемой благости Божией (Из Слова Огласительного св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху).
Созерцая дивные богодарованные плоды Воскресения Христова, мы с очищенным верою умом и сердцем празднуем «иного жития, вечнаго, начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословенного отцев Бога и препрославленнаго» (2-й тропарь 7-й песни канона Пасхи).
От Воскресшего Господа нам подается Божественная помощь для жизни в трудолюбии и благочестии (2 Пет. 1, 3). Нам от Него дано также святое Таинство Причащения, в котором Господь Иисус Христос соединяет нас с Собою. И это теснейшее наше общение со Христом есть начало той вечной, безгрешной и святой жизни в обителях Отца Небесного, где праведники воссияют как солнце (Мф. 13, 43), куда да сподобит нас войти Господь и да дарует нам великое счастье вечной жизни и радость совершеннее Ему причащаться в безвечерний день Его Царствия, когда все верные чада Божии будут праздновать Пасху вечную и спасительную.
И, взирая на образ Воскресения Христова, мы видим в нем начало того высочайшего торжества, когда настанет и откроется совершенно Царство Бога и область Христа Его, когда все враги наши - все злое, неприязненное, враждебное - будут изгнаны и упразднены, когда праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их, когда отымет Господь всяку слезу от очей их, и все скорби земные не помянутся ктому, и радость вечная над главою их будет. Там истинное Отечество истинно верующего во Христа, Воскресшего из мертвых, там все сокровища наших сердец, там вся наша сокровенная жизнь в Боге, там живет и веселится сердце каждого христианина, не в одно только время светлого праздника, но и во все дни жизни его на земле.
В нынешнем году мы будем торжественно отмечать 65-летие победы в Великой Отечественной войне. В те тяжелые годы, на грани жизни и смерти, в душе нашего народа с новой силой пробудилась святая Православная вера, явившаяся основным стимулом для победы над неоязыческим фашизмом. Для многих наших соотечественников испытание войной стало началом  новой жизни, возвращением к святоотеческой вере, воскресением души и жизни во Христе. Тогда светозарный праздник Пасхи Христовой пришелся на майские дни и предшествовал всенародному празднику Великой Победы. Воскресший Господь воистину благословил обратившихся к Нему русских людей миром (Пс. 28, 11).
И мы, их потомки, должны помнить, что только обращение к святоотеческим заветам, нашим Православным ценностям, нашей святой Богодухновенной вере в Воскресшего Господа поможет нам преодолеть трудности, переживаемые Отечеством в нынешнее время.
Трудностей по-прежнему немало у нашего богохранимого Отечества и народа. Это растущая бедность пожилых и немощных людей, многодетных семей и молодежи. Как и прежде, высок уровень преступности, безнравственности, пропаганды греха и порока. Нас справедливо безпокоит, что многие наши соотечественники поступают вопреки заповедям Христовым, вопреки праву и нравственным законам. До сих пор велико количество распавшихся и неблагополучных семей.
Говоря об этом перед лицом своего народа и властей предержащих, Святая Церковь продолжает осуществлять в обществе свою созидательную, преображающую, творческую, основанную на святоотеческих идеалах Православия святую миссию свидетельства Воскресения Христа в мире.
Воскресший Господь по нашей вере дарует нам силы преобразовать нашу прекрасную Отчизну, вернуть ей былую славу и мощь, воссоздать ее Богодухновенный облик в былом великолепии и святости. И мы многое превозможем и многое совершим, памятуя слова святого Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
Дорогие отцы, всечестные иноки и инокини, братия и сестры! Вновь и вновь поздравляю вас с величайшим из праздников - Святой Пасхой!
Воскресший Христос Своей благодатию да коснется ваших сердец. Пусть растает навсегда лед вражды и злобы, клеветы, недоверия и подозрительности. Пусть благоухает священная весна духовной радости и нравственной чистоты. Воспитывайте в себе и в ваших близких безграничную любовь к Родине ваших отцов и дедов и к нашей общей Матери-Церкви, сердце которой всегда открыто к вам (2 Кор. 6, 11-12).
Да будет единство духа и веры, с которыми пусть придет чувство тепла и стремления к добру и миру, которые всегда присущи нашему великому Народу-Богоносцу! Воскресший Христос да воскресит ваши души!
С чувством трепетной любви к Воскресшему Господу понесем в жизнь радость нашей Веры, Любви и Надежды на новые творческие свершения и достижения во славу Святой Церкви Православной, на благо нашей дорогой и великой Отчизны, во имя мира во всем Мире.


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!


Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ, Архиепископ Самарский и Сызранский
Пасха Христова 2010 год
г. Самара

03.04.2010

Пасхальное послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам, всем верным чадам Самарской епархии Русской Православной Церкви

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сей день, егоже сотвори
Господь, возрадуемся
и возвеселимся в онь.

(Стихиры Пасхи)

Возлюбленные о Господе нашем Иисусе Христе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, благочестивые миряне - чада нашей Святой Православной матери Церкви, града Самары и Самарской епархии!
Сердечно поздравляю вас с Пасхой Христовой, с праздником Светлого Христова Воскресения! В эту святую и светозарную ночь мы вновь в духовной радости, с великим торжеством благолепно прославляем священное и преславное событие Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа.
От дня сего Христос Бог привел нас от смерти духовной к возрождению и воскресению, к нескончаемой жизни в обителях небесных.
Дивно и радостно трепещут наши верующие сердца, видя очами веры Воскресшего Господа.
С Воскресением Христовым наступила новая, вечная жизнь: поражен тяготевший над родом человеческим грех и как следствие его - смерть. «Нас, мертвых по преступлениям, Бог оживотворил со Христом … и воскресил с Ним» (Еф. 2, 5-6).
И мы, как чада Божии, удостаиваемся вступить в ту светлую жизнь, где пребывает царство безконечной любви, радости, мира и блаженства. «Аз живу, - говорит Господь Своим последователям, - и вы живи будете» (Ин. 14, 19).
«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, - учит великий Апостол Павел. - Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 20-23).
И каждая новая Пасха, которую мы с великим торжеством празднуем ежегодно, подтверждает истинность и немеркнущее значение слов Господних: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 40).
Духом Святым изливается в наши сердца спасительная благодать Божественной любви, которая объемлет нас (2 Кор. 5, 14) и дарует нам прозрение тайны Триипостасного единства Божия, тайны Домостроительства нашего спасения.
Благодать Духа Святого приходит в нашу жизнь от любви Бога Отца и Сына и производит в нас любовь к Богу Отцу и Сыну. Лествицей к духовному совершенству называли отцы Церкви любовь. На любви к Богу и ближнему, по свидетельству Господа Иисуса Христа, утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40).
«Возлюбленные! - призывает нас Апостол любви Иоанн Богослов. - Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога … потому что Бог есть любовь» (1. Ин. 4, 7-8).
И в это непростое время, переживаемое сейчас нашим Отечеством, нам с вами как никогда нужна эта любовь, даруемая Воскресшим Христом, ибо она помогает нам быть взаимотерпимыми, жертвовать собой ради ближних и Родины, заботиться о пользе и счастье своих ближних. Путь самопожертвования и самоотверженной любви ради ближнего, которым исторически с момента принятия Христианства шла Россия, и есть тот путь ко спасению и вечной жизни, открытый ныне для всех, кто «возлюбил ближнего своего, как самого себя».
Никто не даст нам внутреннего мира, спокойствия и стабильности, если наши сердца будут закрыты для чувств человеколюбия, взаимопомощи, взаимотерпения и неустанного труда на «ниве духовной». Будущее наших потомков, основа силы, крепости и могущества нашего государства как раз и заключается во взаимной любви, которая назидает (1 Кор. 8, 1) и которой согревает наши души «Воскресший из гроба Жизнодавец».
История Церкви - это не просто история духовной жизни каждого Ее члена. Это история и нашего Отечества.
Велик сонм подвижников веры и благочестия, патриотов и героев нашей Отчизны. Их любовь назидает нас и помогает нам и сегодня. Это их пример вдохновляет нас, когда мы в Пасхальной радости молим Воскресшего Господа, чтобы Он приблизился к нам Своей благодатию, исполнил пламенем веры наши сердца, открытые к принятию даров Его.
Это их пример стоит перед нами, когда мы говорим сегодня о необходимости нравственного и духовного возрождения нашего общества на основе святоотеческих и исторических традиций и призываем наших клириков и паству к активному участию в этом процессе.
Дорогие и возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, благочестивые иноки и инокини, братия и сестры, живущие в пределах Самарской епархии. Празднуя вместе с вами Пасху Христову, спасительную, молю Воскресшего Господа, да сподобит Он всех нас едиными усты и чистым сердцем воспеть славу Его, «славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» (Ин. 1, 14), узреть Его блистающегося непрестанным светом Воскресения и услышать слово Его: «Радуйтесь»! (Мф. 28, 9).
Да преисполнимся великой радости Светлого Христова Воскресения, приветствуя друг друга немеркнущим в веках пасхальным приветствием радости, благодати, истины и любви: 
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Пасха Христова 2009 года,
г. Самара.

На снимке: Воскресенский монастырь в г. Самаре.

19.04.2009

Пасхальное послание Архиепископа Самарского и Сызранского СЕРГИЯ


боголюбивым пастырям, монашествующим
и мирянам, всем верным чадам Русской Православной Церкви Самарской епархии


«Боголепное Твое снизхождение славяще,
поем Тя, Христе: родился от Отца, пострадал еси,
яко человек, и волею претерпел еси Крест, воскресл
еси от гроба, яко от чертога произшед, да спасеши
мир, Господи, слава Тебе!»

(стихира на хвалитех Пасхальной утрени)


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сердечно поздравляю вас, досточтимые отцы, братия и сестры, честные иноки и инокини, дорогие самарцы, с великим праздником - Святой Пасхой Христовой!
Празднуя вновь с величайшим благоговением и восторгом сие спасительное событие, Воскресение из мертвых Христа Жизнодавца, мы с благоговением говорим о значении этого дня. Ибо от дня сего Христос привел нас от смерти духовной к возрождению и воскресению, к нескончаемой жизни в обителях Небесных.
Дивно, радостно ликуют наши верующие сердца, видя очами веры Воскресшего Господа. Великий Святитель Церкви святой Иоанн Златоуст в своем пасхальном слове благовествует, что человек благочестивый и искренне любящий Бога насладится этим прекрасным и светлым торжеством преславного Воскресения Христова, которое мы ныне празднуем и в котором Господь столь дивно явил премудрость, благость и любовь свою к людям, даровав всем воскресение.
«Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя», «да празднует же мир весь, видимый и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное». Воистину сегодня мир Ангельский и весь Лик Небесный празднует с нами этот праздник. И, взирая на образ Воскресения Христова, мы видим в нем начало того высочайшего торжества, когда настанет и откроется совершенно (Царство Бога и область Христа Его), когда все наши враги – все злое, неприязненное, враждебное будут изгнаны и упразднены, когда души наши просветятся в Царстве праведников и отымется всякая слеза и болезнь и скорби земные, лишь останется одна радость - радость Воскресения о Господе нашем.
Там, в этом Царстве Света, Добра и Вечной жизни, истинное отечество каждого из нас, верующего во Христа Воскресшего, там все сокровища наших сердец, там вся наша жизнь в Боге, там живут и освящаются наши сердца, не в одно только время этого светлого праздника, но и во все дни жизни нашей на земле.
Святой Апостол Павел убежденно свидетельствует нам - «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).
Вот где источник нашей светлой радости в день Светлого Воскресения Христова. Именно Воскресший Христос является для всех нас залогом конечного торжества правды Божией, победы над злом, победы над смертью.
Но для того, чтобы быть участниками этого конечного торжества Правды Божией и торжествовать вместе со Христом победу над злом, победу над смертью, мы должны еще в этой земной жизни «сораспяться Христу», дабы и воскреснуть вместе с Ним. Зная, что «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 3-11), так и мы должны считать себя мертвыми для греха, живыми же для Господа Иисуса Христа нашего, воскресшего для нашей жизни и спасения в Нем.
Вот - ясное учение слова Божия о силе и значении для нас великого и славного события Воскресения Христова! Можно ли после этого утверждать или учить что-то иное? Тем не менее суемудрые мира сего, мечтающие построить на земле рай, по-прежнему пытаются изгнать Христа из нашей жизни, пытаются естественный строй жизни, созданный Богом, заменить искусственными суррогатами.
Вместо истинной веры и христианских ценностей, оставленных нам Господом Воскресшим, нам предлагают некую смесь рукотворных учений и знаний, ничего общего не имеющих с христианским наследием и духовным опытом наших святых Отцов. И все эти духовные суррогаты по сути своей сотворены сторонниками идеи глобализации человечества, настойчиво навязываемые современной христианской молодежи, и, к сожалению, уже проникшие и на нашу Самарскую землю, чтобы узаконить греховную привязанность к удовольствиям и благам секулярного мира, изменившего Христу Воскресшему.
Нынешний год является для нашей епархии знаменательным, осенью Самарская Духовная семинария отметит свой 150-летний юбилей. Поэтому большое внимание нашим клирикам и монашествующим следует обратить, помимо забот о возрождении храмов и монастырей, на богословское образование и духовное просвещение, на христианское воспитание детей и молодежи. Они залог нашего будущего в современном мире.
Да пребывает всегда с нами Божия помощь, неисчерпаемо благодатная Пасхальная радость, пламенеющая в наших сердцах неоскудевающим светом Воскресения Христова!
Празднуя Воскресения Христово, мы празднуем Пасху – прехождение от смерти к жизни – с непоколебимой верой и надеждой не только на радость в земной жизни, но и на блаженную жизнь и вселение в Небесные обители. С трепетной любовью к Воскресшему Господу Иисусу Христу будем неизменно укреплять свои духовно-нравственные силы в молитвенном обращении ко Господу, соединяясь с Ним в Святых Таинствах и поучаясь Его Божественным заповедям.
Будем неотступно следовать заветам Основателя нашей веры и Церкви, творчески трудясь, каждый на своем поприще, во славу Святой Матери Церкви, на благо нашей Отчизны и благодатной Самарской земли.
Радостно празднуя Святую Пасху в эти светоносные дни, из глубины наших верующих сердец принесем друг другу слова, исполненные радости и ликования, воспетые Ангелами и впервые произнесенные Женами-Мироносицами и учениками Христовыми, которые мы с любовью произносили в Пасхальную службу ночью. В праздничном ликовании, в наступивший день Светлого Христова Воскресения, и я, ваш Архипастырь, обращаюсь к вам с ними:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Пасха Христова 2008 года,
г. Самара.

