«Неупиваемая Чаша»


Православные жители Самары первого мая встретили чтимую Всероссийскую святыню - чудотворную икону Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» из Серпуховского Введенского Владычного женского монастыря.

Отставной солдат Николаевского полка Тульской губернии пил горькую так, что у него отнялись ноги. Сам себя он уже считал пропащим человеком, о Боге даже думать забыл… Только Господь видел и помнил о самом последнем бедолаге и послал к губившему свою душу пьянице Своего угодника - преподобного Варлаама. Во сне солдат увидел святого, который повелел ему идти в Серпуховский монастырь и отслужить перед иконой «Неупиваемая Чаша» молебен, дабы исцелиться от недуга пьянства. Солдат пропил все, что было в его бедном домишке, а семьи у несчастного не было, не было рядом ни одного человека, который помолился бы о нем. Только одиночество и бутылка были его спутниками жизни. Они его и не отпускали выполнить наказ святого Варлаама. Тогда преподобный является старому солдату во второй, потом в третий раз и уже грозно повелевает идти в город Серпухов к чудотворной иконе. Часть своего пути несчастный прополз, но все-таки прибыл в монастырь и стал просить монахинь указать ему икону «Неупиваемая Чаша». Возле этой иконы он и исцелился от своего недуга… В революционное лихолетье икона та утерялась. Но по фотографиям были сделаны два списка с той чудотворной иконы, один из них пробудет на Самарской земле в Покровском кафедральном соборе две недели.
Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил молебен перед чудотворной иконой, а Крестному ходу со святыней не помешал даже дождь. В надежде на сохранение здоровья и даже жизни своих близких, одержимых страшными недугами пьянства и наркомании, в храме собрались сотни верующих. Сестры Серпуховского монастыря каждому паломнику вручали иконочки «Неупиваемая Чаша». А одна из сопровождающих святыню, монахиня Клавдия, рассказала об этой иконе и о Серпуховской обители.
- Мы привезли в Самару одну из самых чтимых у нас святынь - икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Икона прославилась в 1878 году предстательством основателя монастыря, преподобного Варлаама. Очень мало сведений о святом дошло до наших дней, известно только, что он был келейником Святителя Алексия, Митрополита Московского, который и поручил святому строить в безлюдном бору у реки Нары монастырь. У мощей преподобного Варлаама всегда совершалось много чудес. Он на примере исцеления безнадежно пьющего солдата явил всем людям святыню, помогающую в борьбе с алкоголизмом, курением и наркотической зависимостью. Когда по повелению Варлаама в монастырь пришел солдат, страдающий пьянством, и попросил показать икону «Неупиваемая Чаша», то небольшую икону Богоматери с Младенцем в Чаше не сразу и нашли. Она скромно висела на стене между ризницей и лестницей одного из храмов обители. Перед ней по просьбе солдата отслужили молебен, и страдалец исцелился, как и было предсказано Варлаамом, а икону впоследствии перенесли в центральный Введенский собор. Весть о чудесном исцелении от пьянства быстро разнеслась по российским городам и селам и с конца девятнадцатого века к Серпуховской чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша» начались паломничества.
- Матушка Клавдия, как дальше сложилась жизнь у этого чудом исцелившегося человека?
- После исцеления солдат пошел в Сергиев Посад к мощам Преподобного Сергия Радонежского поблагодарить за свое перерождение, потому что в образе старца он представлял именно этого святого. Потом он вернулся в нашу обитель и, когда молился у иконы преподобного Варлаама, узнал того старца, который являлся ему во сне. Солдат Николаевского полка не только избавился от пьянства, но и стал истинно верующим человеком. Так происходит и по сей день, страждущие, обращающиеся за помощью к иконе «Неупиваемая Чаша», не только исцеляются от недуга пьянства, но и приходят к вере.
- А в наши дни бывали чудесные исцеления?
- Их много… Главное чудо, что человек приходит к Богу. Перед самым отъездом в Самару в нашу обитель пришло письмо от женщины из Санкт-Петербурга. Она пишет, что молилась за своего отца, который очень много пил. В нашем монастыре женщина постоянно заказывала сорокоуст Божьей Матери. Отец пить не прекращал и довел себя до инфаркта, врачи в один голос говорили, что он из больницы не выйдет. И близкие уже готовились к самому худшему… Но после соборования отцу стало значительно лучше, и пожилой мужчина, прожив в пьянстве долгие годы, избавился от пагубной привычки и даже стал ходить на службы в храм, исповедоваться и причащаться. Полюбил читать Псалтырь. Он прожил еще два года, и все это время непрестанно молился, умер на коленях перед образом Серафима Саровского.
В своем письме женщина попросила отслужить благодарственный молебен возле иконы Матери Божьей «Неупиваемая Чаша».
Из Москвы приезжала раба Божья и рассказывала о своем несчастном отце. Живут они с ним в одной квартире, и ее дети ежедневно видят пьющего дедушку. Как-то вечером в очередной раз он пришел пьяный, а женщина встала на молитву и просила Матерь Божью призреть милостиво на ее отца.
Поставила иконку к нему в комнату, и вдруг ее охватило безпокойство и чувство опасения. Женщина почувствовала запах газа, пришла на кухню и увидела включенные конфорки на газовой плите, их забыл выключить ее пьяный отец. Утром она рассказала о произошедшем, говорила, что от его порочной страсти могли погибнуть все. На следующий день несчастный первый раз в жизни пошел в храм. Сначала он ходил молиться вместе с дочерью, потом уже самостоятельно. Таких свидетельств, что Матерь Божья не только исцеляет от страсти, но и приводит к вере, очень много.
- Что делать, если одержимый пьянством, как его ни убеждай, не желает избавляться от своего греха, а тем более прийти в храм и помолиться возле иконы «Неупиваемая Чаша»?
- В обитель приходят паломники и молятся за отца, за брата, за родственников, которые даже не хотят слышать о храме. В монастыре им советуют помолиться Матери Божьей, и Она сама приведет погибающих в храм. Не надо надеяться на себя, на силу убеждения своего слова, надейтесь на Царицу Небесную. Как радостно видеть матерей, которые даже и не верили, что их пьющие сыновья придут помолиться в храм, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». А они пришли!  Эта святыня - большая надежда, радость и утешение людям.
- Какая судьба у явленной чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша»?
- После революции, во время закрытия нашей обители, в 1927 году, икону «Неупиваемая Чаша» перенесли в Серпуховский собор Николы Белого. Годом позже по благословению Владыки Мануила (впоследствии Митрополита Куйбышевского и Сызранского - он похоронен как раз в Покровском соборе в Самаре), который в то время служил в нашей обители, было написано восемь точных списков с этой чудотворной иконы. В то неспокойное советское время были утеряны все списки и сама чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Когда стали возрождаться храмы, то в Серпухове раньше открылся Высотский мужской монастырь, где братия воссоздала точную копию иконы «Неупиваемая Чаша». С первых же дней записывали чудеса исцеления и помощь Царицы Небесной. Наша обитель открылась несколько позже, в 1995 году, и матушка игумения Алексия (Петрова) не знала, как поступить: чтимый образ уже есть в мужском монастыре, но ведь его явление произошло в нашем. Игумению благословили возобновить образ «Неупиваемая Чаша» таким же, каким он был до революции… Икона писалась по фотографиям, которые сохранились в городском краеведческом музее, и по сказаниям, записанным священномучеником Иаковом (Бриллиантовым). При создании иконы были сохранены размеры и точный образ такой, какой был явлен в XIX веке… У Иакова Бриллиантова говорится о том, что образ Богоматери был очень живой, и нашим иконописцам удалось передать это. Многие паломники, которые приезжают в нашу обитель, видели изменения лика Пресвятой Богородицы, а с 1998 года образ периодически мироточит. В Серпухове особый покров Царицы Небесной, где молятся иконе «Неупиваемая Чаша» сразу в двух обителях.
- Почему для поездки с чудотворной иконой «Неупиваемая Чаша» была выбрана Самара?
- Святыня нашей обители редко выезжает по городам, но нас пригласил Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, и наша епархия сделала исключение и благословила на поездку.
- Вы каждый день получаете множество записочек страждущих. Можно сказать, что пьянство - это именно русская болезнь?
- Пьянство и наркомания истребляет людей хуже татаро-монгольского ига. Там был враг видимый, и можно было собрать силы и выйти на борьбу c ним, здесь же враг невидимый, который одолевает сильнее, и только Господь сможет помочь в борьбе с ним. Не надо думать, что пьют только в России, к нам в монастырь приходят письма и приезжают паломники из разных стран мира, обращаются за молитвенной поддержкой из Германии, Чехии, Австралии, Америки. Грех пьянства не зависит от страны, дело не в географии, национальности, а в духовной составляющей… Мы все-таки покрепче многих стран, у нас есть икона, явленная Господом, есть Божья благодать, которая дарует надежду. Возле иконы «Неупиваемая Чаша» каждый страждущий может помолиться и попросить Матерь Божью покрыть и спасти… Как радостно слышать слова благодарности бывших алкоголиков и наркоманов, которые говорят, что живы только молитвами нашего монастыря.
- Как вы думаете, сестра Клавдия, от каких причин чаще всего пристращаются люди к пьянству?
- Только Богу известно, за что выпадают людям такие искушения. Но одно несомненно - далеки эти несчастные от Бога. Когда человек отступил от Господа и не имеет страха Божьего, то любой грех его может поработить… Печально и скорбно, когда приезжают матери помолиться в обитель за своих детей, но не могут этого сделать, потому что их дети некрещеные. За человека неверующего в монастыре мы, сестры, не можем помолиться, и остается такой человек один на один со своим грехом. Плачет сердце о таких поистине несчастных, у них нет даже надежды на спасение. У нас же она есть. У человека верующего, Православного всегда есть великое утешение - Господь и Матерь Божья.

Ольга Круглова
Фото автора
23.04.2011

    Хорошая статья. Помоги Господи страждущим рабом Твоим. У меня сын курит, в храм не ходит. Молюсь, чтобы Господь сделал его членом Церкви Христовой.

    Хорошая статья.Все понятно.У меня сын пьет и курит.Помоги Господи!Матерь божья,сохрани мне сына!

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

«Неупиваемая Чаша»


21-го сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы на сцене Самарской государственной филармонии показывали «Неупиваемую Чашу» - премьеру музыкально-литературного спектакля по одноименной повести Ивана Шмелева (режиссер Сергей Куранов). Текст читал солист филармонии Александр Внуков, избранные страницы музыки П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, хоровые сочинения Д. Бортнянского и П. Чеснокова исполняли академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Георгий Клементьев) – на сцене и новокуйбышевский муниципальный хор-капелла (художественный руководитель Александр Пахомов) – на «хорах» – на верхнем ряду балкона. Итальянскую песню «Санта Лючия» исполнили солистки филармонии Ольга Волкова и Людмила Жоголева.



На большом экране на заднике сцены первые кадры - полет над полями, лесами и зеркальной поверхностью рек и озер, в которой отражаются белые облака. Полет в глубь старой России, утраченной, но живой. Грустно-поэтические виды русской природы, нежные полевые сиреневые цветы, русские белокаменные церкви среди безкрайних полей, фрески и иконы – Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых. Зал был полон в основном молодыми людьми – студентами самарских вузов (зал выкупило для студентов ЗАО «СМАРТС»). Все полтора часа действия (спектакль шел без антракта) в зале стояла тишина. Александр Внуков сумел донести в звучащем слове свежесть, яркую образность и изобразительную насыщенность прозы Шмелева. Юное поколение начала 21-го века, воспитанное по западным образцам, захватила рассказанная история трагической и светлой судьбы их Православного сверстника, жившего сто лет назад.

Известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев в ноябре 1918 года в Алуште, не приняв Октябрьского переворота, написал повесть «Неупиваемая Чаша», «своей чистотою и грустью красоты» вызвавшую восторженный отклик Томаса Манна. Само обращение к прошлому выглядело подчеркнутым анахронизмом в ту пору, когда кипела на полях России братоубийственная гражданская война. Это грустное повествование о судьбе юного талантливого крепостного живописца Ильи, которого барин послал учиться в Италию, и итальянский мастер, увидев его исключительный талант, уговаривал Илью остаться: на чужбине его ждала воля, богатство и слава. Но Илью тянуло в Россию, он не мог не вернуться. Он вернулся, чтобы расписать новую церковь, безнадежно полюбить молодую барыню, написать ее чудный портрет и умереть молодым. А перед смертью он написал в дар монастырю радостную икону Богородицы «Неупиваемая Чаша», от которой пошли исцеления, и стал притекать к ней отовсюду народ. В этой истории духовное и душевное странно связаны и переплетены, она задевает душу то благодатно, то тревожно.

Спектакль «Неупиваемая Чаша» - первая программа из цикла «Русский проект». В ней ее создатели попытались соединить в одно целое звучащее слово, живую музыку – симфоническую и хоровую - и видеоряд. О спектакле мы поговорили после его окончания с дирижером симфонического оркестра Самарской филармонии Георгием Клементьевым.



- Георгий Евгеньевич, в Православной культуре всегда главным было слово, в вашем спектакле оно тоже на первом плане. Наверное, это не случайно?

- Да, хотя я сегодня почувствовал, что музыки может быть больше. Душа радуется, когда мы видим нашу землю – ее просторы, храмы (съемки велись в районе Валдая, Вышнего Волочка, Пскова), слышим музыку, которая вмещает в себя все, и слово, которое нас ведет.

- Как возник замысел спектакля?

- Оркестр присоединился к тому, что уже было сделано в лектории филармонии, эта программа в камерном варианте исполнялась с роялем. Александр Михайлович Внуков сам предложил эту повесть и глубоко вошел в роль. В филармонии появился большой экран, режиссер Сергей Николаевич Куранов предложил ввести и видеоряд, и симфонический оркестр. Его режиссура – очень бережная.

- Эта не первая Православная программа в филармонии?

- В 1994 году с оркестром мы подготовили первую Православную программу «Великий печальник земли русской Сергий Радонежский». Когда мне было лет двадцать пять, я учился в Москве в Гнесинском институте, и вдруг меня кто-то позвал. Помню, это был май 1969 года, я все бросил и поехал в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру. Был тогда еще комсомольцем. Меня атмосфера Лавры поразила, я приложился к мощам Преподобного Сергия. А через двадцать лет родилась композиция о Преподобном Сергии. Я музыковед по первому образованию, люблю и знаю историю музыки, историю страны, а как дирижеру-симфонисту мне легко войти в исторически насыщенную музыкой атмосферу. Мне это важно, но главное, что и залу это интересно. Потом появились «История Христа, рассказанная музыкой», «Псалмы Царя Давида», «Сказание о княгине Ольге», «Преподобный Серафим Саровский». В планах у нас, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, программы «Русь колокольная» в январе и «Святые источники земли Самарской» - к Пасхе. Я считаю, что эти наши работы своего рода «мостик» между светской культурой и Православной духовностью. Надеюсь, что это поможет еще невоцерковленным людям найти свою дорогу в храм.

- Этим летом вы жили в святом месте - Ташле. Немногие работники культуры вот так проводят отпуск...

- Жил там десять дней – опять позвал кто-то. С батюшкой Николаем Винокуровым познакомился. Купался в источнике. Было послушание - красил забор у источника. Работал с церковным хором при местной церкви. Душа загорелась работать с хором, потому что в этом изумительном месте, где чудотворный источник, чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» в храме - и хоровое пение в храме должно быть более профессиональным. Батюшка благословил на работу с хором.

- Такие Православные музыкальные программы есть в других светских музыкальных учреждениях России?

- Очень мало, подобной духовной пропагандистской работой в стране почти никто не занимается. Что-то подобное делается только еще в Иркутской филармонии. Мы очень волновались: придут зрители на «Неупиваемую Чашу» – не придут, можно ли современных студентов «затащить» на такую программу, где надо сидеть, переживать, думать о своей жизни. Пришли, полный зал – и слава Богу!



На снимке: Во время спектакля «Неупиваемая Чаша»; Дирижер симфонического академического оркестра Самарской государственной филармонии Георгий Клементьев.
27.09.2002

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru