Рождество Христово


Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.


Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.


Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг явился перед ними ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались.


Ангел же сказал им: "не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (то есть Вифлееме) Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".


Как только ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других ангелов. Они славили Бога и пели: "слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".


Когда ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: "пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь".


Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от ангелов. Мария же сохраняла в сердце Своем все слова их.


После этого, пастухи возвратились к стадам своим, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели.


На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.


Поклонение волхвов


Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.


Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение - на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев эту звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый Царь уже родился. Они собрались в путь и пошли в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться Ему.


В Иерусалиме волхвы стали спрашивать: "где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему".


Царь Ирод, услышав это, встревожился: он был человек весьма жестокий и очень подозрительный. По одному подозрению он предавал казни своих собственных детей. А теперь он особенно испугался, боясь, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. И все жители Иерусалима заволновались, узнав о такой вести.


Ирод собрал к себе всех священников и книжников, то есть людей изучавших книги священного писания, и спросил их; "где должно родиться Христу?"


 Они ответили: "в Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея".


Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды, послал их в Вифлеем и сказал: "пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему". На самом же деле Ирод задумал убить родившегося Царя.


Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла пред ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.


В это время святой старец Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем жили в городе, в доме, куда они перешли из пещеры, так как народ после переписи стал расходиться.


Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ливан (ладан) и смирну (драгоценное, благовонное масло).


Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть, и Царь, и Бог, и человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани, или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как человеку, который должен умереть (потому что умерших помазывали и натирали тогда благовонными маслами).


После этого волхвы хотели возвратиться в Иерусалим к Ироду, но получили от Бога во сне повеление не возвращаться к Ироду. Тогда они пошли по другой дороге, прямо в свою землю.


Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами, это были: Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Память их св. Церковью празднуется в день Рождества Христова.


Рождество Господа нашего Иисуса Христа св. Православною Церковью празднуется 25-го декабря (7 янв. н. ст.). К этому великому празднику мы приготовляем себя сорокадневным постом, который называется Рождественским постом.

Канун Рождества Христова называется сочевником или сочельником, потому что в этот день, по уставу церковному, положено есть сочиво, то есть вареную крупу с медом, да и то вечером, с появлением первой звезды.

Протоиерей Серафим Слободской
Автор книги "Закон Божий"
01.01.2012

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Рождество Христово


Ночь - это время свершения тайн. В эту ночь свершилась величайшая тайна: в мир пришел Превечный Бог. Блаженный трепет постигает каждую боголюбивую душу, когда мы не только празднуем Рождество Христово, но даже если просто вспоминаем о нем. И это не случайно, ведь свершилось неизъяснимое чудо: от Девы родился Спаситель. Исполнились все ветхозаветные пророчества о грядущем Искупителе.

Но такое значимое событие свершилось в тайне Вифлеемской ночи, а не в роскоши царского дворца. Родился Царь, но нет пышных торжеств, вокруг тишина и звездное небо. Родился Владыка, но нет безчисленных поклонников. Рядом только Пречистая Матерь, Иосиф и убогие пастухи. Родился достойный всех похвал, но нет шумного веселия и слаженных гимнов; лишь ангельское пение наполняет тишину ночи. Христос родился не в царских палатах, а в убогом вертепе. Родился в образе раба для того, чтобы послужить, а не для того, чтобы Ему послужили.

Почему же взоры мира не были прикованы к этому важному событию? Почему такое равнодушие и безразличие к кульминации всего мироздания? Потому что для царства зла все святое является инородным. Кто видит смысл жизни в служении своим низменным страстям, сиюминутным желаниям, временным выгодам и развлечениям, для того Рождество Христово не имеет ценности. Такой человек может принять этот праздник как традицию, как обычай, лишь как повод для веселия, а все страсти остаются при нем. Поэтому величие Вифлеемской ночи не удивляет, свет путеводной звезды не представляется чудом, тайна Боговоплощения не вдохновляет. Потому что сросшееся с грехом сердце лишено духовной радости, и Рождество Христово может остаться незамеченным. Поэтому мир в ту ночь спал.

Почему же Господь родился в зраке раба, а не в царском злате? А потому, что истина не может опираться на силу богатства, власти авторитета, она ждет только доброй воли и действует в сердцах свободно. «Где Дух Господень, там свобода», - говорит апостол Павел. Силой можно только подавить или заставить, хитростью можно только обмануть или завлечь, деньгами можно подкупить, но нельзя завладеть сердцем извне, поэтому Бог отвергает силу власти, богатства, авторитета. Человеческое сердце - это то место, куда Он не входит без стука: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» (Откр. 3,20).

Господь пришел в мир для того, чтобы усыновить нас Небесному Отцу. И если люди принимают Бога, то они становятся гражданами Небесного отечества. Старец Макарий Оптинский говорит, что мир живет самолюбием, сребролюбием, сластолюбием. Эти страсти являются основным движущим мотивом в жизни человека, то есть все поставлено на служение эгоистичным интересам, порокам, богатству, своим амбициям, исканию славы, удобства и комфорта. Идеология потребительства стала общепринятой. Чем прочнее стоит человек на этих позициях, тем ближе он к гибели, как духовной, так и физической. Такое стремление жить для себя является как бы «пропиской» в этом мире. «Нельзя уступать, иначе не добьешься своего», - этот принцип жизни стал духовным манифестом эпохи. Когда же сталкиваются интересы таких людей, то это становится трагедией для них самих и для окружающих.

Измениться внутренне значит переселиться, стать непохожим на все то, что так обычно для этого мира. Этот мотив ухода из среды греха является общим для всех библейских праведников: Авраам ушел из Ура халдейского, так как поверил Богу; Лот ушел из Содома и Гоморры; Моисей вывел евреев из Египта.

Для нас же таким переселением, или, точнее сказать, дорогой переселения является пост, который мы держали перед Рождеством. Собрав внутренние силы, ограничив потребности, мы были призваны оставить приоритеты греховной жизни, а значит, переселиться из страны греха в Святую землю.

Христос приходит в мир как странник, и каждый человек, принявший Бога в сердце, как бы лишается отечества и становится странником, чужим для мира. Значит, становясь на принципы жертвенной любви, он переселяется с земли на Небо.

Для того, чтобы люди приобрели премирную высоту, Возседающий на Херувимах Бог предлежит сегодня на земле как Младенец. Недоступный для Серафимов не только своим естеством, но и славой, - сегодня становится доступным для земного зрения. Определяющий всему границы и Сам ничем не ограниченный, объемлется сделанными на скорую руку малыми яслями. Обладающий богатством неистощимых сокровищ добровольно подвергает себя такой нищете, что рождается не в доме, а в вертепе.

Человек всегда посвящал Богу самые возвышенные порывы своей души, его все время вдохновлял пример жертвенной любви, вера придавала силы. Пусть же чудо Рождественской ночи отзовется в наших сердцах торжеством твердой веры, радостью блаженной надежды и светом предвечной любви. Аминь.



На снимке: ковчежец с Яслями Спасителя, г. Рим.
священник Дионисий Толстов
07.01.2000

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru