Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 г.г.)


В "Большой Советской Энциклопедии" статья о М.В. Ломоносове начинается словами: "Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки".
Михаил Васильевич Ломоносов занимает совершенно особое место в истории русской науки и культуры. Жизненный подвиг Ломоносова вызывает изумление. В первой половине XVIII века крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знанию, в чрезвычайно короткий срок достигает вершин мировой культуры, произ¬водит переворот в русской поэзии, ставит и разрешает величайшие научные проблемы, закладывает основы всего новейшего естествознания, опережая на целое столетие своих ученых современников.


Жизнь Ломоносова - вечный пример беззаветного служения Родине. А.С. Пушкин с большой проницательностью и глубиной указывал на титаническую силу, грандиозный размах, широту и разносторонность Ломоносова: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник".
Для Ломоносова Родина и наука были неразрывным понятием. Его истинное, бескорыстное, не для личной славы служение Отечеству, перечень наук, в которых проявился его гений, своей обширностью поражают воображение.


Верстах в 80-ти от Архангельска Северная Двина разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, он расположен против Холмогор. На острове к началу 18 века было несколько небольших деревень, в которых жили государственные крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля, богат был их родной край рыбой, зверем, лесом. Поморы славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан, добирались до самого Груманта (Шпицбергена).
Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской, что слилась потом с деревней Денисовкой, в 1711 году у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло. Это было время, когда благодаря реформам и деятельности императора Петра I Россия начала стремительно развиваться и набирать силу. Важно было и то, что при Петре I часто ценились не происхождение и родовитость, а ум и способности человека. Многие люди из "подлого сословия" становились выдающимися деятелями, крупными специалистами в разных областях. Для развития России, во имя ее технической и "умственной" независимости от Европы нужны были свои горняки, металлурги, корабелы, навигаторы, фортификаторы, картографы и т.д., нужны были офицеры для армии и флота, образованные чинов¬ники для государственного аппарата.


Какой же была архангельская земля, родина Ломоносова, в те времена? Архангельск - первый российский порт, принимавший суда из европейских стран, - был одним из центров формировавшегося всероссийского рынка. Но не только торговля определяла жизнь поморов. Суровый климат не способствовал развитию сельского хозяйства. Вот и стали для них главными занятиями рыбная ловля, заготовка рыбы, охота на морского зверя, ходили поморы и за пушным зверем, варили соль, добывали слюду и жемчуг, гнали смолу, строили суда.
В долгих и нелегких плаваниях требовались хорошие знания и умение. Мореход должен был ведать мели и течения, расположение островов, уметь ориентироваться по звездам, объясняться с людьми иных стран. Поморы создавали свои карты, изобрели поморский компас, от отца к сыну передавался накопленный опыт. Длинными зимами, когда сокращались некоторые виды занятий, у поморов было больше времени для обучения грамоте. Во многих семьях книги не были редкостью.


Таков был край и таковы были люди, среди которых прошли детство и часть юности Ломоносова. Его отец слыл умелым и смелым морским промышленником. Свое судно он первым из местных жителей сделал и оснастил по-европейски, на нем можно было не только выходить на промысел, но и перевозить до 900 тысяч килограммов груза. На своем судне, которое было названо "Чайкой", Василий Дорофеевич ходил за треской и морским зверем, возил соль для рыбных промыслов, доставлял казенный хлеб.
Первым учителем в жизни любого человека является реальная действительность, которая его окружает и в которой он сам участвует. В трудах, долгих плаваниях по морю, в самом ежедневном существовании поморам необходимы были мужество, смелость, решительность, чтобы преодолеть опасности, выстоять в борьбе со стихией, отстоять свое достоинство, не растеряться в столкновении с обиралой- чиновником. Эта жизнь и давала первые уроки Михайле Ломоносову. С 9-10 лет он был с отцом почти во всех плаваниях, учился его ремеслу, но он был внимателен и к окружающему миру, искал ответы на возникавшие вопросы, например, очень хотелось узнать о происхождении северного сияния:
Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?



Юного Ломоносова отличало от сверстников то, что он не просто смотрел на окружающий мир. Его интересовало все: и северное сияние, и приливы и отливы, и могучие деревья, и крохотные деревца. Свободный, пытливый его ум вел к желанию разгадать тайны природы, мироздания. Ответы на возникающие вопросы могли дать книги. Читать и писать Ломоносов учился у соседа Ивана Шубина, у местного дьячка Семена Сабельникова и у всех, кто мог и соглашался его учить. Интересно, что много лет спустя Ломоносов помог сыну Ивана Шубина, Федоту, поступить в Академию художеств. Сделать это было непросто, так как детей крестьян туда не принимали. Михаил Васильевич "схитрил": он пристроил Федота в истопники во дворец императрицы, а через год определил его в Академию как дворцового служителя. Таким образом в историю России вошло имя еще одного помора, знаменитого скульптора Федота Ивановича Шубина. Именно этот мастер оставил потомкам единственный в своем роде скульптурный портрет М.В. Ломоносова.



Найденные автографы красноречиво говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не сравнялось еще и 14 лет, был настолько грамотным, что купцы и посадские люди Архангельска и окрестностей, чиновники таможни доверяли ему подписание важных документов. Ломоносов начал учиться грамоте по церковным книгам, по ним он научился читать и писать, а книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное, нашел у братьев Дудиных. Среди прочих книг оказались "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" С. Смотрицкого, которые, по словам самого Ломоносова, стали его "вратами учености". Учебник Магницкого, кроме доступного изложения теории, содержал практические задачи о навигации, морской астрономии, о приливах и отливах и т.д.

Но заниматься науками в родительском доме становилось все труднее. Еще девяти лет Михайло остался без матери, которую он очень любил. Через короткое время умерла и вторая жена отца. В 1724 году, когда Ломоносову было 13 лет, отец женился в третий раз. Его новая жена, злая и завистливая женщина, старалась всячески поссорить отца с сыном. Больше всего она ненавидела тягу подростка к книгам, он вынужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть холод и голод. Отец и слышать не хотел о какой-нибудь учебе сына, видя в нем единственного наследника, будущего помора-промышленника. Тогда Ломоносов решается на отчаянный шаг: в тайне от отца он получает паспорт, в котором было указано, что он отпущен в Москву с декабря 1730 до сентября 1731 года. Помогли ему земляки: один дал 3 рубля и полукафтан, другой поручился за него платить подушную подать. Так в конце 1730 года, прихватив свои жалкие пожитки и первые свои учебники, с которыми в своей дальнейшей жизни никогда не будет расставаться, отправился пешком в Москву с рыбным обозом. Крестьянских детей ни в какие учебные заведения не принимали, и Ломоносов, выдав себя за сына холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Здесь ему приходилось преодолевать неимоверные трудности: во-первых, занятия начинались с латинского языка, а он его не знал, потому его зачислили в 1 -й класс, к тому же ему приходилось терпеть насмешки, так как здесь учились ребятишки, а Ломоносову шел 20-й год, во-вторых, он отставал в учебе, в-третьих, был беден, плохо одет и постоянно голодал.

Ему выдавался в день один алтын, он мог себе позволить только хлеб и квас, а остальные деньги надо было экономить на бумагу, на обувь и другие нужды. Было очень трудно, но учебу он не оставил. За полтора года он закончил четыре низших класса, а за следующие два с половиной года - классы пиитики, риторики и логики, на которые отводилось пять лет. В последний год пребывания в академии он перешел в высший класс и изучал философию, то есть все программные науки он вместо 10-ти изучил за 5 лет и был в числе лучших учеников направлен для дальнейшего обучения в Петербург. По указанию Синода необходимо было отобрать 20 лучших учащихся, но таковых оказалось лишь 12, в том числе М. Ломоносов. Но юноши оказались здесь невостребованными. Никто никаких им лекций не читал, никто о них не заботился, жили они впроголодь, не имея ничего, кроме изношенной одежды и худой обуви. Помог случай, который определил всю дальнейшую жизнь Ломоносова. Академия наук испытывала острую нужду в химиках и специалистах горного дела, которые требовались в экспедициях. Было решено из числа присланных из Москвы отобрать лучших студентов и направить их в Германию для обучения нужным дисциплинам. Среди отобранных трех оказался и Ломоносов.



3 ноября 1736 года трое российских студентов прибыли в г. Марбург. Так начался новый, почти пятилетний этап на пути Ломоносова к высотам науки. Марбургский университет был одним из крупнейших научных центров Европы. Главной фигурой университета по праву считался философ Вольф, автор многих работ по физике, логике и психологии, он читал лекции по математике, астрономии, физике, оптике, механике и другим предметам. В отличие от других профессоров, пользовавшихся латынью, Вольф читал лекции на родном языке. Кроме этого, Вольф был человеком доброжелательным и часто помогал своим воспитанникам и в житейских вопросах. Он быстро оценил способности Ломоносова.
Инструкцией Академии наук было предписано изучать все касающееся химических наук и горных дел, кроме этого, учиться естественной истории, физике, геомет¬рии, тригонометрии, гидравлике и гидротехнике. Однако сам Вольф ни химией, ни горным делом не занимался, потому Ломоносову приходилось много заниматься самостоятельно и тратить значительную часть получаемых им денег на приобретение нужных книг.
В июле 1739 года закончилась учеба Ломоносова в Марбургском университете. Вольф выдал ему такое свидетельство: "Молодой человек преимущественного остроумия Михайло Ломоносов, слушая математические и философские, а особливо физические лекции, безмерно любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рачением простираться будет, то, не сомневаюсь, что, возвратясь в отечество, принесет пользу обществу, чего от сердца желаю".
Итак, Ломоносов и его два товарища прощались с Марбургом, где прошли незабываемые для них три студенческих года. Эти годы были заполнены не только учением. Российские студенты быстро сошлись со своими немецкими собратьями. Они вместе учились, вместе отдыхали. Здесь, в Марбурге, Ломоносов встретил девушку, с которой свяжет свою жизнь. Пройдет совсем немного времени, и Елизавета-Христиана Цильх станет его женой. Одним словом, покидал он Марбург с самыми добрыми чувствами.