27.04.2008

Пасхальное послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия


боголюбивым пастырям, монашествующим и мирянам, всем верным чадам Русской Православной Церкви Самарской епархии

Боголепное Твое снизхождение славяще,
поем Тя, Христе, родился еси
от Девы
и не разлучен был еси от Отца;
пострадал еси,
яко человек, и волею претерпел еси Крест,
воскресл еси от гроба,
яко от чертога произшед,
да спасеши мир,
Господи, слава Тебе.

(Стихира на хвалитех
Пасхальной утрени)


ХРИСТОС  ВОСКРЕСЕ!
Сердечно поздравляю вас, досточтимые пастыри, всечестные отцы, матери, братия и сестры, честные иноки и инокини, дорогие самарцы, с великим  праздником - Святой Пасхой Христовой!
Святая Православная Церковь в своих Богослужениях в светозарную Пасхальную ночь и в светоносные дни Пасхи Христовой с ликующей радостью, в священном восторге прославляет и величает Воскресшего из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и с любовью благовествует людям, что Воскресение Господа явилось торжеством жизни, победою над смертию, источником нашего воскресения и жизни вечной.
«Утру глубоку» трепетно возрадовались благочестивые жены-мироносицы, увидев живого Господа Иисуса Христа, Которого со слезами искали между мертвыми. «Радуйтесь!» - услышали они первое слово от Воскресшего Господа (Мф. 28, 9).
Великая радость охватила учеников и Апостолов Христовых, когда Воскресший тридневно Божественный Учитель в неоднократных Своих явлениях в течение сорока дней уверил  и утвердил их в истине Своего Воскресения из мертвых  и поучал Царствию Божию (Лк. 24, 36-48, Ин. 20, 19-29).
Святый Первоверховный Апостол Павел учит, что одним из важнейших следствий спасительного пришествия в мир Сына Божия и Его воскресения из мертвых является общее  воскресение: «Во Христе все оживут… в пришествие Его»; «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смерт-ному сему облечься в безсмертие» (1Кор. 15, 22-23, 52-53).
«Воля же пославшего Меня Отца есть та, - сказал возлюбивший нас Господь, - чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него,  имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в послед-ний день» (Ин. 6, 39-40).
Эти слова Христова Апостола Иоанна всегда неизменно пробуждают в нас особую возвышенную бодрость духа, прилив новых духовных сил и светлую надежду на ожидающее нас лучшее будущее.
В переживаемые ныне нашим Отечеством нелегкие времена единственным утешением для каждого христианина является наша святая вера с ея высокими обетованиями, с ея умиротворяющими душу чаяниями, с ея светлыми упованиями.
Всякому злу, победоносно шествующему по земле путем лжи и всякого неправедного обольщения и покоряющему людей, не веровавших Истине, но возлюбивших неправду (2 Сол. 2, 10-12), мы можем противопоставить  только нашу святую веру.
Именно в основании этой  святой веры, как краеугольный камень, лежит величайшее  в истории человечества событие - Воскресение Христово. Христос воскрес - победив человеческую неправду и самую смерть, на которую осудила Его эта неправда. Правда восторжествовала над ложью, жизнь одержала победу над смертью, и это так естественно находит светлый радостный отклик в наших сердцах.
Вот почему так торжественно и радостно наше Пасхальное Богослужение, вот почему мы так ликуем, и сердца наши как бы сами поют хвалу Христу Воскресшему в день «праздника праздников и торжества из торжеств».
И  святой Григорий Богослов от имени всех христиан, как современных ему, так и грядущих в мир, в пасхальном восторге возвещает: «Пасха, Господня Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и  для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды… Велика и священна наша Пасха: Слово Божие и Свет, и Жизнь, и Мудрость, и Сила! Мы празднуем  самое воскресение, не ожидаемое, а совершившееся и примиряющее собой весь мир…» (Слово на Святую Пасху Святителя Григория Богослова).
Весь настоящий год проходит в нашей Самарской епархии под знаком миссионерского служения, главная задача которого - проповедовать Пасху Христову, возвещая ее делами милосердия, церковным окормлением воинства, христианским воспитанием детей и юношества, попечением о находящихся в узах, об одиноких, болящих и обездоленных людях, дальнейшими трудами на ниве богословского образования и духовного просвещения нашей паствы.
За последние 10 лет  много отрадных перемен произошло на самарской земле, но осталось и много трудностей. Церковь не может не радовать духовное  возрождение, нарастающее  в нашем обществе с каждым годом, наполнение общества духом мира и согласия, ослабление межчеловеческой вражды. Однако нас по-прежнему тревожит растущая бедность пожилых и немощных людей, учащейся молодежи, многодетных семей. К сожалению, высок еще уровень безнравственности, пропаганды греха и порока.
Церкви в сложившихся условиях небезразлично, в какой системе ценностей будут воспитываться наши дети, каким будет их отношение к понятиям долг перед Родиной или служение на благо Отечеству. Наконец, какой будет идейная основа дальнейшего культурно-исторического развития  России, а ведь Самарскую епархию называют символическим сердцем  России. В этот день светлого Пасхального торжества мы прежде всего  призываем наших клириков и мирян к верности, любви и безкорыстному служению на благо нашему Великому Отечеству - Богохранимой России.
Говоря обо всем этом перед лицом власти и народа, Святая Церковь наша продолжит осуществлять на Самарской земле свою примиряющую, преображающую и освящающую миссию, дабы люди жили в мире, справедливости и благоденствии.
Господь по вере нашей дарует нам силы, и мы многое превозможем и многое совершим, памятуя слова Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
В день праздника преславного Воскресения Христова во святых отец наш Иоанн Златоуст призывает всех, кто благочестив и боголюбив, войти в радость Господа своего и насладиться пиром веры, ибо Господь, будучи щедр, принимает последнего как и первого, воздавая всем должное. «Все примите, - восклицает он, - дар неисчерпаемой благости  Божией» (Из Огласительного Слова св. Иоанна Златоустаго на Святую Пасху).
От Воскресшего Господа нам подается  Божественная помощь для жизни в трудолюбии и благочестии (2 Пет. 1, 3). Нам дано святое Таинство Причащения, в котором Господь Иисус Христос соединяет нас с Собою. И это теснейшее наше общение  со Христом есть начало той вечной, безгрешной и святой жизни в обителях Отца Небесного, где «праведники воссияют, как солнце» (Мф. 13, 43), куда да сподобит нас войти  Господь и да дарует нам великое счастье вечной жизни и радость совершеннее Ему причащатися в безвечерний день Его Царствия, когда все верные чада Божии  будут  праздновать Пасху Христову вечную и спасительную.
Дорогие и возлюбленные о Господе  досточтимые пастыри, всечестные отцы, братья и сестры! Вновь и вновь с сугубой радостью поздравляю вас с величайшим  из праздников - Святой Пасхой! Сегодняшним нашим благовестием является удивительное по силе  Пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». Эти простые, но возвышенные слова есть не только проповедь о Воскресении Господа и Спасителя.  Они - первооснова нашего свидетельства о высочайших духовных ценностях Православия. Впервые эти святые слова были воспеты Ангелами, затем, уже на земле, их произнесли жены-мироносицы и ученики  Христовы. Сегодня эти слова возглашаем  мы с вами. В праздничном ликовании  сегодня обращаю их к вам и я.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Высокопреосвященнейший СЕРГИЙ,
Архиепископ Самарский и Сызранский.
Пасха Христова 2007 года,
г. Самара.

