Проповедь в день празднования Введения во Храм пресвятой Богородицы


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!



Сегодня христиане творят воспоминание Введения Божией Матери в храм Господень, в храм Иерусалимский, в место сугубо благодатного пребывания славы Божией, в место святое на грешной земле.
Некогда пророк Моисей, будучи на горе Синайской, увидел купину горящую и не сгоравшую. Купина - это куст низкорослого растения (терновника). И представьте, - горит купина и не сгорает... Моисей решился подойти поближе и узнать: в чём дело? Но Господь голосом человеческим остановил его: «Моисей! Моисей!.. Не подходи сюда: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 4, 5).
Наша земля - земля грешная. Она была святой до грехопадения наших прародителей в раю, а после стала с печатью греха, с печатью отвержения Божия. Но грех, греховность изглаживается, уничтожается там, где действует гиятость от Бсесвятого Бога. Господь снизшел на грешную ;емлго зримо в явлении горящей купины, - и освятилась (емля присутствием Божества.
Вспомним царя Соломона, построившего в Иерусалиме великолепный храм, посвященный Имени Господа Саваофа. Весь народ Израильский собрался на освящение этого храма...
Соломон, преклонив колена, поднял руки свои к небу и стал молиться: «Господи Боже... небо и небеса не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я... но призри на молитву раба Твоего... Услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй!... Да будут очи Твои отверсты и уши внимательны к молитве на месте сем... И ныне, Господи Боже, стань на место покоя Твоего»... - Молитва окончена. И слава Господня наполнила храм так, что священники не могли даже войти в храм для служения... Господь в яв¬лении видимом низшел, и - кто дерзнёт приблизиться сам по себе, если Господь не очистит, не призовёт?!



Свято и славно место хваления Богу на нашей земле! Всюду, на всяком месте, где раздается - возносится, слава Богу - хвала Богу, - всюду и святость Божия имеется, всюду и Бог пребывает, ибо, по слову пророка Давида, Бог живёт среди славословий (Ср.: Пс. 21, 4).
Первые христиане, собиравшиеся вместе для совместной молитвы к Богу, имели - по свидетельству Деяний Апостольских - одно сердце и одну душу, и всё у нмх было общее в союзе любви Божией. Это - действие благодати Божией, которая самых различных людей - по возрасту, полу, национальности, образованию, положению и тому подобное - соединяет до слитности одного молитвенного порыва к Богу и освящает их.
Мы - разные люди, и в то же время одинаковые - потому что одного Отца имеем Бога и потому что согрешаем пред Богом. Когда страдающая от грехов душа сознаёт свою греховность, тогда эта душа и приходит в храм для совместной покаянной молитвы пред Богом. Греховность осознанная объединяет нас, подобно тому, как тонущих в море объединяет стремление спастись, и все они тогда из последних сил стараются подплыть к спасающему их кораблю... Храм христианский и есть Корабль церковный.
Ибо Храм, в котором собраны христиане для молитвы, представляет собой Церковь - как общество людей, спасающихся во Христе.
В чинопоследованиях Богослужебных вы слышите ежедневно возносимую молитву: «О храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся: "Господи, помилуй!"».

Слышите: Церковь молится о входящих в храм с верою, благоговением и страхом Божиим. - Входите и вы так в храм, чтобы и о вас молилась Церковь.
Врата церковные (порог храма) ко многому обязывают проходящих ими. Вратами Церковными, как правило, начинается узкий и тернистый путь жизни земной, - путь, ведущий в Жизнь вечную. В храме мы получаем благословение Божие. В храме мы просим прощения за грехи наши содеянные. В храме мы вразумляемся благодатию слова Божия. В храме через таинства мы получаем благодатные силы любви Божественной на дальнейшую жизнь в единении с Богом. Словом, в храме мы благодатию Божией укрепляемся на подвиг жизни земной в союзе любви с Богом.

Святой пророк Давид пишет в псалме 118: «Седмерицею днем хвалих Тя», т.е. «Семь раз на день я возношу хвалу Тебе, Господи...».
А святой пророк Исайя удостоен был видения Господа, сидящего на Престоле Высоком и окружённого херувимами и серафимами, непрестанно восюшцающими: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф...» (Ис. 6, 3).
Сегодня мы вспоминаем Введение во храм Господень Честнейшей из херувимов и Славнейшей из серафимов трехлетней Девы Марии. Она входит в храм Господень, чтобы всей Своей жизнью величать Господа.

В храме всё возвещает о славе Божией. И вот в храм - здание - ныне вводится Живой Храм - Пречистая Дева Мария - Небо и Храм Божества (по выражению Догмати¬ка 1 Гл.). Вводится Живой Храм, вместивший Невмести- мого Бога и ставший святейшим Его местопребыванием!
Ап. Павел увещевает христиан устроять из себя - из своих тел - живые храмы (1 Кор. 6, 19), посвященные 1югу. Христианин каждый должен стать живым храмом (по чистоте, смирению и любви!), с тем, чтобы пребывыла в нем благодать Святого Духа, чтобы и он стал обите¬лью Бога (Ср.: 2 Кор. 6, 16).
Кто из нас, ныне молящихся, не желал бы, чтобы и к нему - в его телесный храм - вошла Пречистая Дева Мария и благодатью Своею освятила и укрепила его на подвиг жизни земной во славу Божию.

Но мы недостойны такой близости к нам Божией Матери. Мы слишком грешны, чтобы к нам вошла Божия Матерь. Дела наши гнусны, слова - скверны, мысли - нечисты. Не живем мы без греха. Нет у нас воздержания ни в чем. Желудки наши настолько стали «слабы» - вследствие распущенности нашей по части чревоугодия и похоти плотской, что не переваривают даже и слова о воздержании и посте. А известно: раз нет воздержания телесного, не будет воздержания и душевного. Где богом почитается чрево, как там будет почитаться Бог Истинный - Бог Дух? Где нет воздержания от страстей плотских и душевных, там непременно будет и грязь всякой нечистоты. А если в нас имеется нечистота, то какие же мы храмы Богу? Разве в нас - нечистых телом и душою - будет обитать Господь?..
Будем молиться Пречистой Деве Марии, чтобы Она была ходатаицей за нас пред Богом - молитвенницей нашей о помиловании и об очищении...
Будем смиренно умолять Господа Нашего Иисуса Христа, чтобы Он, простив грехи наши, удостоил нас стать живыми храмами, в которых бы во всякое мгновение жизни земной возвещалась слава Божия.
Будем непрестанны в молитве! Будем так на земле жить благочестиво, чтобы душа наша не разлучалась с Богом - пребывала в Его Царстве - Царстве Любви, чтобы голоса нашего ничтожества соединялись с восклицаниями херувимов и серафимов и чтобы мы с радостью всегда - до последнего вздоха! - славили Господа: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» и «Велик Господь! Аллилуиа! Аминь!».

Протоиерей Михаил Труханов
04.12.2013

    если аллилуйное зерно пав в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода.

    я сожалею что страдаю чревоугодием и прошу Божьей милости и помощи о исправлении своего жития.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru