28 августа. Успение – Псково-Печерская


     От Пскова к западу, в 50 верстах, на границе Лифляндии находится Печерский монастырь. Печерским он назван подревней в горе пещере, неизвестно кем выкопанной и найденной в1472 году одним крестьянином, который рубил дрова на горе. Чрез некоторое время пришел туда священник Иоанн и выкопал в горе церковь, которая, по благословению архиепископа Феофила, была освящена во имя Успения Богородицы. По освящении церкви пред Псково-Печерскою иконою Богородицы одна слепая женщина получила зрение. По смерти священника Иоанна, в монашестве Ионы, монастырь был очень незначителен. В 1521 г. Принесена в сей монастырь псковскими купцами Василием и Феодором новая икона Успения Богородицы — Умиление, прославленная с 1524 г. Великими чудотворениями. По сказаниям летописца, свидетелями этих чудес были весь город Псков и Великий Новгород: «Не только православным подает Богоматерь исцеления, но и от иноверных, сиречь от латин немецкия земли, приходящим с верою к Пречистой Богородице и к чудотворному Ее образу, подает исцеление».

     Обе Псково-Печерские иконы особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Успения Богоматери и Умиления. За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба, над Печерскою обителью, шел к Пскову через реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником киевских пещер, а по правую — Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила: «Где мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?» Святой епископ немедленно предстал пред нею и с великою скорбию сказал: «Госпоже Пресвятая Владычице! В моем монастыре сего лета не бяше Литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако извочившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей, Псковские, позади же них стали Николай Псковский и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились ей. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на нас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали». В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Их грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! Помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили Ее о пощаде города. Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди не медленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Си» той Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и что бы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

     Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконок» Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные. Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу. Старейший из псковского духовенства, печерский игумен Тихон, по некоему откровению, сознал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св. благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвию Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога. На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва. Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен. Страх овладел сердцами всех; старики, женщины и дети наполняли церковь вопля ми и, по словам летописца, весь пол облили слезами, моля Бога о защите. В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерскою монастыря, родом бояре, бывшие храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: «Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостью и заступлением и с помощью всех святых». Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова!» Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.
Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду. В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля. Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8 сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражаемы были народом и многие взяты в плен. Воеводы сказали ратникам и пароду: «Миновал для нас первый день трудов, мужества, плача и веселия! Совершим, как мы начали! Исполним клятвенный обет, не изменим Церкви и царю ни робостию, или малодушным отчаянием». Воины и народ отвечали со слезами умиления: «Мы готовы умереть за веру Христову! Как начали, так и совершим с Богом без всякой хитрости!» И тут же все обещались построить близ Покровской церкви новую — в честь Рождества Богородицы.

     Осада продолжалась, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудотворною Печерскою иконою Богородицы. Наконец Баторий отступил от стен Пскова.
      Там было, кроме иноков, до 200 или 300 воинов. Осада началась 5 ноября, и скоро сделан был пролом в стене; но монахи вынесли на пролом чудотворную икону Успения Богородицы, и нападение было отбито. Вскоре опять был приступ, но и он отбит чудесною помощью Заступницы Небесной. С того времени многочисленная рать неприятельская сражалась более всего с холодом.
     Царь Иоанн Васильевич обложил чудотворную икону Псково-Печерскую золотом и устроил для нее серебряный киот. Псково-печерские монахи в воспоминание избавления своего от Батория дали обещание ежегодно ходить в Псков с иконою в седьмую неделю но Пасхе. Кроме этого ежегодного приношения чудотворной иконы из монастыря в Псков, бывали иногда и временные пришествия ее при народных бедствиях.
     В 1812 году при нашествии французов и с ними 20 иноплеменных народов на Россию икона Псково-Печерская по усердию граждан псковских принесена была во Псков к 6 октября, а 7-го числа, по освящении воды, совершено было с нею хождение около стен городских, и с тех пор, по прошению псковских граждан, повелением Александра I и благословением Святейшего Синода учрежден второй ежегодный крестный ход с Печерскою иконою Успения к тому же времени и с теми же обрядами, и дни сии сделаны табельными для Пскова. Несчастье обратило людей к благочестию.
     Чудесное явление, бывшее Дорофею, изображено на иконе, поставленной в Покровской церкви на проломе.
28.08.2011

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru