«Дивен Бог во святых Своих»


Наша семья проживает в небольшом поселке на Крайнем Севере уже много лет, а моя малая родина - город Днепродзержинск на Украине. При въезде в город недавно поставили четыре креста на все стороны света. У подножья одного из них на правой стороне Днепра расположилось село Карнауховка. В ежегодные летние приезды на родину я непременно иду в Православный храм в этом селе.
Карнауховка - одно из древних поселений запорожских казаков. В 1737 году в местностях нынешнего села существовал богатый, со многими землянками, зимовник казака Семена Карнауха. В 1771 году во время моровой язвы жители слободы Карнауховки «устроили у себя икону святой Великомученицы Варвары и денно-нощно молились ей и просили ея небесной помощи». Силою живой веры и сердечной молитвы по ходатайству святой они были спасены от наглой смерти. Тогда местные жители дали обет построить у себя церковь во имя святой. 18 августа 1773 года было освящено место для строительства храма, а 29 марта 1775 года церковь была освящена во имя Великомученицы Варвары. В лихолетье и правление безбожной власти церковь пострадала, но в 1990 году здесь возродилась приходская жизнь.
Я очень люблю этот храм, здесь все благолепно и просто. Стройный хор бабушек легко исполняет церковные песнопения. В знакомом осмогласии слышатся отзвуки родного украинского распева. В этом дорогом мне храме я впервые увидела икону неизвестного мне святого, так и обратилась к нему: «...И ты, святой, которого я не знаю, моли Бога о мне». А после службы по обычаю беседовала с настоятелем храма, протоиереем Вадимом. Он всегда интересуется жизнью нашего северного прихода, а в этот раз подарил мне книгу о подвижнической жизни моего земляка, единственного канонизированного святого на Кировоградчине - священномученика Николая Искровского.
История храма небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего Российского Императора Николая II, который лично участвовал в устроении храма. В начале XX столетия к Царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство храма. На месте они не смогли решить этот вопрос, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство и есть ли проект. Когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет Царь отправил кирпичи на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке. Оплатил перевозку материалов и работу строителей. Когда в 1905 году пришло время освятить храм, Царь присутствовал на Богослужении, переодевшись в мужицкую одежду. Впоследствии, посоветовавшись с отцом Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном храме. Так волею святых Божиих праведного Иоанна Кронштадтского и Царя-Страстотерпца дьякон Николай из Исаакиевского собора города Санкт-Петербурга оказался на земле Елисаветградской уже для пастырского служения в далекой веси. Смена городской устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Даже грех отец Николай обличал с юморком. Сохранилась история о том, как на свадьбе батюшка обличил бедного жениха, женившегося на богатой слабоумной невесте. Дома невесту учили, что если батюшка спросит ее, сколько есть Божиих Заповедей, чтобы она отвечала - десять. А отец Николай возьми да и спроси, сколько ей лет. Тут-то она и ответила - десять.
Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей пять рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где были спрятаны деньги. Он погладил ее по голове и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать эти деньги», - велел вернуть их. Другому, у которого украли коней, отец Николай сказал, где искать пропажу. Третьему пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрет своей смертью на свободе.
Своей матушке Анне говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют, и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!». Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.
Он исцелял бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. В своих проповедях отец Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Батюшка предупреждал о том, что придет безбожная власть и с ней тяжкие испытания. По свидетельству послушницы Евфросинии, отец Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для Тебя, Господи, готов все претерпеть». Выйдя из алтаря, он предупредил ее: «Если слышала - никому не говори, пока я живой, меня скоро убьют и трижды похоронят».
В последний день своей жизни будущий священномученик отслужил Литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд безбожников, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело и прикрыли его ветками, а затем вместе с прихожанами перезахоронили в другое место. Через год, в 1920 году, приехало много священников, которые совершили третье погребение отца Николая за алтарем церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным, будто его убили сегодня.
Прошло долгих 80 лет, но память об отце Николае сохранилась в сердцах Православных. 17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. Его святые мощи ныне в стеклянной раке почивают в Крестовоздвиженском храме села Искровка (мощи священномученика Николая Искровского - на снимке внизу).
По благословению отца Вадима мы с паломницей Натальей отправились поклониться мощам священномученика Николая Искровского и искупаться в его святом источнике. С раннего утра добирались электричкой, автобусом, маршруткой. Доехали только до Анновки - до Искровки еще 9-10 км. Мы решили идти пешком по трассе. Моя спутница скрасила нашу дорогу интересными рассказами о святых местах Украины, о монастырях в лесах и пустынях, об их строгом укладе жизни. Ближе к полудню мы добрались до Искровки и не заметили жары - над нами плыло легкое облако, как будто сопровождало всю дорогу, укрывая от знойного июльского солнца. В Крестовоздвиженском храме настоятель священник Василий Загребин служил благодарственный молебен. Группа паломников (по всему видно, что это одна семья) - дети и взрослые усердно молились, благодарили Господа и священномученика Николая за дарованное им чудо исцеления. После молебна мы с позволения служителей храма прочли акафист святому и канон Кресту Господню, приложились к святым мощам и пошли на источник. Источник (колодец) находился на земле, раньше принадлежавшей отцу Николаю. Когда он выкопал этот колодец, то сказал, что нигде вокруг не будет такой воды - этот источник неиссякаемый. Здесь он молился о бесноватых и лечил больных. В советское время, когда строили плотину, источник завалили и насыпали очень много земли, но он пробился в другой стороне. В 1998 году это святое место посетил странствующий монах Нестор из киевского монастыря Китай-пустыни. Он молился на могиле отца Николая и сказал такие слова: «Здесь нетленные мощи», а об источнике сказал, что таких на Украине мало - он целебный и теплый. Силу чудотворного источника ощущает на себе нынешнее поколение Православных, живущих в этих местах. 
Помолившись, мы искупались в источнике, отдохнули в тени абрикосов и поели благоуханные плоды, которыми щедро усыпан весь источник. Отправившись в обратную дорогу, мы планировали не ранее полуночи вернуться домой, но попутки не останавливались. Немного промедлив, мы могли бы опоздать на автобус и электричку. Приуныли. Потом решили попросить святого Николая Искровского проводить нас домой, и только закончили молитву - подъехал джип... Чудесным образом мы добрались домой вместо полуночи в восемь часов вечера.
Осмысливая это паломничество здесь, в холодном северном краю, вспоминаю чувство, необъяснимое волнение, охватившее меня на святой Искровской земле. Я видела детей, играющих в церковном саду, священника, беседовавшего с прихожанами... Вот так и отец Николай жил, проповедовал, лечил, молился, ходил по этой земле. Ничего не изменилось, ничего не прошло. Он здесь и сейчас, он слышит нас, его молитвенная помощь явственна и очевидна. В Церкви Небесной, перед Престолом Божиим, в сонме Новомучеников Святой Руси молится о нас священномученик Николай Искровский.
Ирина Бабенко
пос. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого АО
25.06.2009

    потомственный запорожский козак Карнауховки Фортуна Александр — сердечный уклон от меня и отца Вадима

    Был в Храме и на источниках- действительно места чудесные.

    Был в храме и на источнике. Действительно чудесные и святые места. Оценка 10.

    статья чудесная, места там действительно благословенные, вернулась оттуда только сегодня ночью, была на вечерней в Крестовоздвиженском храме с. Искровка накануне престольго праздника. Какое чудо! Захотелось продлить ощущения, вот зашла в интернет…Слава Богу! А Ирине поклон

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

«Дивен Бог во святых Своих…»


   Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно «открыли» тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения. Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной). В 80-е годы прошлого века Тамила Решетникова работала в составе государственной комиссии по исследованию мощей, сотнями лет покоившихся в нашей Лавре. Полностью с этим уникальным научным исследованием Тамилы Решетниковой «Современные исследования святых мощей» можно ознакомиться в читальном зале библиотеки музея-заповедника Киево-Печерской лавры. В советские годы эта научная работа была издана очень маленьким тиражом.


Мощи против радиации


   Феномен святых мощей давно приковывал к себе внимание множества «следопытов». В документальном фильме Николая Ильинского «Тайны Киево-Печерской лавры» есть видеозапись о спелеологах, пытавшихся обнаружить место захоронения основателя этого монастыря - преподобного Антония. По всей вероятности, они не знали (или не признавали) завещания старца о том, чтобы никто не тревожил его прах. После того как вырвавшийся из-под земли необжигающий огонь дважды преградил им путь, все исследования были немедленно прекращены. И тогда за дело принялись ученые…
   В своем труде «Современные исследования феномена святых мощей» кандидат биологических наук Тамила Решетникова детально описала биофизико-химическую природу останков печерских подвижников и их влияние на живые объекты: «Объектами исследований были семена и семи-девятидневные ростки пшеницы сорта Мироновская-808. Содержание химических элементов в семенах определяли методом пламенной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах «Сатурн» (СССР) и «АА-1» (ГДР). Погрешность приборов по стандартам составляла 1-2 процента, число вариантов в пробирках - от 5 до 10. Ошибка исследований не превышала 3 процента при уровне вероятности 0,950-0,997… Во всех случаях, независимо от продолжительности временной экспозиции, эффект был один: семена, побывавшие возле мощей, отличались повышенными на 15-20 процентов всходами и ускоренным развитием… Результаты химических анализов показали, что даже после кратковременного пребывания возле мощей в сухих семенах изменяется состав некоторых химических элементов. Так, например, под воздействием мощей святого Агапита-целителя количество цинка (вредного для растения - В.К.) уменьшилось на 18 процентов, а кальция и калия - увеличилось на 11 и 4 соответственно… Можно предположить, что первопричиной обнаруженных изменений в семенах являются процессы трансмутации, то есть взаимопревращения атомов одних химических элементов в другие».
   Но больше всего Решетникову поразило другое: «благословенные» зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 рентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи»…


Они… живые?!


   По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей.
   После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в Православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде безпрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти. Но и это еще не все: оказывается, долгое пребывание святых в молитвенном состоянии так сильно влияет на телесные атомы, что они даже после смерти организма остаются постоянными ретрансляторами внеземного энергетического потока, воздействующего на все окружающее из космоса. Зафиксировав на фотопленке энергопотоки, излучаемые во время молитвы человека, ученые выдвинули любопытную версию: если в энергоканал связи между святыми мощами и космосом (читай - Богом) вливается энергия молитвы живого человека, то это приводит к ее усилению, то есть к исцелению или другому благотворному влиянию на людей. Таким образом, чем сильнее вера, тем эффективнее будет результат.
   Удивляет еще один факт, не поддающийся обьяснению с научной точки зрения: тела священномучеников сохранились намного лучше, чем тела прочих святых, умерших естественной смертью. Но больше всего поражают результаты анализов, полученные еще в декабре 1988 года во время химического анализа мощей, взятых из чаш с мироточивыми главами, которые на языке ученых именовались «образцами №4, №9 и №20». Именно тогда три светила медицины - профессоры Бобрик и Концевич вместе с лауреатом премии имени академика Палладина профессором Хмелевским составили уникальный отчет, в котором черным по белому было написано: «Химический анализ образцов был исполнен в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута. Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования… В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы аммония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ… Исследованиями установлено, что образец №20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец №9 - 13 мг, а образец  №4 - 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму…»


Преподобный Илья Муромец родился калекой


   Рентгено-флуоресцентный и атомарно-абсорбционный анализы позволили установить в мощах преподобного Алипия-иконописца, краски которого считались чудотворными, чрезвычайно высокое содержание цинка, рубидия, железа, меди, свинца, ртути, брома и марганца, а в мощах преподобного Агапита-врача - большую концентрацию марганца, брома, цинка и свинца. Скорее всего, это связано с их профессиональными занятиями - частым контактированием с красителями и лечебными препаратами, изготовленными на основании упомянутых химических элементов.
   С помощью антропометрических исследований удалось определить и физические данные печерских подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65 лет, рост - 163-164 сантиметра, Илии Муромца - 40-45 лет и 177 сантиметров соответственно. Кстати, последний действительно обладал огромной силой (у него была очень развита мускульная система). Но первые «тридцать лет и три года», как и повествует предание, он вообще не мог ходить: смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной плеча…). Вдобавок ко всему былинный богатырь имел несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?). (Этот вывод ученых как будто вступает в противоречие с житием святого. Ведь, насколько известно, былинный богатырь умер в монастыре, а не на поле битвы. Но можно предположить, что он погиб, защищая обитель от набега кочевников. Или же рана все-таки оказалась не смертельной. А может быть, и данные науки оказались неточны, что нередко случается - ред.)
   На теле преподобного Тита-воина тоже обнаружено немало боевых травм, в первую очередь в черепной коробке: в левой темечковой кости зафиксировано сквозное ранение веретеноподобной формы размером 4х1,5 см. От переднего края этого повреждения отходит линия сросшегося перелома в виде небольшой борозды - это свидетельствует о том, что полученная рана не привела к моментальной гибели. Как известно, в своей предсмертной «епитафии» Тит говорит, что он «бывши на брани, поражен был во главу оружием, едва смертным, и сего ради оставил воинствование; мало нечто возмог, приидя в монастырь Печерский».
   Сравнительный анатомический анализ показал, что физическое развитие почившей братии было довольно хорошим: святые иноки в основном являлись людьми среднего и высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение. Большинство из них умерли в зрелом и «пенсионном» возрасте: от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых подвижников были развиты определенные группы мышц: у преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и верхние конечности, у Григория-иконописца - правая рука, шея и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили не только хилые и престарелые мизантропы, но и настоящие богатыри…


Каждый преподобный по-своему благоухает


   Во время посещения Лавры игумен дальних пещер иеромонах Василий благоговейно открыл передо мной раки нескольких святых и даже позволил прикоснуться губами к их высохшим рукам. И - о чудо! Оказывается, наши богоносные и преподобные отцы, столетиями почивающие в тихих монастырских обителях, продолжают излучать тепло. Температура их мощей примерно такая же, как у живого человека!
   Медленно продвигаясь по узким проходам дальних пещер Киево-Печерской лавры, мы восхищались духовными подвигами святых отцов. От замурованных в стене мощей преподобного Кассиана-затворника повеяло удивительным, неземным ароматом. В этом дыхании вечности чувствовалась глубокая мистика, способная вывести человека за пределы обычного рассудка.
   По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи Митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ о немецком отроке Генрихе Мансвеле: находясь в лаврских пещерах со своими родителями, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: «Кто ты и почему ходишь как сумасшедший?». Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение.
   Говорят, каждый святой по-своему благоухает, однако различить эти запахи может лишь тот, кто не просто обладает хорошим обонянием, а неустанно стремится к своему духовному совершенству. Трижды в год святые мощи почивающих в Лавре угодников Божиих наряжаются в одинаковые цвета: от начала Великого поста до Пасхи их переодевают в черные церковные одеяния, от Пасхи до Святой Троицы - в красные, от Святой Троицы до начала Великого поста - в зеленые. В порядке исключения мне также разрешили зайти в «святая святых» - своеобразный подземный шкаф, на полках которого хранятся специальные сосуды с мироточивыми главами. Впервые в жизни я не только увидел, но и смог приложиться к честной главе священномученика - это был небольшой потемневший и полый череп Климента Римского, одного из учеников Апостола Павла, жившего еще в первом веке. А вот узнать имена остальных угодников, к сожалению, так и не удалось: записи о них были утеряны в результате долгих лет атеистических гонений и частых разрушений Лавры… Из нескольких десятков глав, показанных нам в Дальних пещерах, сегодня мироточат лишь семь. Многие монахи связывают этот факт с оскудением истинной веры и расцветом западных сект в нашей Православной стране.
   - Когда после долгих лет гонений нашу Лавру снова открыли, главы Божиих угодников мироточили так обильно, что за день один сосуд мог наполниться наполовину, - говорит отец Василий. - Это свидетельствует об истинности Христианства: многие святые, предвкушая вечные блаженства, прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в Православной вере.
   Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом… собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем больше чувствовали себя счастливыми и тем сильнее становился их дар провидения, а сила их разума только возрастала.
   …Современный вид 950-летней Киево-Печерской лавры («малого Иерусалима») окончательно сформировался в 1718 году после грандиозного пожара, во время которого сгорели все деревянные постройки. Лавра занесена в список 360 архитектурных шедевров мира: в лаврских фондах хранится 62 тысячи единиц редчайших произведений искусства, в Дальних пещерах насчитывается 48 мощей святых, в Ближних - 74.
 
На снимках: Киево-Печерская лавра; нетленная рука одного из безымянных киево-печерских подвижников.

Валентин Ковальский
30.09.2005

    Антон Евгеньевич! Спешу порадоваться вместе с Вами, что в коллективе редакции появился такой журналист как В.Ковальский. По-моему, это очень удачное приобретение «Благовеста». Хочу пожелать ему только одного: «Держи что имеешь, дабы кто…» (Ап.3,11)
    С.В.Серюбин.

    На сайте монастыря прп. Александра Свирского есть дкументальные материалы экспертиз и исследований мощей преподобного 15-го века. Ученые верующие и сомневающиеся искали Истину — и Преподобный объединил их. Кто не кичится своим невежеством («атеизмом», «скептицизмом» и т.п.) — может удостовериться, поискать, проверить. Да благословит Вас Христос!

    очень хочется поскорее попасть к этим мощам,приложиться и получить благословение святых отцов!

    Когда побываете те, кому еще не пришлось, то почувствуете благодать сами, хотя экспертиза лишнее подтверждение для неверующих. Спаси вас, Господи!

    СПАСИБО огромное за публикацию! Она заставила задуматься и о многом другом. Главное, наверное, о том, что с Верой, с Господом Богом в душе (извините, пожалуйста, и простит меня Господь за невольный пафос) и живётся легче, и дышится чище!

    согласен с романом буду больше уделять внимания этой теме

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Дивен Бог во святых Своих


Праздник Покрова Божией Матери в этом году покрыл Самару великой Божией благодатью: на следующий день после этого праздника, 15 октября, в Иверском женском монастыре состоялась столь давно чаемая канонизация святого праведного Александра Чагринского. И это, верно, не было случайным совпадением двух весьма значимых событий Православного календаря: ведь именно в Покровском монастыре на реке Чагре в Самарской губернии прошли последние годы служения Батюшки Александра Юнгерова. Священника, о котором еще более ста лет назад писали "Самарские епархиальные ведомости" как о личности "с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностию Илииною", ставя его на одном уровне с отцом Иоанном Кронштадтским, Епископом Феофаном, Затворником Вышенским, и старцем Амвросием Оптинским.



Пастырь добрый, отец Александр привлекал сердца людей, пробуждая в них покаянное чувство, стремление к светлой и чистой жизни. Его пламенная молитва исцеляла множество болящих, призывала Божию милость на духовно больных, одержимых. Известен и случай величайшего дерзновения его пред Господом, когда священник воззвал к умершему сельчанину-плотнику: "Мартемьян Фадеевич, встань! Исповедуйся, приобщись Святых Таин, простись с родными!.." - и усопший поднялся со смертного одра. Исповедал все свои грехи, причастился, принял последнее напутствие и благословение от отца Александра - и с облегченной душою мирно отошел к Богу. Как умел отец Александр найти проникновенное слово, способное перевернуть душу, возбудить в ней помысел покаянный, сокрушение сердечное о собственных грехах. Святой праведный Иоанн Кронштадтский не раз говорил приезжавшим к нему паломникам из наших волжских мест, что напрасно предпринимали они такое долгое путешествие, ведь у них есть свой молитвенник и праведник, великий пред Господом - отец Александр.



И по смерти своей Батюшка Александр не оставил осиротевших духовных чад. К часовенке над его могилкой ехали страждущие, плачущие об одолевающих житейских невзгодах и скорбях - и возвращались утешенными. Землю на могилку, что ни год, завозили возами, так много ее разбирали почитатели отца Александра Чагринского...

Все это приходило на память в эти октябрьские дни. Православные самарцы ждали, когда же можно будет не только приложиться к обретенным 22 июня 2000 года мощам самарского праведника, но и заказать ему молебен, принести в дом и поставить на божницу икону дивного Батюшки. В августе прошлого года на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе в Москве были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских восемь самарских подвижников, в годы лихолетья безбоязненно исповедовавших Христа - и пострадавших за свою веру. И вот теперь у нас появился еще один Небесный заступник, крепкий пред Богом защитник. Второй год обретенные мощи отца Александра Юнгерова, почивают в Иверском женском монастыре г. Самары.

По молитвам к Батюшке и сейчас происходят чудотворения. Вот один только пример - из тех, что узнала буквально только что, в храме. Раба Божия Валентина нынешней весной крепко пострадала в автомобильной аварии. Едва собравшись с силами, приехала она в монастырь, заказала панихиду по протоиерею Александру, приложилась к раке с его цельбоносными мощами и от всего сердца попросила у тогда еще не прославленного святого угодника помощи. Трижды с глубокой верой приезжала она сюда - и получила полное исцеление! Много подобных свидетельств излечения по молитвенным обращениям к Батюшке Александру Чагринскому сообщили нам в редакцию читатели из разных мест России. А сколько еще случаев помощи Чагринского чудотворца в исцелении недугов и в других скорбях записано сестрами монастыря, сколько пока что ведомы лишь Богу...

Было и у нас в редакции небольшое чудо, связанное с этим угодником Божиим. Когда мы готовили крестный ход вокруг Самары с великими волжскими святынями, враг не на шутку ополчился на нас. Каждый день приносил какие-то новые скорбные известия - и казалось, что искушениям не будет конца... Но вот один наш сотрудник за несколько дней до крестного хода увидел в тонком сне, что во главе молитвенного шествия монахини Иверского монастыря несут ковчежец с мощами праведного Александра... Крестный ход прошел с большим воодушевлением. Все искушения "расточились" по благодатному заступничеству отца Александра!

Утром 15 октября в Иверском монастыре было как никогда многолюдно. Сотни верующих со всей Самары собрались сюда, чтобы стать свидетелями прославления в лике святых вселюбимого Батюшки Александра Чагринского. Приехали и паломники из Сызрани, целый автобус. Люди не умещались в просторном храме, они теснились и в коридоре у иконной лавки, и на лестнице. Иные же стояли на улице, слушая доносящуюся из динамиков трансляцию Литургии.

На прославление святого праведника по приглашению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия прибыли еще два Архипастыря: Архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний и Епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. Их участие в Архиерейском Богослужении придало службе еще большую торжественность. Священников же было столько, что вместе они составили еще один мощный хор.

Волнующий момент: духовник Иверского монастыря игумен Софроний оглашает Деяние о канонизации в лике местночтимых святых Самарской епархии святого праведного Александра Юнгерова, Чагринского чудотворца. Игумения Иоанна, наместница обители, зачитывает Житие новопрославленного подвижника. Священник Михаил Мальцев произносит взволнованную проповедь о человеке, чей безкровный подвиг сродствен мученическому, - столь велик был его пример беззаветного служения Богу, столь горяча пастырская любовь к людям. Столь великие духовные дары стяжал Батюшка Александр своими трудами и молитвами...

Сердце ликует, вторя словам величания: "Величаем тя, святый праведный отче наш Александре и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего". И вроде бы неожиданно - но как к месту пришлось! - игумен Софроний запел Пасхальный тропарь: "Воскресение Христово видевше..." Чем не Пасха в осенней Самаре - славим святого праведника, над которым смерть не властна. Он, исполнивший до конца Евангельский завет: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Лк. 11, 28), - жив во веки.

Немало времени пришлось выстоять уже по окончании Божественной литургии, чтобы приложиться к мощам святого праведного Александра Чагринского. И не теснота, не нетерпение соседей по очереди к раке с мощами - не это печалило. Да, много нас сегодня в монастырском храме, но вот выйдем за врата обители - и праздничное чувство растворится, размоется всегдашней суетой. Все так же будут спешить по своим делам горожане, не замечая того, что над Самарой распростерт еще один Небесный покров - из молитв только что прославленного великого праведника. Вот если бы этот день стал праздником для всей Самары! Чтобы звонко и ликующе ударили колокола всех храмов, и прохожие спрашивали бы, что это случилось, отчего трезвонят в церквях - и радостно дивились бы, слыша ответ. Чтобы по улицам широко и раздольно лились молитвы, призывая к Богу слышащих... Чтобы Пасха Святая воцарилась в домах и душах многих и многих самарцев - не только тех, кто в этот день был в храме.

Два дня в году определены как празднование памяти святого праведного Батюшки Александра: день обретения его мощей, 22 (9) июня, и день упокоения, 4 января (22 декабря по старому стилю). Придет время - будет составлена и особая служба этому святому угоднику. Сегодня же мы возвращаемся из монастыря с большими и малыми иконами, с которых смотрит строгий и любящий лик нашего самарского святого. И несем в себе - кто больше, кто хотя бы немножечко - благодать великого дня.

Святый праведный отче Александре, моли Бога о нас!
Ольга Ларькина
19.10.2001

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru

Notice: Undefined index: fb_skip in /var/www/blagovest/wp-content/themes/cofe/window_overlay.php on line 2