08.04.2007

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Пасхальное послание Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия Русской Православной Церкви


Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое Воскресение.
(Стихира Пасхальной утрени
на хвалитех)

Дорогие о Воскресшем Господе пастыри, честные иноки и инокини, благочестивые миряне и все верные чада нашей Святой Матери Церкви на Самарской земле!
В светлой духовной радости вновь мы встречаем светозарный, радостнейший и торжественнейший праздник Воскресения Христова!
В истории человечества нет события, более засвидетельствованного, нет истины более радостной для нас, Христиан, как преславное Воскресение из мертвых нашего Спасителя Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 6; Мк. 16, 6; Лк. 24, 6; Ин. 20, 1 - 18).
Воскреснув из мертвых, Христос уже не умирает: смерть не имеет над Ним власти (Рим. 6, 9).
Смерть Христа потрясла землю, произвела переворот в сознании людей, явившись вестницей наступающего Христова Воскресения.
Совершив положенное ей, эта чудодейственная вестница отступила, дав место Воскресению Спасителя, а тем самым и воскресению, обновлению всего человечества.
Все это духом и сердцем своим уразумел и почувствовал Апостол Иоанн, стоя у подножия Креста Господня. Поэтому, взглянув в опустевшую гробницу, ликующим сердцем от лица всего человечества, вслед за Ангелами и Мироносицами, он произнес: «Христа здесь нет - Он воскресе» (Лк.  24, 6). И с этого мгновения нет и не будет в мире такой другой всеобщей радости, как радость, даруемая Пасхальной ночью!
Нет и не будет такой другой ночи среди тьмы других ночей, в которую так ярко озарялось бы наше сознание лучезарным светом Христова Воскресения и так торжественно и полно трепетало бы наше сердце непостижимой и непроизвольной радостью своего духовного соучастия в этом Воскресении.
Величая и прославляя восстание Господа из гроба, Святая Церковь учит, что силою Воскресшего Господа Иисуса Христа нашим мертвенным телам надлежит облечься в безсмертие (1 Кор. 15, 53), что погребается тело душевное, но воскреснет тело духовное (1 Кор. 15, 44) и «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 52). Нетление, дарованное нам Господом, является неиссякаемым источником нашего священного веселия, смерти празднуем умерщвление адова разрушение, иного, вечного жития начало.
Только свет Воскресения Христова переродил, обновил и освятил все стороны жизни человека. Только своим Воскресением Господь наш Иисус Христос во всей силе показал истинность сказанных Им слов о том, что Он есть Бог наш, что Он есть Свет миру (Ин. 8, 12), что только Он может просветить всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1, 9). Если ветхозаветный человек устами пророка Давида взывал: «Скажи мне, Господи, путь в онь же пойду» (Пс. 142, 8), то в Новом Завете Сам Бог открыл его падшему человеку, говоря: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6).
Своим Воскресением Господь наш Иисус Христос действительно открыл истинный путь и истинную жизнь, как новый дар Благодати Божией, которым должен воспользоваться к своему спасению каждый человек. Подобно тому, как люди тысячелетиями с нетерпением ожидали пришествия в мир обетованного Спасителя, так и теперь Церковь тысячелетия возвещает Его славное Воскресение, видя в Нем событие величайшей благости и любви к человеку.
Воскресший Христос и нас воздвизает и вдохновляет к нашему духовному воскресению и внутреннему возрождению.
Но современное секулярное общество не слышит подчас глас воскресшего Господа, не обременяет себя поисками духовной истины.
Иерархию ценностей оно определяет в силу сложившегося богоборческого мировоззрения.
От Господа, Зовущего к воскресению души, к воссозданию в себе Образа Божия, общество иногда отгораживается разговорами о свободе личности и совести, а на деле просто изгоняет Бога из семьи, школы и образования. Но свобода - это не произвол и не распущенность, а созидание личности и обустройство Божие в самом человеке. Применительно к нашей истории свобода - это воссоздание духовно-нравственного облика русского человека на святоотеческих традициях Православной веры и культуры. И нам, Православным Христианам XXI столетия, повсеместно нужно способствовать тому, чтобы воля человека, все его чувства, которые даны Богом для вхождения в этот мир, концентрировались в Православную веру, как это исторически сложилось в России.
Только тогда мы сможем возродить в душе своей Образ Божий, после чего можно будет возродить славу нашего Отечества, славу Святой Руси. При всем желании, по слову Святейшего Патриарха Алексия II, свобода совести не оправдывает пренебрежение духовными традициями предков, которые складывались на протяжении тысячелетий. У каждого народа есть свое собственное лицо, уникальный духовный опыт, неповторимый исторический путь. В России эта уникальность и неповторимость выражалась в симфонии гармонического сосуществования двух властей, светской и духовной. Именно в ней, этой симфонии, заложена идея взаимного обогащения, где Церковь не противопоставляет себя обществу и власти, а сотрудничает с ними, обогащая власть Божественным началом мира, добра, любви и созидания. Церковь, следуя заповеди Христа, стремится преобразить мир и общество на основах чистоты и святости. Ныне Воскресший Господь и в Церкви своей воскресил все силы, необходимые для воссоздания как отдельной личности, так и всего общества в целом. Лишь осознав ошибочность отторжения нами и нашими предками того, чем жило государство на протяжении почти тысячи лет, а именно основы основ бытия Руси - Православия, мы можем предотвратить деградацию и гибель нашего народа.
Святая Церковь проповедует и созидает мир - мир в наших душах и семьях, мир в каждом граде и веси Богохранимой Самарской земли. Да, много еще у нас нестроений, насилие, ненависть, другие пороки настойчиво прививаются людям через псевдокультуру. Немало самарцев по-прежнему страдают от нищеты, лишений, преступности. Можно ли достичь мира в таких условиях?
Можно, если вспомнить, что мир между людьми начинается в наших сердцах. Обратившись ко Христу, вверив Ему свою жизнь, мы становимся подлинными миротворцами.
Помня об этом, Святая Церковь предлагает всем, кому дорого будущее России, путь благотворной перемены, путь к совершенству и миру - путь Христов. Когда будет у всех нас, в душах наших настоящая Пасха, тогда можно будет надеяться, что воскреснет Россия! А с нею вместе может тогда воскреснуть к новой жизни и так явно гибнувший мир.
А теперь нам остается только, преисполняясь чувством безпредельной благодарности Ему, Спасителю и Искупителю нашему, за все то, что Он для нас сделал, хранить непоколебимую верность Ему и всецелую преданность основанной Им Святой Церкви и от всей глубины души воспевать Его: «О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О, Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего!»
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Из глубины своего архипастырского сердца приветствую и поздравляю всех вас с Великим Лучезарным Живоносным Празд-ником  Светлого Христова Воскресения - Днем Пасхи Господней. Желаю всем вам бодрости духа, крепкого здоровья, помощи Божией в ваших добрых делах, радости земной и радости вечной, всегда славить Воскресшего Господа и воспевать Ему:
«ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»
«ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!»
Пасха Христова 2006 года
г. Самара
23.04.2006
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago@cofe.ru