По распоряжению Академии путь Ломоносова и его товарищей теперь лежал в Саксонию, в город Фрейберг, где им предстояло изучать горное дело. Учиться российские студенты должны были у известного тогда ученого-специалиста Генкеля. По образованию он был лекарем и свою практику начал во Фрейберге, здесь же он приобщился к горному делу. Благодаря своим способностям, любознательности, пытливому уму он стал выдающимся химиком и минералогом. Ему было присвоено звание горного советника, его труды были посвящены минералогии, горному делу, металлургии. Он основал химическую лабораторию и минералогический кабинет, где была собрана уникальная коллекция камней и руд. Но Генкель был ученым-практиком и не принимал многие новые веяния в науке, не помышлял о теоретических обобщениях. Ломоносов же во всем стремился вывести научную закономерность. Будучи человеком прямым, он резко и прямо отвечал и своему учителю, из-за чего между ними возникали столкновения. К тому же он наживался на русских студентах: брал за их обучение огромные деньги, а их держал впроголодь, не выдавал им денег, а они в них очень нуждались. Об этом решено было сообщить в русское посольство. К этому времени Ломоносов о горном деле и металлургии от Генкеля получил все, что можно было, и хотел через российского консула вернуться на родину. Не имея средств, отправился пешком на поиски представителя своей страны в Саксонии Кейзерлинга, бывшего одно время президентом Академии наук. Узнав, что тот должен быть на Лейпцигской ярмарке, отправился туда, но консул к тому времени отбыл в Кассель на бракосочетание принца Фридриха, для встречи с ним Ломоносову пришлось пройти через всю Германию, но консула и там уже не было. Тогда Ломоносов направился в Марбург, до которого было недалеко, повидал Вольфа, но не захотел быть ему в тягость, заметив, что его бывший учитель не хочет вмешиваться в эти неприятные дела.
Не зная еще, как сложится его дальнейшая жизнь, Ломоносов неожиданно для всех женился на той самой девушке, с которой поддерживал связь и во время учебы во Фрейберге. Отец Христины Цильх умер, материальное положение семьи было незавидным, к тому же свое бракосочетание необходимо было скрывать от академического начальства. Тогда он решает идти опять же пешком в Любек или в Голландию, чтобы самостоятельно возвратиться в Петербург и лично объяснить все в Академии.


Добравшись до Франкфурта, Ломоносов отправился водой в Роттердам и Гаагу. Но русский консул граф Головкин отказал ему в помощи. Тогда Ломоносов пошел в
Амстердам, рассчитывая устроиться на какой-нибудь корабль, отправляющийся в Петербург, но повстречавшиеся ему земляки из Архангельска отсоветовали Ломоносову самовольно возвращаться в Россию.
Тем временем петербургское начальство начало его разыскивать. Генкель был напуган и в своем письменном ответе-объяснении не скупился на похвалу, что Ломоносов довольно хорошо усвоил "теоретически и практически химию, преимущественно металлургическую, а в особенности пробирное дело, равно как и маркшейдерское искусство, распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен основательно преподавать механику, в которой он, по отзыву знатоков, очень сведущ". Хотел этого, а скорее - не хотел, но Генкель дал прекрасный отзыв о Ломоносове, а будущий ученый пока оказывается в бедственном положении. По дороге в Дюссельдорф зашел он в местечко, где хотел переночевать в гостинице. Здесь он встретил королевского прусского офицера, вербовавшего рекрутов, с ним были солдаты и новобранцы.

А так как Ломоносов был высок ростом и могуч телосложением, то подходил для гренадерского полка. Офицер вежливо пригласил Ломоносова в свою компанию. Они так напоили его, что он утром ничего не мог вспомнить, что с ним произошло прошлой ночью. Офицер напомнил ему, что он вчера принял королевскую прусскую службу, получив задаток. Доказать ничего Ломоносов не мог, и его вместе с другими рекрутами увезли в крепость, бежать откуда было мудрено. Ломоносов сделал вид, что смирился со своей судьбой, а сам изучал укрепления и искал подходящего случая для побега. После полуночи, приметив, что все храпят, он выбрался через окошко, прополз мимо часовых на четвереньках до вала, спустился в ров, сумел бесшумно его переплыть, затем вскарабкался наверх, перелез через частокол, пересек палисадник и выбрался в открытое поле. Едва он преодолел все препятствия, его хватились в крепости, а Ломоносов бежал изо всех сил до леса, здесь он укрылся, хорошо выспался, высушил одежду и лишь к вечеру двинулся в путь, выдавая себя за бедного саксонского студента. Порывистый, доверчивый и сердечный, он легко и быстро сходился с простыми людьми, которые проявляли сочувствие и оказывали поддержку. Это облегчало ему скитания на чужбине.
Наконец Ломоносов снова в Марбурге. Отсюда он пишет в Петербургскую Академию наук, рассказывает о причинах ухода из Фрейберга и о своих скитаниях. Ломоносову было выслано 100 рублей, приказано отправиться немедленно в Любек, а оттуда, как только откроется навигация, прибыль в Петербург. Так закончилось пребывание Михаила Васильевича Ломоносова за границей. Отправляясь на родину, Ломоносов наказал своей жене, чтобы она не писала ему, пока он не даст ей знать о будущем своем состоянии и о месте своего пребывания.
8 июня 1741 года Ломоносов возвратился на родину. Пять лет учения и напряженного труда над трактатами и книгами, опыты в лабораториях, работа в рудниках, на заводах, в солеварнях, знакомство с новыми гипотезами и научными достижениями открыли Ломоносову настоящие врата науки, сформировали его как исследователя, теоретика и практика. Благодаря приобретенным знаниям и опыту Ломоносов вернулся в Россию подлинным ученым, специалистом во многих областях.



