«Пасхальная радость»








Архимандрит Корнилий (Синяев) зачитывает привественное послание Православной выставке Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия.
Выставка-ярмарка с таким названием с большим успехом прошла в Самаре.


Уже стало доброй традицией в канун двух важнейших Христианских праздников - Рождества и Пасхи - собирать в павильоне выставочного центра «Экспо-Волга» в Самаре верующих из разных уголков Православного мира. Этот год не стал исключением. В преддверии Светлой Пасхи для всех, кто нашел время и имел желание, с 5 по 10 апреля распахнула свои двери выставка-ярмарка «Пасхальная радость». Из дальнего и ближнего зарубежья в Самару в эти дни было привезено множество святынь, которые в ожидании Пасхи стали духовным укреплением верующих. Началась работа Православной выставки-ярмарки с торжественного молебна возле чудотворной иконы Царя-Страстотерпца Николая II. Благочинный Самарского Центрального Благочиния Архимандрит Корнилий (Синяев) после завершения молебна окропил святой водой молящихся. А потом священники Петропавловского храма обошли все ряды выставки и окропили павильоны святой водой.
Из года в год в работе выставки вместе с сотрудниками выставочного центра «Экспо-Волга» принимают участие многие священники Самарской епархии. На выставке не первый год действует специальная служба «Задай вопрос священнику» - сотни людей в дни работы выставки получили возможность спросить батюшку о чем-то важном, сокровенном… Вот почему генеральный директор выставочного центра «Экспо-Волга» Андрей Дмитриевич Левитан отметил их работу на выставке, вручив Самарской епархии памятный подарок.
Несколько лет назад сотрудница центра «Экспо-Волга» Ольга Николаевна Чемаркина смогла добиться проведения в нашем городе Православной выставки, и с тех пор на ее плечи легла большая организационная и административная работа по проведению выставки. Запорожская епархия Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) каждый год принимает участие в самарских Православных выставках. А в этот раз по ее инициативе и ходатайству было получено благословение Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на награждение организатора самарской выставки высокой церковной наградой. Ольга Николаевна Чемаркина была награждена медалью преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.


Чудотворный образ Царя


На центральной площадке ярмарки для поклонения выставлена чудотворная икона Царя-Страстотерпца Николая II. Ее привез из Москвы Юрий Юрьевич Воробьевский, член редколлегии журнала «Русский дом», автор Православных документальных фильмов, член Союза писателей России. Про чудеса, исцеления и путешествия по стране этой чудотворной мироточивой иконы Юрий Юрьевич снял несколько фильмов, а о своей первой встрече с иконой до сих пор вспоминает с трепетом.
- В июне 2000 года вместе со священнослужителями из храма Христа Спасителя я принимал участие в крестном облете с иконой Царя-Мученика Николая. Нам специально был предоставлен министерством чрезвычайных ситуаций самолет, и по периметру мы облетели всю Россию. Ни до, ни после такого крестного облета больше не было. Мы вылетели из Москвы и полетели сначала на юг нашей страны в Астрахань, по этой границе долетели до Хабаровска. В ходе этого полета происходили возле иконы Царя удивительные вещи, уже смешались для нас часовые пояса, уже мы не знали, какой идет день, на Крайнем Севере даже не знали, какой час, там летом все время светит солнце, и так получилось, что дорога стала измеряться не временем, а акафистами. Ни на секунду во время всего полета не прекращалась молитва, один за другим возле иконы читались акафисты и пелись молебны. Ночью же мы по очереди читали возле лика Царя-Мученика псалтирь. Мы пролетели уже много километров, но самое мое первое, вот лично мое соприкосновение с чудом этой иконы произошло в далеком Хабаровске. Представьте, ночь, темный салон самолета, возле иконы горит свеча, подошло мое время читать псалтирь… Я плохо разбирался в церковнославянском, и мне было стыдно вот мямлить и произносить святые слова неправильно. Очень старался, но первые строки дались мне очень трудно, потом буквально за считанные минуты я стал хорошо читать и понимать священный текст. Молитва пошла, и эта чудная икона Царя отозвалась на нее… Чувствую, пошли волны благоухания, подношу поближе свечу, и на моих глазах образовалась янтарная капля и тихонечко потекла вниз по иконе.
- У вас мурашки побежали по спине?
- Побежали, сейчас вот вам рассказываю и тоже ощущаю дрожь, а ведь уже много лет прошло. Всю дорогу не покидало чувство, что мы летим не просто с иконой, а сам Государь Николай II поднимается над своими владениями… В начале каждого перелета святыню ставили возле незамерзающего иллюминатора, и каждый раз над ней формировался из инея некий нимб.
- Откуда пришла к нам святыня?
- Сама икона Царя-Мученика писана в Русском Православном зарубежье, в Соединенных Штатах Америки. В 1998 году несколько литографий с нее были переданы в дар россиянам. Одна из них досталась Олегу Ивановичу Бельченко, московскому хирургу.