Не без оснований Ломоносов рассчитывал, что будет принят в штат Академии, начнет самостоятельные исследования и занятия со студентами, но в Академии его приняли холодно и дали понять, что "господин студент" не может в данное время надеяться на самостоятельную работу.
Здесь надо сказать, что собою представляла Академия наук. Она была основана по указу Петра I в самом конце его царствования, в 1724 году. По плану императора она должна была стать главным центром науки в России. Это было не добровольное общество ученых, а государственное учреждение. За первые годы деятельности при ней были созданы физический кабинет, астрономическая обсерватория, анатомический театр, механическая и оптическая мастерские, типография и граверная палата, "ботанический огород", библиотека. Кроме того, для подготовки научных кадров и в целях развития образования при Академии были учреждены гимназия и университет. В сочетании научных и учебных функций заключалась важная особенность Академии. Поскольку в России поначалу своих ученых не было, в Академию приглашались иностранные ученые, главным образом из Германии. Среди первых членов Академии были многие выдающиеся деятели науки своего времени, например, Леонард Эйлер, математик, механик, физик и астроном, по происхождению швейцарец, в 1726 году был приглашен в Петербургскую Академию наук и работал здесь до 1741 года, затем до 1766 года работал в Берлинской Академии наук.
Но было среди академиков немало и людей недостойных, чуждых науке, проходимцев и авантюристов. Мало того, что в царствование императрицы Анны Иоанновны Академию заполнили случайные люди, но и в среде серьезных ученых бытовало высокомерное отношение к России и ее народу, поэтому Академия с большим трудом выполняла свои функции.



До января 1742 года Ломоносов числился студентом и выполнял разную случайную и неблагодарную работу. Наиболее серьезным его делом в это время было составление каталога коллекции минералов и окаменелостей, хранившихся в Академии. Он быстро и хорошо справился с этой сложной работой, а составленный им каталог положил начало его будущим работам по минералогии, геологии и металлургии.
Ломоносов неоднократно обращался к руководству Академии определить его на должность, соответствующую его знаниям и подготовке, но советник академической канцелярии Шумахер и его приближенные всячески препятствовали этому и вообще тормозили главное назначение учреждения. Наконец в 1742 году Ломоносову присваивают младшее академическое звание - адъюнкт, но он жаждет настоящей работы, настоящего приложения своих сил и знаний. Еще в Германии он наметил план научных исследований. Первое место в этом плане отводилось работам по химии, для чего нужна была лаборатория, но ее не было. Вместо занятий научной работой Ломоносову пришлось вступить в затяжную борьбу с Шумахером и его окружением, которые мешали нормальной организации научных исследований, полностью дезорганизо-вали работу гимназии и университета. Некоторые ученые, к которым присоединился и Ломоносов, выступили против Шумахера, была создана комиссия, но работала она предвзято и быстро превратила обвинителей в обвиняемых. На заявителей наложили взыскание, а Ломоносов был подвергнут домашнему аресту. Лишь спустя 8 месяцев он был освобожден. Находясь под арестом, Ломоносов не пал духом. Он приводит в порядок свои записи, много читает и пишет научные труды: "О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном", "Физические размышления и причинах теплоты и холода", "О действиях химических растворителей", "О металлическом блеске" и другие. Ломоносов представил их академическому собранию. Несмотря на неблагожелательное отношение некоторых академиков к автору, научную значимость "диссертаций", их высокий уровень вынуждены были признать все, даже недруги. Академик И.Г. Гмелин, отдавая должное знаниям Ломоносова и ссылаясь на свое нездоровье, уступает ему кафедру химии.
Ломоносов горячо берется за дело. Он начинает чтение лекций студентам на родном языке, развертывает перед ними широкую программу изучения химии, но отсутствие химической лаборатории мешает осуществлению планов. В который раз он обращается к руководству все с той же просьбой, но его просьба вязнет в бюрократической трясине.


Наконец, 25 июля 1745 года Ломоносову присваивается звание профессора химии (академика). Он становится полноправным членом академического собрания. Это помогает ему сдвинуть с мертвой точки вопрос о создании химической лаборатории. Через год выйдет специальный указ и через два года лаборатория будет построена. Это был прообраз будущих научно-исследовательских институтов. В деятельности лаборатории были заложены принципы соединения науки и практики.
С 1749 года Ломоносов провел тысячи опытов. Он не раз говорил, что химия - его "главная профессия". И свое самое великое открытие - закон сохранения и движения - он сделал, основываясь на многочисленных химических опытах. В занятиях химией определяются важнейшие принципы научного мировоззрения Ломоносова. В объяснение характера химических реакций он вводит как обязательные факторы "меру" и "вес". Его опыты не только предоставляли данные для важных теоретических обобщений, но и давали чисто практический результат. В ходе исследования силикатов в 1749-1751 годах Ломоносов проделал свыше четырех тысяч опытов, которые привели к возрождению древнего искусства мозаики. Хотя в Италии была известна технология получения цветного стекла, Ломоносов самостоятельно нашел рецепты производства цветного стекла и специальной мозаичной массы - смальты. Ученый основывает фабрику по производству различного стекла и мозаики. Здесь изготовлены мозаичные панно и портреты, многие из которых стали настоящими шедеврами, например: портрет апостола Павла, портрет апостола Петра, портреты Александра Невского, графа М.И. Воронцова, графа П.И. Шувалова, а "Полтавская баталия" и отдельно портрет Петра I выполнены самим Ломоносовым. Картина "Полтавская баталия" была размером 6,5 метра на 5 метров, только медный лист (основа картины) весил полторы тонны Цветных стекол пошло около миллиона.


Рождением новой науки - физической химии - его современники и последующие поколения, в том числе и в наше время, обязаны Ломоносову и его лаборатории. Поэтому он предлагал, где возможно, с химическими опытами соединять и физические (оптические, магнитные, электрические). Это позволяло ему объяснять внутренние качественные изменения вещества на основе законов физики. Для Ломоносова было предельно ясно, что наука, опыты должны быть тесно связаны с жизнью, что наука должна приносить благо человечеству. В "Слове о пользе химии" он писал, что промышленность, ремесло, торговля, повседневная жизнь людей не могут миновать продуктов химии, будь то металл, смола, стекло, краски и т.д.
Многочисленные опыты, теоретические данные, выявленные закономерности подводили Ломоносова к обобщениям философского порядка. Он положил начало химической атомистике. Его утверждение, что первичные частицы сложного вещества или тела состоят из однородных "корпускул", близко современным представлениям о строении вещества.
Вершиной ломоносовского взгляда на материальный мир стал сформулирован¬ный им "всеобщий закон природы": "Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-нибудь телу, столько же теряется у другого..." Это было в 1748 году, а в 1760-м Ломоносов опубликовал выведенный им закон в докладе на академическом собрании.
Когда горе-ученые возбудили новое "дело" против Ломоносова, в его защиту выступил Леонард Эйлер, давший всем отповедь: "Всего его (Ломоносова) сочинения не только хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи, самые нужные и трудные, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие академики были в состоянии показать такие изобретения, которые показал госпо¬дин Ломоносов".



Еще в своих ранних работах Ломоносов говорил, что "теплота состоит во внутрен¬нем движении корпускул в теле, а не в каком-то "теплороде", как считали западные ученые, утверждая, что некий "теплород" переходит из одного тела в другое, перенося тепло. В 50-е годы он категорически отверг гипотезу о "теплороде", утверждал, что "огонь и теплота" состоят в коловратном движении частиц, а особливо самой материи тела". Ломоносовская молекулярно-кинетическая теория теплоты произвела настоящий переворот в учении о теплоте и открыла новые пути развития физики и физических исследований. Теория Ломоносова была настолько революционна, что не нашла понимания ни в Академии, ни у зарубежных ученых. Один лишь Эйлер оценил по достоинству открытие. "Теплород", вопреки доказа¬тельствам Ломоносова, просуществовал до середины 19 века, когда под влиянием новых достижений был наконец изгнан, таким образом, открытие Ломоносова подтвердилось.
Аналогичную теорию он выдвинул и в отношении газов, утверждая, что упругость воздуха зависит от его собственной "материи", а не от блуждающей жидкости, как утверждали его предшественники и современники. Ученые 19 века в исследованиях физических явлений в газообразных средах продолжили работу, начатую Ломоносовым.



Одним из важных направлений научной деятельности Ломоносова было изучение атмосферного электричества. Он построил "громовую машину", установил, что электричество содержится в атмосфере не только во время грозы, но его образуют восходящие и нисходящие потоки воздуха. Научная работа по этой теме тесно смыкалась с жизнью, так как ученый работал и над тем, как защитить от удара молнии людей, строения. Многочисленные опыты в этой области Ломоносов проводил вместе с ученым и своим другом Георгом Вильгельмом Рихманом, физиком, академиком Петербургской Академии наук. Рихман погиб во время эксперимента от удара молнии. О произошедшем Ломоносов написал подробное письмо. 26 июля 1753 года над Петербургом стала собираться гроза. Ломоносов и Рихман поспешили к установленным ими "громовым машинам". Но Ломоносова вскоре позвала жена к обеду. И только несколько минут посидел он за столом, как отворилась дверь и на пороге появился весь в слезах помощник Рихмана и сообщил о его гибели. Первый удар от подвешенной линии с ниткой пришелся ему в голову, где красно-вишневое пятно было видно на лбу, а вышла из него громовая электрическая сила из ног в доски. Нога и пальцы были синие, башмак разодран. Этот трагический случай убедил Ломоносова, что электрическую громовую силу можно отвратить на шест с железом, который должен стоять на пустом месте, в шест ударял бы с любой силой сколько хочет, но вреда никому бы и ничему не причинил. Впоследствии подобное нехитрое устройство назовут громоотводом. В этом же письме просматриваются замечательные человеческие качества Ломоносова, прежде всего - милосердие: он просит Шувалова как покровителя наук, чтобы он был милостивым помощником семье Рихмана, чтобы бедная вдова "до смерти своей пропитание имела и маленького своего сына смогла воспитать таким же любителем наук, каким был его отец". Кроме сына, остались без отца еще две девочки. У вдовы не было никаких средств к существованию, и Ломоносов написал еще одно письмо, графу Р.И. Воронцову, который был вообще возмущен самим изобретением "громовой машины". Вельможа В.А. Нащокин злорадно глумился над памятью несчастного ученого: "Машиною старался от идущего грома людей спасти...". "Ученые мужи" пытались воспользоваться бедой и отменить намечавшееся заседание Академии наук, но Ломоносов
обратился к Разумовскому, супругу императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Разумовский имел вес в управлении страной и заявил следующее: "...собрать публичную ассамблею в этом же году, дабы господин Ломоносов с новыми своими изобретениями между учеными людьми в Европе не опоздал". После долгих споров и оскорблений в адрес Ломоносова 26 ноября 1753 года Михаил Васильевич выступил публично со "Словом о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих".


И после произнесения своего "Слова" Ломоносов уделял большое внимание изучению верхних слоев атмосферы. Для этой цели он изобретает небольшой аппарат для подъема на значительную высоту метеорологических приборов. Представленный им 5 марта 1754 года проект и рисунок этой "машины" заслужил одобрение Конференции. 1 июля Ломоносов уже демонстрировал свою "аэродромную машину". Изучая верхние слои атмосферы и влияние моря на температуру воздуха, доказывает, что морская вода, имеющая температуру выше температуры воздуха, смягчает климат. Вот почему на Камчатке, например, не бывает очень сильных морозов, а в центре Сибири, где нет моря, а земля покрыта панцирем, зимой лютые морозы.
Еще когда в отрочестве и юношеском возрасте Ломоносов выходил с отцом в море, он задавался вопросом, отчего происходит северное сияние. Позже, когда он уже много знал и многие явления мог объяснить, он опять обращается к северному сиянию, причины появления которого не смог еще объяснить ни один ученый. В 1743 году Ломоносов пишет оду "Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния". Примечательны строки:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се пламень хладный нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?
Сомнений полон наш ответ
О том, что окрест ближних мест.



Огромны заслуги М.В. Ломоносова в химии, физике, астрономии, но по праву он считается одним из основоположников отечественной географии. Он придавал ей огромное значение, понимая, что для благосостояния страны первейшее значение имеет ее экономическое развитие, развитие промышленности и торговли. Но это требовало исследования природных условий, использования огромных природных ресурсов страны, изучения территории и особенностей ее регионов, численности и занятий населения, характера и состояния сельского хозяйства. Решение этих задач было неразрывно связано со сбором и накоплением сведений, их осмысле¬нием и развертыванием активной работы по картографии. Ломоносов первый предложил термин "экономическая география", который вошел в научный обиход только в начале 20 века. По инициативе Ломоносова были разработаны специальные анкеты. Вот примерное содержание ломоносовского вопросника: расположен ли город на реке, судоходна ли она, сколько месяцев в году она пригодна для судоходства, каковы дороги к ней и к городу, бывают ли в городе ярмарки, каковы их размеры, есть ли купеческие торговые пристани, гостиные дворы; какие имеются ремесла в городе и регионе, их уровень; есть ли рыба и зверь и в каком количестве; какие имеются минералы и руды, используются ли они; какие заводы и фабрики, сколько мельниц и т.д.
Уже на этом примере видна ломоносовская программа экономико-географического изучения страны. Такой же характер носили инструкции, разработанные Ломоносовым для различных географических и картографических экспедиций. Примечательно, что Ломоносов планировал направить географические экспедиции прежде всего в густонаселенные, экономически развитые и богатые ресурсами области России. И одной из главных задач этих экспедиций должно было стать, по мысли Ломоносова, выявление наиболее выгодных и удобных мест для создания рудников и заводов и выяснение возможностей развития земледелия и скотоводства. К сожалению, он так и не смог добиться средств для организации экспедиций. Но его труды не пропали даром, многое было использовано позднее его последова¬телями уже в конце 18 века.



Ломоносов рассматривал природу вообще и земную кору в частности как нечто находящееся в процессе постоянного изменения и развития, а изучение образовав- обратился к Разумовскому, супругу императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Разумовский имел вес в управлении страной и заявил следующее: "...собрать публичную ассамблею в этом же году, дабы господин Ломоносов с новыми своими изобретениями между учеными людьми в Европе не опоздал". После долгих споров и оскорблений в адрес Ломоносова 26 ноября 1753 года Михаил Васильевич выступил публично со "Словом о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих".



Немецкий ученый и философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов учился в Марбурге, предполагал, что северные сияния вызываются образующимися в недрах земли тонкими испарениями, в том числе селитренными и сернистыми, которые и возгораются в небе. На этот счет в названной оде есть строка: "Иль тучных гор верьхи горят". Другие немецкие ученые-натуралисты считали, что северное сияние - это отражение на тучах, похожих на горы, охваченные огнями исландского вулкана Геклы. Теория самого Ломоносова, разгадавшего электрическую природу северных сияний, выражена в строке: "И гладки волны бьют в эфир". М.В. Ломоносов готовил большую книгу - "Испытание причин северных сияний" в 3-х частях, для этой книги на 11-ти медных досках было изображено 48 северных сияний. Сохранился план его работы, в книгу должны были войти и собственные наблюдения, наблюдения людей, не занимающихся наукой, причины электрического света, электрического огня, причины электрических ударов, о цветных северных сияниях и т.д.


Что касается "громовой машины" (громоотвода), это было очень необходимо, это имело большое практическое значение для России, когда во времена Ломоносова
Москва несколько раз жестоко выгорала, а в деревнях и небольших городках с деревянными постройками огонь от молний скакал с крыши на крышу. Ломоносова обвиняли в противоречиях Богу, но он указывал людям не только на молнии, но и на тяжкие болезни, на землетрясения, наводнения, бури и т.д. Ломоносов защищал не только право на свободное научное исследование, но и право на свободное практическое применение результатов науки.
Огромны заслуги М.В. Ломоносова в химии, физике, астрономии, но по праву он считается одним из основоположников отечественной географии. Он придавал ей огромное значение, понимая, что для благосостояния страны первейшее значение имеет ее экономическое развитие, развитие промышленности и торговли. Но это требовало исследования природных условий, использования огромных природных ресурсов страны, изучения территории и особенностей ее регионов, численности и занятий населения, характера и состояния сельского хозяйства. Решение этих задач было неразрывно связано со сбором и накоплением сведений, их осмысле¬нием и развертыванием активной работы по картографии. Ломоносов первый предложил термин "экономическая география", который вошел в научный обиход только в начале 20 века. По инициативе Ломоносова были разработаны специальные анкеты. Вот примерное содержание ломоносовского вопросника: расположен ли город на реке, судоходна ли она, сколько месяцев в году она пригодна для судоходства, каковы дороги к ней и к городу, бывают ли в городе ярмарки, каковы их размеры, есть ли купеческие торговые пристани, гостиные дворы; какие имеются ремесла в городе и регионе, их уровень; есть ли рыба и зверь и в каком количестве; какие имеются минералы и руды, используются ли они; какие заводы и фабрики, сколько мельниц и т.д.


Уже на этом примере видна ломоносовская программа экономико-географического изучения страны. Такой же характер носили инструкции, разработанные Ломоносовым для различных географических и картографических экспедиций. Примечательно, что Ломоносов планировал направить географические экспедиции прежде всего в густонаселенные, экономически развитые и богатые ресурсами области России. И одной из главных задач этих экспедиций должно было стать, по мысли Ломоносова, выявление наиболее выгодных и удобных мест для создания рудников и заводов и выяснение возможностей развития земледелия и скотоводства. К сожалению, он так и не смог добиться средств для организации экспедиций. Но его труды не пропали даром, многое было использовано позднее его последователями уже в конце 18 века.


Еще одним примером выдающейся деятельности Ломоносова-географа являются его работы по обоснованию возможности и экономико-политической целесообразности исследования и освоения Северного морского пути. По мнению Ломоносова, это открыло бы широкие возможности "утвердиться не только в европейских купеческих пристанях, но и в .Японии, Китае, Индии, в западных американских берегах". Ломоносов мыслил масштабно, по-государственному, так как им двигало желание вывести Россию в мировую торговую державу. Результатом его великого труда является "Краткое описание путешествий по Северным морям..." и приложение к "Описанию" - карта государств, прилегающих к Северным морям.
Ломоносов был убежден, что недра нашей земли чрезвычайно богаты полезными ископаемыми - от "металлов, золота, серебра и прочих... до изумрудов, яхонтов, алмазов". Поэтому он так стремился организовать повсеместный сбор образцов минералов и доставку их в Академию. Совершенно необходимым он считал подготовку квалифицированных "рудознатцев".


Высоко оценив заслуги писателя и ученого перед русской культурой, В.Г. Белинский назвал Ломоносова "отцом нашей литературы, "ее Петром Великим".
"Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою обновленное, пролетит во устах народных за необозримый горизонт столетий", - писал о Ломоносове А.Н. Радищев.
М.В. Ломоносов был передовым деятелем своего времени, великим патриотом, отдавшим всего себя служению своей Родине. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Ломоносова великим провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед.
Личность Ломоносова, его патриотический подвиг, его бескорыстное служение народу, его титанические усилия, направленные на развитие производительных сил страны, на развитие русской науки и просвещения, - все это делает его родным и близким для нашего времени.

Т.З. Севидова
Потомкам в пример
01.12.2011

    Странная статья. Зачем ее было размещать в православном журнале? Ничего не говорится о том, был ли Ломоносов религиозным воцерковленным человеком. Что, всю жизнь только и занимался науками? Не молился, не постился, не писал ничего, связанного с Ьогом, с верой? Если так, то опять повторяю свой вопрос: зачем было помещать здесь сию статью?..

    Уважаемый Виктор!

    Как Вам известно в 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Имя значение которого для российской и мировой науки сложно переоценить. Своей работой, опытами и трудами он проложил дорогу российской науке и творческой мысли в целом. Тем самымазаслужив право на память и не только на страницах православных журналов, но и журналов других конфессий.

    С Уважением,
    Редакция.

    Ведь, как писал еще М.В. Ломоносов, наука и религия «в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет»,

    спасибо конечно только он родился в деревне Холмогоры.

    Людмила Максимчук,
    поэтесса, писательница, художница, драматург,
    член Московской городской организации Союза писателей России

    Из сборника «ЛЕПЕСТКИ» – стихотворений, посвящённых великим и любимым поэтам…

    Русскому поэту Михаилу Ломоносову
    (1711 – 1765)

    «Бесспорных гениев с бесспорно «новым словом» в литературе нашей
    было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».
    Федор Достоевский

    «Открылась бездна, звёзд полна,
    Звездам числа нет, бездне дна».
    Михаил Ломоносов
    ***
    Когда раскроют бездну перед нами,
    Мы удивимся: правда или нет?
    Мы ужаснемся: почему же сами
    Не видели той бездны столько лет!

    Да и нужна ли бездна новых знаний,
    Талантов ярких, гениальных дел?
    …О, сколько нужно приложить стараний,
    Чтоб бездну старый мир преодолел,

    Чтоб новое, гуманное, мышленье
    Вошло в привычный, «допотопный» быт!
    …«Платонов» и «Невтонов» поколенье
    Невежество глухое посрамит

    И окрылит Российскую державу,
    Как Ломоносов гордо предсказал!
    Он предвещал вперед – Отчизне славу,
    Все – на алтарь Отчизне отдавал.

    Он заложил Российскую культуру,
    Ее фундамент очень крепок был!
    …Господь вдохнул огонь в его натуру,
    И тот огонь знамением служил.
    * * *
    Простой помор, сын строгого помора,
    Судьбу избрал – как будто звездный путь
    Построил, чтобы мысль из коридора –
    Сама сумела на простор шагнуть.

    Имея дерзость, мысль «пробила» стены,
    Избавилась от тягостных цепей.
    С душой согласовалась непременно
    Благая мысль – исток благих идей!

    Наверно, Ломоносов появился
    Как раз тогда, когда пришла пора,
    И новый дух в России воцарился…
    Вдали слышны удары топора –

    По-прежнему рубили лес сердитый
    В окрестностях Архангельских болот,
    Но вместе с тем, среди трущоб немытых,
    Открылся мысли новый поворот!

    …Не только для себя «рубил» дорогу –
    Для государства «поле расчищал».
    При всяком деле обращался к Богу,
    Просил подмоги, помощи искал –

    И был уверен, что святое дело
    Господь по-справедливому свершит.
    …Избранник божий строит планы смело
    И в точности исполнить их спешит.

    Филолог, физик, инженер, географ,
    Историк, математик, астроном,
    Геолог, химик, металлург, биограф
    Царей Руси, поставленных на трон,

    Встречал и травлю, и сопротивленье
    Чиновников, влиятельных господ.
    Но это – так, пустое приложенье…
    Он стал навек «душою просвещенья»
    И призывал к движению вперед.

    Превозносясь духовно – над рутиной,
    Науку над невежеством вознес.
    Не будь его, была бы Русь былинной
    Еще лет двести… Да и то – вопрос…

    * * *
    Царей Российских почитал особо,
    Не отрицал их силы и заслуг,
    К ним обращался – стихотворным слогом –
    И милость получал из первых рук!!!

    Он сил придал великому народу –
    Направил на свершенье правых дел.
    Он дал поэтам – образ и свободу
    И сам таким примером стать успел.

    Воспел монархов, мощных и разумных,
    Воспел победы, знаний торжество,
    Не ждал награды и признаний шумных,
    И не было соблазнов у него.

    Ему внимало молодое племя,
    А он, ломая старые межи,
    Опережал стремительное время –
    И время уступало рубежи!

    Он жил, внедряя зерна новых правил,
    И всходы поливал водой живой.
    Наследникам своим наказ оставил:
    «Употребляйте сами разум свой»

    * * *
    Он разрешил широкий круг вопросов,
    Потомков своих будущих любя;
    Спешил – о кратком времени скорбя.
    …Поклон тебе, великий Ломоносов –
    От нас, так мало знающих тебя!

    19 февраля 2010 г.

Оставьте свой отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blagocofe@yandex.ru