Писатель Юрий Воробьевский у чудотворной иконы Царя-Страстотерпца Николая II. 
- Вы встречались с Олегом Ивановичем?
- Когда мы вернулись с крестного облета обратно в Москву, то в толпе встречающих я увидел благообразного седеющего человека… Он выглядел так счастливо, что мой взгляд сразу на нем остановился. Прибывшие священники стали рассказывать, какие чудеса были во время полета, человек ахал, восторгался, плакал и умилялся. Оказывается, это и был владелец иконы. Глядя на Олега Ивановича, я понимал, почему такое чудо дано Господом именно в его руки. Он человек с удивительно чуткой и нежной душой. Сколько лет возле иконы происходят чудеса, а у него нет к этому привыкания, Олег Иванович каждый раз радуется новым чудесам, будто ребенок, и светится счастьем.
- Когда первый раз произошло чудесное мироточение?
- В день 7 ноября в 1998 году возле иконы разлилось чудное благоухание, ни один парфюмерный запах не может сравниться с ароматом мира… Семья Бельченко пригласила игумена Ефрема (сейчас он является настоятелем Новоафонского монастыря в Абхазии), опытный пастырь отслужил молебен и благословил возить святыню по городам России. И еще до прославления Царской семьи, для иконы Николая II начались путешествия по стране. Уже несколько лет простая бумажная икона мироточит, благоухает и совершает чудеса... Вот и в этот раз на выставке возле иконы в первый же день очень сильно кричала и корчилась бесноватая… Все мы молились о том, чтобы было ей облегчение. Думаю, что многие самарцы в эти дни почувствовали благодать от этой иконы святого Царя, молились ему, и я уверен, что их прошения были услышаны.
Остается добавить, что этот дивный образ Царя-Страстотерпца посетил Самару уже во второй раз. Первый раз он прибыл в Самару в мае 2001 года, на десятилетний юбилей газеты «Благовест». И вот приехал к нам вновь - уже в год двадцатилетия старейшего Православного издания Поволжья…


Картинка с выставки


Самая большая очередь на выставке выстроилась к святыням, которые предоставлялись для всеобщего поклонения. Это чудотворная мироточивая икона Царя-мученика Николая II и царский крест-мощевик, который хранится в Екатеринбургском монастыре Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.
В пятницу, 8 апреля на выставке возле этих великих святынь случилось нечто неожиданное. Свидетелями произошедшего было несколько сотен человек.
Начиналось все вполне безобидно. Пришли две женщины, обе - за пятьдесят. Одна из них направилась к иконе и вдруг захлебнулась в грубом кашле. Казалось, что еще немного и ее вывернет наизнанку.
Внезапно у женщины подкосились ноги, и она рухнула на пол.
Но через секунду вскочила и, сжав кулаки, бросилась к иконе.
Свидетелем происходившего стала директор выставки Ольга Чемаркина.
«Я очень испугалась, - вспоминала она позже.- Думала, что это сумасшедшая, и опасалась, что она сейчас причинит вред иконе. Я закричала охранявшим икону казакам: «Уберите ее от иконы -- она сейчас разобьет стекло!»
Но казаки - Игорь Прокофьев и Алексей Зорькин - не слушали ее. Они только понимающе переглянулись. Распознали в той женщине бесноватую.
Они наоборот прижали женщину к иконе Царя. Игорь оглянулся и позвал священника. Но он уже стоял рядом и беззвучно шевелил губами - молился. Сперва казакам было трудно удержать женщину, но вот она обмякла и стала оседать. Успокоилась.
А потом ее повели приложиться к царскому кресту-мощевику.
«Я был на лестнице, - вспоминает участник выставки из Оренбурга Алексей Остапенко. - Мимо казак вел какую-то женщину. Она визжала детским голосом: «Дура! Не ходи! Я туда не хочу! Боюсь!»
Наконец одержимую подвели к Царскому кресту. Женщина пыталась сопротивляться, но ее голову силой прижали ко кресту. Игорь Прокофьев оглянулся на толпу: «Молитесь за нее!»
Очередь откликнулась на его слова, и, вскоре женщина успокоилась, медленно оседая на пол. Ее держали, а сопровождавший крест-мощевик иеромонах Пантелеимон читал над ней молитвы - до тех самых пор, пока она не встала перед крестом на колени.
В тот день было много самых разных пересудов - что же это было. Скептики предполагали даже чуть ли не «пиар-акцию» организаторов. Кто-то говорил о «просто сумасшествии». Однако они не учли главного отличия бесноватого от сумасшедшего. Вот что рассказали свидетели происшедшего.
«Никогда не забуду взгляд этой женщины, - вспоминает Игорь Прокофьев, бывший воин-«афганец». - До сих пор не по себе становится, когда этот взгляд вспоминаю. Я видел «психов», но такого взгляда у них не было».
Это не первый случай, когда на Православных выставках «Экспо-Волги» происходят, по сути, изгнания беса. В декабре прошлого года, на выставку «Православная Русь» в Самару была торжественно принесена чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец».
«Мы с напарником охраняли икону во время выставки, - вспоминает самарец Иван Ишков. - В один из дней молодая женщина принесла к чудотворному образу дочку лет четырех. Девочка плакала, вырывалась и совсем не хотела прикладываться к святыне. Чем ближе к иконе они подходили, тем агрессивнее вел себя ребенок. Наконец, она стала рвать волосы матери и пытаться своими детскими ручками повредить ей глаза, как будто какой-то звереныш сидел в ней. Но стоило только матери прижать дочку к иконе, как сопротивление затихло. А через минуту оказалось, что она уже мирно посапывает на мамином плече».


Маленькие святыни большой России


Из Ивановского края маленькой деревни Пешково, где жителей осталось всего шесть бабулек, приехали на самарскую выставку представители храма в честь Святого Успения Пресвятой Богородицы. В трудную для России годину, в 1812 году, всем миром по копеечке выстроили деревенские мужики и бабы свою церковь. Храмовой святыней на протяжении столетия была старинная икона Николая Чудотворца, писанная в XVI веке. Помощник настоятеля храма иерея Владимира Соловьева, Дмитрий Глазунов рассказал:
- Церковь в деревне действовала до революции, а в советское время в ней открыли тракторную мастерскую, и все иконы сельчане попрятали по домам. С 1990 года храм стали восстанавливать, и местные жители вернули обратно все святыни, батюшка стал проводить службы. На ярмарке к нашей храмовой иконе Николая Чудотворца порой стоит очередь, люди чувствуют, что икона старинная, намоленная. Четыре столетия возле нее молились наши прадеды, эту благодатную энергию несет в себе святыня. Среди множества икон, представленных на самарской выставке, икона из нашей деревни Пешково - самая старинная. Нам даже многие священники об этом говорили, а некоторые даже плакали, когда увидели такой древний образ Святого Николая Чудотворца.






Многие посетители выставки смогли приложиться к иконе Святителя Спиридона Тримифунтского.
На самарскую выставку «Пасхальная радость» из Московской области, поселка Лугового приехали святыни Николо-Пешношского мужского монастыря, который был основан в 1361 году. Первая икона - Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождеству Дева» и вторая икона - Святителя Спиридона Тримифунтского. Послушник монастыря, раб Божий Дмитрий, всем жаждущим приложиться к святыням советовал немного постоять в тишине возле икон, подумать и потом подойти к ним без спешки и суеты.
Сам он степенно рассказывал посетителям выставки о своей обители.
- Основатели монастыря Преподобный Сергий Радонежский и его ученик Мефодий Пешношский проделали великий труд, пешим ходом по мелкому броду носили через речку бревна и строили монастырь. От этого в названии монастыря есть слово «пешношский». На территории раньше было возведено девять храмов, сейчас мы восстанавливаем только четвертый, в честь Николая Угодника. Возле иконы Святителя Спиридона и Пресвятой Богородицы источается благодать, верующие люди исцеляются, даже на одной выставке чудным образом срослись у больного переломы. Так хочется, чтобы люди приходили на ярмарку «Пасхальная радость», прикладывались к святыням и жили с Богом.
На стенде Усть-Вымского Никольского монастыря очень скромно, всего несколько фотографий красивейшего места. Над чистыми водами реки возвышается снежно-белый, будто прекрасный лебедь, монастырь. Его в Республике Коми, как рассказала послушница, заложил Святитель Стефан Пермский, и на двух холмах, возле слияния речек Вымь и Вычегда, в XIV веке построили первую в крае обитель. В тридцатых годах XX века многое было разрушено, но сейчас силами всего семнадцати человек монастырской братии уже отреставрировано два каменных храма монастыря.
Есть в нашей стране такой поселок с названием Северный, он находится в Свердловской области, там, на месте разрушенного детского cада, силами нескольких Православных людей во главе со священником строится храм святого Великомученика Пантелеимона. В Самару из далекого поселка приехала старинная икона мученицы Параскевы, покровительницы Православной семьи.
- Икона была совершенно черной, - рассказывает староста храма Георгий, - многие были против, чтобы ее выставили для молитвы и поклонения. Икона на глазах стала просветляться, и вскоре все мы, прихожане поселка Северный, увидели на иконе святой лик Параскевы. С этой обновившейся иконой мы стали ездить по Православным выставкам, помогать страждущим людям. На Православной ярмарке в Санкт-Петербурге излечилась больная женщина. Она так горько плакала возле иконы святой Параскевы, разговаривала с ней, как с живой, рассказала об операции… Через несколько дней пришла и рассказала о своем исцелении, сдала анализы, и болезни врачи не нашли. Самое большое чудо - это не когда происходят исцеления, а когда меняется внутренне человек, все явленные Господом чудеса направлены именно на это. Со страстями бороться нелегко, побежденный тот, кто перестал бороться за свою душу. На выставке видел много детей и молодежи, для многих из них самарская выставка «Пасхальная радость» открывает Православие и указывает единственный верный путь спасения.
На многочисленных стендах и павильонах центра «Экспо-Волга» были представлены маленькие святыни нашей большой России… Они такие разные. А собранные на нашей самарской выставке, они рисуют масштабную картину красоты и силы Православной Русской Земли.


«В чем сила, брат?»

Особое отношение самарцев вызвала одна из главных реликвий выставки - Православный Царский крест с частицами мощей святых угодников Божиих, привезенный из монастыря во имя Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме возле Екатеринбурге. В мощевике содержатся частичка Животворящего Креста Господня, частица Ризы Христовой и Ризы Пресвятой Богородицы. А также частички мощей нескольких десятков святых. Среди них святой Иоанн Креститель, апостол Андрей Первозванный, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Это одна из главных святынь ставшей известной по всему миру Царской обители, и вот благодаря выставке к реликвии смогли приложиться тысячи Православных самарцев. С утра и до вечера длинная очередь из посетителей выставки стояла к этой Царской святыне. А насельник Царской обители немолодой иеромонах Пантелеимон без устали молился о всех прикладывающихся к Царской реликвии…
Этот крест сопровождал Царскую Семью в их скорбном пути на Урал - к месту их мученической гибели в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Чудом Божиим эта святыня не затерялась и спустя десятилетия забвения пришла к верующим. И теперь стала безценным достоянием всей Православной России.
Возле стенда Тверской епархии у ковчежца с мощами святых спонтанно образовалась небольшая группа молящихся перед святыней. Совершенно не замечая суеты на ярмарке, люди степенно воспевали Акафист. Они так проникновенно славили святого, что многие посетители присоединялись к их сердечной молитве. Потом раба Божья Валентина рассказала.
- Сегодня, в день открытия ярмарки, 5 апреля, и день рождения, и день поминовения, и день обретения мощей святого преподобноисповедника Сергия Серебрянского. Он был духовником Марфо-Мариинской обители и самой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. В годы гонения на Церковь священника Сергия Серебрянского сослали в нашу Тверскую область, где он впоследствии и был похоронен. Мы привезли на Православную выставку в Самару ковчежец со святыми мощами Сергия Серебрянского. К нашему павильону подошла одна женщина, увидела мощи святого, которого она очень почитает, и попросила пропеть Акафист… Я даже не знаю, как ее зовут, из разных мы областей, незнакомые люди, а вот дорогие нашему сердцу святые нас сводят. Некоторые проходившие мимо посетители выставки отозвались своим сердцем и присоединились к нашей молитве… Верю, что на нас с Небес смотрел Сергий Серебрянский и радовался вот так вдохновенно сложившейся общей молитве. Мы, все участники выставки, живем в разных уголках России, но наша вера делает нас по духу родными, воистину мы все здесь братья и сестры и почувствовать это единение нам дает в том числе и выставка «Пасхальная радость». Герой одного современного фильма спрашивает: «В чем сила, брат?» А она. Эта сила, в вере, и хочется крикнуть об этом всем, кто еще имеет в своем сердце хоть каплю сомнения…


Главное в жизни - познать Бога


Перед участниками Православной выставки-ярмарки «Пасхальная радость» с концертом-проповедью выступал священник Валерий Логачев. Он руководитель культурно-методического центра «Слобода» при Оренбургской епархии. Отец Валерий - лауреат международного фестиваля авторской песни «Ковчег» в Воронеже, дипломант международного фестиваля авторской песни имени Александра Невского в Санкт-Петербурге.
- Батюшка, расскажите, откуда в вас такая любовь к музыке?
- В детстве я учился в музыкальной студии по классу баяна, затем в старших классах, как в то время было модно, мы с друзьями организовали эстрадный ансамбль. Потом занимался уже в профессиональной вокально-инструментальной группе «Встреча», которая до сих пор популярна и любима в Оренбургской области. Без музыки я не видел свою жизнь, поэтому поступил учиться в музыкальное училище. На зимних каникулах, как успешных студентов, меня и еще двоих ребят премировали туристической путевкой в молодежный лагерь «Верховина» в Закарпатье. Оттуда я вернулся… с невестой Зоей.
- Как родители отнеслись к такому вашему возвращению с отдыха?






Оренбургский священник Валерий Логачев выступил на выставке с концертом-проповедью.
- Были несколько ошарашены, но они доверяли моим самостоятельным решениям. Мы с Зоей решили пожениться, и пошли подавать документы. В загсе нам предложили немного подождать, потому что невесте было всего семнадцать лет. Нам же не хотелось промедления, и мы были вынуждены вернуться на Украину, где расписывали не с восемнадцати, а с семнадцати лет... В этом году мы справляли с женой уже серебряную свадьбу, 8 марта исполнилось 25 лет нашей супружеской жизни. Зоя Анатольевна по своей профессии тоже музыкант, и сейчас она мой первый помощник во всех делах Православного центра «Слобода».
- А дети помогают в работе центра?
- Дмитрий и Ольга уже взрослые и у них самостоятельная жизнь, самому младшему сыну, Филиппу, всего пять лет, он родился прямо в день двадцатилетия нашей свадьбы. Двое средних детей занимаются в центре, сын Ярослав на компьютере пишет свою музыку.
- Как семья музыкантов стала семьей священника?
- Это довольно был долгий путь. Я покрестился только в двадцать семь лет… В одну из беременностей жены решили переехать поближе к ее родственникам на Украину, там помимо преподавания музыки стали вести свое хозяйство. В девяностых годах, когда землю отдавали в аренду, мы занялись фермерством. Через три года переехали опять в Россию, в Оренбуржье, в тихую деревню Чебеньки. Перевез я в трех вагонах коней, скотину, пушного зверя, птицу - все наше большое хозяйство. Построили себе новый дом, выкопали пруд, сделали ветряную электростанцию, засеяли поля гречихой, в надежде осенью ее выгодно продать и расплатиться с долгами. Но за урожай со мной расплатились только через два года, да еще по очень низким расценкам. Такой обман с оплатой продолжался каждый год, и потихонечку все наше большое фермерское хозяйство, чтобы отдать долги, мы распродали. Родители моей жены опять стали звать нас на Украину…
- В это время нелегких испытаний были помыслы о Боге, о вере?
- Во время работы в поле всегда ощущал, что рядом кто-то мне помогает… Еду в комбайне или на тракторе и чувствую, что я не один, понимаю, что есть Великая сила, и она сильнее любой техники. Потом жена предложила начать соблюдать хотя бы одну заповедь Христа и не работать в воскресенье. Я роптал, говорил, что там все зарастет, но жена настояла на своем…
- Как пришли первый раз в храм?
- После моего крещения я ни разу не был в храме… На десятом году нашей совместной жизни мы с женой Зоей решили обвенчаться и пришли в церковь. Настоятелем местного храма во имя святого Великомученика Пантелеимона был священник Ярослав Максимук, встреча с ним изменила нашу жизнь. Он пригласил нас с женой петь на клиросе, потом позвал к себе в гости. За чашкой чая я высказывал разные свои сомнения и задавал батюшке дотошные вопросы, отец Ярослав не спорил, а подарил книгу «Диалоги» священника Валентина Свенцицкого. Эта книга помогла разобраться во многих вопросах… Мы стали жить настоящей приходской жизнью, стали помогать в строительстве храма, в трудные для себя минуты я призывал Господа и просил:  «Помоги, Господи, моему неверию».
По разным обстоятельствам жизни пришлось вернуться в Оренбург. Никогда бы не подумал, что через год я стану священником. И вот уже двенадцать лет прослужил в Покровском приходе села Кардаилово Илекского района. Любовь к музыке подсказала мне привести селян в храм через творчество, через песню, благодаря занятиям в сельском Доме культуры. Постепенно организовался центр «Слобода», который в марте 2010 года благословил Митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. С июля этого же года я выполняю миссионерское служение и непрерывно переезжаю с места на место, поэтому буквально живу на колесах. Езжу в железнодорожном вагоне, в котором создана небольшая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия».
- Что самое главное в миссионерской работе?
- Рассказывать о Боге… Самарская выставка «Пасхальная радость» выполняет настоящую миссионерскую деятельность, дает возможность многим светским людям сделать самое главное в жизни - познать Бога.
За двенадцать дней работы выставки «Пасхальная радость» в двух крупнейших городах губернии ее посетило более 78 тысяч человек. В Тольятти посетило выставку более 30 тысяч человек, в Самаре - более 48 тысяч человек. Это стало рекордом посещаемости для выставок, которые проходят в Поволжье.

Ольга Круглова
Фото автора
15.04.2011

    Слава Богу, что есть такая выставка у нас. Много хорошего происходит на ней люди приобщаются и находят для себя ответы (в том числе и благодаря круглым столам и беседам со священниками) и помощь оказывается монастырям и храмам. Многая и благая лета организаторам!

    Ужасно организована выставка! Рядом с святынями стояла копченая рыба, колбаса и другие продукты питания…Огромное неуважение к Православной церкви! Да о каком может быть уважение к Русской Православной Церкви когда организатор иудей! А ведь его поддерживает наша епархия!!!!!!!Почему?

    Полностью согласен с Ариной, выставку сложно было назвать православной, скорее рынок «Кировский», т.к. храмы и монастыри найти в таком огромном количестве тряпичников и продавцов рыбы было очень сложно…Очень жаль, что испортили такую замечательную ВЫСТАВКУ!!!! Думаю для организаторов на первом месте были материальные интересы….а что можно взять с храмов и других духовных организаций?

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Пасхальная радость








Благочинный Центрального благочиния города Самары Архимандрит Корнилий (Синяев) и генеральный директор выставочного комплекса «Экспо-Волга» Андрей Левитан открывают выставку. 
Православная выставка-ярмарка с таким названием прошла в Самаре.


По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, уже второй раз на Самарской земле прошла Православная выставка-ярмарка. В этот раз она носила название «Пасхальная радость».
14 апреля с самого утра в выставочном центре «Экспо-Волга» закипела работа: священники, монахини, которых светским людям привычнее видеть в храмах на службах, открывали свои ярмарочные павильоны.
В центре выставочного зала прошел торжественный молебен, его отслужил Благочинный Центрального благочиния города Самары Архимандрит Корнилий (Синяев). Он поздравил всех собравшихся со Светлым Христовым Воскресением и передал благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. В приветственном слове была выражена надежда, что работа ярмарки послужит прославлению Имени Божия и принесет Православие и людям, кто еще не пришел в храм.
«Первый шаг к Церкви у кого-то будет сделан сегодня в залах выставки, и этому нельзя не радоваться…» - подчеркнул в своем ответном выступлении генеральный директор выставочного комплекса «Экспо-Волга» Андрей Дмитриевич Левитан.     
Священнослужители Самарской епархии окропили святой водой все павильоны выставки.
Благотворительные фонды, Православные издания, храмы, монастыри представляли на выставке книги, журналы, музыкальные диски, рассказывали о своей просветительской деятельности. Каждый участник ярмарки стремился рассказать о своем храме или обители всему Православному миру.  


Посланцы Глинской пустыни

Было на Руси две пустыни, два молитвенных столпа - Оптина пустынь и Глинская пустынь.
В XX веке во времена перестройки земли Сумской области, где располагается Глинский мужской монастырь, основанный в начале XVI века, отошли к Украине, и испокон веку русские святыни вдруг оказались за границей. Пустынь, как и полвека назад, находится в лесу. Шесть километров труднопроходимой дороги соединяют монастырь с Курской областью.
Во времена Преподобного Серафима Саровского игуменом монастыря был отец Филарет (Данилевский), сумевший укрепить и расширить монастырь, при нем собрались около тысячи человек братии и возродилось старчество. Сейчас святые мощи игумена Филарета и еще семи старцев покоятся в раках в монастырском храме во имя Николая Чудотворца. Со времен основания монастыря поклонялись братья двум чудотворным иконам - Божией Матери Иверской Пустынноглинской и Спасу Нерукотворному. В хрущевские времена монастырь закрыли, и икона Спасителя была потеряна. Святыню удалось найти только нынешнему Благочинному и настоятелю монастыря Архимандриту Антонию (Крипаку). Архимандриту Антонию пришлось провести целое расследование, искали образ во многих областях, даже в Грузии, а нашли в Туле. Глинские старцы вместе с грузинскими священнослужителями поехали за иконой. Она была в частных руках, и продавать ее хозяева не хотели, даже показать приехавшим священникам отказывались. Посланники позвонили братии Глинского монастыря и попросили духовной поддержки, и все монахи обители встали на молитву, непрерывно читая акафист Иисусу Сладчайшему. В Тульском женском монастыре тоже молились и просили Господа вернуть икону на ее родину. Люди, которые раньше отказывались даже признавать, что у них находится Пустынноглинская икона Спаса Нерукотворного, сами нашли посланцев древней обители и вернули святыню. Сейчас эта икона привлекает в монастырь множество паломников. Как рассказала раба Божия Нина, которая представляла монастырь на выставке, если кто-то рядом пустословит или разговаривает громко, то икона начинает… трещать и так вот напоминать, что вести себя в храме полагается благоговейно.
Глинский монастырь уже 15 лет как действующий, возрождается и строится по мере сил. На самарскую выставку-ярмарку «Пасхальная радость» привезен ковчежец с мощами преподобных Глинских старцев и копия иконы Спаса Нерукотворного, чудом вернувшейся в свою обитель. 


Чадоподательница







Священник Александр Шмагин едва справлялся с потоком верующих,желающих приложиться к иконе Божией матери "Тихвинская", которую еще называют Чадоподательница.
Тихвинская икона Божией Матери, привезенная из села Три Озера Спасского благочиния Казанской епархии, чтится семейными Православными парами, которые просят у Господа милости рождения детей. Каждое воскресение в местном храме Казанской иконы Божией Матери перед иконой читается акафист, и каждодневно супруги, надеющиеся на рождение ребенка, читают молитву по соглашению. Даже с самыми нулевыми прогнозами врачей на рождение детей супруги становятся свидетелями Божьего чуда - появления на свет долгожданного малыша. Таких детей в храме прозвали «тихвинятами», и они теперь сами с мамами и папами приезжают в храм. Иерей Александр Шмагин, который представлял храм и помазывал участников выставки маслицем, освященным возле Тихвинской иконы, рассказал, что встречал паломников из нашего города Тольятти. Позапрошлым летом они приезжали в Три Озера поклониться Божией Матери вместе с долгожданным своим «тихвиненком». За пятнадцать лет, прошедших с тех пор, как в сельский храм была передана икона, Чадоподательница была милостива ко многим просителям.
Отец Александр стоит на своем посту возле иконы с кисточкой и маслицем в руках с момента открытия выставки и до последнего ее посетителя. И так каждый день. Только присядет на минутку, передохнуть, как тут же кто-нибудь подходит, прикладывается к иконе. Батюшка тут же, рядом. Освященным елеем помажет и радостно поприветствует: «Христос Воскресе!» А деток еще и наперсным крестом благословит, даже самых капризных, и по головке погладит, и добрым словом сопроводит. Невольно, сам собой напрашивается вопрос: «Стоять-то, наверное, тяжело?»
- Ну как сказать? – с улыбкой отвечает отец Александр. - Господь говорил Апостолу Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9), и я сейчас чувствую нечто похожее. Телу, конечно, тяжело. Ноги все отекли, усталость чувствуется, хотя я на здоровье не жалуюсь и не стар еще. А душой чувствую, что просто летаю! Радость такая и легкость.






Известные самарские писатели протоиерей Николай Агафонов и Алексей Солоницын (слева) сами продавали свои книги и подписывали автографы.
- Вы впервые в Самаре? - спрашиваю у отца Александра.
- Да, впервые. Бывали на подобных выставках в Москве. В Москве тяжелее. Народ там суетный, все бегут куда-то, не глядя практически. Здесь потише. И народ внимательнее.
Обязательно приедем еще, если выставки будут продолжаться. Приезжайте и вы к нам в храм. 


Покаянный храм

Один из стендов выставки приехал к нам из Иванова, в нем рассказывалось о новом строящемся храме Покаяния. Три года прошло с закладки камня Покаянного Храма-памятника Вознесения Господня, но из-за нехватки средств строительство до сих пор не идет полным ходом. А как хотелось автору идеи Архимандриту Амвросию (Юрасову) возвести назидательный памятник в честь порушенных святынь! На Ивановской земле, «родине первых советов», «великого почина» безбожников, в тридцатые годы были уничтожены все до единого храмы. Разрушались святыни целенаправленно, чтобы сделать город показательно-атеистическим. Потом урезали и название города - и Иваново-Вознесенск стал простым Иваново. Теперь в центре города на площади железнодорожного вокзала строится храм - как символ покаяния за богоотступничество. Несколько лет назад Архимандрит Амвросий создал женскую обитель и восстанавливал разрушенный Свято-Введенский храм, где долгое время располагались светские учреждения, а на месте алтаря был туалет. Чтобы такого поругания больше не происходило на нашей земле, надо помнить свою историю и увековечить ее в храме Покаяния. 


Иконный дом

Удивительные встречи порой бывают на Православных выставках. Казалось бы, случайные. Но только там, где неверующий видит слепой случай, церковный человек увидит руку Божию. Такой неожиданной встречей на выставке стало знакомство с руководителем московской мастерской «Иконный дом», членом международного художественного фонда Сергеем Николаевичем Ефимовым. Почему неожиданной и удивительной? Наверное, потому, что работает мастерская






Руководитель мастерской "Иконный дом" Сергей Ефимов на выставке в Самаре.
Сергея Николаевича по благословению нашей самарской старицы и молитвенницы схимонахини Марии (Матукасовой) (+2000 г.). А узнал он о матушке Марии из газеты «Благовест», в далеком уже 1996 году. Я попросила его рассказать, как это было.
- Когда мы только создавали нашу мастерскую, было много вопросов, на которые у нас самих не находилось ответов, - вспоминает Сергей Ефимов, - нужен был совет опытного, духовного человека. И тут я в газете «Благовест» прочел статью о старице Марии Ивановне, которая живет в селе Кинель-Черкассы Самарской области. Это был примерно год 1995-1996-й, первая Чеченская война тогда началась. Я бывший офицер, поэтому так запомнил дату.
Я никогда не знал, не думал, что есть такие люди. Сначала я прочел в газете, а через полгода в Москве, совершенно случайно (хотя, конечно, не случайно, потому что я уже поминал Марию Ивановну в молитвах) встретил монахиню с самарского Иверского монастыря. Поговорив с ней, только укрепился в желании съездить в Кинель-Черкассы к матушке Марии. Я ехал без паспорта, не знал точно, куда, как ее найти. И всю дорогу молился: «Мария Ивановна, помоги, подскажи!» На автобусе ехал в Кинель-Черкассы и всю дорогу просил Марию Ивановну, чтобы она встретила меня. И когда двери автобуса открылись - я увидел прямо напротив остановки храм и ее, сидящую на паперти. Она меня ждала!
Потом мне и келейница ее сказала, что матушка знала, что я приеду. Была в другом месте и специально сюда пришла.
При первом взгляде, встрече, когда она начала молиться, я почувствовал, что внутри меня начинает происходить что-то непонятное. Я сидел рядом с ней на топчанчике - и вдруг увидел себя как будто изнутри. Картина была неприятная. Как рентгеном просаживало! Я хотел сразу ответов на все свои вопросы, но она не отвечала. И я попытался к ней сесть поближе, чтобы спросить все. Но тут случилось то, что я до сих пор объяснить не могу. Я вдруг оказался опять на топчане, словно ангел оттолкнул меня от матушки.
Она не стала разговаривать со мной, только молилась. Я остался ночевать. Утром я снова не дождался ответов на мучившие меня вопросы. Я подошел к келейнице матушки, и она сказала, чтобы я шел в храм и молился. Я вошел в храм и как мог начал молиться. Был в храме долго, часа полтора. И смирился с тем, что могу уехать, так и не узнав, что мне делать и как поступать. Но все случилось наоборот. Я сидел рядом с матушкой Марией на паперти, и мы разговаривали. Она говорила со мной понятным языком, не юродствуя, и я получил все ответы на все свои вопросы.
Спросил и про своего друга, тоже военного. Его звали Володя Суббота, и он три года как пропал. Все похоронили уже его - и друзья, и родные. И я спросил о нем у Марии Ивановны: «Где он?» А она отвечает: «Живой, бегает. Домой вернется».
По приезде я сразу позвонил ему домой в город Изюм, сказал его матери, что Володя жив. Она не поверила, а через полгода пришло письмо от него. Он сидел в тюрьме в Азербайджане, потом его оттуда выкупили.
Прозорливость матушки Марии меня поразила. Я никогда не думал, что человеку может быть известно все. Она благословила меня на создание мастерской. Нам еще до дефолта удалось купить оборудование. Сейчас мы представляем на выставке копии древних икон, выполненных по





Ветераны Великой Отечественной войны посетили Православную выставку.
уникальной авторской технологии перенесения изображения непосредственно на левкашенную иконную доску. Основное преимущество нашей технологии в том, что доска не растрескается по изображению, не выцветет и у нее появляется эффект «светимости», объема изображения, который применялся всеми иконописцами XII-XIV веков. Нам первыми в мире удалось получить все это методом печати. Наше оборудование уникально, не имеет аналогов. Мы используем только натуральные материалы и признаны лучшими в мире. К этому мы шли очень долго, и я думаю, что у нас все получилось благодаря молитвам матушки Марии и протоиерея Николая Гурьянова с острова Залит, к которому мы тоже ездили за советом и благословением.
Мне очень нравится в Самаре, у вас очень духовный город, хорошие простые люди. Мы часто ездим по России. Я приезжаю сюда из уважения к вашим духовным столпам -Митрополиту Иоанну (Снычеву), который начинал здесь свое служение, и схимонахине Марии (Матукасовой). Среди многих российских городов Самара выделяется духовной простотой. Самарцы должны быть очень рады, что у них есть такая небесная заступница, как матушка Мария. У меня нет никаких сомнений, что она будет прославлена, а Господь ее уже прославил.

Ольга Круглова, Татьяна Горбачева
23.04.2010

    Выставка, конечно, прекрасная, но для «большой мошны». «Бедным» христианам на ней не только купить ничего было нельзя, но даже попасть туда, не заплатив 50 руб. за входной билет, было невозможно. Обидно, что любовь к святыне и банальная корысть так у нас сочетаются…

    Спаси,Господи,организаторов и участников выставки!

    Очень рада, что удалось побывать на этой выставке — ярмарке. Спасибо всем организаторам и участникам! Только очень бы хотелось, чтобы привезенные чудотворные иконы были бы отдельно от продаваемого товара в отдельном зале.Ибо Господь сказал: «Дом Мой не делайте домом торговли». А как я понимаю, великие намоленные чудотворные иконы, естественно, не товар и им бы лучше вообще находиться в храме. Простите Христа ради, если что не так сказала.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru